2.jpg
Сегодня бюджету Челнов нужно «реальное поступление средств», а для этого «должны объединиться все - и работодатель, и административные органы - и координировать должен исполком»

ГОВОРИТЬ О БАНКРОТСТВЕ НЕПРАВИЛЬНО, «НО СЛОЖНОСТИ ЕСТЬ»

Сегодня депутаты рассматривали все те же 14 вопросов повестки, что и прошлые депутатские комиссии. Впрочем, на этот раз о привлечении в город дополнительных 202 млн. рублей на увеличение зарплат, прежде всего, педагогам докладывала сама начальник финуправления города Альфинур Галиакберова. Сам вопрос возражений депутатов не вызвал (прозвучали, однако, реплики, что допсредств все-таки «мало»), зато председатель постоянной комиссии горсовета по экономической политике и бюджету, депутат фракции «Единая Россия» Марат Нуруллин – в 2003 - 2005 годах был помощником Олега Морозова по работе в РТ и Набережных Челнах – поднял гораздо более острый вопрос. Он вспомнил прошедшее в понедельник совещание с хозяйственными руководителями города и выразил несогласие с трактовкой выводов этого совещания в отдельных СМИ. В частности, в «БИЗНЕС Online».

- Все, наверное, видели публикации. Прозвучала определенная информация, возможно, несколько резковато написали журналисты, я не думаю, что говорить о банкротстве города нужно (имелась в виду конкретный материал «БИЗНЕС Online» «Василь Шайхразиев заговорил о банкротстве»). Это по меньшей мере сегодня неправильно. Но сложности есть, - признался все же Нуруллин. - У меня была бы в связи с этим вот какая просьба. В прошлом году мы смотрели состояние дел у особо крупных налогоплательщиков, по тем, кто играет главную роль в формировании бюджета. Насколько я понимаю, сегодня главная проблема при всем при том, что идет консолидированное общее выполнение бюджета – недобор по НДФЛ. И сумма недобора очень приличная. Нам придется садиться и определять комплекс мероприятий, чтобы мы могли решить эту проблему. Там есть объективные, субъективные причины. Разные есть пути решения. Я сразу скажу, не сторонник компенсировать отстутствие системной работы органов, отвечающих за наполнение бюджета, за доходную часть бюджета! Я считаю, административные органы здесь абсолютно недорабатывают! Это их вина! Идет ослабление работы. Нет межведомственного взаимодействия, это нужно констатировать сегодня одназначно. Мы теряем 133 миллиона рублей по НДФЛ за 7 месяцев – невиданная цифра! Нужно нам объективно посмотреть информацию, Флера Ивановна (Андреева, заместитель главы муниципального образования - авт.).

ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ВВЕСТИ ДОЛЖНОСТЬ ЗАМГЛАВЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

Чтобы попытаться решить эту проблему, по мнению депутата, необходимо ввести должность замглавы, который бы отвечал за доходную часть бюджета. Он выразил недоумение, что так и не разобрался в том, кто отвечает за него сейчас. По его выводам – никто!

- Кто у нас в исполкоме этим занимается? Финуправление это бюджет, расходы, работа с казначейством. Если это идет через минэкономики РТ, давайте смотреть, как это все работает. Мы говорим, что у нас существует комиссия по серому рынку труда – где эффективность работы этой комисси с учетом 133 миллиона рублей недобора?! Рассказывать о том, как мы проводим совещания, сколько человек на него пригласили, можно много и хорошо, но где результат? Где деньги, Зин? – возмутился народный избранник.

По мнению председателя комиссии по экономической политике и бюджету сегодня нужно «реальное поступление средств», а для этого «должны объединиться все: и работодатель, и административные органы, и координировать должен исполком».

- Мне вчера мысль пришла в голову. Давайте введем должность первого зама, кому мы доверим все вопросы экономики (интересно, что в 1990 - 1995 годах Нуруллин занимал должность сначала заместителя мэра, затем вице-мэра автограда - авт.). Черт его знает… Может, он сможет объединить все направления по этой работе и отвечать за состояние в том числе и экономического состояния города?

1.jpg
Марат Нуруллин: «Назовите мне на сегодняшний день, кто у нас в городе сегодня пошел по статье по налогам?»

«СЕГОДНЯ МЫ ЖИВЕМ С ВАМИ ПО БЮДЖЕТУ НЕРАЗВИТИЯ»

Нуруллин поделился беспокойством, что проблем с наполнением бюджета становится все больше. И рассказал о том, «какие бои сейчас выдерживает Альфинур Азатовна (Галиакберова - авт.) в Казани по защите бюджета города на 2014 год». Мало того, депутат от «Единой России» прямо заявил о том, что город сегодня не развивается:

- Давайте честно скажем, сегодня мы живем с вами по бюджету неразвития, слова «развития» даже быть не может. Мы лишь закрываем те проблемы и дыры, которые у нас возникают. Да, республика что-то дает. Но и городу что-то надо делать. Распродавать земли, имущество? Наверное, где-то это было бы и разумно, и эффективно, и нужно. Но нужно понимать, что это та собственность, тот запас, те вещи, которые являются инвестиционной составляющей земель города: наличие свободных участков, к примеру. Сегодня распродал – завтра что? У нас есть примеры соседних городов (к сожалению, депутат не назвал их - авт.), где даже жилье строить не могут. Это тоже неправильно. Сегодня необходимо копать «до руды», внешние вещи исчерпаны. Большая просьба к Флере Ивановне этим делом заняться. Иначе все остальные планы депутатов без денег воплощены не будут, - предупредил глава комиссии.

ПОЧЕМУ МИНФИН РТ «НА КОЗЕ» НЕ ОБЪЕДЕШЬ

Нуруллин заметил также, что начиная с 2010 года процент собираемых налогов «уменьшается, уменьшается и уменьшается». Почему? Мало того, город даже перед республикой не может объективно показать свои потребности.

- Может быть, даже изменения стандартов каких-то необходимо… - заметила Андреева.

- И это тоже! Но объективно показывать необходимость большого количества средств, а не финансирование по остаточному признаку – мы не умеем. Пока дитя не плачет, мать не разумеет. И все эти вопросы надо доказывать и объяснять минфину РТ. У нас же очень неплохой министр финансов РТ, он здорово умеет считать, и доходную, и расходную часть. Вплоть до копейки. Я точно это знаю: просто так его «на козе не объедешь». Надо показать минфину объективную необходимость средств, - заявил депутат.

Андреева с критикой депутата неожиданно согласилась. Решено было к сентябрю создать по этой проблеме рабочую группу, а затем обсудить вопрос на комиссии.

ПЕРЕВОЗЧИКОВ БУДУТ-ТАКИ ЛИШАТЬ ЛИЦЕНЗИИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ

Еще одним пунктом повестки дня, вызвавшем несколько эмоциональную реакцию депутатов комиссии оказался, разумеется, все тот же - транспортный. Причем почти тот же доклад Рафаэля Киямова - начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения города, что вызвал бурю негодования на заседании постоянной комисии по законности и правопорядку на прошлой неделе (газета «БИЗНЕС Online» писала об этом). Хотя и после заседания рабочей группы, собранной по инициативе депутатов Максима Федорова, Романа Мугермана, Сергея Еретнова и Татьяны Гурьевой, в правила перевозки пассажиров городским общественным транспортом были внесены необходимые изменения (напомним, правила не менялись с 2007 года), вопросы, как выяснилось, остались. Киямов заметил, что его управление рассмотрело «отдельные замечания, высказанные на других комиссиях», создали рабочую группу и успели оперативно внести изменения.

Депутат от «Единой России» Евгений Иванов (вообще-то входящий в другую постоянную комиссию, и присутствовавший в комиссии Нуруллина с правом совещательного голоса) – директор по развитию ООО "ТВ-5" – вспомнил слова Федорова о необходимости лишения перевозчика лицензии за нарушения. Напомним, Федоров был возмущен телесюжетом местной телекомпании, где владелец маршрута избил пьяного водителя перед камерой. «Можно ли ввести бальную систему за нарушения правил? В случае набора определенного числа баллов лишать перевозчика маршрута?» - поинтересовался Иванов. Как выяснилось, управление Киямова уже внесло необходимые поправки в правила. Правда, система не будет бальной: «Два серьезных нарушения – и можно запускать процедуру лишения лицензии», - торжественно заявил уже «стрелянный» прошлыми комиссиями Киямов.

ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ОСНАСТИТЬ МАРШРУТКИ ВИДЕОКАМЕРАМИ

Однако Иванов тут же выдвинул еще одно предложение, неожиданно поддержанное и остальными депутатами постоянной комиссии. По его мнению, в настоящий момент, несмотря на жалобы пассажиров об отказах водителей их перевозить (имеются в виду льготники - авт.), и даже случаи, когда пассажиров высаживали из маршруток – доказать противоправность водителей невозможно: последние заявляют, что ничего этого не было. «Нельзя ли камеры видеонаблюдения поставить в автобусах? - поинтересовался депутат. – И внести необходимость видеофиксации в правила?»

Киямов заметил, что об этом они уже думали, однако юристы заявили, что видеозапись в суде доказательством являться не будет. «Но для нашей комиссии, которая будет считать баллы, штрафы, это будет доказательством! Едет человек, разговаривает по телефону, нарушение ПДД – есть видеозапись этого, лишаем лицензии. Давайте введем в условия конкурса пункт о видеофиксации», - не унимался Иванов. Киямов прямо не стал обещать, что предложение депутата возьмет «на карандаш», однако заверил комиссию, что касается льготников – проблема решена: 98% автобусов оснащены валидаторами, и люди получают уже электронные льготные карты. «Да в ближайшее время автобусники сами начнут охотиться на этих льготников, чтобы их провезти и получить денежку!» - дал смелый прогноз чиновник.

«РЕБЯТА, ВЫ ЧТО, АВТОБУСЫ ЗАКУПИЛИ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ?! ПОЛИТИКОЙ СТАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ!»

Вторым слово вновь взял Нуруллин, и вновь выяснилось, что к необходимости высказаться его сподвигло чтение газеты «БИЗНЕС Online», удивление и недовольство депутата вызвал материал, где говорилось о том, что «депутаты раскритиковали чуть ли не всю транспортную революцию, которую намечал исполком». Депутат сначала «расшаркался» перед комиссией Максима Федорва, заявив, что «с уважением относится ко всем депутатам комиссии по законности и правопорядку, у которых возник этот вопрос, но…»:

- Вы знаете, я проработал 7 лет начальником транспортной инспекции (с 1995 по 2001 год Нуруллин был начальником Прикамского отделения государственной транспортной инспекции - авт.). И даже я не могу взять на себя ответственность, чтобы заявлять: надо делать так-то и так-то! Почему именно эта комиссия, Флера Ивановна, создала рабочую группу? Там такие специалисты сидят?! Хорошо знают и глубоко занимались транспортной проблемой?! Если возникает вопрос, чисто профессиональный, им должна заниматься комиссия, состоящая из специалистов, а не из тех людей, которые преподносят что-то там. Господин Киясов правильно сказал, главной проблемой до сих пор были льготники. Когда не было валидатора, невозможно было получить компенсацию перевозчику. Теперь вопрос решился – все! Но у нас выборы на носу, политическая активность, людям нужно о себе заявляться! – саркастически прокомментировал Нуруллин, по-видимому, неожиданное «живое участие» в транспортной проблеме независимого депутата Еретнова и коммунистки Гурьевой. – Но нужно же тоже зерна от плевел отделять. Я прочитал в газете «БИЗНЕС Online», я эту газету читаю в первую очередь, и увидел там сообщение о «транспортной революции», которую критикуют и так далее – я, конечно, двух товарищей из той комиссии после этого встретил и спрашиваю их: «Ребята, вы что, автобусы закупили на свои деньги?! Политикой стали заниматься! С какой балды вы и этот вопрос?»

НИКАКИЕ ПРАВИЛА ПРОБЛЕМУ НЕВЕРНО СПРОЕКТИРОВАННОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ НЕ РЕШАТ

По мнению Нуруллина, в таких рабочих группах должны быть представители всех комиссий, и в первую очередь профильных. «Может быть, и я бы поучаствовал с удовольствием, и какое-нибудь слово не очень веское, но сказал…», - скромно намекнул Нуруллин на то, что его как депутата в рабочую группу по транспортной проблеме отчего-то не пригласили.

Флера Андреева с Нуруллиным опять же согласилась. Однако депутат явно не собирался заканчивать свою речь, а в конце и вовсе заявил о том, что «как бы мы правила не вылизывали, мы никогда не получим качественного транспортного обслуживания»! Почему? По одной единственной причине: транспортное движение в городе спроектировано неправильно, считает он:

- У нас с вами одно «полотно» от «Дома Обуви» до ЗСК - и ты хоть застрелись, никуда не денешься. И нужен либо второй мост, либо трамвай, либо какие-то иные решения. А от того, что шикарно организовано в правилах – ничего не меняется: в пробке там ты стоять все равно будешь. Вот главная проблема.

ПРОБЛЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

После заседания постоянной комиссии корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Марата Нуруллина прокомментировать необходимость введения должности замглавы по экономике, отвечающего за доходную часть бюджета:

- Марат Рафикович, вы действительно считаете введение такой должности необходимой и почему? Это будет заместитель мэра или замглавы исполкома города?

- Замглавы исполкома, конечно. Но что я имею в виду? Сегодня я вижу большую проблему межведомственного взаимодействия. У нас вроде бы есть минэкономики РТ, которое отвечает за формирование планов социально-экономического развития, которое как бы определяет прогнозные показатели. Показатели эти принимаются потом на год, на два года. На основании этих планов формируются доходная и расходная части…

- Бюджета города?

- Да. За расходы бюджета отвечает финуправление плюс казначейство. У нас есть отраслевые отделы: строители, ЖКХ, транспорт, социалка. Часть, к примеру, здравоохранение, финансируется, скажем, через минздрав и так далее. А по департаментам ЖКХ и департаменту образования расходы идут за счет муниципального бюджета. Вот в работе над прогнозом социально-экономического развития города, формирования потребностей города надо доказывать (необходимость финансирования в конкретных суммах - авт.). Я, например, вижу сегодня отсутствие взаимодействия здесь. Самое главное, что меня больше волнует – у нас вот уменьшилась доходная часть бюджета. Хорошо, допустим, но почему?

СЕКВЕСТИРОВАТЬ БЮДЖЕТ НЕ БУДУТ

- В настоящее время доходная часть автограда – 5,8 миллиарда рублей, а расходная – уже 6,2 миллиарда рублей.

- Да, но самое главное, почему мы не смотрим причины? Уменьшилась, но по каким статьям? Я могу сказать, к примеру, по НДФЛ. Но почему произошло уменьшение по НДФЛ? Кто разобрался в этом, кто сказал, что произошло по таким-то причинам? Может быть, произошло снижение объемов производства? Мы этого не знаем. Если бы знали причины, мы бы корректировали…

- … И секвестировали бюджет?

- Нет! Ни в коем случае. У нас не такое положение, чтобы секвестировать бюджет! Мы, скорее, должны поднимать вопрос перед республикой и говорить: вот нам необходимы субвенции на эту долю выпадающих доходов. Либо, что чаще всего, и я больше всего убежден – просто-напросто заставлять наши территориальные республиканские и федеральные подразделения, наши муниципальные структуры лучше и плотнее работать с нашими предприятиями в части исполнения бюджета.

«ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ НАЛОГИ? ТАК КТО Ж БУДЕТ ИХ ПЛАТИТЬ?!»

- С налоговиками?

- Совершенно верно! И налоговики, и прокуратура, и следственный комитет, и отдел УВД по борьбе с налоговыми преступлениями. Назовите мне на сегодняшний день, кто у нас в городе сегодня пошел по статье по налогам?

- …

- Вот и я о том же. Ребят, если этого нет, вы что хотите тогда? Вы хотите получить налоги? Так кто ж будет их платить?! Налог никто с удовольствием не платит. Я сам бизнесмен (директор ООО «АвтоМастер» - авт.), я могу сказать это, я сегодня только НДС перечислял. Я с такой радостью подписывал платежку? Нет, но я ее должен отдать.

РАЗНИЦА ЗАРПЛАТ НА КАМАЗЕ И КОМПАНИЯХ-СПУТНИКОВ ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ

- Допустим, налоговики и остальные начнут лучше работать. Но, возможно, в том, что недобрали 133 миллиона рублей по НДФЛ в первом полугодии, есть и объективные причины? Скажем, и главы КАМАЗа и Ростеха Сергей Когогин и Сергей Чемезов мне говорили в конце июня, что первое полугодие было для промышленности, в частности, автопрома, очень простым.

- Это одна из причин. Но я больше, чем уверен, есть и другие направления деятельности. Давайте честно скажем, если сегодня брать в разрезе отраслей. В частности, обрабатывающую промышленность в автопроме Набережных Челнов – производство автокомпонентов. Показатель – КАМАЗ, где средняя зарплата больше 22 тысяч рублей. Как сегодня возможно существование предприятий на той же промышленной площадке, где средняя зарплата в этой же самой отрасли – 6 - 10 тысяч рублей?! Какие тут могут быть комментарии еще? И кто у нас сегодня занимается конкретно этими предприятиями? Кто вызывает на межведомственную комиссию их руководителей и говорит: «Нехорошо! Давайте поднимите зарплату». Но НДФЛ от фонда оплаты труда обычного среднего такого предприятия в 10 миллионов рублей ежемесячно составляет 1,3 миллиона рублей. 100 миллиона – это 13 миллионов рублей. Вот это я и имею в виду. И этими вещами надо серьезно заниматься!