ОБВАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Объем новых зарегистрированных авто в первом полугодии текущего года в Татарстане, согласно данным агентства «Автостат», предоставленным «БИЗНЕС Online», вырос на 3,9% – с 57,7 тыс. единиц за 6 месяцев 2012 года до 60 тыс. единиц за 6 месяцев текущего года. Интересно, что на этом фоне отечественные марки во главе с LADA отминусовали на растущем рынке 12,1%. Позитивная динамика в итоге была обеспечена иностранными брендами, которые в сумме добавили 13,8%. Хотя и среди иномарок нашлись свои лидеры и аутсайдеры.

Тем временем в целом по России картина выглядит менее радужной, чем в Татарстане. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в целом по стране сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 1,333 млн. штук. Напомним, что по итогам первого квартала текущего года ассоциация не понижала свой прогноз по продажам (2,9 млн. штук), несмотря на выявленный спад. Теперь же председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер надеется, что во втором полугодии ситуация улучшится благодаря новой программе льготного кредитования.

Данная программа стартовала 1 июля 2013 года. Под условия программы, рассчитанной на 18 месяцев, попадают новые автомобили стоимостью до 750 тыс. рублей (в начальной версии 700 тыс. рублей). Речь идет как об отечественной сборке, так и об импортных авто. Кредит выдается на срок до 36 месяцев. Государственная субсидия покрывает 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи кредита. У новой программы есть несколько отличий от предыдущей. Во-первых, максимальная цена выросла на 150 тыс. рублей. Во-вторых, в программе участвуют не только произведенные в стране, но и импортные автомобили, что может быть связано со вступлением России в ВТО.

1.jpg

Доля отечественных и зарубежных брендов в спросе РТ
за 6 мес. 2013 года, ед.

Напомним, премьер Дмитрий Медведев в начале апреля текущего года посетил Горьковский автомобильный завод, где провел совещание о поддержке отрасли и отметил, что россияне в этом году демонстрируют вялый спрос на новые автомобили, а это значит, что производство вот-вот начнет сокращаться. В свою очередь, производители предложили премьеру приучить к отечественным автомобилям российских чиновников, которые в выборе автотранспорта часто оказываются непатриотичными.

ПРОВАЛ СHEVROLET И NISSAN

Рассматривая индивидуальные достижения брендов, начнем с самых заметных потерь первого полугодия. Обладатель чемпионского титула LADA потеряла сразу 10,6%. Продажи отечественной марки упали с 21,18 тыс. единиц в первом полугодии 2012 года до 18,92 тыс. единиц в первом полугодии 2013 года. В абсолютном выражении АвтоВАЗ потерял в продажах больше всех. При этом динамика в Татарстане оказалась идентичной с общероссийской. Согласно данным АЕБ, в январе-июне LADA по РФ в целом показала падение на 10%. Здесь сказываются такие факторы, как завершение программы утилизации, реализация отложенного спроса в 2011 - 2012 годах, что обеспечило высокую базу, завершение выпуска классики и замену ее на Granta.

Что касается Granta, то было достаточно лестных отзывов и о качестве материалов (в сравнении с другими вазовскими моделями) и сборки. И первоначальная цена 229 тыс. рублей выглядела вполне приемлемой. Но, заглядывая в июне в прайс-лист одного из дилеров АвтоВАЗа в Казани, мы обнаружили, что Granta в комплектации «стандарт» стоит уже 279 тыс. рублей. И возникает дежавю с программой утилизации: когда вазовские модели вдруг после кризиса подорожали на 40 - 60 тыс. рублей. Ценник «народного автомобиля» неуклонно стремится к $10 тысячам. Хотя на сегодня Granta занимает первое место среди моделей АвтоВАЗа, и спрос на нее в сравнении с первым полугодием 2012 года вырос на 66% до 6,7 тыс. единиц, этого недостаточно для поддержания общего объема продаж. Обновление семейства Kalina началось по новому стандарту: с топовых версий. А 70 - 80% продаж приходится на средние комплектации, которые поступят в продажу к концу 2013 года.

Бывший обладатель «серебра» – Chevrolet – сбавил обороты на 18,4%: с 4,62 тыс. единиц за 6 месяцев 2012 года до 3,77 тыс. единиц за 6 месяцев 2013 года. В целом по РФ Chevrolet растерял 16%. У демократичного американского бренда свои трудности. Во-первых, затянувшийся вывод на рынок модели Cobalt. Цены на новинку в базе стартуют от 444 тыс. рублей, но в такой комплектации нет ABS, подушки безопасности переднего пассажира и кондиционера. За эти опции покупателю придется выложить еще 46 тыс. рублей. Спрос автолюбителей из РТ оказался слабым: приобретено всего 316 автомобилей. Во-вторых, в сегменте кроссоверов серьезную конкуренцию составил Renault. Стартовые цены на Duster и Niva практически выровнялись у отметки 450 тыс. рублей, и это сыграло не в пользу Chevrolet.

Еще одно заметное падение – Nissan. Этот японский бренд потерял пятую часть продаж, скатившись до 1,75 тыс. автомобилей по итогам первого полугодия 2013 года. Сил двух хоть и популярных кроссоверов Qashqai и Juke было недостаточно, и Nissan оказался у нижней границы ведущей десятки в Татарстане.

Отметим, что автолюбители долго ждали обновленную Almera и получили самое большое внутреннее пространство в классе, хорошую подвеску, но довольно спорный экстерьер. Цены на новинку, созданную специально для России, начинаются от 429 тыс. рублей, версия с кондиционером – от 474 тыс. рублей и сопоставимы с одним из бестселлеров нашего рынка Renault Logan. Пока большие надежды официальных дилеров не оправданы. В первом полугодии автолюбителями из РТ приобретено всего 54 таких автомобиля.

2.jpg

Доли ведущих брендов в регистрации новых автомобилей РТ
за 6 месяцев 2013 года, %

ПАРТНЕР УНИВЕРСИАДЫ – ЛИДЕР РОСТА

На фоне временных трудностей у отдельных брендов успех партнера Универсиады – Hyundai Motor – выглядит особенно впечатляющим. Обе принадлежащие ему марки: KIA и Hyundai показали взрывной рост: на 57,8% и 57,3% соответственно.

При этом KIA с результатом 5633 автомобиля прочно обосновался на второй строчке нашего рейтинга, и сегодня в РТ это иностранный бренд №1. Но здесь надо сделать важное замечание: известно, что более тысячи автомобилей Hyundai были задействованы в мероприятиях Универсиады, будучи поставленными на учет в ГИБДД (а «Автостат» оперирует именно этими данными), но при этом не будучи проданными. Как уже рассказывала газета «БИЗНЕС Online», без малого 800 машин из их числа сейчас распродает ТТС со скидками, и, по оценкам экспертов, это окажет немалое влияние на рынок.

Мы уже отмечали сильные стороны корейских тигров. Традиционная гарантия – пять лет или 150 тыс. км пробега. Быстро обновляемый модельный ряд с очень сильными позициями в секторе седанов и хэтчбеков. Хорошая представленность официальными дилерами в регионе, развитый сервис и логистика. И на сегодня один из лучших балансов цена/качество. Самое интересное, что в целом по России KIA прибавил только 4%, а Hyundai и вовсе довольствовался прежним результатом. Как говорится, спасибо Универсиаде…

Скромнее корейских конкурентов, но в разы быстрее рынка в целом продемонстрировал темпы роста Renault. Французский демократичный бренд прибавил 24,1%: с 3,51 тыс. авто за 6 месяцев 2012 года до 4,36 тыс. авто за аналогичный период 2013 года. В России результат был скромнее: всего лишь плюс 9%. При этом самой востребованной моделью у Renault стал не Logan или Sandero, а кроссовер Duster. По итогам 6 месяцев текущего года автолюбители из РТ купили 1710 новеньких Duster, что на 548 единиц больше, чем результат ближайшего конкурента – Chevrolet Niva.

У Volkswagen же самым популярным после Polo стал обновленный седан Jetta, тогда как в первом полугодии 2012 года на втором месте по спросу был кроссовер Tiguan.

Тем временем, у Opel компактный кроссовер Mokka обогнал в модельном ряду малыша Corsa.

За пределами Топ-10 можно отметить прекрасную динамику китайских марок. Среди представителей из «поднебесной» бесспорный лидер Geely, увеличивший продажи в 3,2 раза до 845 автомобилей. Можно считать продвижение модели Emgrand на рынок Татарстана, в том числе за счет совместного проекта с «Такси24», успешным.

Отличился еще один представитель корейского автопрома – SsangYong, благодаря обновленному модельному ряду кроссоверов и внедорожников, продажи были утроены до 400 единиц. Львиная доля спроса пришлась на обновленный Actyon.

==table210==

ПРЕМИАЛЬНЫЙ ТАТАРСТАН: BMW ВОЗВРАЩАЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ, LEXUS ПРИХОДИТ В ЧУВСТВО

Если обратить внимание на сегмент автомобилей класса люкс, то он чувствовал себя гораздо лучше рынка в целом. Так, число автомобилей, приобретенных в этом секторе, выросло на 17,5% – с 1738 единиц в первом полугодии 2012 года до 2042 единиц в первом полугодии 2013 года.

Пальму первенства среди люксовых автомобилей вновь, как и несколько лет назад, удерживает BMW. Спрос на автомобили от баварских мастеров вырос на четверть – с 504 единиц за 6 месяцев 2012 года до 629 единиц за 6 месяцев 2013 года. Что примечательно, обновленные седаны пятой (138 единиц) и третьей (100 единиц) серии обогнали по популярности кроссоверы X3 и X5.

Подчеркнем, что за счет хорошего спроса на седаны в первом полугодии 2013 года, BMW обеспечил хороший отрыв (120 единиц) от ближайшего конкурента – Audi, наделавшего фурор в прошлом году в РТ. Стать «властелинами колец» пожелали 509 автолюбителей из Татарстана, что на 11,4% больше, чем в первом полугодии 2012 года. При этом у Audi в фаворитах по-прежнему кроссоверы: Q3 (продано 142 единицы) и Q5 (123 единицы).

Интересная картина сложилась в борьбе за четвертое место. Land Rover сбавил 9,7%, а вот Lexus, терявший позиции последние полтора года, улучшил показатель на 30%. Разрыв между ними сократился с 80 до 26 автомобилей.

Заметим, что со свежими силами к продвижению люксового японского бренда подключился крупнейший игрок республиканского авторынка – ТТС. Львиная доля приобретений (84 единицы) пришлась на внедорожник RX.

Еще более впечатляющий результат у другого японского бренда - Infiniti. Спрос на продукцию премиального отделения Nissan увеличился в 2,6 раза до 126 единиц по итогам 6 месяцев 2013 года. Здесь все силы к продвижению приложил еще один ключевой игрок Татарстана – АКОС. В Казани в четвертом квартале 2012 года был открыт специализированный салон Infiniti, и даже создана отдельная компания «АКОС-Премиум». Половина от всего спроса пришлась на кроссовер FX.

Трудно не отметить тот факт, что автолюбители из РТ в первом полугодии текущего года приобрели в 2,3 раза больше «железных скакунов» такой марки как Porsche. 82 новеньких машины за 6 месяцев – ударный результат. Напомним, как писала газета «БИЗНЕС Online», за первый квартал года были куплены 33 автомобиля этой марки, то есть всплеск продаж пришелся на второй квартал.

Изюминкой первого полугодия 2013 года стал Rolls-Royce Phantom. Цены на такие роскошные автомобили стартуют с отметки 24 млн. рублей ($740 тысяч). Для сравнения, излюбленный Porsche Cayenne с нулевым пробегом можно приобрести в 7 раз дешевле – всего за 3,2 млн. рублей ($98 тысяч).

==table211==

«В ИТОГЕ РУЛЯТ КОРЕЙЦЫ С ФРАНЦУЗАМИ»

Динамику автомобильного рынка Татарстана в первом полугодии текущего года газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Вячеслав Зубарев – председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис»:

– Конечно, подготовка к Универсиаде не прошла бесследно для авторынка РТ. Этот локомотив экономики разогревал несколько отраслей, в том числе и автопродажи. Нельзя не упомянуть строительство новых дорог в Казани. Ведь чем лучше дороги, тем больше желание ездить по ним на автомобиле.

В июне этого года мы открыли единственный в регионе полноценный автосалон автомобилей с пробегом в Казани общей площадью 1,8 тысячи квадратных метров. Для удобства покупателей в автосалоне предусмотрен пункт регистрации ГИБДД для снятия и постановки на учет, доступна уникальная двухгодичная гарантийная программа на автомобили с пробегом.

На фоне замедления роста продаж новых автомобилей трейд-ин приобретает особое значение. Рынок автомобилей с пробегом уходит от серого импорта. Автолюбители, купившие автомобили в дилерских центрах, привыкают к высоким стандартам и ценят услуги дилера в комплексе. Количество людей, предпочитающих качественный сервис подержанных автомобилей, юридическую чистоту сделки и экономию времени, растет в геометрической прогрессии с каждым годом. Мы думаем, через несколько лет процент продаж автомобилей по схеме трейд-ин сравняется с общемировым и составит 70 - 80 процентов вместо нынешних 10 процентов. Поэтому развитию этого направления в холдинге ТТС уделяется особое внимание.

Помимо этого, важнейшее событие, с нашей точки зрения, – начало работы нескольких автоцентров в Казани (Volkswagen, Mitsubishi), Набережных Челнах (SsangYоng, Ford, Chevrolet NIVA), в Нижнекамске (Chevrolet NIVA, Renault).

Несмотря на то, что, по оценке аналитиков, по РФ ожидается снижение продаж авто от 5 до 10 процентов, авторынок нашей республики покажет более позитивную динамику, что уже очевидно по итогам первого полугодия.

Сергей Чернов – замгендиректора по развитию группы компаний «КАН АВТО»:

- Региональных факторов падения спроса на автомобили LADA в РТ крайне мало. Многие факторы, в том числе крайне низкое качество подходов самого АвтоВАЗа к формированию положительного имиджа бренда LADA, явились причиной падения спроса. К тому же финансовая ситуация в Европе не прошла мимо нашей страны. Люди очень осторожно тратят деньги на дорогие покупки. На рынок Казани наложился отпечаток подготовки к Универсиаде, когда многие люди просто отложили покупки на вторую половину года.

Для стимуляции спроса и вывода российского авторынка из падения необходимо применение государственных рычагов регулирования. В том числе и программы льготного кредитования. Это действенный метод, который потенциальные покупатели всегда встречали на ура.

Что касается снижения спроса на Chevrolet, вот что бывает, когда предложение отстает от клиентских ожиданий! Несмотря на выход Cobalt, обновление TrailBlazer и фейслифта некоторых их моделей, Chevrolet не предложил своим почитателям ничего нового, не оправдав их ожиданий. В этом случае компенсирующим рычагом могла бы быть сниженная относительно конкурентов цена. Однако и она не изменилась. В итоге рулят корейцы с французами. Недавно в штаб квартире GM проходило заседание, посвященное антикризисным мерам, однако никакой четкой стратегии мы не увидели до сих пор. На мой взгляд, основой такой стратегии могло бы быть более динамичное и традиционно агрессивное поведение на рынке с принципиально новой молодежной линейкой авто, уже два года выставляемой на автосалонах, но так и не пошедшей в серию.

Важнейшими для авторынка РТ в первой половине 2013 года стали подготовка к Универсиаде, увеличившая машинозаезды в сервис, «штиль» в объемах продаж автомобилей, смена лидеров рейтинга брендов.

Евгения Калашникова – администратор ООО «МБ-Ирбис», официального дилера Mercedes-Benz:

– Для нас важнейшим событием стало открытие официального дилера Mercedes-Benz «МБ-Ирбис». Также на российском рынке появилась новая линейка автомобилей Mercedes-Benz A, B, CLA классы, появился новый Mercedes-Benz GL класс, прошел плановое обновление и Е класс.

Однозначно самой успешной моделью для нас стал CLA-класс, который благодаря своим аэродинамическим качествам и авангардному исполнению купе формирует новый сегмент. Это купе переносит идею Concept Style Coupe в серийное производство, в том числе бескаркасные двери.

Примерно 40 процентов из продаваемых нами автомобилей оформляется в кредит. Очень большую роль в формировании таких объемов играет поддержка «Мерседс Бенц Банка» с его льготной системой практически для всего модельного ряда.

В первом полугодии 2013 года продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz в России снизились на 6 процентов. На 12 процентов продажи упали в июне по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Продажи премиум-сегмента продолжают расти и по результатам за январь-июнь показали прирост в 6 процентов. В целом по России результаты продаж Mercedes-Benz опережают темпы роста рынка. В связи с этим мы серьезно заинтересованы в увеличении собственной доли в премиум-сегменте на рынке Татарстана.

==table212==

Читайте также:

Как татарстанский бизнес перед Универсиадой скупает Porsche Cayenne. Авторынок РТ по итогам 1 квартала 2013 года