Валентина-Нурмухаметова-(слева)-со-своим-адвокатом.jpg
Самая крупная сумма в коллективном иске – это ущерб Валентины Нурмухаметовой (слева с адвокатом)

ГАРИФУЛЛИН ПРИНЕС В СУД ЧЕМОДАН ДИПЛОМОВ

В Набережных Челнах вчера начался уголовный процесс над гендиректором медицинского центра «Надежда» Рамилем Гарифуллиным (не путать с полным тезкой из Казаниприм. ред.). Народный целитель, представивший суду целую кипу дипломов и различного рода свидетельств о получении образования из области нетрадиционной медицины, обвиняется родственниками своих бывших пациентов в шарлатанстве. Ему инкриминируется часть 4 статьи 159 УК РФ – «Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину, в особо крупном размере».

Пострадавшими по делу выступают матери умерших от онкологических заболеваний женщин Валентина Нурмухаметова и Хатира Волкова, а также мать молодого человека, которому Гарифуллин обещал поправить зрение, Гульназира Аитова. Все они платили «чудо-доктору» большие деньги, однако лечение биологически активными пищевыми добавками не дало эффекта.

Судья Ильдар Адгамов с согласия пострадавших разрешил желающим присутствовать на процессе, однако сторона защиты выступила против фото- и видеосъемки в зале суда. Первым делом подсудимый и его адвокат Василий Савенков из Москвы попросили приобщить к делу необходимые, по их мнению, документы. Большую часть содержимого двух папок составили свидетельства, призванные подтвердить квалификацию Гарифуллина как целителя. Среди специализаций «чудо-доктора» и оконченных им учебных заведений фигурировали в основном такие понятия, как гипноз, биоэнергетика, народное целительство. В многочисленных благодарственных письмах, комплектовавших папку, Гарифуллина называют биоэнерготерапевтом. Перечисление приобщаемых к делу документов заняло час, в течение которого Нурмухаметовой дважды становилось плохо, вследствие чего судья объявлял краткие перерывы. Она высказалась в том смысле, что документы эти, по ее мнению, поддельные, однако против приобщения их к делу возражать не стала.

Последний диплом адвокат Гарифуллина оставил на десерт, продемонстрировав его отдельно от прочих и акцентируя внимание суда на претензии пострадавших об отсутствии у подзащитного высшего образования. Согласно представленному диплому, Гарифуллин получил специальность психолога в 2008 году в московской академии управления, медицины и права.

– Ого, и такие есть, – не удержался от комментария судья.

В числе прочего защита предложила и договоры за несколько лет с вятскополянским машиностроительным заводом «Молот», персоналу которого Гарифуллин предоставлял услуги диагностики и лечения в обмен на квартиру, на офис практики, на деньги – каждый год услуги доктора подтверждались новым соглашением. Напомним, Гарифуллин переехал в Челны из Вятских Полян, откуда и распространилась его слава «народного целителя».

К ДОКТОРУ ОЧЕРЕДЬ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА ВПЕРЕД

Активность защиты на этом не закончилась. За первым ходатайством о приобщении к делу бумаг последовало второе: обвиняемый попросил себе еще одного защитника – общественного. Им стал директор юридической фирмы «Щит» Борис Бородин, который представлял интересы Гарифуллина в течение нескольких лет, пока Нурмухаметова безуспешно пыталась возбудить против биоэнерготерапевта уголовное дело.

Покончив с формальностями, суд перешел к опросу пострадавших. Показания дали лишь две из трех женщин: Нурмухаметова отказалась от опроса, поскольку ее адвокат не смогла присутствовать на процессе – она появилась лишь к концу заседания, до каких пор защищала интересы другого лица в другом суде.

Волкова и Аитова адвокатов не привлекали и ответили на вопросы прокурора Фаиса Кадырова. Они рассказали свои истории.

Рамиль-Гарифуллин-Рё-адвокат-Василий-Савенков-(слева)-РґР
Рамиль Гарифуллин (справа) и адвокат Василий Савенков (слева) до начала процесса и запрета на фотосъемку

– В 1999 году моя дочь Ирина заболела, у нее диагностировали рак молочной железы, – первой была опрошена Волкова. – Ее дважды оперировали, она проходила химиотерапию в Казани. Ничего не помогало. В 2004 году я увидела по телевизору передачу о Гарифуллине. Мы пришли к нему, он тогда жил и работал в санатории «Жемчужина». Он сказал, что не нужно называть диагноз, он видит болезнь сам, однако помочь не может, потому что к нему очередь стоит на четыре года вперед. Но потом дал надежду – спросил о связях моего мужа, полковника в отставке, и предложил добиться ходатайства «сверху» о том, чтобы очередь подвинулась, и он смог заняться моей дочерью. Он дал нам свой телефон в Вятских Полянах, а пока предложил дочери медитировать.

По словам Волковой, медитации продолжалось до осени 2006 года, когда Гарифуллин позвонил и сказал, что время пришло. Он попросил организовать транспорт в Москву и оплатить в столице лекарства.

- Муж нашел по объявлению грузовую «Газель», мы отдали 100 тысяч рублей, и водитель уехал в Вятские Поляны к Гарифуллину, а оттуда – в Москву. Через несколько дней Гарифуллин позвонил и сказал, что можно ехать к нему за лекарствами. За лекарства, которые он передал мне у себя в машине, я заплатила еще 70 тысяч рублей. Увидев среди наименований «Кордицепс», я сказала ему, что могу купить этот препарат гораздо дешевле, но Гарифуллин заявил, что только этот «Кордицепс» настоящий, это какая-то прямая поставка. Никаких чеков мы не получали и договоров не подписывали. Стали принимать препараты по инструкции, после этого у дочери началось обострение.

Как рассказала пострадавшая, больше всего ее оскорбил и подтолкнул к суду следующий эпизод: когда они сообщили Гарифуллину об ухудшении состояния дочери, он предложил найти листья крапивы и положить их в урину пациентки. Была зима, но Волковы – мать и отец больной – смогли отыскать на даче подо льдом семена крапивы. Они вырастили растение и исполнили инструкции «доктора».

– Гарифулин сказал, что если на листьях или в жидкости появятся бурые пятна, то дочь неизлечима. Никаких пятен не было. Тогда он потребовал привезти банку ему. Посмотрев, он сказал, что бурое пятнышко есть, хоть я его и не вижу, потом предложил оставить банку у него до утра. Утром сказал, что пятна есть, и поэтому он отказывается лечить мою дочь. В 2007 году она умерла. После этого за остатки лекарств он вернул мне 19 тысяч.

В итоге материальные претензии Волковой к Гарифуллину оцениваются в 151 тыс. рублей – за машину до Москвы и использованные БАДы. По ее словам, лечение основывалось исключительно на приеме биологически активных добавок, в частности на препарате «Кордицепс». Также потерпевшая рассказала, что при первой встрече Гарифуллин действительно продемонстрировал неординарную способность. Он попросил у дочери Волковой 5 рублей, которые, и правда, завалялись в кошельке. Трижды он просил подать деньги ему, и трижды Ирина их роняла на землю.

ОТ РАКА И ДЛЯ ЗРЕНИЯ – ОДНО ЛЕКАРСТВО

Аитова, согласившись на опрос, огорошила присутствующих неожиданным заявлением. Она изъявила желание говорить на татарском языке, сославшись на то, что он, как и русский, имеет статус государственного.

– Вы мне весь процесс ломаете. Где я вам сейчас возьму переводчика? – удивился судья. Несколько минут уговоров подействовали на Аитову, она отказалась от переводчика и рассказала по-русски о том, что у нее сын, упав с большой высоты, получил тяжелые травмы, но выжил благодаря врачам. Однако у сына стало портиться зрение. К Гарифуллину она обратилась по совету знакомой, которая рекомендовала сеансы гипноза. Гипноз – 10 сеансов – ни на нее, ни на сына не подействовал. Но целитель напугал Аитову словами о том, что у сына утечка энергии, и сказал, что как раз зрение-то восстановить для него не проблема. По мере общения желание лечиться и дальше гипнотизер подстегивал намеками на скорый отъезд в Москву якобы по приглашению Фрадкова (Михаил Фрадков – на тот момент председатель правительства РФред.). Поэтому в покупке все тех же БАДов, самым эффективным из которых назывался опять же «Кордицепс», Аитовых не приходилось уговаривать. В общей сложности иск Аитова предъявляет на 62 тыс. рублей.

НА ЦЕНТР ГАРИФУЛЛИНА ЕЩЕ И ИЗ БЮДЖЕТА РТ ДЕНЕГ ПРОСИЛИ

Самая крупная сумма в коллективном иске – это ущерб Нурмухаметовой, которая от дачи показаний отказалась. В июне 2005 года она обратилась к Гарифуллину – у ее дочери Альфии был обнаружен рак желудка. 150 тыс. рублей Нурмухаметовы нашли сами, еще 855 тыс. перечислил работодатель Альфии, и 600 тыс. выделил на лечение благотворительный фонд «Милосердие». Отказавшись говорить в суде, после заседания в комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» пострадавшая рассказала о том, что ее шокировало во время ознакомления с документами, приложенными к делу защитой Гарифуллина:

– Среди документов я обнаружила письмо Ильдара Халикова на имя Рустама Минниханова. Оно было написано, еще когда Халиков был мэром, а Минниханов – премьер-министром. Халиков попросил выделить 30 миллионов рублей из республиканского бюджета на строительство медицинского центра «Надежда», то есть для Гарифуллина. В письме сказано, что у Гарифуллина все случаи лечения завершались положительно. И это подписано после смерти моей дочери. Какой вывод я из этого делаю? Именно поэтому я и не могла добиться суда 7 лет, потому что Гарифуллина всегда поддерживали сверху.

Отметим, что, когда Халиков занимал пост мэра Набережных Челнов, Валентина Нурмухаметова руководила пресс-службой исполкома. С тех пор ее делом занимались пять следователей, и оно неизменно закрывалось за отсутствием состава преступления. С мертвой точки, по словам потерпевшей, дело сдвинули только министр МВД по РТ Артем Хохорин и прокурор РТ Кафиль Амиров.

– Центр «Надежда» был построен в октябре 2006 года, и там отдельная история, – рассказала Нурмухаметова корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Строители говорили, что построили его за 34 миллиона, но денег на строительство собрали 70 миллионов. А сейчас он продает свой центр за 350 миллионов. Кто эти деньги считал? Попечительский совет центра разбежался, когда я пригрозила их всех пересажать. В него входили многие – Мустафина, Евдокимов, Рачков (на тот момент Файруза Мустафина – заместитель главы города по социальным вопросам, Александр Евдокимов – гендиректор ОАО «Камгэсэнергострой», Сергей Рачков – гендиректор ЗАО «Расстал»авт.)…

Как собирали деньги? Мы Гарифуллину подогнали машину новую в качестве оплаты. Он сказал: машину не надо, идите к Мустафиной. У Мустафиной лежала стопка писем с просьбами о спонсорской помощи. Пациенты рассылали их, а кому слать, Гарифуллин сам называл. В письмах было написано, что открывается, мол, центр «Надежда», будет проводить научные экспертизы. Благотворитель освобождался от налогов.

Все это мне позже подтвердила Файруза Зуфаровна. Когда следствие по моему делу несколько раз закрыли, Мустафина связалась со мной и рассказала про эти письма все, как было на самом деле.

Также Нурмухаметова сообщила газете «БИЗНЕС Online», что ее дочь Гарифуллин снабжал теми же самыми препаратами, что и других фигурантов – очевидно, панацеей от всех болезней, по мнению целителя. Панацеей, как выяснилось из опросов потерпевших, обошедшейся им дороже рыночной цены, на что в первую очередь обратил внимание судья Адгамов.

Более подробно история болезни дочери Нурмухаметовой, как ожидается, будет изложена сегодня в городском суде. Второе заседание назначено на 14.00.