«ТАК ПУСТЬ ТАТАРСТАН НАДАВИТ…»
Татарстан должен повлиять на развитие рынка лоукост-перевозчиков, который на сегодня находится в России в зачаточном состоянии. «Казани везет, сейчас в Поволжье уже ввели систему дотаций, но это не лоукостер, конечно», – заявил в беседе с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. – Теперь Татарстану надо настаивать, чтобы срочно изменили законодательство относительно сертификационных документов аэропортов, потому что у нас масса портов, где один-два рейса в неделю, но список требований такой же, как для Шереметьево и для аэропорта Казани… Так пусть Татарстан надавит на Росавиацию и минтранс до понедельника, чтобы переделали эти сертификационные документы.
Как все помнят, еще в марте 2013 года авиакомпания «Татарстан» выиграла тендер Росавиации на получение субсидий на развитие авиаперевозок в Поволжье. Программа начала действовать 1 апреля и рассчитана до 20 ноября. За то, что пассажир будет оплачивать лишь половину стоимости билета, выделили 600 млн. рублей. Впрочем, это, как отметил справедливо Смирнов, не лоукостер, а всего лишь дотации.
Лоукостеры в России, как показала практика «Авиановы» и Sky Express, прижились плохо. Однако на днях стало известно, что «Аэрофлот» собирается создать на базе своей «дочки» компанию, выполняющую бюджетные авиаперевозки. Впрочем, в России есть ряд как субъективных, так и объективных проблем, из-за которых на рынке авиаперевозок до сих пор не появились те компании, которые могут предложить пассажирам быстро и дешево долететь из точки А в точку Б. Кроме того, западные лоукост-компании, которые все же вышли на российский рынок, спустя какое-то время вынуждены играть по уже установленным правилам: их привычные схемы никак не приживаются в нашей стране.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦЕНА НА БИЛЕТЫ
«Не стоит забывать, что авиация – это один из самых дорогих видов транспорта. А после того, как цена на нефть поднялась до заоблачных высот, стала баснословной, и многие категории населения не могут позволить себе использовать авиацию как вид транспорта», – обозначил проблему и. о. замдиректора департамента господдержки в области гражданской авиации минтранса РФ Сергей Сескутов. По его словам, в некоторых регионах страны вообще нет транспортной инфраструктуры, тут и об авиации нечего говорить, когда нет ни автомобильных дорог, ни железнодорожных путей. Поэтому наша страна с ее огромной территорией имеет много «удаленных уголков, забытых Богом».
Впрочем, Сескутов вполне допускает, что на рынке могут все же появиться лоукостеры: «Если экономика будет позитивно развиваться, будет большой экономический рост, тогда и лоукосты пойдут. Будет предкризисная ситуация – тогда невыгодно будет. Это такой бизнес, который пытается сливки снять и уйти», – рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» чиновник, но затруднился назвать конкретные сроки появления бюджетных тарифов на авиаперевозки. Ведь, по его словам, создание необходимой инфраструктуры в России потребует колоссальных затрат. А с ее огромной территорией все равно не получится запускать бюджетные тарифы при полетах на далекие расстояния, так как цена на авиационный керосин напрямую зависит от цен на нефть, которые и без того высоки.
В то же время президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в России не появится лоукост-перевозчик до тех пор, пока это направление не станет одним из пунктов государственной политики. Поэтому для снижения цен на билеты необходима соответствующая инфраструктура – дешевые аэропорты, где ставки и сборы минимальны. Также немаловажно и законодательство, которое сейчас заставляет авиакомпании, к примеру, провозить багаж или предоставлять питание, а это, опять же, отражается на той сумме, которую пассажир обязан выложить за билет. «Сегодняшняя система не располагает к какому-то оптимизму относительно существования какой-то авиакомпании», – убежден Смирнов.
Все же в минтрансе РФ настроены более оптимистично. «У нас сейчас для того, чтобы обеспечить доступность авиаперевозок в России, принят ряд нормативных актов. Есть, в частности, три «дорожных карты», одна из которых называется «Развитие конкуренции на рынке авиаперевозок». То есть там аккумулируют комплекс мероприятий, которые направлены именно на то, чтобы исключить монополизм на рынке авиаперевозок», – рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» и. о. начальника отдела нормативно-правового обеспечения и развития деятельности гражданской авиации департамента господдержки в области гражданской авиации минтранса Иван Голуб. По его словам, «Аэрофлот», который анонсировал создание лоукостера, своей цели достигнет. «Это наш перевозчик, у которого высокий потенциал, достаточно большое количество уже раскатанных линий и большой штат профессионалов, которые знают, что делать», – убежден чиновник.
ПАКЕТ НАВЯЗАННЫХ УСЛУГ
Еще более оптимистичен первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров, он полагает, что даже при нынешних условиях доступность авиаперевозок растет. «Увеличение тарифов происходит не такими темпами, как растет себестоимость и все другие процессы, которые влияют на стоимость билета. Если к этому мы еще прибавим рост благосостояния наших граждан, то увидим, что все больше людей могут воспользоваться перевозками», – заявил он в ходе круглого стола. Впрочем, и он согласен, что для существования лоукостеров в России не созданы условия: дешевые аэропорты, самолеты, услуги и рабочая сила. А все это вновь упирается в российское законодательство. «Пакет навязанных услуг пассажирам как раз делает невозможным снижение себестоимости перевозки. Если мы хотим говорить о снижении тарифов, то мы должны говорить о снижении себестоимости перевозки», – объяснил Столяров.
Согласился с ним и председатель союза пассажиров России Кирилл Янков. По его мнению, высокая стоимость авиаперевозок в нашей стране объясняется не только несовершенством законодательства, но и такими объективными причинами, как климат и малая плотность населения. Плюс к этому еще монополизм по некоторым направлениям полетов и монополизм топливно-заправочных комплексов. «Совокупность субъективных и объективных проблем приводит к тому, что у нас действительно авиаперевозки для пассажиров обходятся дорого», – подвел итог Янков.
В целом, картина складывается вовсе не радостная. Несмотря на заверения чиновников о подготовке каких-то условий и законов, конкретных сроков появления бюджетных компаний никто так и не осмелился назвать. У корреспондента «БИЗНЕС Online» во время круглого стола сложилось четкое ощущение, что лоукостеры на российском рынке авиаперевозок – это дело явно не ближайшего будущего. Да и как рассуждать об авиаперевозках, если даже авиастроение в России со времен Советского Союза выдало только SSJ-100? Этой же темы коснулся и Смирнов: «Если она не будет великой авиационной державой, то России не будет. Если государство будет способствовать дальнейшему умиранию остатков авиапрома, то России тоже не будет. Там, где прекращаются полеты, идет колоссальное безлюдье», – сказал Смирнов уже после круглого стола. По его словам, именно государству принадлежит решающая роль в восстановлении как авиационного сообщения, так и авиастроения и промышленности в целом. «Нашему авиастроению до 90-х годов аплодировал весь мир, до 90-х годов не было ни одного западного самолета, а сейчас наоборот: 95 процентов пассажирооборота выполняется на самолетах западного производства, государство бездействует. Только в последнее десятилетие начались какие-то шевеления», – рассуждал Смирнов.
РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ?
Эксперты, опрошенные корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online», также считают, что лоукостеры в России востребованы, но их существование в современном российском правовом поле затруднительно. Цена на билет Москва - Казань может быть установлена при нынешней себестоимости перевозки не ниже 2 - 3 тыс. рублей.
Азамат Сабиров – генеральный директор ЗАО «AVT»:
- Что касается условий для создания фирм-лоукостеров в России, то вопрос в том, на каких условиях «Аэрофлот» будет покупать воздушные суда и какие это будут воздушные суда. У нас нет особой конкуренции между аэропортами. И цены на обслуживание в аэропорту очень высокие. За счет чего можно снизить цену авиабилета? За счет поправок в законодательстве, которые должно принять министерство транспорта. Например, изменить условия продажи невозвратных билетов, сократить багажный провоз – это позволит снизить издержки авиакомпаний. Также для существенного снижения цены за авиабилет нужно будет экономить на еде.
Думаю, что цена в одну тысячу рублей за рейс Казань - Москва – это, скорее, рекламная акция, такой маркетинговый ход. Мы уже имели опыт полетов «Авиановы», «Скайэкспресса». И, как бывший представитель «Скайэкспресса», могу сказать, что тысяча рублей не входит ни в какую себестоимость. И даже при продаже невозвратных билетов такая цена не позволит окупить хотя бы себестоимость авиабилета. Думаю, что компания-лоукостер сможет установить цену за авиабилет на рейс Казань - Москва в районе 2 - 3 тысяч рублей.
Думаю, что приход фирмы-лоукостера никак не скажется на рынке авиаперевозок в Татарстане, который сейчас активно развивается. Еще несколько авиакомпаний в него еще поместятся.
Большим авикомпаниям типа S7 и «Трансаэро», во всяком случае, нечего опасаться, потому что они больше на транзите зарабатывают. Для них рейс Казань - Москва не является таким уж прибыльным. А вот для авиакомпаний, которые ориентированы на этот рейс, по ним это, конечно, ударит. Тем более, «Аэрофлот», скорее всего, сделает лоукостера, который заменит основного перевозчика здесь. То есть на данном рейсе будет летать не сам «Аэфрофлот», а фирма-лоукостер.
Петр Трубаев – гендиректор «Ак Барс Аэро»:
- Все необходимые условия для создания компании-лоукостера в России есть. Несмотря на то, что «Авианова» и Sky Express свернули свою деятельность, их билеты были очень востребованными. Правда, у «Авиановы» инфраструктура не была готова. Фирмы-лоукостеры сами по себе в России очень востребованы. Зная, что созданием дискаунтера будет заниматься «Аэрофлот», можно сказать, что у будущей компании-лоукостера есть перспективы. Правда, при создании лоукостера, конечно, необходимо учесть ошибки, которые были допущены при работе «Авиановы» и Sky Express.
Безусловно, лоукостер станет конкурентом, которого стоит учитывать в своей работе всем существующим авиакомпаниям.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.