- Александр Михайлович, что вы можете сказать о недавнем ЧП в Нурлате? Наши читатели обращаются к вам с просьбой дать адекватный комментарий…

- В основе событий лежит криминальная разборка по дележу сфер влияния. Среди участников как с одной, так и с другой стороны были представители различных национальностей – это русские, татары, дагестанцы – хотя их не так много в Нурлате, азербайджанец родом из Грузии… Вот так все смешалось (показывает клубок из пальцев – ред.). Сначала конфликт был, можно сказать, чисто ОПГэшный… Была драка, в которой участвовали в общей сложности не больше 30 человек. А позже уже была попытка собраться 100 - 150 человек… Нарастание конфликта силовым структурам удалось все-таки предотвратить…

Кому-то очень хочется придать этим событиям национальную окраску, преувеличить масштаб. В драке участвовали около 30 человек, а в одной из федеральных газет написали, что более 700. Желание из мухи сделать слона, оно есть… Но такие публикации – на совести авторов.

Если русский убил русского или татарин убил татарина – большого резонанса не будет. Если русский убил татарина или татарин убил русского – тоже вряд ли, потому что давно здесь все притерлись. Но если убил чеченец, как это было в Пугачеве… Хотя с давних времен известно, что преступники не имеют национальности. Изгои есть у любого народа, нельзя по этим людям равнять весь народ.

- И все-таки те события вызвали острую реакцию, последовали оргвыводы, проверки… Какие проблемы выявил Нурлат?

- Главная проблема в том, что органы власти и силовики не установили в Нурлате четкий контроль в криминальной среде, в национальной. Речь о работе полиции, о роли муниципальных властей в урегулировании вопросов, связанных с мигрантами, и других вопросов, касающихся местного населения. Сейчас ведется следствие, комплексная проверка, есть задержанные. В социальных сетях обсуждается тема о возможном влиянии коррупции. Все эти вопросы взяты на вооружение: что там было, как там было, почему… Когда проверка пройдет – посмотрим. Всем предстоит серьезная работа над ошибками. Если давать оценку конфликту  в целом, то это прежде всего криминальная разборка, участники – представители разных национальностей, в силу чего и произошла огласка, что это национальный конфликт.

- У нас ведь давно не было массовых драк…

- Массовая драка была предотвращена, но предпосылки действительно были. У событий в Нурлате есть криминальный подтекст, там идет передел сфер влияния… Безусловно, силовики должны были отслеживать эту проблему, нельзя было допускать, чтобы произошли какие-то столкновения. Если бы все это ограничилось только первой дракой, без попытки продолжения, может быть, вообще бы не было резонанса. Хотя сегодня умолчать о каких-то событиях невозможно, соцсети работают, тут же все будет известно. Ту информацию, которую давало МВД, мы отслеживали, она была дозированной и корректной. Просто некоторые СМИ публиковали слухи причем даже не из первых уст… 

 

В ТАТАРСТАНЕ ИДЕТ «ЗАЧИСТКА» НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ

- И все-таки проблемы, связанные с притоком мигрантов сейчас очень остро звучат по всей России. Какова ситуация в Татарстане?

- Татарстан – привлекательная республика с точки зрения комфорта, с точки зрения заработков. Здесь толерантная среда, хороший инвестиционный климат. Поэтому к нам идет большое движение. Обратная сторона медали в том, что едут люди разные, в том числе с криминальным прошлым, приверженцы различных радикальных взглядов, религиозных прежде всего. Мы оказались попросту не готовы к массовому притоку мигрантов не только в Татарстане, в масштабах всей России. Намного больше мигрантов, например, в Астрахани, Ставрополье, у них просто беда.

Тем не менее проблема есть и у нас. Поэтому Татарстан, с одной стороны, толерантен и открыт, но, с другой, мы стараемся ввести поток мигрантов в жесткие рамки. Нам хватило случая с Василисой Галицыной и других подобных примеров, поэтому с определенного времени мы начали все это притормаживать, ограничивать. Свою роль в усилении этой работы сыграл фактор Универсиады. Несмотря на то, что у нас большое количество гастарбайтеров было задействовано на строительстве объектов, цифры говорят сами за себя: в первом полугодии 2013 года незаконных мигрантов из Татарстана выдворено в 4,3 раза больше, чем за такой же период прошлого года.

Президентом, правительством РТ жестко ставятся задачи перед работодателями, главами администраций. Важно правильно оценивать  масштаб этой проблемы, последовательно координировать работу всех министерств и ведомств, силовых структур, вести  выверенную работу в муниципальных образованиях.

Нельзя идти на поводу того, что это дешевая рабочая сила. Надо видеть шире, что за этим следует. Хорошо, если дворник или строитель один приехал, а если еще привез семью, как в Нурлатском районе в Курманаево? Когда приехала одна семья таджиков, их восприняли, как беженцев, во всем стремились помочь. А потом приехали еще две семьи по 5 - 7 человек. И когда приезжих стало уже полтора–два десятка, они стали кучковаться, начали игнорировать интересы местного населения, вести себя вызывающе… А потом ими было заявлено, что собираются приехать еще 15 семей, и проблема мигрантов здесь стала весьма жгучей… Если тут от трех семей столько проблем, что будет, когда приедут 15? Тогда население и стало пытаться активно эти вопросы решать доступными методами. Похожий пример у нас был в Пестречинском районе.

- Тоже с таджиками, кажется?

- С таджиками, да. Похожая проблема. В Высокогорском районе она тоже есть, может быть, не настолько выраженно. Когда достаточно много представителей одной национальности приезжает, и они пытаются себя вести как-то обособленно и даже что-то диктовать, тогда у населения возникают вопросы…

В то же время, хотел бы отметить, что в работе с мигрантами не должно быть крайностей. Надо понимать, кто едет, с какими целями, какими установками. В Татарстане очень много примеров, когда выходцы из других стран прекрасно вписались в многонациональную среду, уважительно относятся к нашему историко-культурному наследию и традициям, считают республику своей второй Родиной. 

IMG_8712.jpg
«Как высказался один из уважаемых казыев, в последние десятилетия «арабы испортили татар деньгами». И если раньше в умме были бессребреники, готовые служить своему народу, то теперь многие стремились просто зарабатывать…» 

БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО ПЕЛИ И ПЛЯСАЛИ…

- Национальная политика – это, разумеется, не только вопросы, связанные с мигрантами. В Татарстане долгие годы живут люди самых разных национальностей. Как строится взаимодействие власти с диаспорами?

- Еще в мае 1992 года на первом съезде народов Татарстана было принято решение о создании ассоциации национально-культурных объединений (АНКО). И уже осенью эта ассоциация была учреждена и зарегистрирована минюстом республики. Тогда же на съезде шла речь и об открытии Дома дружбы народов. Позже ассоциация была преобразована в Ассамблею народов Татарстана, которая объединяет 85 национально-культурных автономий и общественных объединений, представляющих 35 этносов. Сегодня у нас Дом дружбы народов имеет огромное помещение в Казани, такой же большой есть в Челнах, строится, уже на подходе, в Нижнекамске...

- Эти дома связаны с диаспорами?

- Это базовая площадка для многонационального движения, здесь располагается Ассамблея народов Татарстана, ведется большая работа: встречи с учеными, круглые столы, конференции, праздники культур… В Доме дружбы народов зримо присутствует национальная жизнь. Причем два филиала ассамблеи работают в городах Набережные Челны и Нижнекамск, действуют 6 представительств: в Альметьевске, Бугульме, Елабуге, Зеленодольске, Лениногорске, Чистополе.

Наша Конституция дает право каждому гражданину получить образование на родном языке, вообще реализовать себя на своем языке… В Татарстане на 8 языках ведется образование и 8 языков преподаются: татарский, русский, языки народов Поволжья… А в рамках воскресных школ преподаются около 30 языков. Мы это поддерживаем. Родной язык дорог людям, и мы создаем условия для его изучения и развития. У нас есть понимание: если будет плохо какому-то одному народу, то плохо будет всем…

Когда формировалась Ассамблея народов РТ, то принцип вхождения в совет был «один народ – один голос». Много организаций могут войти в ассамблею, но в совет делегируют только одного человека. То есть нет такого, что у одного народа больше представителей, чем у другого. Все на равных и решают возникающие проблемы. Другие важные принципы ассамблеи: быть вне политики и вне религии. Это принципы тоже изначально были заложены –  ассамблея должна представлять только национальные интересы и забыть интересы каких-либо партий.

- Но партии, надо думать, заинтересованы в благосклонности диаспор…

- Это естественно. Но мы в свое время говорили нет и парламентским, и другим партиям, которые пытались выйти на сотрудничество с АНКО, преследуя свои интересы. Кроме того, у одного народа может быть несколько конфессиональных групп, поэтому также важен принцип «вне религии», чтобы какие-то конфессиональные различия не довлели над вопросами сохранения языка и культуры народа. Язык и культура должны объединять.

Эти принципы, они работают и сегодня, поэтому Ассамблея народов Татарстана сейчас одна из наиболее адекватно действующих в России. На всех форумах, которые мы проводили, все гости, которые нас посещали, говорят об этом. И мы сами чувствуем, что работа ведется неплохо. Очень здорово, что председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин возглавил совет ассамблеи, это усилило организацию. Правда, тут есть некая опасность подмять инициативу самих людей. В ассамблее это понимают, и Фарид Хайруллович тоже это понимает, поэтому работу ведем аккуратно. Государство не должно «передавить», надо дать возможность людям самим участвовать в программах, чувствовать свою значимость, видеть, что к ним прислушиваются, что они сами инициируют, сами проводят и видят результаты своего труда. Это принципиально важно, поэтому ассамблея народов – один из ключевых институтов гражданского общества, если мы говорим о национальной политике.

- Ассамблея сегодня ведь еще и лоббистская площадка диаспор, лоббистская в хорошем смысле…

- Наверное, не столько лоббистская площадка, сколько механизм выработки консолидированных решений. Потому что есть вопросы, которые присущи не одной диаспоре, а целой совокупности. Вот и вырабатывается консолидированное мнение. Например, по предложению ассамблеи был создан общественный совет при МВД, который рассматривает в том числе и вопросы миграционной политики. Мы одними из первых в стране создали такой совет, и он доказал свою эффективность.

- Вроде бы миграционная политика не сфера заботы национально-культурных автономий…

- Когда обсуждали стратегию национальной политики Российской Федерации, были предложения внести коррективы в закон о национально-культурных автономиях, возложить на них и работу с мигрантами. Это, видимо, красиво смотрится, и авторы идеи  хотели бы, чтобы в подобных организациях не только пели и плясали, но и отвечали за своих соотечественников-мигрантов. Но тут нужно понимать механизм работы такой общественной организации. Она стремится создать условия для сохранения и развития, для передачи новым поколениям родного языка, культуры, обычаев… И вдруг этим людям говорят, что с завтрашнего дня вы будете ловить мигрантов своей национальности на вокзалах, отправлять домой, будете отвечать за то, правильно или неправильно они себя ведут! Надо же понимать логику и цели этих образований. Да, в них объединяются авторитетные люди, которые действительно могут как-то участвовать в разруливании миграционных проблем. Но обязывать этих людей и такие организации заниматься подобными проблемами было бы неправильно. Надо с ними вести тонкую работу по взаимодействию, для формирования некого отношения к острым проблемам…

IMG_8714.jpg
«Нас и перед Универсиадой пугали взрывами, поясами шахидов…»  

ФАЙЗОВ БЫЛ «ЧИСТИЛЬЩИКОМ», А ЯКУПОВ ЕГО «ФЛАГОНОСЦЕМ»

- Много вопросов читатели прислали по прошлогодним терактам в Татарстане. Спрашивают, все ли у нас сделано для того, чтобы это не повторилось? Вообще, что все-таки это было? Теракты или нет?

- Конечно, теракты! Тут вообще вопросов нет. Вице-премьер РТ Асгат Сафаров в своем докладе на заседании Госсовета республики говорил о том, что эти теракты – вызов всему обществу. А мы оказались просто не готовы к этому вызову, не готовы к такому притоку чуждых религиозных взглядов. Они к нам идут двумя каналами. Один канал – это те, кто учился в 90-е годы в Саудовской Аравии, в тех странах, где моносреда, где нет жизненного опыта проживания в многонациональной, многоконфессиональной стране. Эти люди вернулись домой с проваххабитскими установками. Это одна волна. И вторая волна – то, что пришло с мигрантами с Кавказа и прежде всего из Средней Азии.

Это, конечно, вызов нам. И оценка этого вызова была такой: можно успешно экономически развиваться, но если вопросы стабильности, вопросы межнационального и межконфессионального согласия расшатать, то тут же возникнут проблемы для бизнеса, проблемы с инвестициями. Есть очень четкое и ясное понимание этого. Тем более, учитывая, что Татарстан вышел на орбиту международного сотрудничества. Понятно, все рейтинги республики полетят, если будут теракты, если нестабильная среда возникнет. Поэтому государство, конечно, крайне заинтересовано в том, чтобы развивать взаимодействие со всеми религиозными организациями и максимально гармонизировать как межконфессиональные, так и внутриконфессиональные отношения – это прежде всего касается ислама.

 

- Кто заказчик терактов? Вы же понимаете, что ключом является заказчик. Если непонятно, кто заказчик, и если его не остановить, – все будет продолжаться. Общество не верит, что каких-то пять-шесть ребят непонятных смогли, когда есть ФСБ, МВД и другие структуры, действовать так спокойно.

- Ваша газета публиковала круглый стол на эту тему. Ваши эксперты и эксперты других изданий, они, в общем-то, сумели передать всю палитру мнений. Кто причастен к терактам? Кто эти люди? Кто они такие? Сегодня это известно. Фактически у всех у них за плечами большой криминальный опыт: убийства, изнасилования, наркотики. У одного из них – психиатрическое заболевание, ему постоянно слышались голоса… Большинство из террористов были прихожанами печально известной казанской мечети «Аль-Ихлас». То есть на тот криминальный опыт, который был у этих людей, легла еще и религиозная, экстремистская идеология, которая все раскладывает на черное и белое…

Вспомните, что происходило в республике перед трагическими событиями. Сошлись сразу несколько факторов. Полыхал костер конфликта в мечети «Кул-Шариф». Были разборки вокруг хаджа. Усилилось противостояние по религиозным идеологическим установкам. Иными словами, «котел закипел»… Кроме того, как образно и резко высказался один из уважаемых казыев, в последние десятилетия «арабы испортили татар деньгами». И если раньше в умме были бессребреники, готовые служить своему народу, то теперь многие стремились просто зарабатывать…

- А тогдашний председатель Духовного управления мусульман Ильдус Файзов пришел со своей программой давления на проваххабитски настроенных религиозных деятелей. Он начал, если так можно сказать, «крестовый поход» против них, помните?

- Файзов тогда выступил в роли «чистильщика». Ну а «флагоносцем» стал Валиулла-хазрат Якупов, который высказывался очень откровенно и жестко… По ним двоим и нанесли удар террористы.

- Но ваххабизм стал проникать к нам задолго до этого?

- Правильнее было бы говорить о салафитской идеологии. Прежний председатель ДУМ Гусман хазрат, с одной стороны, понимал это, с другой, сам был заложником развивающейся ситуации. А потом пришел  Ильдус Файзов, и они вместе с Валиуллой хазратом многих людей отстранили от дел … А тут еще, повторю, разгорались разные конфликты…

Нас и перед Универсиадой пугали взрывами, поясами шахидов…Не исключаю, что в тех событиях тоже кто-то что-то конструировал... Люди, заинтересованные в терактах, были. Но не думаю, что кто-то конкретно был заказчиком…

«ПРИЧИНА ТЕРАКТА – ПСЕВДОИСЛАМСКАЯ ПОДОПЛЕКА, ПОМНОЖЕННАЯ НА КРИМИНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

- То есть не Хизб ут-Тахрир аль-Ислами? Не заказчики из, например, Лондона?

- Из Лондона? Ну, зачем? Нет, я не поддерживаю конспирологических версий о внешнем заказе – из-за пределов республики и даже из-за границы. Никаких доказательств этому нет. Вполне возможно, что позже эта ситуация прорисуется яснее, более четкие контуры проявятся. А сегодня есть понимание того, что террористов объединяло криминальное прошлое, их объединяло то, что они прониклись идеями радикального ислама, они были непримиримы… Вот это их объединяло. Мне понравилась фраза из одной публикации, что «культ насилия стал их религией задолго до того, как они примкнули к экстремизму, используя религиозную риторику». Действительно, они объединились по другому принципу изначально, а уже потом на эти принципы, на культ насилия, наложилась псевдорелигиозная подоплека.

То, что они нанесли вред самим мусульманам, это очевидно, такие последствия мы все увидели. К годовщине трагических событий появилось немало публичных измышлений относительно причин произошедшего. Здесь и теория заговора против республики, и придуманный конфликт Файзова и Якупова, дескать, вот они чуть ли не передрались, Якупов, мол, козни строил, свой муфтият хотел сделать. Я же был в курсе развития событий и знаю, что работа шла консолидированно и никаких острых разногласий не было. Есть попытки также представить причиной терактов финансовые разборки… Писали о том, что это была расчистка неугодных на пути стран Персидского залива. Правда, непонятно, с какой стороны «чистка»: со стороны Персидского залива или со стороны республики?..

Всех этих измышлений слишком много, и все эти теории, я считаю, – плод воспаленного воображения их авторов. Потому что они оперируют не фактами, они оперируют некими домыслами, некими слухами и пытаются из этого какую-то конструкцию нарисовать. Но из ложных посылов всегда следует ложный вывод. Поэтому нельзя ложными посылами руководствоваться в анализе. На самом деле причиной теракта стала радикальная псевдоисламская подоплека, помноженная на криминальный опыт. На сегодня это видится именно так. Если появится что-то новое, какие-то другие факты, будем разбираться. Но других фактов на сегодня нет. 

 

- И все-таки удар по имиджу республики был нанесен мощный. Вот вопрос от читателей: «Уважаемый Александр Михайлович, наша семья прошлым летом всерьез обсуждала, не переехать ли из Казани куда-нибудь в другой регион. Нас испугали те страшные теракты, у нас двое детей-школьников, за них страшно. Потом все, вроде как, успокоилось. Но мы со страхом ждали Универсиаду, но ничего не произошло, все прошло очень хорошо. Скажите, надо ли опасаться на будущее» (семья Андреевых)

- От терактов в нашей республике за последние 20 лет погиб только один мирный житель. А наркомания с 2001 года унесла более 3 тысяч человеческих жизней. В ДТП по РТ только в 2012 году погибли более 600 человек… Уезжать из столицы Татарстана и опасаться за будущее не стоит.

Тем более что за последний год в республике принято достаточно много серьезных мер, особенно к Универсиаде. Силовой-то блок усилился, и очень много технических средств было поставлено, и на стадии подготовки было пресечено несколько терактов, об этом тоже писали.

Какой смысл чего-то бояться, если сегодня нигде не знаешь, что может произойти. Вон, метеорит упал на Урале. То есть можно уехать куда угодно, но кто даст гарантию, что там будет спокойно, хорошо?

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ

- Социологически вы отслеживаете настроение мусульман республики?

- Да, у нас цифры есть, исследования проводятся на регулярной основе. Ситуацию в религиозной сфере татарстанцы сегодня характеризуют как «спокойную, стабильную» – 76,6 процента, 13,1 процента отмечают некоторое ухудшение, 7,4 процента – некоторое улучшение ситуации. Негативно ее оценивают 2,8 процента опрошенных. Между тем ситуацию как «спокойную, стабильную» в четвертом квартале 2012 года оценивали лишь 54 процента и в первом квартале 2013 года – 62,1 процента опрошенных. Как видите, в целом динамика положительная.

Среди опрошенных, считающих себя мусульманами: 67 процентов полагают, что отношения между представителями разных религий в РТ «стабильны» и «достаточно стабильны»; около 70 процентов считают возможность конфликтов между мусульманами как невысокую.

- А у вас есть исследования, насколько экстремистски-ваххабистски настроена умма?

- Есть. И, если не ошибаюсь, ваша газета их публиковала. Около 3  процентов мусульман в рамках опроса признавались, что, скорее всего, относят себя к салафитам... Как видите, таких относительно немного. При этом не следовало бы всех их отождествлять с экстремистами. Среди них немало и заблуждающихся, нужна грамотная просветительская работа.

- А остальные что?

- Большинство идентифицировали себя как «просто мусульмане» и сунниты. Они считают, что ваххабизм или салафиты — это плохо, это связано с экстремизмом...

- У вас есть некая карта уммы: в каких городах и районах республики сколько сторонников таких-то течений?

- В департаменте через институт кураторов отработана территория в разрезе каждого муниципального образования, есть необходимая информация. Ситуация отслеживается предметно. Отлажено взаимодействие с силовиками и муниципалитетами, ситуация под контролем.

IMG_8694.jpg
 «В начале 90-х годов в Татарстане действовали всего лишь 38 религиозных организаций. Сегодня их более 1,6 тысячи» 

- И какова в целом ваша оценка сегодняшней ситуации?

- Сегодня достаточно стабильная ситуация, и она идет в плюс. Она обусловлена несколькими составляющими. Во-первых, работа идет с разных сторон: силовики отрабатывают свой блок вопросов, мы отрабатываем свой блок. Есть понимание со стороны ДУМ РТ. Перед главами администрации жестко поставлена задача об ответственности за религиозную ситуацию в районе, городе ... – это один из главных приоритетов.  Безусловно, и урожай, и ввод жилья, и экономические показатели крайне важны. Но после терактов религиозные и национальные вопросы были обозначены как приоритет номер один. На уровне заместителя руководителя исполкомов по всей республике определены кураторы, которые ведут религиозные и национальные вопросы. На октябрь планируем для них учебу провести.

- То есть кто ведет социальный блок, тот отвечает также за религиозные и национальные вопросы?

- Сейчас они отвечают. Есть несколько территорий, где ответственными поставили руководителей аппаратов или заместителей глав из числа наиболее подготовленных и авторитетных людей, которые могли бы за этой ситуацией уследить, принять своевременное и взвешенное решение.

«ПУБЛИЧНЫЕ ОЧАГИ» ЛОКАЛИЗОВАНЫ

- Все-таки не очень понятно, какой инструментарий у главы, чтобы решать такие непростые задачи?

- Руководители местного самоуправления, конечно, знают, кто живет в деревне, знают о приезжих, кто чем дышит… Они не могут не знать просто. Знают, о чем в приходе говорят...

- В районах проще. А в городе?

- В Казани, например, мэр лично проводил совещания с участием всех заинтересованных сторон, где все беспокоящие вопросы рассматривались весьма детально. Заслушивалась информация буквально в разрезе каждой мечети, тем более проблемной. Там, где это необходимо, намечены пути нормализации положения дел. Безусловно, вопросы касались прежде всего общественной безопасности и не затрагивали религиозной жизни.

- А если на квартирах собираются?

- Сейчас можно теоретизировать: на квартирах, подвалах...

- Ислам – это та религия, где необязательно в мечеть ходить.

- Понятно, понятно. В данном случае и прежде всего нужно локализовать публичные очаги, где радикальная и экстремистская идеология может проповедоваться. А если люди будут конспирироваться, будут собираться на квартирах, в подполье, что не исключено, – это уже деятельность другого ведомства, работа для спецслужб. Понятно, что с казанской мечетью «Аль-Ихлас» были подобные проблемы...

- Сейчас что на месте этой мечети?

- Сам бывший приход ликвидирован, зарегистрирован другой приход с другим названием – они взяли как раз имя основателя мечети, который ее строил. Какая-то часть людей осталась из тех, кто был там раньше, пришли новые люди, есть представители Российского исламского университета, из Духовного управления подтянулись. Сейчас есть все предпосылки к тому, чтобы нормальный приход сформировался.

- А какова судьба Рустама хазрата Сафина? Он арестован?

- Сейчас он под следствием. Свою деятельность в последнее время пытался продолжать, вел себя неадекватно… Но не будем предвосхищать судебный процесс.

- А огромная группа его последователей, они сейчас сидят по домам?

- Нет большой группы последователей. Но есть, безусловно, определенный круг хизбут-тахрировцев, они достаточно активны в социальных сетях. Порой заявляют о себе публичными акциями, что, конечно, не остается без внимания.  Для страны сегодня серьезная проблема и в том, что есть огромное количество сайтов экстремистских, радикально-религиозных организаций. Вот эти пути вербовки новых сторонников, они открыты на сегодняшний день. Этому способствуют некие узкие места в нашем законодательстве. Сегодня можно в поисковой строке набрать «Хизб ут-Тахрир», и вылезает там много всего…

- А что с экс-имамом мечети «Кул Шариф» Рамилем Юнусовым? Он был популярным проповедником, и вот как-то выпал из обоймы…

- Мое мнение: на определенном этапе он играл заметную роль. Хотя к нему были вопросы в части религиозных убеждений, действий. В мечети «Кул Шариф» он почувствовал себя полноправным хозяином и не хотел ни с кем считаться. Но быть имамом соборной мечети – дело ответственное, это всегда быть на виду. И мнить себя на этом посту выше муфтия, не считаться с позицией ДУМ РТ – это неправильно.

- Может, он себя как-то реабилитировать?

-Думаю, в публичную сферу Рамиль Юнусов едва ли вернется. И не потому, что это Терентьев так сказал или власть приказала. Он сам себе этот путь закрыл своими поступками. Опять же история с дипломом… Но он может найти себя в чем-то другом, найти свою нишу. Если он хочет заниматься исламской наукой, может писать какие-то работы. Он может быть полезным и в духовной сфере, если готов включиться в работу. Но ему надо проторить свою новую дорожку, как-то реализовать себя в науке или, может быть, в бизнесе.

- Еще один вопрос про соборную мечеть: «Почему запретили никахи в «Кул Шарифе»? Кто принял это решение? Что это дало? Долго ли власть планирует так вмешиваться в дела религии? Почему так же не вмешиваетесь в дела Русской православной церкви?» (Салават)

- Проведение в стенах мечети «Кул Шариф» никаха неуместно именно с религиозной точки зрения – это позиция, согласованная музеем-заповедником с ДУМ РТ. Исторически так сложилось, что никах у татар был одной из составных частей свадьбы, которая проводилась в доме невесты. Никах не рассматривался как отдельная церемония бракосочетания. Об этом писали многие религиозные деятели, что проведение никаха в мечети является бидгатом, то есть новшеством в исламе, что такой формы «мечетного» никаха никогда не было, он всегда проводился в домашних условиях. А нынешнее проведение религиозного бракосочетания перенято из обряда церковного венчания, который проводится «по-мусульмански» в мечети…

IMG_8724.jpg
«Положительный имидж Татарстана — это не иллюзия, а реальность. Это результат труда многих поколений татарстанцев и динамичного развития республики в последние 20 лет»  

НЕ СЛИШКОМ ЛИ МОЛОДОЙ НОВЫЙ МУФТИЙ?

- Вопрос от читателя: «Каковы взаимоотношения вашего департамента с ДУМ РТ? Иногда доводится слышать мнение, что вы рулите ДУМом – это так?» (В.Р.) Это не ваш филиал?

- Нет, конечно, это не наш филиал. ДУМ РТ – самостоятельная уважаемая организация.

Как известно, религия отделена от государства. Но религиозные организации являются важными институтами гражданского общества и влияют на общественное развитие. В силу этого органы власти не могут не взаимодействовать с ними. Тем более когда разворачивают свою деятельность псевдорелигиозные экстремистские организации.

Если же речь вести о наших взаимоотношениях, то они конструктивные. Есть общее понимание проблем с учетом того, что формы работы у нас, безусловно, разные. Мы всегда прислушиваемся к тому, что они предлагают. Наше мнение также берется в расчет. Находимся в режиме постоянных консультаций. Поэтому такая совместная конструктивная работа выстраивается. Самое главное – есть общее понимание.

- Не слишком ли молод муфтий Камиль Самигуллин? Не рано ли занял такой большой пост? Мусульмане же традиционно уважают возраст, седину, бороду…

- Это больше стереотип. Мусульмане всегда уважали людей мыслящих, знающих, хорошо образованных. И в ДУМ именно эти качества на первый план выходят. Так как важно умение ладить с людьми, в том числе с теми, кто в возрасте… Поэтому говорят «не слишком ли молодой муфтий» обычно те, кто сам с ним не общался. Это масштабно мыслящий человек. У него достаточно хорошее базовое образование… Он очень много работает над самообразованием. И когда говорит о каком-то вопросе, подтверждает свои выводы источниками, причем ссылается на авторов, имеющих непререкаемый богословский вес. Замечательно владеет арабским языком… При этом в общении он открытый и живой собеседник с хорошим чувством юмора.

Немаловажно, что он активно пользуется всеми современными электронными средствами, и этим близок молодежи. Понятно, что где-то, может быть, ему не хватает жизненного опыта, но на этом участке работы он быстрее его обретет. Безусловно, через несколько лет он был бы более готов к посту муфтия, нежели сейчас. Но когда речь шла о возможных кандидатурах на пост председателя ДУМ, мое мнение: он больше всего подходил. Он был руководителем отдела пропаганды, членом совета улемов. То есть он был в этой системе, и съезд мусульман его поддержал. Кстати, его привел Ильдус хазрат — это к вопросу об их якобы конфликте, о котором пишут ваши читатели.

- А сам Ильдус Файзов ушел в тень? Чем сейчас занимается бывший муфтий?

- Он больше отдыхает, занимается научной работой, книги пишет. 

 

К РЕШЕНИЮ ФАЙЗОВА ОТНЕСЛИСЬ УВАЖИТЕЛЬНО

- Александр Михайлович, вы слышали про альтернативный ДУМ? Нам прислали такой вопрос: «Готовы ли республиканские власти противодействовать потенциальным новым скандалам, которые грядут в духовной сфере мусульман республики, так как Ильдус Файзов с обидой перенес оставление своего поста в качестве председателя ЦРО ДУМ РТ и начал работу по формированию альтернативного нового муфтията, им уже проводились негласные встречи с мухтасибами районов. Этой ситуацией сильно обеспокоено мусульманское сообщество региона. Будет ли руководство республики пытаться переубедить его и его духовного наставника из деревни Чурилино Арского района отказаться от задуманных планов»? (Искандер)

- Ну, вот… Опять кто-то хочет сконструировать новый скандал, новый заговор, альтернативный муфтият… Таких людей немало, они собирают сплетни и что-то измышляют. Вот и про Гусмана хазрата говорят, что он контачит с религиозными деятелями, то есть что-то замышляет. На самом деле было бы странно, если бы хазрат не встречался ни с кем после долгих лет совместной работы, чтобы не разговаривал с теми, кого сюда привел. Ведь это он привел людей… Может, еще потребуют от Ильдуса Файзова: ты не звони, не разговаривай, ты теперь не муфтий. Это же его жизнь, это его друзья, это люди, которые вместе с ним пришли в ДУМ или которых он привел…

Один деятель, который не видит различий между казанским муфтиятом и казанским мухтасибатом, написал, что Мансур хазрат претендует на казанский муфтият… Но это тоже измышления… Казанский муфтият был еще при Гусмане хазрате. Валиулла хазрат обновил эту структуру как всероссийскую организацию, Ильдус хазрат ее возглавил.

- Казанский муфтият возглавляет нынешний муфтий?

- Нет, пока Файзов там остался, поэтому, может быть, и слухи пошли, домыслы. Но казанский муфтият – больше номинальная структура, он создавался как реакция на сложный характер развития мусульманской уммы России.

- Какие у вас отношения с Ильдусом хазратом Файзовым?

- Я к нему отношусь с большим уважением. Мы поддерживали его, когда он пришел из мечети «Булгар» первым замом председателя ДУМ, тогда это была компромиссная фигура. Поддерживали, когда он выше поднялся, стал муфтием. Поддерживали на всех этапах после прошлогодних трагических событий. Но, учитывая развитие событий, он все же принял решение уйти. Вопреки непонятным мне мнениям о том, что «его надо было оставить», еще раз подчеркну, что это было его собственное решение, к которому мы отнеслись уважительно.

И потом человека в такой ситуации нельзя куда-то сдвигать. Тем более надо же понимать, что его работа «чистильщика», она же была не только его работой, это и работа силовых структур, это и наша работа была, и всего Духовного управления. Мы все понимали, в каком направлении нужно двигаться. И то, что сейчас начинают писать, что руководство Республики Татарстан в конфликте с Файзовым, что раздор пошел… Ну, вздор все это. Может, кто-то его и недолюбливал. Но у нас с ним  были и остаются добрые отношения. Файзов сейчас в Турции, мы контактируем, созваниваемся. Это нормально, а как по-другому?

- По Skype говорите?

- Нет, используем приложение Viber.

И потом, нынешний муфтий, он ведь еще при нем стал заместителем председателя ДУМ. Конечно, он сегодня ведет самостоятельную линию, но это тоже правильно и нормально. Молодая команда подобрана. Но и аксакалы есть, Джалиль хазрат, скажем. Возникали некоторые вопросы на этапе выдвижения, но все они были преодолены. И на сегодня муфтий – это консолидирующая фигура.

Вообще, немало ерунды пишут по религиозной тематике. Что тысячи ваххабитов прячутся в татарстанских лесах… Что руководство республики на время Универсиады заключило сделку с ваххабитами… Ну, я не знаю, большей глупости… С кем заключили сделку, где они?

- Ну, в лесах Татарстана...

- Я читаю иногда и думаю: Боже мой, верх дилетантства! Но тем не менее пишут же…

 

5.jpg
«Если все время нагнетать, мы это и получим. Это же очевидные вещи...»  

«ГОВОРЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ КАК СПОСОБ ЕЕ УСУГУБЛЕНИЯ»

- Чувствуется, что в республике не хватает своего экспертного сообщества, местных экспертов, которое бы могли серьезно анализировать проблемы, в том числе в национальной сфере…

- Я про экспертное сообщество еще скажу, от читателей тоже есть такой вопрос. Но в этом контексте не могу не сказать о тех «экспертах», кто распространяет по всем каналам всевозможные страшилки, рисуя исключительно негативные сценарии развития, придумывая небылицы и впадая в зависимость от них же, они  попросту истерят…

- Кстати, вам вопрос по этой теме от Раиса Сулейманова: «Александр Михайлович, вам не кажется странным, что чиновники признают проблему ваххабизма, мигрантов и другие только тогда, когда об этом начинают писать и публично говорить эксперты, журналисты, аналитики, а те, кто отвечают за это все, начинают делать хоть что-то для предотвращения этнорелигиозных проблем только тогда, когда ситуация приняла конфликтогенный характер, а не до нее? Может быть, стоит начать прислушиваться к мнению экспертного сообщества, предупреждающего чиновников о ситуации, а не отрицать проблему, замалчивать, как это обычно делается бюрократами, ради поддержания иллюзии положительного имиджа Татарстана?»

- Во-первых, положительный имидж Татарстана — это не иллюзия, а реальность. Это результат труда многих поколений татарстанцев и динамичного развития республики в последние 20 лет. Положительного имиджа в сфере межнациональных отношений не было бы, не будь той толерантности, которая веками выковывалась в условиях Среднего Поволжья и контакта разных народов и разных религий. Ну, как можно говорить, что это вот просто чиновники такую иллюзию прикрывают, формируют? Ладно, пусть остается на его совести…

Проблемы в республике никогда не замалчивались, они решались и решаются, существуют для этого и соответствующие механизмы. Если есть интерес, можно заглянуть на сайт президента РТ: 30 мая у нас было заседание совета при президенте по межнациональным и межконфессиональным вопросам… На сайте все материалы выложены, доклад, цифры, там все можно посмотреть. Там как раз дан комплексный анализ всей ситуации.

Но наша задача не просто вскрыть проблему, а решить ее. Есть трещина — закрыть трещину, есть проблема — свести на нет эту проблему. Это же не создание иллюзий. Это решение реальных проблем, чтобы не было конфликтов, чтобы людям хорошо жилось. И, надо сказать, что эта сфера требует очень осторожного подхода.

А просто кричать о возможных ужасах – это неконструктивно, во-первых, и вредно, во-вторых. На одной из конференций, где собрались международные эксперты, одна из секций так и называлась: «Говорение о проблеме как способ ее усугубления». То есть если постоянно говорить: вот взорвется, взорвется, взорвется… или: горячо, горячо, горячо… Если все время нагнетать, мы это и получим. Это же очевидные вещи.

ТАТАРСТАН КАК ХРАМ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

- Продолжаем тему религий, хочется задать вопрос от читателя Андрея Григорьевича: «Как складываются отношения департамента по вопросам внутренней политики с разными конфессиями в Татарстане? Наверное, вы выделяете для себя две главные, и больше заботитесь о выстраивании взаимоотношений с мусульманами и православными?»

- У нас в Татарстане равно относятся ко всем конфессиям – это принцип светского государства. Межконфессиональный баланс ярко проявился в дни Универсиады. Тогда был создан центр религий, в котором были оборудованы молельные комнаты для спортсменов и гостей: мусульман, православных, иудеев, католиков, протестантов и буддистов.

Свою молельную комнату очень красиво оформили католики, даже окна у них были оформлены как в храме. В помещении у православных был сооружен иконостас. У мусульман, понятно, что шикарного убранства не бывает, но были прекрасные ковры, установлен минбар. В ярких цветах и оригинальных формах было оформление у буддистов. В целом у всех все было сделано с большой любовью.

- Просто храм всех религий!

- Да, параллель вполне уместна.  Вообще, думаю, храм всех религий не случайно появился именно здесь, в Казани. Ильдар Ханов как философ видел, сколько у нас конфессий мирно уживается. И это для нас обыденно, нормально.

Конечно, общественно-политическая ситуация, теракты, заставляют нас больше внимания уделять вопросам именно ислама. Но хочу заметить, что в начале 90-х годов в Татарстане действовали всего лишь 38 религиозных организаций. Сегодня их более 1,6 тысячи! Постепенно верующим были возвращены мечети, церкви, переданы синагога и кирха. Было оказано содействие в возведении католического храма.

- Это в благодарность Папе за возвращенную икону Казанской Божией матери?

- Я вам в ответ напомню слова первого нашего президента Минтимера Шаймиева. Он как-то заметил, что у христиан между православными и католиками отношения хуже, чем между мусульманами и православными. Так вот, отец Диогенес – очень интеллигентный, культурный, образованный человек, у него очень добрые отношения установились  с патриархией, с митрополией, с владыкой.

- Кстати, раз вы заговорили о Храме всех религий, у нас уже были публикации на эту тему. Там возникли проблемы, идет борьба за наследство… Наследники Ханова вступили в свои права 9 августа, но пока все равно еще ничего не ясно…

- Я в курсе, мы уже собирались с заинтересованными сторонами, обсуждали эту тему. Но там нет простого решения.

- То есть власть не самоустранилась?

- Нет. Минкульт тоже этим вопросом занимается. Храм всех религий – это уникальный объект, который интересен людям, он представляет ценность именно с этой точки зрения. Есть разные подходы, как его можно использовать. Посмотрим. Многое зависит от наследников, а с ними пока не очень понятно.

- Жалко, что Ильдар Ханов не завещал этот храм республике…

- Ну, он же не думал о кончине, на тот свет никто не торопится.

IMG_8737.jpg
«Почему у нас в республике ханафитский мазхаб? Абу Ханиф много путешествовал, много контактировал с людьми и впитал в себя много того, что позволяет людям мирно жить с представителями других конфессий»  

РАЗДАВАЛИСЬ ПРИЗЫВЫ СНЕСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

- Есть вопрос о колокольне Богоявленского собора, той, что на Баумана. Вокруг нее были большие споры, но колокольню так ведь и не вернули церкви?

- В данном случае надо понимать, что споры были не с епархией, а с отцом Олегом Соколовым. Его поддерживали отдельные представители общества русской культуры. Они требовали: отдайте колокольню! А кому отдать? С какой целью? Она действует как объект культурного наследия, и особых вопросов нет.

Митрополия понимает, что потребность в храмах в Татарстане закрывается, новые храмы возводятся. Благодаря позиции первого президента РТ в свое время в Альметьевске после возведения красивой новой мечети построили и прекрасный православный храм.

И это весьма показательная история. Или вспомните, ведь когда заговорили о строительстве в Казанском кремле мечети «Кул Шариф», раздавались призывы снести Благовещенский собор, потому что вроде как в его основании есть мусульманские могильные плиты. Тогда шли длинные и весьма наэлектризованные дискуссии. Президент всех выслушал и принял решение – строим мечеть «Кул Шариф» на том месте, где она сегодня стоит, и одновременно реконструируем Благовещенский собор. И мечеть, и храм запускаем к Тысячелетию Казани.

- В этом смысле к Минтимеру Шаймиеву не было претензий, он всегда четко соблюдал баланс между разными конфессиями. Это, наверное, единственная возможность существовать нормально в многонациональной и многоконфессиональной республике.

- Если говорить о толерантности, то она всегда результат понимания того, что только совместно выживая, можно нормально развиваться. Это форма совместного цивилизованного сосуществования. Другой формулы нет, это столетиями проверено: либо мир, либо война. Люди давно поняли, что мир – это всегда лучше. Почему у нас в республике ханафитский мазхаб? Абу Ханиф много путешествовал, много контактировал с людьми и впитал в себя много того, что позволяет людям мирно жить с представителями других конфессий, других национальностей. Поэтому ханафитский мазхаб и считается народным мазхабом.

- Вы сказали про общество русской культуры РТ, у вас с ним жесткая конфронтация?

- Да нет никакой конфронтации! Я даже не помню, когда они в последний раз говорили про колокольню… А вот про ущемления – сколько угодно. Только надо понимать, что данное общество представляют Салагаев, Щеглов и узкий круг примкнувших. И выражать они могут лишь свое мнение. Их же всегда тянет на обобщения, на эксклюзивное представительство русского народа. Кроме огульного критиканства от них давно ничего не исходит. Поэтому, когда появилась и стала заявлять о себе новая организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан», объединяющая многие районы, они занервничали, обвиняя всех в «походе» против ОРК.

Да, сегодня у русских, как и других народов, есть этнокультурные вопросы, которые требуют своего решения. Но решение их возможно только на конструктиве, продуманной совместной работе.

6.jpg
«Между двумя переписями населения на 8,8 тысячи увеличилось количество русских в РТ»  

«ДВУЯЗЫЧИЕ – НАШ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ»

- У нас есть несколько вопросов по изучению русского и татарского языков. Стас Михайлов из Башкортостана спрашивает: «Почему ваше правительство вообще не слышит родителей русских и русскоязычных школьников и совершенно не желает пойти им навстречу, и сделать так, как они хотят: изучать татарский язык на добровольной основе, а русский язык в полном объеме, как его изучают от Москвы до Владивостока?.. У нас в Башкирии наше правительство нас, родителей, услышало, чему мы несказанно рады. Но печалимся за друзей, живущих в РТ».

- К слову, в Республике Башкортостан, согласно принятому 27 июня 2013 года закону об образовании, государственные языки также изучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Что касается сути вопроса. Во-первых, равноправие государственных языков – русского и татарского – это конституционная норма, принятая в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о государственном статусе Республики Татарстан. Во-вторых, изучение татарского языка в равных объемах с русским соответствует федеральному законодательству и государственным образовательным стандартам.

- Надо думать, родителям это все известно, но…

- Да, определенные вопросы, связанные с изучением языков, есть. Так, нельзя не признать справедливой критику методик преподавания татарского языка. Их, конечно, надо совершенствовать, надо внедрять коммуникативные технологии. Эта работа активно ведется.

Но говорить об ущемлении прав русскоязычного населения некорректно. У нас в республике с учетом обращаемости растет количество школ, где есть классы с углубленным изучением русского языка и русским этнокультурным компонентом. В 2012/2013 учебном году действовала 201 такая школа, годом раньше – 105. Полных школ с углубленным изучением русского языка и культуры 22, было – 18. Весомый аргумент – результаты ЕГЭ по русскому языку. В этом году средний балл выпускников татарстанских школ составил 67,3 процента в 2012-м – 64,3. По результатам Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации», который проводило РИА «Новости», Республика Татарстан стала победителем в специальной номинации «Регион, где лучше всего знают русский язык».

Кстати в Татарстане хорошо преподают русский язык. Думаю, это и потому, что внимание, сконцентрированное на изучении татарского языка, стимулирует и преподавание русского! Учителя в русскоязычных регионах не чувствуют этого. Это же касается и результативности преподавания в республики чувашского языка.

Кроме того, владение языками – это прежде всего преимущество, дополнительная возможность и одно из условий формирования толерантной, развитой, гармоничной личности.

Хотел бы еще отметить, что президент республики принял в этом году решение – предоставить школьникам возможность дополнительно изучать родной язык. Такие дополнительные часы будут вводиться по решению родителей и будут оплачиваться из бюджета республики. Хочешь дополнительно изучать русский язык – пожалуйста, хочешь татарский – тоже пожалуйста. Мы предоставляем выбор, то, чего раньше не было.

Двуязычие – это наш магистральный путь. Другой путь, он просто в никуда. Возможности для изучения русского языка есть. Остальное все провокация. Нам говорят: вот, у вас уедут русские! Между двумя переписями населения на 8,8 тысячи увеличилось количество русских в РТ. Число татар тоже увеличилось, но и русских увеличилось.

Окончание следует.

Справка

Александр Терентьев родился 13 июня 1961 года в селе Верхний Услон ТАССР. Окончил Казанский государственный университет, факультет вычислительной математики и кибернетики по специальности «прикладная математика» (1983), Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (1987).

1982 - 1986 – техник, инженер отдела, секретарь комитета ВЛКСМ в Казанском научно-исследовательском электрофизическом институте (КНИЭФИ).
1987 - 1991 – второй, первый секретарь Московского райкома ВЛКСМ Казани. 
1992 - 1994 – председатель фонда молодежи Московского района Казани.
1994 - 2000 – заместитель, первый заместитель главы администрации Московского района Казани.
2000 - 2003 – главный референт организационного отдела аппарата президента РТ.
2003 - 2006 – заведующий отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям аппарата президента РТ.
2006 - 2012 – начальник управления по вопросам внутренней политики президента РТ.
С октября 2012 года – руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики.
С января 2013 года – заместитель руководителя аппарата президента РТ, руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики.