ELGS7696.jpg
Копия кареты императрицы Екатерины II, установленная на улице Баумана напротив Качаловского театра, может переехать в другое место

«НЕ МОЖЕМ МЫ ИМ ЗАПРЕТИТЬ ПИТЬ ТАМ ШАМПАНСКОЕ»

Руководство Качаловского театра обратилось в мэрию Казани с просьбой переместить в другое место чугунную копию кареты императрицы Екатерины Второй, установленную на улице Баумана. Дело в том, что уже почти год главная сцена театра находится на реконструкции, а спектакли играются на малой сцене. Она же, в свою очередь, находится не в глубине здания, а практически над улицей. Труппу, как впрочем и публику, не устраивает, что вечером, когда идет спектакль, возле кареты начинаются песни-пляски туристов, играет гармонь, публика оживленно смеется, фотографируется и прочее. И все это слышно во время спектакля на малой сцене.

- Собираются молодожены, пришедшие из находящегося рядом загса, пьют шампанское. Не можем мы им пить шампанское запретить! Люди веселятся, фотосессии устраивают, это, конечно, хорошо, но нам-то каково во время спектакля? Я обратился в мэрию, попросил помочь, мне пообещали, надеюсь, что сейчас, после Универсиады, положительное решение будет. Карету надо просто передвинуть, например, к гостинице «Казань», или установить на Петербургской, что будет более логично, эта улица во многом связана с именем Екатерины Второй. Это ведь не требует больших расходов из городской казны. Мне кажется, что Баумана во многом перегружена, в этом со мной согласилась главный архитектор города Татьяна Прокофьева, – прокомментировал ситуацию художественный руководитель, директор Качаловского театра Александр Славутский.

Главный архитектор города действительно не против переноса кареты, хотя есть определенные сложности.

- Мы готовы рассмотреть вопрос переноса кареты, но пока я не видела конкретного обращения, хотя мы готовы рассмотреть варианты. Перенос кареты – это затраты. Надо будет замостить то место, где она стояла, надо подготовить под нее новую площадку. Кто-то должен все это финансировать, – отметила Прокофьева.

Источники финансирования, конечно, могут быть разными – это может быть управление по благоустройству города, частный инвестор или сам театр. Мнения, что карету можно безболезненно перенести в другое место, придерживается сейчас и директор музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.

В театре утверждают, что зрители, возмущенные шумом, доносящимся с улицы во время спектакля, забросали театр письмами с просьбами навести там порядок. И были случаи, когда администраторы театра были вынуждены выходить к карете и просить туристов вести себя тише, потому что играть спектакль было невозможно...

ИМПЕРАТРИЦА ОБ ОТКРЫТИИ ТЕАТРА НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА

Тем временем, пожалуй, мало кто знает, что означает карета и почему она оказалась в центре Казани. Дело в том, что прошедший 8 лет назад юбилей Казани пробудил у творческих людей интерес к прошлому города, в том числе к визиту матушки-императрицы. Известно, что в 1767 году, желая познакомиться с отдаленными губерниями России, императрица решила совершить путешествие по Волге. Для этой поездки в Твери были подготовлены четыре галеры: «Тверь», «Волга», «Ярославль» и «Казань». 2 мая из Твери императорская свита (около 2 тыс. человек) отправилась вниз по Волге. Руководил флотилией президент адмиралтейств-коллегии Иван Чернышев.

Путешествие сопровождалось торжествами: по берегам Волги стоял народ, приветствуя государыню. Ночью волжские берега освещались зажженными по берегам кострами и смоляными бочками. Флотилия останавливалась во всех крупных городах, и царице устраивались торжественные встречи.

Вечером 26 мая флотилия прибыла в Казань. По Казанке суда подошли к Казанскому кремлю. Через ворота Тайницкой башни императрица Екатерина Вторая прошла со свитой в Благовещенский собор, где был отслужен торжественный молебен. Местом пребывания императрицы стал дом Осокина, находившийся рядом с Петропавловским собором. В честь императрицы около дома были построены большие триумфальные ворота, украшенные статуями в рост человека и позолоченным куполом.

28 мая государыня посетила Казанский Богородицкий женский монастырь. Отстояв церковную службу, она приложила к иконе Казанской Божьей матери бриллиантовую корону, другую корону возложила на образ Спасителя. У ворот в монастырь ее встретил экс-вице-губернатор Казани Нефед Никитич Кудрявцев, который преподнес ей в подарок цуг вороных лошадей. Екатерину Вторую заинтересовали спектакли, которые ставились в гимназии. После посещения императрицы вскоре были увеличены средства на содержание учебного заведения. Отметим, что об открытии театра в Казани речь императрица не вела, хотя с 1749 года в Ярославле уже существовал первый русский театр Федора Волкова.

На память казанцам, как утверждает молва, в нашем городе осталась карета императрицы, которую сейчас можно видеть зале Национального музея РТ и, пожалуй, нет посетителя, который обошел бы своим вниманием этот экспонат. Эта карета своего рода символ пышного и блистательного, дворянского восемнадцатого столетия. Такими парадными роскошными экипажами обладают только крупнейшие музеи – музей-заповедник «Московский кремль», Эрмитаж, Государственный исторический музей, единичные региональные музеи. Однако все они неповторимы, так как изготавливались по индивидуальным заказам.

- Существует версия, что карета была привезена в числе нескольких других экипажей на судах императорской флотилии, императрица ездила в этой карете по Казани, а затем подарила архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. С ним она была знакома еще в Петербурге, будучи великой княгиней. Впоследствии карета находилась в загородной архиерейской резиденции на Кабане. Летом 1889 года архиепископ Павел передал карету городским властям, – прокомментировала изданию историю кареты заведующая отделом Национального музея РТ Елена Карташова.

«ДЕНЕГ НАМ НЕ ДАЛИ…»

Перед Тысячелетием города, когда основательно реконструировалась улица Баумана, превратившаяся в пешеходную и получившая в народе название «казанский Арбат», вспомнили про карету. Известный скульптор Игорь Башмаков, чьи творения украшают улицы города, изготовил чугунную копию кареты, хранящейся в музее.

- Мы думали тогда, что главную улицу Казани украсит большое количество малых скульптурных форм. Был замысел поставить неподалеку от кареты и небольшую скульптурку императрицы. Мы проводили в то время симпозиум скульпторов, и темой была как раз истории Казани в ее персонажах. Скульпторы предложили разместить на Баумана и фигурку «казанского сироты», это был бы подросток, сидящий на сундучке, должен был появиться и известный казанский фотограф Бреннинг c фотоаппаратом, и фонарщик… Но отлить скульптуры мы не смогли – нам не дали денег. Идеи эти потом благополучно воплотили в Екатеринбурге и Петербурге, – рассказывает директор ГМИИ РТ, архитектор Нургалеева, которая в период подготовки к юбилею города возглавляла управление городского дизайна.

DSC09005.jpg
Изготовил чугунную копию кареты скульптор Игорь Башмаков (фото: Елена Сунгатова, art16.ru)

Решение поставить карету возле входа в Качаловский театр, которое поддержал тогдашний мэр Камиль Исхаков, было продиктовано тем, что фасад театра тогда выгодно отличался от фасадов других зданий на Баумана. А мотивацией стал тот факт, что вроде бы императрица одобрила спектакли казанских гимназистов. Мотивация, конечно, не очень убедительная. Логичнее было бы установить карету на Петербургской, где вся идеология улицы восходит к северной столице. Но, что сделано, то сделано…

Поначалу карета стояла аккурат напротив входа в большой зал театра, и буквально после первого же спектакля выяснилось, что это не самое удачное месторасположение. Когда 600 зрителей практически одновременно выходят после спектакля, они просто-напросто натыкаются на карету. Карету попросили передвинуть, и она переместилась чуть-чуть правее. Но уже через несколько лет стало понятно, что это еще более неудобный вариант…

«ЧЕМ БОЛЬШЕ АРТ-ОБЪЕКТОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ»

А что думают казанцы по поводу переноса кареты, насколько этот шаг будет целесообразен и не разрушится ли своеобразие главной улицы города? Вот что думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Олеся Балтусова – помощник президента РТ:

- Мне кажется, что сейчас карета стоит на своем месте. Если ее передвигать, надо будет и кота казанского двигать, это сложная операция. Может быть, лучше в театре установить окна и двери с шумоизоляцией? Это будет дешевле.

Сергей Саначин – градостроитель, архитектор:

- Если карета мешает театру, ее однозначно надо передвигать, Баумана от этого ничего не потеряет, тем более что эта улица год от года облагораживается. Был похожий прецедент в Москве, когда на Арбате возле театра имени Вахтангова в начале 80-х годов прошлого века играли молодежные группы, что мешало спектаклям. Тогда дирекция вахтанговского театра обратилась в мэрию Москвы, и им пошли навстречу, эти концерты возле стен театра запретили.

Алексей фон Эссен – предводитель Татарстанского дворянского собрания:

- Мне кажется, что именем Екатерины Второй имеет смысл назвать какой-то сквер в городе, например, в Адмиралтейской слободе. И в этом сквере было бы логично разместить карету.

Гульчачак Назипова – директор Национального музея РТ:

- Эта карета, как вы помните, появилась к Тысячелетию Казани. Поначалу вообще была фантастическая идея: сделать на Баумана стеклянную галерею и поместить туда карету из музея! Потом, слава Богу, сделали копию. Конечно, карета красивая, она украшает город, но улица Баумана, хотя и пешеходная, но довольно-таки узкая, надо было сразу думать о том, что карета будет мешать. Карету надо переставить в какой-нибудь парк, на площадь, туда, где она будет привлекать туристов, но мешать никому не будет.

Андрей Богданов – фотохудожник, предприниматель:

- Раз карета мешает, ее однозначно надо убирать! Но именно перенести на другое место, его в городе, конечно же, можно найти. Жертвовать каретой не нужно, потому что чем больше в городе таких арт-объектов, тем лучше для горожан. Есть что посмотреть.

Инга Соловьева – владелица бутика «Римские каникулы»:

- Мне кажется, что если карету передвинуть, это не отразится на внешнем облике улицы Баумана. Если рядом с ней собирается публика, которая шумит и это мешает играть спектакли, карету лучше убрать. Все-таки надо уважать наш театр.

ELGS7687.jpg
Карета привлекает массу туристов

Олег Соколов – протоиерей:

- Качаловский театр не единственное место, где может находиться карета. Надо выбрать какой-то адрес, связанный с пребыванием императрицы в нашем городе. Например, кремль или Петропавловский собор, где она рядом жила во время визита в Казань. Разумеется, место должно быть посещаемым, чтобы карету было хорошо видно.

Наталья Федорова – историк, доцент института международных отношений КФУ:

- Приезд Екатерины Второй у меня в первую очередь ассоциируется с Волгой, ведь она приплыла в Казань на галере «Тверь». Возможно, карету стоит перенести куда-нибудь поближе к речному порту. Если такой возможности нет, надо поискать место поближе к кремлю, в той части Баумана карета будет смотреться логичнее.