Сельское хозяйство – очень капиталоемкая отрасль. Для того чтобы войти в этот бизнес, необходимы огромные первоначальные инвестиции. Никогда и ничего вы в растениеводстве не сделаете с 10 тыс. рублей уставного капитала без покупки дорогостоящей техники и оборудования, даже обладая ноу-хау, потому что даже маленькая самодостаточная ферма требует затрат больше, чем открытие большого магазина.

Большей части сегодняшних фермеров и колхозам техника, склады, фермы и животные достались с советских времен «по наследству». Поэтому эта категория хозяйствующих субъектов до сих пор не понимает истинной, полной себестоимости того, что они производят. Но с каждым годом их остается все меньше, а значит будет все больше тех, кто умеет считать все свои затраты, в том числе амортизацию, без которой невозможен возврат вложений и обновление основных средств.

Молочное животноводство в разы дороже. Сегодня государство взяло курс на развитие мелких семейных молочных ферм, хотя во всем мире идет их укрупнение. Наверное, у нас всегда будет свой путь... Мы обязательно пройдем через собственные ошибки. Заплатим за них, убедимся лично в том, что чуда не бывает, и лишь затем начнем перенимать мировую практику, где опыт Индии, Малайзии, Сингапура в сельском хозяйстве не всегда к нам применим по многим причинам. В том числе и потому, что плотность сельского населения у нас в разы меньше, чем у них.

В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ВСЕ ВСТАНЕТ НА СВОИ МЕСТА. НАВЕРНОЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАС ТРЯХНЕТ

Не имея активов для предоставления в залог банку, вы никогда не привлечете кредиты, а без субсидирования процентной ставки при сегодняшней процентной ставке по кредиту, которая для молочного животноводства, по сути, является запретительной, вы никогда не сможете обслуживать взятые инвестиционные кредиты.

Поэтому сегодня, пока не будет окупаемости за счет справедливых закупочных цен, покрывающих затраты на производство, или господдержки, делающей производство собственного продовольствия окупаемым, и кредитов на срок окупаемости вложений, никто не пойдет в молочные проекты. А значит, не будет качественного молока и говядины. Старые фермы будут закрываться, новые никто не будет строить.

Семейные фермы – это лишь самозанятость сельского населения. Молочные заводы качественным товарным молоком они не обеспечат ни по количеству, ни по цене. Значит, дефицит молока будет покрываться импортом и фальсификатами, в том числе тропическими маслами.

Но это будет не бесконечно. В какой-то момент все встанет на свои места. Наверное, предварительно нас тряхнет. Как? Пока не знаю, гадать не хочу. Есть много стран, где не умеют производить продовольствие. Они зависимы. Мы всегда исторически умели, но в последнее время чем дальше на восток от морских портов, тем все меньше людей работоспособного возраста занято в сельском хозяйстве. Это плохо и ненормально для такой огромной страны, как Россия.

ДВА ПУТИ РОССИИ

У России сегодня в области сельского хозяйства есть два пути. Первый: стать поставщиком зерна на мировой рынок и закупать все больше продовольствия за границей, постепенно теряя сельское население. Останется 1 человек на 1 тыс. га пашни. С постепенным сокращением в течение ближайших 70 лет собственного населения до 70 - 80 млн. человек.

Второй путь: развивать свое животноводство с ориентиром на экспорт, доведя сельское население до 1 работника на 20 - 30 гектаров. Это позволит трудоустроить не менее 5 млн. человек. Страна начнет постепенно прирастать собственным населением до 1 млн. человек в год. Будет расти наш внутренний рынок и качество жизни. Этот путь дорог, но почему-то США и ЕС выбрали именно его. Как вы думаете, почему и кто выиграет в будущем?

Но это тема отдельного разговора и глубокого анализа, которая далека от темы нашего обсуждения.

Желаю всем удачи!

Айрат Хайруллин

Читайте также:

«Все оказались в ловушке обещаний собрать рекордный урожай». Часть 3-я

«Все оказались в ловушке обещаний собрать рекордный урожай». Часть 2-я

Айрат Хайруллин: «Все оказались в ловушке обещаний собрать рекордный урожай»