В круглом столе по проблемам ЖКХ приняли участие представители минстроя, исполкома Казани, ОАО «Генерирующая компания», водоканала и ряда управляющих компаний. Поводом для его проведения стали тревожные итоги первых двух месяцев реализации постановления правительства РФ от 16 апреля 2013 года №344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Напомним, что данное постановление предусматривает поэтапное повышение коэффициента платы за коммунальные услуги для домов, где нет коллективных или индивидуальных счетчиков при наличии технической возможности их установки. Таким образом, законодатели пытаются простимулировать жильцов на установку приборов учета. В том же постановлении распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН), не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления на эти нужды. По решению общего собрания собственников, превышение объема, установленного исходя из показаний общедомового счетчика, над объемом, рассчитанным по нормативу, распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если же такое решение не принято, то исполнитель (то есть УК) оплачивает нераспределенную разницу за ОДН за собственный счет.

По данным, которые привел заместитель председателя комитета ЖКХ по экономике исполкома Казани Альберт Халиуллов, только за два первых месяца (июнь и июль) с момента введения в действие постановления №344, объем нераспределенной суммы за ОДН по УК г.Казани составил 23 млн. рублей. «И это в летний сезон, когда жильцы не платят за отопление. Летом потребление коммунальных услуг примерно в полтора раза ниже, чем зимой. Мы ожидаем, что зимой сумма нераспределяемого ОДН может по Казани составить порядка 30 миллионов рублей в месяц. Для понимания масштабов этой цифры – все сборы по статье «Управление жилым фондом», то есть весь доход непосредственно управляющих компаний Казани, составляет 34 млн. рублей в месяц», - отметил он, констатировав, что в таких условиях УК не могут существовать.

По мнению представителя исполкома Казани, федеральный законодатель, заложив норму о том, что УК должна оплачивать нераспределенный ОДН из собственных средств, не до конца просчитал, какие собственные средства в реальности есть в распоряжении УК. Халиуллов напомнил, что кроме статьи «Управление жилым фондом» никаких других средств в распоряжении УК нет. «Все остальные средства, которые получаются от населения, ровно в том же объеме, распределяются поставщикам коммунальных ресурсов либо организациям, оказывающим жилищные услуги. Проблематика действительно глобальная и пока выхода из нее мы не видим», - признал Халиуллов.

222.jpg

«ПОЛИТИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННЫЙ ХОД»

Ситуацию усугубляет кризис доверия населения к управляющим компаниям, который приобрел тревожные черты за последний год. Как пояснил представитель исполкома, за последние 12 месяцев несколько раз менялся порядок начисления за услуг ЖКХ, что приводило каждый раз к проявлению недовольства населения.

«Начиная с сентября прошлого года три раза увеличивался тариф на услуги ЖКХ, менялись формулы начисления. Все это привело к тому, что население нам фактически перестало верить, - заявил Николай Новиков, директор ООО «ПКФ «Жилкомсервис» (Набережные Челны). - Когда мы разносим квитанции по квартирам, жильцы удивляются, ну почему именно так? Почему опять увеличение? Мы начинаем объяснять, но наши объяснения, в общем-то, объяснению не поддаются. Населению трудно доказать причины происходящего. 344 постановление нужно срочно менять или вносить поправки. Если мы в ближайшее время этого не сделаем, то УК обанкротятся. В моей компании с 1 июля имеется 1,4 млн. рублей нераспределенного ОВД, скоро включат тепло, и эта сумма в разы увеличится. Мы просто не сможем оплачивать эту разницу поставщикам».

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов назвал принятие постановления №344 «политическим мотивированным ходом с целью создания социально-благоприятного климата в стране». «Мы с самого начала были кардинально не согласны с тем подходом, который заложен в основу 344-го постановления. Власти республики занимали достаточно жесткую позицию и сопротивлялись тому, чтобы этот документ вообще вышел и даже подготовили обращение, что постановление требуется доработать. Мы предлагали внедрить в него те положения, которые хорошо зарекомендовали себя у нас в республике в постановлении №262 кабмина РТ, то есть тот порядок, который реально стимулировал конкретного гражданина на установку квартирного прибора учета, стимулировал на открытость, на порядочность во взаимоотношениях с УК и энергоснабжающими организациями», - сказал он.

По словам Фролова, хотя в настоящее время собираемость средств с населения за оплату услуг ЖКХ составляет 98% (так же, как в Германииприм. авт.), за предыдущие периоды накопилась астрономическая сумма задолженности, причем за последние 8 месяцев сумма долга увеличилась на 12,6% - с 3,4 до 3,8 млрд. рублей. Это больше одного месяца начислений за все услуги ЖКХ в целом по республике, отметил Фролов, добавив, что такой долг влияет на взаимоотношения управляющих компаний с поставщиками энергоресурсов и формирует кассовый разрыв всех предприятий отрасли. Понятно, что в этих условиях решение возложить на управляющие компании расходы по нераспределенному среди жильцов ОДН равносильно самоубийству всей системы ЖКХ России.

Замминистра сообщил, что некоторые регионы, в том числе Москва, уже ввели мораторий на применение положений постановления №344. По его словам, подготовка подобного решения ведется и в Татарстане. «Законом предусмотрено, что собрание собственников жилья может определить, каким образом будет распределяться ОДН. Мы предлагаем перейти на такой порядок начисления, который будет стимулировать установить приборы учета владельцев тех квартир, где их нет - распределять на них сверхнормативный ОДН. Этот порядок у нас отработан, есть формула начисления, но сегодня управляющие компании, находясь под жестким контролем надзорных органов и с учетом того, что у населения есть недопонимание деятельности управляющих компаний, просто не идут на этот шаг. Мы подготовили проект распоряжения правительства РТ, которое рекомендует органам местного самоуправления подключиться к решению этого вопроса, провести собрания, разъяснить населению, что применение такого порядка в их же интересах. Сейчас мы проводим консультации с прокуратурой РТ по данному документу», - рассказал Фролов, добавив, что в ближайшие две недели вопрос будет решен. «Я считаю, что оптимальным вариантом изменения сложившейся ситуации должно быть изменение федерального законодательства, которое регулирует взаимоотношения населения, собственников жилья и управляющих компаний. Надо отдать полномочия по регулированию услуг ЖКХ с федерального на региональный уровень», - призвал он.

«ВЫХОДИТ КАКОЙ-ТО НОНСЕНС»

Практически все участники круглого стола поддержали позицию представителя минстроя РТ. Так, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» замгендиректора ОАО «Генерирующая компания» Олег Зверев сказал, что Татарстан способен справиться с этой функцией. «Подавляющее большинство УК республики много лет нормально работают на рынке. Их возглавляют специалисты своего дела. Да, к ним есть претензии - всегда будут недовольные. Но это не системные проблемы, не массовые. Если память не изменяет, последний раз банкротство УК в Татарстане было лет 10 назад», - напомнил он.

- Федеральная власть загоняет то жилищников, то энергоснабжающие компании, то население в какую-то нехорошую ситуацию, потом начинает бешено пытаться ее исправлять, - говорит Зверев. - Происходят шараханья из одной стороны в другую. Например, федеральный закон №261 – мы ставим приборы учета по электроэнергии, по воде, по теплу в подъезды домов, агитируем население, разъясняем. Выходит 344 постановление, которое напрочь сносит всю мотивацию по домовым приборам учета. Вот это шарахание на федеральном уровне приводит к тому, что проблемы как снежный ком скатываются вниз – в регионы, в муниципальные образования. Если решение вопроса ЖКХ отдать на уровень субъектов федерации, на сегодняшний день это будет оптимально. В разных регионах совершенно разная ситуация по теплу. Почему мы каждый год в начале отопительного сезона слушаем по телевизору – то тут, то там люди замерзают. Уровень сбора средств за услуги ЖКХ в разных регионах сильно отличается – от 30 до 100 процентов. Попытка учесть все многообразие условий, сделать единые универсальные правила не получается. Выходит какой-то нонсенс – нежизнеспособная помесь слона с носорогом.