ПЯТЬ ПРИЧИН ГОЛОСОВАТЬ ЗА

ПРИЧИНА №1. НОВОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Переезд неизбежно встряхнет закостеневший аппарат управления. Заставит провести ревизию чиновников, их функций и обязанностей. Есть шанс сделать качественное переосмысление всех процессов, избавившись от ненужных и отживших практик. Да и в целом, собрав управленческий аппарат в едином месте, можно добиться нового качества работы правительства – «синергии», как выразился инициатор проекта, глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов. К тому же на новом месте легче сделать все «по-умному», обеспечив управленцев самыми передовыми технологиями.

ПРИЧИНА №2. КАЗАНЬ ОСВОБОДИТСЯ ОТ ПРОБОК

Перемещение чиновной армии подальше от загруженных улиц исторического центра можно рассматривать в качестве одной из мер борьбы с пробками. К подобному рычагу в августе прошлого года прибег мэр Казани Ильсур Метшин, когда огорошил подчиненных приказом, перенести начало работы с 8 утра на 7:00.

«В Казани 21 тысяча госслужащих работают в центре, добрая половина приезжает на личном транспорте или с водителями», - заявил градоначальник. Практически все респонденты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», а также читатели в комментариях, отметили именно этот плюс – Казань избавится от пробок.

ПРИЧИНА №3. ИННОПОЛИС ПОЛУЧИТ ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ

Создание городов и в Советском Союзе было делом непростым – на решение поставленных партией задач наваливались всей огромной страной. А тут, по задумке создателей Иннополиса, в нем должны будут проживать около 155 тыс. человек. На первоначальном этапе планировалось заселить около 50 тыс. специалистов IT-сферы, обслуживающий персонал и прочих. Процесс довольно длительный и сложный. Поэтому чиновничий таран позволит разбить лед недоверия, обжить новую территорию и станет хорошей рекламой для других специалистов. Все-таки министерские чиновники – образованные и интеллигентные люди, соседство с ними уж точно не испортит социальную среду.

За этим в обязательном порядке потянутся внутренние инфраструктурные проекты, начнет заходить бизнес. Фактически только переезд чиновников позволит говорить уже о мини-городе, а если еще и российские программисты, инженеры услышат призыв республиканских властей приехать в новый город, то дело можно считать сделанным.

ПРИЧИНА №4. МИНИСТЕРСТВА ОСВОБОДЯТ ЗДАНИЯ

В случае переезда в Иннополис министерств в Казани освободится 17 великолепных зданий, большинство – в центре города. Одни здания, как министерство финансов или министерство юстиции – не столь большие. Другие – как Дворец земледельцев – более вместительны и представительны. А ведь есть еще десятки различных комитетов, агентств, организации при министерствах... Огромные площади!

Их, во-первых, можно выставить на продажу, окупив часть издержек на переезд и оживив деловую жизнь в центре. А можно отдать их под социальные объекты – вузы, музеи, подростковые клубы и т.д. Кстати, есть и огромная армия городских чиновников, которых в Иннополис не отправишь. Но кто мешает переселить их всех в единый сити-центр, освободившийся после выезда республиканских коллег? Опять же улучшив ситуацию с пробками...

ПРИЧИНА №5. ЭКОНОМИЯ

Концентрирование чиновников в одном месте, как ни странно, позволит сэкономить. Если объединить бухгалтерии, обслуживающий персонал, в самом Иннополисе разместить их в одном здании, и республиканский, и консолидированный бюджеты сразу почувствуют облегчение. Служебных авто уж точно понадобится меньше.

ПЯТЬ МИНУСОВ ПЕРЕЕЗДА

МИНУС №1. ЧЕХАРДА ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ

Переезд такого огромного количества чиновников на новое место, налаживание контактов неизбежно приведет к неразберихе и чехарде, особенно на первоначальном этапе. Вряд ли можно будет говорить о коллапсе в работе госорганов, но элементарное настраивание коммуникаций может дорого обойтись Татарстану – в плане эффективности работы. Тщательное планирование и мощная заранее подготовительная работа сведут к минимуму последствия. Но в том, что момента хаоса не избежать, – опрошенные нами читатели и представители делового сообщества не сомневаются.

МИНУС №2. ОГРОМНЫЕ ЗАТРАТЫ

Глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении из федерального бюджета в ближайшие три года на создание Иннополиса 15 млрд. рублей. Очевидно, они будут выделены независимо от того, приедут туда чиновники или нет. Но переезд в любом случае заставит отраслевые министерства раскошелиться: смена вывесок, обустройство на новом месте, ремонт по своему усмотрению VIP-кабинетов...

МИНУС №3. А ЧИНОВНИКИ ЗАХОТЯТ?

Логистика для госслужащих существенно усложниться. Одно дело – ездить из дома до работы по городу, воспользовавшись, например, метро. Другое – добираться до Иннополиса, расположенного в Высокогорском районе РТ. Согласятся ли на это чиновники? Ведь на низшие звенья, как известно, и сейчас трудно найти желающих работать. Очевидно, что будет запущен транспорт на постоянной основе, но время в пути явно увеличится. Не говоря уже о том, что сбегать в перерыв в нужный магазин или по квартирным вопросам будет проблематичнее. Впрочем, часть чиновников могла бы не только работать, но и жить в Иннополисе. Это сняло бы проблему.

МИНУС №4. ИННОПОЛИС – ГОРОД ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ?

Иннополис задумывался как город, где сконцентрирована инженерная мысль, где работают IT-специалисты. Наличие армии чиновников размывает само понятие Иннополиса. Наши читатели и представители делового-сообщества то ли в шутку, то ли всерьез и вовсе в этом случае предлагают назвать его Чинополисом, от слова «чиновник».

МИНУС №5. VIP-ГОРОД – РАЗДРАЖИТЕЛЬ ДЛЯ БЕДНЫХ

Среди комментариев попадаются мнения, что само создание нового города для чиновников и бизнеса не что иное, как вбивание очередного клина между богатыми и бедными. Население и без того раздражают возможности привилегированных VIP-ов, но теперь речь идет не просто о строительстве каких-то кварталов в городе, а о создании целого города. Причем на деньги бюджета, сформированного из налогов всех плательщиков.

«Я ДАВНО ПРЕДЛАГАЛ В ЗАЛЕСНОМ ПОСТРОИТЬ ОГРОМНЫЙ «ПЕНТАГОН»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у представителей делового сообщества РТ, как они относятся к идее переселения чиновников в Иннополис.

Мидхат Курманов - министр юстиции РТ:

- Я всецело поддерживаю идею Шайхутдинова. Я уже давно предлагал в поселке Залесный построить огромный «пентагон» и переселить туда все республиканские министерства и ведомства.

Во-первых, это даст значительное сокращение по кадрам и соответственно экономию бюджетных средств, потому что кадрами будет заниматься единая служба. Во-вторых, будет сокращение бухгалтерии, опять-таки будет одна бухгалтерия. В-третьих, произойдет сокращение и технического персонала, потому обслуживать нужно будет уже в значительной степени меньшие площади.

Ну, и наконец, в-четвертых, сейчас предпринимаются усилия к тому, чтобы чиновник не общался вживую с гражданином. Поэтому, какая разница, где будет сидеть чиновник - в Казани или в Иннополисе? Общение и контакты граждан и чиновников исключены уже процентов на 90, услуги оказываются в электронном виде. Человек, если обратился в госорган за какой-то госуслугой и если у других министерств и ведомств есть возможность дать ответ на вопросы, которые были поставлены, то они должны передаваться в электронном виде в течение пяти дней. Если проходит неделя, то они штрафуются за то, что услуга оказана не вовремя. Поэтому, в век информатизации для человека нет большой разницы, где сидеть.

Минусы этой инициативы я вижу лишь том, что людям придется туда ездить. Но, наверное, лучше ездить чиновнику, чем тысячам граждан. Но если они будут и жить там, то и минусы все отпадают.

Рафинат Яруллин - генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

- Иннополис, это, во-первых, проект создания нового города, который объединит молодых, высококвалифицированных специалистов со всей территории страны. Мне кажется, надо искать высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых.

Генераторов, которые будут создавать новые технологии, новые материалы и их трансформировать в промышленность и производство. Этих людей нужно искать, это большой поиск. И этим людям нужно создать условия, чтобы они генерировали новые дела… А если мне нужна какая-то справка от чиновников, нужно какое-то дело, я должен ехать за тридевять земель в Иннополис? Если туда чиновники переедут, тогда его надо переименовать не в Иннополис, а в Чинополис, от слова «чиновник»…

Виктор Дьячков - генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС»:

Если опустить формальности, то наша компания уже находится в Иннополисе. Завод по производству компьютерной техники, который мы открыли в апреле этого года, расположен в непосредственной близости от площадки Иннополиса в Лаишевском районе и постоянно с ней взаимодействует. Уже осенью рядом с заводом ICL-КПО ВС планируется запустить инженерный центр, рассчитанный на 400 специалистов. В наших планах в течение ближайших лет построить еще несколько корпусов. Следующий, скорее всего, будет располагаться в самом Иннополисе, резидентом которого компания надеется стать. В данном случае речь также идет о лаишевской площадке инновационного наукограда.

Что касается площадки в Верхнеуслонском районе, то здесь слово за нашей молодежью. Именно нашим молодым айтишникам, численность которых прирастает примерно на 150 - 200 человек в год, предстоит оценить экономические условия и транспортную доступность Иннополиса на другом берегу Волги. Будет им интересна такая возможность – и компания обдумает, как ее реализовать с выгодой для всех сторон.

«ЧТО ЗНАЧИТ ПЕРЕВЕСТИ В ИННОПОЛИС? А НА МАРС ИЛИ НА ЛУНУ?..»

Шамиль Агеев - председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Возможен ли этот переезд? Да невозможен! Что значит перевести в Иннополис? Тогда можно собрать какую-то группу и отправить, условно говоря, на Марс или на Луну… Схемы взаимодействия вырабатываются годами. И структура делается. Нельзя же так. Сначала в Иннополис, потом в "СМАРТ-Сити" куда-то всех. Я не ощущаю серьезность этого вопроса. А предложения можно обсуждать разные. Есть более актуальные вопросы - тарифы на электроэнергию, повышение производительности труда.

Ильдус Янышев - депутат Гордумы Казани:

- Я поддерживаю данное решение. Думаю, во-первых, Казань разгрузится от пробок. Во-вторых, оптимизируется процесс управления республикой, потому что все министерства и ведомства будут в одном месте. Это очень выгодно, поскольку появится возможность, скажем, сократить количество служебных машин, расходы на их содержание и т.д.

Опыт Казахстана с переводом министерств и других госорганов управления из Алма-Аты в Астану себя полностью оправдал, там все очень довольны. Единственное, конечно, нужно будет соединить Иннополис и Казань скоростной автомагистралью, без этого нельзя.

Понятно, что для реализации данного решения потребуется волевое решение руководства республики. Не для того, чтобы выгнать чиновников из столицы, а из-за того, что это выгодно обществу, потому что оптимизируется управление, использование имеющихся площадей, исходя из требований логистики. Ведь управлять нужно, исходя из современных систем организации рабочих мест. Сейчас совершенно другая эргономика труда, когда люди трудятся не в отдельных кабинетах, а в так называемых опен-эйр, то есть в открытых пространствах, когда видно, кто и чем занимается. Я думаю, что если в министерствах и ведомствах организуют свою работу таким образом, то производительность труда повысится как минимум на 25 процентов. А в кабинетах непонятно, какой чиновник чем занимается: то ли чай пьет, то ли на компьютере играет.

Вообще, имеющаяся на сегодня инфраструктура управления отстала от современных требований и не соответствует сегодняшним реалиям передвижения людей, информационных и материальных потоков. Тут, конечно, есть много важных факторов: и коррупционная составляющая, и удобство для населения, а в Иннополисе все сразу по-умному можно будет запроектировать. Там очень большие площади, места всем хватит - и чиновникам, и предпринимателям. Тем более, я не думаю, что там будет огромное количество резидентов.

«АВТОМОБИЛЬНАЯ КАША СТАНЕТ ЖИЖЕ»

Рашит Низамов - ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

- Мы в свое время выходили в адрес мэра, премьера и президента с предложением организации в районе речного порта административного центра. Но для реализации нашего предложения нужны немалые деньги, а в случае с Иннополисом этот вопрос в принципе решен, он в любом случае будет строиться. Инфраструктура и коммуникации уже есть, что удешевляет вопросы переезда. С выносом министерств за пределы города автомобильная каша возле их зданий станет жиже, проще будет проехать мимо них, да и город в целом разгрузится.

Мировой опыт такой есть, мы в этом не оригинальны. Что-то подобное делали и во Франции, и в Германии, и в других европейских странах. В США ведь столица тоже находится не в Нью-Йорке, а в Вашингтоне – относительно тихом городе. Поэтому все плюсы понятны и лежат на поверхности.

Минусов, думаю, гораздо меньше. Допустим, подведомственные учреждения останутся в городе. Мне, например, придется ездить в Иннополис на аппаратное совещание министерства строительства. Но думаю, что один раз в неделю съездить за город – это не такой нерешаемый вопрос.

Наличие в Иннополисе министерств только поможет его развитию. Здесь вопрос оперативности переезда тоже имеет значение, потому что министерства не могут остановить свою работу ни на один день. Думаю, при правильной постановке вопроса и расставленных руководством республики акцентах, это будет делаться быстро и решительно. Надеюсь, это станет очередным успешным проектом нашего замечательного Татарстана.

У НАС ВТОРИЧНОЕ – СТРОЙКА – СТАЛО ПЕРВИЧНЫМ

Сергей Саначин - градостроитель, архитектор:

- Я думаю, что этого переезда никогда не произойдет. Если это случится, то это будет величайшим событием, сопоставимым со строительством КАМАЗа и города Набережные Челны или созданием Новосибирского академгородка. То есть это событие федерального значения. То же самое можно сказать о проекте Назарбаева с переносом столицы Казахстана. У нас же ничего подобного не прослеживается.

Здесь начали не с идеологического наполнения Иннополиса, а со стройки. Вторичное стало первичным. Почему-то считается, что главное сейчас пустить бульдозер, провести дороги, дать деньги на строительство каких-то домиков. А когда создавали КАМАЗ, сперва подумали: кто туда поедет, что будут строить, как? Прежде чем начать стройку, нужно собрать умы, рабочие руки. Просто так ничего не происходит. То есть сначала должна быть концепция, потом стройка.

Может быть, в правительстве уже все решено, под коврами лежат готовые бумаги и они уже все знают. Но населению ведь ничего не известно. Конечно, децентрализация Казани, то есть вынос из центра на периферию не министерств и ведомств, а нестоличных функций – разных офисов, кучи других разных контор, – всегда предусматривалась градостроителями. Но вынос министерств в Елизаветино – это что-то из области фантастики. Пора уже направлять бюджетные деньги на благо народа, а не на очередной гиперпроект. Или считается, что Универсиада была проведена для народа? Это смешно!

Мне кажется, что на Иннополис федералы денег много не дадут, на республиканский бюджет ляжет 80 процентов расходов. Кроме того, никто из министров там жить не будет, в лучшем случае будут иметь второе жилье. То есть они будут ездить туда на работу, а это значит, что надо будет тянуть дорогу, например. Это опять же перевод денег в сферу, которая обычным жителям не нужна. Короче говоря, я отношусь к этому проекту, как к Нью-Васюкам.

Леонид Барышев - генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»:

- Несмотря на федеральный статус "Эссен Продакшн" и работу практически со всеми регионами страны, офисы нашей компании расположены в Набережных Челнах и Елабуге. И размещаются они не в центре города. Для бизнеса важна главным образом транспортная доступность для сотрудников без подключения вахтового транспорта, без увеличения затрат для компании.

Если говорить об отношении к переезду правительства, то главный принцип эффективности этого решения один - либо переезжают все министерства и ведомства, либо не переезжает никто. Если центры управленческих решений территориально будут размещены в одном месте - это обеспечит высокую производительность, а Казань получит преимущества в виде снижения транспортной нагрузки. Если же будет перевезено два-три министерства и на этом все, то это приведет исключительно к увеличению транспортных и временных издержек.

ОФИС В ИННОПОЛИСЕ УЖЕ ЗАБРОНИРОВАЛИ

Тимур Ахмеров - генеральный директор компании «БАРС Груп»:

- Хотя воплощение всех замыслов в жизнь займет еще несколько лет, наша компания уже забронировала офисные площади в технопарке Иннополиса. Мы ждем, что Иннополис станет значимым явлением и будем участвовать в этом проекте. По результатам опроса, проведенного в «БАРС Груп», из 700 сотрудников готовы к переезду 8 процентов. В основном это молодые разработчики, которые более мобильны и менее связаны семейными и другими обязательствами. Чтобы к моменту открытия Иннополиса его рейтинг стал выше, должны быть как можно быстрее решены инфраструктурные и социальные вопросы. Прежде всего, это транспортная доступность, доступность жилья на условиях аренды или ипотеки, наличие больниц, детских садов, пунктов предоставления государственных услуг и так далее. Если все это будет создано, то казанским IT-специалистам будет намного проще принять сложное решение о переезде, а приток кадров из других регионов сделает Иннополис локомотивом роста российской IT-индустрии.

Тимур Хуснутдинов - исполнительный директор ГК FIX:

- Сейчас государство вполне явно проводит политику вливания средств в высокотехнологичные сферы, в том числе в IT. И ожидает вполне закономерной отдачи. По сути, если отбросить все сырьевые отрасли, IT является одной из немногих сфер, где страна может конкурировать в своих решениях с западными аналогами. Например, российский автопром, как ему не помогай, конкурировать с BMW и Mercedes на нашем веку уже не будет, а вот "Яндекс" вполне успешно конкурирует с Google, "ВКонтакте" с Facebook.

И такие IT-города, как Иннополис, создаются с целью консолидировать потенциал в рамках одной площадки, обеспечить на этой площадке нужную инфраструктуру, чтобы проекты и люди могли успешно развиваться. Обсуждать какие-то денежно-строительные схемы не очень хочется. Поэтому, рассматривая проект Иннополиса только в разрезе развития IT-сферы, считаю, что в определенный момент свою отдачу такой город даст.

Вопрос в том, когда это случится. Пример IT-Park показывает, что на первом этапе резидентами могут стать не совсем профильные компании, которые соблазнились хорошими условиями или же попали туда, чтобы наполнить помещение. В то же время сейчас IT-Park является вполне рабочей IT-площадкой, которая нравится компаниям, нравится сотрудникам и которая помогает бизнесам в развитии. Причем доля непрофильных компаний минимальна. Потребовалось примерно года два, чтобы из первого состояния перевести IT-Park в состояние нынешнее.

Поэтому мое мнение такое, что следует с самого начала привлекать в Иннополис именно профильные компании, обеспечивать их инфраструктурой и нужными условиями, отказаться от переезда непрофильных структур. Причем важно, чтобы хотя бы 50 процентов работающих в Иннополисе IT-компаний были из высококонкуренного рынка, а не сидели на обслуживании госструктур и госзаказчиков. В этом случае проект заработает.

К идее переезда в Иннополис аппарата чиновников и крупных компаний я отношусь с большой осторожностью. На мой взгляд, есть в этой идее, помимо конструктивных моментов, и желание искусственно наполнить новый город населением, сделать его центром активности, привлечь финансы. И тут может пострадать сама идея развития IT-сферы, консолидации кадров. Безусловно, чиновники будут создавать вокруг себя инфраструктуру, за счет этого город будет развиваться. Но как бы не превратился Иннополис из IT-города в город чиновников.

На текущий момент мы рассматриваем возможность размещения одного из офисов в Иннополисе. Но важно, чтобы там возникли нужные условия для проживания сотрудников и можно было удобно добираться туда и обратно, минуя пробки.

Не думаю, на самом деле, что в Казани что-то сильно изменится, даже если часть крупных компаний и аппарат чиновников будет перевезен в новый город-спутник. В любом случае Казань будет оставаться центром активности. И даже если будут какие-то переезды, то фактически связь с Казанью сохранится очень плотная.

ЧТО ГОВОРИТ МАТЕМАТИКА?

Владимир Нитенко - гендиректор ЗАО «Форт Диалог»:

- От перемены мест слагаемых, как мы знаем из математики, сумма не меняется. В этом я не вижу большого смысла. Вообще создается ощущение такое, что это какая-то искусственная вещь. Если Иннополис создается как город развития, то какой смысл в переселении туда государственных органов? Вряд ли эта затея жизнеспособна. Нужен был ли нам такой переезд, если бы наш головной офис находился в Казани? Мы рыночная компания, и вообще IT-рынок это действительно рынок. Мы контактируем с госорганами, но достаточно ограниченное время. Нашей компании подобное соседство не слишком бы много принесло выгод.

Для разгрузки центра Казани это, конечно, будет полезно, но это несколько другое. Идея Иннополиса была ведь не в том, чтобы разгрузить центр Казани, а в том, чтобы действительно создать город развития, аналог Силиконовой долины.

Светлана Бочарова - директор агентства недвижимости ООО «Бочарова С.Ю.»:

- Мне кажется, из-за этого переезда цены на недвижимость в Казани все равно не упадут. Но вот рядом с Иннополисом цены на землю могут вырасти, это возможно. Хотя мне с трудом верится, что вообще такое возможно. Ну, пусть они будут ездить на работу на автобусах, жить-то они будут все равно в Казани… Офисы агентств недвижимости как были, так и останутся, дети в школах, в вузах все равно будут учиться. Институты остаются в Казани.

ЛУЧШЕ В ЧИСТОПОЛЬ!

Виктор Классен - генеральный директор ЗАО «Радиокомпания «Вектор»:

- Считаю, что все правительство, все чиновники республики Татарстан должны переехать в Чистополь. Чистополь занимает сейчас самое последнее 45-е место по большинству показателей социально-экономического развития среди всех муниципальных районов РТ. Нурсултан Назарбаев в свое время перенес столицу Казахстана из роскошной Алма-Аты в чахнущий, умирающий Целиноград, который теперь стал цветущей столицей Астана. Что это даст? От Чистополя совсем рядом нефтяная столица Альметьевск. Центр нефтехимии Нижнекамск тоже рядом. Даже до Набережных Челнов существенно ближе из Чистополя, чем из Казани.

Над этой идеей, считаю, надо не хихикать, а спокойно рассмотреть. Чистополь - это экологическая жемчужина Татарстана, здесь великолепная природа. Чиновникам здесь будет хорошо. И это даст шанс возрождению Чистополя. А эта идея о том, чтобы всех чиновников переселить в Иннополис умрет также, как и идея Медведева-Собянина всех переселить в новую Москву. Ее заторпедировали и она уже умерла, никто никуда там переселяться не будет. Численность Казани достигла 1,5 миллионов за счет всего остального Татарстана. Районы республики становятся безлюдными территориями. Это неправильно.

Я хоть и российский немец, но всегда внимательно смотрю, что происходит в Германии. Там 84 процента населения проживают в городах с численностью до 50 тысяч человек. Мюнхен скоро будет в 2,5 раза меньше, чем Казань! Давайте задумаемся, может быть, эта модель развития более правильная? Зачем мы так стремимся увеличивать города? В деревнях уже некому доить коров, некому пахать землю. Все эти укрупнения - это плохо, это начало конца.

Айрат Хабибуллин - директор агентства недвижимости «Домус»:

- Крупные компании сложно будет заставить туда перейти, а вот структуры управления республикой – можно. Вот свой бизнес я в Иннополис не переведу, он все-таки привязан к территории, наши клиенты туда просто не поедут. Если туда переедут чиновники и руководители крупных компаний, они будут считать это временным жильем, сейчас досягаемость туда плохая. На мосту, который ведет туда через Щурячий, пробки по утрам и по вечерам. Поэтому это создаст лишь дополнительные проблемы для всех. А на стоимость квартир в Казани, мне кажется, это пока никак не повлияет.

«ДУМАЮ, ЭТО БЫЛ ФАЛЬСТАРТ»

Адель Хасбиулин - генеральный директор ООО «МЕГАЛИТ»:

- У каждого свои мысли на этот счет. Кто-то говорит, давайте решим вопрос с пробками с помощью платного въезда в центр города… Конечно, в спорах рождается истина… Но чиновники и руководители крупных компаний – занятые люди. Они, как правило, проживают в центре и офисы у них находятся в центре города. А если проживаешь в центре и работаешь в Иннополисе, то это плюс добрый час утром и вечером только на дорогу. Потом, центр – это все-таки престиж, это ядро управления городом и республикой. Быть в центре города – это вопрос престижа. Поэтому, думаю, никто в Иннополис не поедет. Тут же вопрос не только в том, чтобы шеф какого-то министерства туда поехал. Туда каждый день на работу все сотрудники этого министерства. На выезде из города всегда будут пробки, а у нас один из самых сложных выездов и так именно на Горьковском шоссе.

Андрей Бекетов - независимый аналитик рынка недвижимости (Москва):

- Сначала надо обсудить с глобальной точки зрения: для чего мы это делаем? А потом будет говорить, какими средствами можем это достичь. Именно сама стройка в чистом поле не должна быть задачей №1, а должен быть вынос каких-то организаций в чистое поле без того, чтобы пострадал весь механизм.

Например, Силиконовая долина. Там законченный цикл, люди, условно говоря, пишут программное обеспечение, конечный продукт, вот им созданы все условия. А просто так построить город и вывезти туда специалистов, чиновников и кого угодно наталкивает на логический вопрос: "А зачем?"

В Казахстане решили вынести все столичные функции и построили для этого Астану. А здесь получается: давайте построим, а потом придумаем, к чему приделать. Я пока не вижу нормальной проработки вопроса.

Алексей Скопин - заведующий кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики:

- Все зависит не от идеи или названия, а от содержания, потому что часто происходит так: появилось слово «кластер», и тут же начали все переименовывать в кластеры. Поэтому есть большая опасность, что под новое и хорошее название Иннополис будут создаваться проекты либо для отмывания денег, либо для решения личных политических амбиций или еще чего-то. Если Иннополис создается для такой ерунды, то в нем нет никакого смысла. Если же Иннополис создается, чтобы сконцентрировать креативных людей, которые будут создавать инновационные продукты, тогда в этом есть смысл.

Пока из того, что я слышал об Иннополисе в Татарстане, намного больше позитивного, чем негативного. Плюс все проекты, которые до этого были в Татарстане, были успешными, поэтому пока мое отношение к этому очень положительное. А дальше будет смотреть, что с ним будет происходить.

Отправлять ли туда чиновников? Все зависит от того, чем занимается этот чиновник. Если он развивает связи, информацию, образование и другие сферы, связанные с инновациями, тогда есть прямой смысл, потому что в этом случае чиновник, ученый и бизнесмен, которые этим занимаются, будут территориально близко друг к другу и лично заинтересованы в том, чтобы эта территория реально развивалась, а не на бумаге. Когда чиновник на своей шкуре испытывает результат своей модернизации или реформы, тогда это гораздо лучше, тогда он понимает, что делает правильно или неправильно. Так что я думаю, есть смысл переселения, но не всех чиновников, а тех, кто в этом заинтересован и непосредственно участвует и должны в последующем распространять это по территории.

Владимир Кутилов - партнер агентства "Теория Дарвина"

- Идентичная по своей сути идея Дмитрия Медведева с переездом органов власти в Москве за пределы МКАД тихо сошла на нет. Какой бы заманчивой для жителей столицы она не показалась, осуществить ее крайне сложно. Идею использовали как хороший PR-удар в момент расширения границ города и создания "большой Москвы". Ход сработал: за МКАДом начали строить офисные центры, стоимость земли пошла вверх, крупные компании задумались о переезде из города.

В случае с Иннополисом, думаю, это был фальстарт. Пока нет ни города, ни инфраструктуры. К тому же в Казани не перекрывают дороги для проезда больших чиновников, а это был главный популистский стимул всей идеи в Москве.

В любом случае, не хотелось бы, чтобы Иннополис из инновационного города превратился в VIP-деревню чиновников.

Ильнур Курмаев - генеральный директор ТД «Ферекс»:

- Весь мир по этому принципу идет. Посмотрите на Корею, на другие страны. Людей переводят в такие места, чтобы разгрузить город. В этом нет ничего неожиданного. И если это делают быстроразвивающиеся страны, то, наверное, для этого есть причины. В той же Корее еще ничего не достроили, садиков еще нет, дорог нет, а людей уже перевезли в чистое поле. И они работают! Значит, есть польза для всей страны. И опять же – это новые рабочие места, это логистика, это логическое продление города. У нас в Казани это в какой-то степени разгрузит дороги. Ну, вот возьмите наше министерство экономики на улице Московская. Там ведь днем не проехать. А в Иннополис же не всем нужно ездить. Я думаю, что после этого в Казани станет жить гораздо комфортней. Кроме того, чиновники обычно не видят, что происходит в городе, потому что их жилье, как правило, недалеко от работы. А остальной город не видят. А сейчас по дороге в Иннополис они будут видеть.

А насчет того, согласился бы я перевести свою компанию в Иннополис… У нас в Столбищах будет строиться "СМАРТ-Сити", так вот я там буду открывать филиал. И еще. Вот посмотрите на структуры управления в Москве – это оказалось достаточно сложно, и их раскидали между Питером и Москвой. И если мы эти структуры будем раскидывать по таким большим городам, как наш, то деньги будут распространяться на всю страну.