Давно слежу за итогами подписных кампаний, хотя никто об этом не просит, и редакции не спешат разглашать долгожданные цифры. Но именно они показывают момент истины для многих заинтересованных лиц и вообще всей общественности. Для редактора и журналистов большой тираж издания всегда признак его успеха, роста авторитета и идеологического влияния. Для одних это сигнал победы, а для других – примета надвигающегося поражения. Отрицательная динамика подписного тиража отражает застой и упадок, отступление и материальный неуспех – явный признак будущего банкротства. Этот расклад складывается из многих составляющих: таланта журналистов, зрелости их лидера и руководителя, эффективности рекламы и общего настроя в обществе и состояния государственных структур, и вообще политических сил, если таковые имеются. И, конечно, тенденций медийной инфраструктуры. И слезы, и горе, и любовь, и ненависть, и радость, и уныние всего народа может отразиться в цифрах, показывающих, что читает и к чему равнодушен народ. В нормальных странах эти данные красноречиво говорят о ближайшем и отдаленном будущем властителей.

Да, статистика потребления информационного продукта служит зеркалом не только для печатных изданий, но и электронных СМИ, интернет-сайтов. Потому что сейчас бурно развивается мультимедийный формат: газеты и журналы открывают свои электронные версии, а радио и телевидение, в свою очередь, стараются мелькать в газетах и связаны с изготовлением CD и DVD дисков, освоением спутниковых и кабельных провайдеров. Все смешалось в доме информации…

Только удивляет пассивность, если не сказать лень и безразличие многих журналистов и управленцев к итогам подписок и рейтингам теле- и радиоканалов. Не хочу верить в их сдержанность и даже напускную глупость. Загадочно скрываться за лозунгами и приметами рыночной эпохи. Отделение бизнеса, в том числе информационного, от государства – лишь попытка лукаво отвлечь внимание от сути вопроса. Или ты бездарен как менеджер, бизнесмен, идеолог и творческая личность, или же ты настоящий профессионал. Производителей ненужного товара, бесполезных услуг нужно называть своими именами, поставить их на заслуженное ими место – на задворках.

Даже в советское время издатели и редакторы прекрасно знали: газета и журнал полезны и необходимы обществу, они, как правило, выгодный бизнес. Изготовив один экземпляр издания, можно его штамповать сотнями тысяч, что равносильно запуску печатного станка. Поясняю: в ходе подписки аудитория идет на рискованный шаг: совершает предоплату за товар на целых полгода! Где это видано в большом и малом бизнесе? Допустим, оплачивая подписку на издание стоимостью 250 рублей за 6 месяцев, владелец издания тиражом 10 тыс. экземпляров от этой фьючерсной сделки получает на свой счет, точнее на счет почтовой связи, 2,5 млн. рублей. На эти деньги можно учредить и раскрутить новое издание и завоевать популярность, если взяться с умом и иметь толковые кадры. Это же ловля денег на открытом воздухе, материализация чьих-то идей и чувств! И, наконец, тиражи газет и журналов, рейтинги телерадиоканалов напрямую определяют размеры доходов от рекламы. Как же можно дремать и сопеть, делая вид, что ничего не происходит, когда прямо на глазах бурно растет или уныло помирает важное дело, чей-то (прежде всего, государственный и общественный) материальный или политический успех и бизнес?

ОФИЦИОЗ ДЕРЖИТСЯ НА ПЛАВУ

Итак, судя по итогам подписки, опубликованным в «БИЗНЕС Online», во втором полугодии 2013 года государственные газеты «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» печатаются тиражом по 10 тыс. экземпляров (ежедневный выпуск), а их еженедельные «толстушки» – тиражом 36,7 тыс. и 18,2 тыс. экземпляров соответственно. Эти цифры добыты немалым трудом, т.к. казенные издания печатают официальные документы и «правильные» статьи. Без них правительство и его издания выглядели бы нелепо. Аналогичная ситуация с журналами, имеющими большое прошлое и с трудом поспевающими за переменами в текущей жизни.

Сейчас тиражи серьезной прессы достигаются и удерживаются с трудом, так как телевидение, независимые газеты, московские издания, интернет сайты и порталы, электронные версии всех изданий теснят бумажные государственные газеты республиканского уровня. Примерно в таком же положении держится и весьма достойная городская газета «Казанские ведомости».

Зато снижаются и так скромные тиражи московских изданий, сверкающих красками, лицами знаменитостей, жареными фактами и статьями популярных авторов. Эти же издания печатают весьма оперативные и насыщенные местные вкладыши. Региональным изданиям трудно соревноваться с такими сильными соперниками. Но нет, центральщики все равно еле держатся на плаву, не могут вслед за Иваном IV еще раз «взять» Казань и властвовать в ней. Хотя и они составляют весомую долю медиасегмента республики, оказывают определенное влияние на общественное мнение. А в целом более уверенно держатся республиканские издания, особенно городские и районные газеты, которые неблестящий профессиональный уровень компенсируют актуальностью, точностью, востребованностью своим населением. При этом не растет, а падает вес и авторитет желтой прессы, завлекающей искусственными сенсациями об интимной жизни «звезд» и о фальшивых откровениях. Народ не дурак, он отличает реальную информацию от сверкающей имитации, пусть даже изготовленной руками мастеров пиара и рекламы.

Все это убедительно и понятно. Но действительно ли, как пишут авторы обзора «БИЗНЕС Online», «федералы» сдают последние бастионы, и интернет рвет в клочья бумажные издания?

ПРЕДРАССУДКИ И ПРОГНОЗЫ

На мой взгляд, федеральные издания, теряющие тиражи, не гибнут. Они вкладывают ресурсы в республику не столько ради доходов, сколько для поддержания политического климата, нужного центру, дополняя федеральные телеканалы. Кто-то закроет местные филиалы, а кто-то будет спокойно гнуть свою линию на формирование «правильного» общественного мнения, чтобы Казань не перекипала и не больно задавалась. Как составные элементы информационного империализма, они всегда найдут нужную поддержку, если в этом будет необходимость.

Обратите внимание на мощно раскручиваемые скандалы и шумиху сразу после Универсиады: то в Нурлате подерутся, то в морге пятки покойников срежут, то вспомнят про мучителей-полиции, которых судят за излишнюю ретивость при раскалывании подозреваемых, пусть даже не ангелов во плоти. То припомнят странный подрыв бывшего муфтия и нераскрытое убийства Валиуллы Якупова. Хотя аналогичные инциденты происходят в других регионах не реже. Все эти картинки мелькают на ТV, звучат в радиоэфире, нелепости дублируются в печатных изданиях, чтобы Татарстан ассоциировался с «тартарстаном».

Также не могу согласиться с версией о скорой кончине бумажного носителя и повальном переходе всех читателей в интернет и на ТV. По статистике каждый второй житель республики пользуется глобальной сетью. А по жизни и в повседневной практике все выглядит иначе. Техническая возможность включения в сеть не гарантирует готовность каждого человека к взаимодействию с интернетом и его потребность в виртуальном развитии. Человек как таковой – консервативное существо, а подрастающее поколение неоднородно. Немало и тех, кто в интернет выходит вовсе не за культурными ценностями, общественно-политической и справочной информацией. Как ни парадоксально, политическая культура ряда социальных слоев не растет, а снижается. Нравственные устои и человеческие качества не растут сами по себе, как дикая трава после дождя. Нынешнее состояние общественного сознания и системы воспитания молодежи весьма тревожны, прости меня Аллах за консерватизм. Вспомните стандартных героев фильмов, передач, видеосюжетов интернета и газетных публикаций. Как бы не пришлось бесплатно раздавать Уголовный кодекс РФ и правила дорожного движения в бумажном исполнении, чтобы подрастающее поколение не теряло человеческий облик. Раздают же на форумах студентам и спортсменам противозачаточные средства, чтобы не заразиться случайно СПИДом, даже если занятие сексом не входит в формат мероприятия!

РАЗРУШЕНИЕ ПРИДУМАННЫХ МИФОВ

Скажите честно, на какие издания вы подписались и какие покупаете в киосках? Этот вопрос застает большинство знакомых врасплох. Дожили! Мало кто и мало что читает. Разве что бесплатные издания за две-три минуты до их выбрасывания в корзину. Несмотря на такое отношение, газеты и журналы живут, сотни тысяч, даже больше миллиона экземпляров выписаны на ближайшее полугодие. Чудеса, не правда ли?

Итоги подписки красноречиво свидетельствуют о разрушении мифов, которые превращались в аксиому.

1. Считается, что татарский язык и его носители вымирают как вид, уступая место русскоязычию, как мощной поступи глобализации. А татарский этнокультурный продукт, мол, убыточен изначально. На деле вышло наоборот: независимые газеты «Татарстан Яшьляре», «Акчарлак», «Ирек мәйданы», «Безнең гәзит», «Юлдаш» обгоняют по тиражу официальные, хорошо обеспеченные издания, опирающиеся на административный ресурс. Так же, как эстрадные концерты татарских певцов собирают аншлаги в течение многодневных концертных туров. Значит, слухи об этническом суициде преувеличены? Так же, как о бестолковости и отсталости национальных изданий?

2. Как уже было сказано выше, бумагу вытесняет электронная, компьютерная продукция, и скоро бумажных газет и журналов не будет. Такая тенденция есть. Сколько сэкономим деревьев, если журналы «Татарстан», «Сююмбике», «Идель», «Казань» и другие красочные издания станут планшетными, распространятся по интернету? И площади, количество полос будут без ограничений? Но несмотря на то, что журнал «Татарстан» не первый год живет как планшетный, я не знаю ни одного его интернет-читателя. Мои попытки полюбоваться журналом на айпаде сталкиваются с малой скоростью интернета, бестолковостью способов загрузки. И в немалой степени моей моральной и технической неготовностью управлять планшетником в этом сегменте. Понимаю, подрастут другие люди, совершенствуются технические возможности. Но человек, даже очень способный, очень ленив, он осваивает знания и навыки, приносящие деньги и сиюминутный кайф. А общество столь неоднородно, эстетические потребности и внутренняя культура столь неразвиты, что пройдет не одно десятилетие и столетие, пока милллионы будут из планшетника наслаждаться репродукциями классических творцов и статьями умных красивых изданий. А вдруг потянет к дорогому удовольстию – пощупать мелованную бумагу настоящей книги, журнала? Ведь фотография не вытеснила живопись, а кино и телевидение не погубили театр? Разная энергетика, психология восприятия...

Не надо иллюзий – типографское оборудование и печать как таковая развиваются, совершенствуются, книгоиздательство остается неплохим бизнесом, меняется только его инфраструктура. Да, интернет и ТV вошли почти в каждую квартиру, но почтовые ящики заполняются бесплатными газетами с желтыми репортажами, торговой и предвыборной рекламой! Бесплатные газеты тоже недешево обходятся их владельцам, но рекламная площадь в них продается за немалые деньги. Их тиражи – 200 - 300 тыс. экземпляров в Казани, а в малых и средних городах 80 - 100 тыс. экземпляров. Кстати, именно они сбивают тиражи некоторых серьезных изданий, утоляя минимальную жажду не очень продвинутых и грамотных читателей своим минимальным, часто примитивным контентом.

3. Считается, и начальство охотно верит этому, будто независимые газеты – конкуренты и соперники государственных СМИ и могут кинуться разрушать государство, свергать существующую власть, скидывать отдельных чиновников или всю команду такого-то начальника. На самом деле большинство независимых изданий строго соблюдает законы и политическую этику, ведет социально ответственную политику в интересах благополучия общества и региона. И номенклатуру не трогает, чтобы не связываться с отдельными типами. При всем разбросе интересов учредителей, негосударственые издания, особенно национальные, помогают сохранению и развитию этнической культуры, языка, поддерживают власть, которая им не платит ни копейки. Отсюда тихое, невыраженное неприятие, даже презрение коллег из «казенных» изданий, вызывающих своей работой смех и завистливую ненависть. Оказывается, проблема не в принадлежности издания государству, в умении конвертировать бюджетные ресурсы в информационно-культурный продукт.

4. Считается, что интернет стихиен и неуправляем, может наломать дров, пробудить революцию. Но в системе государственной власти нет структуры, которая бы опекала, развивала необходимые сегменты интернета. Если не считать финансирование двух-трех официальных интернет-ресурсов. Нигде не учат блогеров, не слышал о семинарах системных администратов, дизайнеров негосударственных сайтов. Нет стимулирования национального сегмента татарского интернета, даже должного спроса. Странно все это!

5. Всем известно, что «авторитарный режим», как теперь величают органы власти, убивает гласность и демократию, душит цензурой. Строго, мол, держат прессу в ежовых рукавицах. Может быть, редакторы официальных изданий знают это лучше меня. А по моим наблюдениям, сами журналисты даже не пытаются понять, осознать противоречия времени и общества, определить степень актуальности каких-то проблем. Наверное, ждут инструкции, заказа от государства. Но, простите, какая нужная директива, чтобы защищать толерантность, уважение народов и культур, языков, понять полезность хорошего образования, владения языками, изучения правдивой истории, необходимость сохранения природы, памятников культуры, уважения родителей, подготовки к честному труду, изучения лучшего мирового опыта? Именно на этой площадке соревнуются федеральные и местные издания, если не считать глупости желтой прессы.

6. Есть еще миф, будто государство должно полностью уйти из сферы информации и даже распространения газет, журналов, книг. И оно уходит потихоньку. Мол, пусть решают законы рынка. А они, будь спок, порешают! Торговать пивом, безделушками выгоднее, чем газетами и журналами. И вот уже 15 - 20 лет говорят о необходимости реанимирования книжной торговли, о модернизации книгоиздательтва. Пока результаты неутешительны. Считается, что это дело, особенно татарское книгоиздательство, сплошь убыточно и поэтому обречено. Иные уже готовятся хоронить «неуспешные» издания и «ненужные» учреждения культуры. Розничная торговля прессой агонизирует, все больше газетных киосков в центре Казани стоят с закрытыми ставнями или перепрофилировались на другие товары.

В обзоре итогов подписки розница вообще не упоминается, а ведь некоторые издания продают больше, чем распространяют по подписке. Действительно, смешно и грустно выжимать прибыль со всей духовной сферы, а потом тратить миллиарды на дорогие форумы, конференции, создание каких-то структур и недышащих партий, усиление силовиков, строительство тюрем и колоний.

7. Медийное начальство молчит или обсуждает проблемы в тиши кабинетов. А ведь это общенародное дело, надо подключать само население, поскольку миллионы людей – читатели, зрители, слушатели.

Есть еще версия о том, что управлять прессой и СМИ вообще не надо. Я не такой продвинутый демократ и считаю, что в условиях самотека и бестолкового управления хрупкая сфера массовой информации не научится зарабатывать рекламу. И потому идеологию, гуманные цели забросит, государственные интересы просаботирует.

Чтобы не было окончательного одичания гуманитарной сферы, как одичали земли в некоторых российских регионах, где давно не сеют и не пашут, надо бы инфомационное пространство контролировать не только по линии прокуратуры и силовиков, а начать с мониторинга и стимулирования эффективности СМИ, подписки и продаж газет, журналов, рейтингов ТV, радио, интернет-ресурсов. Мечтаю прочитать, послушать представителей медийного начальства, грамотных и компетентных экспертов по этим незасеянным просторам информационного поля. Можно было бы и поспорить, и совместно обмозговать.

А пока по поводу подписки на издания складывается такое впечатление: сколько будет, столько будет. Это нормально? Скучно жить, ожидая естественной смерти этой сферы, которая еще может пережить своих могильщиков.

Римзиль Валеев