1.jpg
Общество автомобилистов больше 15 лет владеет автостоянкой на ул. Волгоградской в Казани

АРЕНДАТОР С 35-ЛЕТНИМ СТАЖЕМ

Татарстанское отделение всероссийского общества автомобилистов (ВОА) подало иск в Арбитражный суд РТ к исполкому Казани, добиваясь признания права собственности на автостоянку на улице Волгоградской.

Как выяснилось на судебном заседании, общественная организация владеет ей уже много лет. Представитель истца Асия Хузиханова рассказала, что это имущество перешло к организации еще в 1978 году. Причем для того чтобы Татарская контора транспортно-экспедиционного обслуживания населения смогла это сделать, понадобилось… распоряжение совмина Татарской АССР.

Сегодня автостоянка имеет привычный еще с советских времен вид – это огороженная забором заасфальтированная площадка в 6,3 тыс. кв. м с будкой охранника. Общество автомобилистов считает, что имеет право стать ее собственником «в силу приобретательской давности» – по закону для этого достаточно владеть имуществом 15 лет. Все эти годы оно исправно платило городским властям арендную плату за занимаемый автостоянкой земельный участок.

Впрочем, в своем иске общественная организация отделила ее от тверди земли. «Предметом спора является не арендуемый участок земли, а находящийся на нем комплекс. Он включает в себя асфальтовое замощение, забор, ворота и будку охранника. Это два разных объекта недвижимости», – пояснила Хузиханова нашему изданию.

Представители исполкома на судебном заседании не присутствовали. Запрос газеты «БИЗНЕС Online» в его пресс-службу также остался без ответа.

2.jpg
В 2011 году в Казани была развернута широкомасштабная программа строительства подземных многоярусных паркингов (фото: tatarstan.ru)

ДВИЖИМАЯ ИЛИ НЕДВИЖИМАЯ?

Тем не менее суд отказал обществу автомобилистов в иске. Он поставил под сомнение, что исполком когда-либо являлся собственником этого имущества, а такие требования можно предъявить только прежнему владельцу.

Помимо прочего, арбитраж озадачился вопросом, является ли вообще эта автостоянка… недвижимостью. Причиной стало то, что среди представленных истцом документов не оказалось ни разрешения на ее строительство, ни акта ввода в эксплуатацию. По мнению судьи Камили Шакуровой, покрытые асфальтом площадки нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимости – это лишь элемент благоустройства. Железные же ворота и забор вполне можно демонтировать. Не расценил суд как бесспорные и доказательства передачи автостоянки в конце 70-ых годов обществу автомобилистов.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», это вторая неудача данной организации в судах. В 2009 году объединение автомобилистов уже обращалось с подобным иском. Ответчиком по нему также выступал исполком Казани. Но тогда дело подпортила будка охраны. Согласно техпаспорту, это двухэтажное сооружение было построено в 1984 году. А значит, никак не могло быть передано обществу автомобилистов 6 годами ранее…

Тем не менее организация намерена продолжить борьбу.

Хузиханова заявила газете «БИЗНЕС Online», что истец считает решение суда незаконным и необоснованным: «Будем подавать апелляционную жалобу». Автостоянку строило не общество автомобилистов, а его предшественник. Поэтому у истца, в принципе, не может быть разрешения на строительство. Более того, в те годы такой бумаги и не требовалось. Исполком – надлежащий ответчик, так как спорное имущество никогда не находилось в федеральной собственности. После распада СССР и реформы органов власти в РФ оно было передано именно исполкому, – перечислила она свои аргументы. С выводом суда о том, что нет доказательств передачи имущества в 1978 году, общество также не согласно. «Они были представлены», – отметила юрист.

ПЛАТИШЬ АРЕНДУ – ЗАБУДЬ О СОБСТВЕННОСТИ

Напомним, что в 2011 году в Казани была развернута широкая программа строительства подземных многоярусных парковок. Власти заявляли, что к Универсиаде будут построены 16 современных вместительных паркингов. Шансы на победу ВОА в арбитраже и перспективы открытых автостоянок в эпоху многоэтажных паркингов газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты и участники рынка.

Валерий Ларягин – руководитель практики юрагентства ЮНЭКС:

- Для любой организации недвижимое имущество – это, прежде всего, актив, который можно сдать в аренду, заложить, продать и тому подобное, то есть извлечь прибыль. Поэтому они заинтересованы оформить ее в собственность.

Судебные споры о признании права собственности в силу приобретательской давности более присущи судам общей юрисдикции. Пик подобных исков в арбитражных судах прошел после проведения масштабной приватизации в 90-х годах и создания системы госрегистрации прав на недвижимое имущество в 2000 году.

Эти вопросы регулируются статьей 234 Гражданского кодекса РФ. Но, согласно разъяснениям совместных постановлений пленумов ВС и ВАС РФ, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Т.е. упомянутая статья не может быть применена в случаях, когда какая-либо организация владеет имуществом на основании договорных обязательств. Общество автомобилистов с 1997 года арендовало у исполкома землю под автостоянку. Это и послужило одним из оснований для отказа в иске.

ПОСТАВИТЬ НА ПАРКИНГ, ОТКРЫТУЮ АВТОСТОЯНКУ ИЛИ ВО ДВОР?

Линар Шарафутдинов – генеральный директор ООО «ПАРКОВКА.РУ»:

- На мой взгляд, открытые автостоянки – уже вчерашний день. Они занимают много места, тогда как автомобилей на них размещается мало. Земли во многих районах Казани не хватает, и выходом является строительство многоуровневых паркингов. Хотя после их постройки и автоматизации парковка, конечно, станет дороже.

Раньше почти в каждом дворе была автостоянка. Сейчас ситуация изменилась, общество не стоит на месте. Для меня, например, надежнее поставить машину там, где созданы более цивилизованные условия. И если, как мы сейчас видим, таких дворовых стоянок становится меньше, а паркингов больше, то, наверное, за этим и есть будущее.

Дмитрий Мирошниченко – заместитель директора по развитию ООО «Авто с пробегом и без» (включает в себя круглосуточную открытую парковку):

- Конечно, открытые автостоянки устарели, но не везде есть возможность построить новые. К тому же неизвестно, как будет обстоять дело с разрешениями на строительство. И не у всех предпринимателей есть средства и возможность строить современные паркинги.

Нет слов, открытая круглосуточная пыльная автостоянка, конечно, менее удобна, чем закрытый паркинг. Но зато она дешевле – это очевидно. И в подавляющем большинстве случаев такие привычные стоянки намного ближе к дому. Поэтому, я думаю, что люди будут продолжать пользоваться ими всю жизнь.

Большинство автовладельцев даже и на таких стоянках своих железных коней не ставят, просто оставляют их во дворе. Если у кого-то вдруг поцарапают машину, определят к нам на пару месяцев, и затем снова бросают под окнами. Пять лет назад я был в Германии, там все было так же: вечером во всех дворах вдоль каждого поребрика стоял автомобиль.

К тому же, на мой взгляд, идея со строительством современных паркингов – шаг амбициозный, но не очень востребованный. Сначала заставляют строить паркинги, а потом будут загонять туда автомобилистов?

Например, паркинг на улице Айдарова в Авиастроительном районе вообще невероятных масштабов, в несколько этажей. Чтобы его заполнить, придется согнать весь район. Но нужно ли это, если рядом, за углом есть автостоянка, которая не только всю улицу Айдарова, но и близлежащую территорию спокойно покрывает? Надо ее только благоустроить. Хорошо бы власти сами строили паркинги, а то ведь заставляют это делать бизнес, тем самым вешая на него кредиты, лизинги. Иначе говоря, заставляют тратить деньги, которые будут долго возвращаться. Все это, в конечном счете, ложится и на потребителя в виде высоких цен на парковку.

Справка

Всероссийское общество автомобилистов было создано правительством РСФСР в 1973 году. Сегодня насчитывает более 8 тыс. отделений в регионах РФ.

Занимается организацией автомобильных школ, курсов и автодромов для подготовки водителей. Также имеет в своем составе станции и пункты техобслуживания, автомагазины, автостоянки и другое.