СКЛАДЫ ЗАТОВАРЕНЫ

Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», которые оно предоставило газете «БИЗНЕС Online», объем новых зарегистрированных авто в РТ вырос на 6,6% – с 24,39 тыс. единиц в первом квартале 2012 года до 26 тыс. единиц в первом квартале 2013 года.

Причем рост в Татарстане обеспечили именно иностранные бренды, которые в сумме увеличили объемы продаж на 15,2%, в то время как «наши» потеряли 7,2%. Понятно, что такой откат не помешал рынку РТ чувствовать себя гораздо лучше общероссийского.

Если же говорить в целом о ситуации в РФ, напомним, что, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте этого года авторынок просел на 4% по отношению к марту 2012-го. Спад произошел впервые начиная с марта 2010 года. Но в целом в январе-марте 2013 года рынок остался на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого года. Сегодня авторынок РФ балансирует между стагнацией и рецессией, считают эксперты. «Заказы на новые автомобили в первые три месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад», – сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Кстати, по мнению представителей АЕБ, одна из возможных причин торможения рынка – затянувшийся… зимний сезон, поэтому есть надежда, что с наступлением весны продажи оживут. АЕБ пока не изменила свой прогноз на 2013 год, надеясь на лучшее (хотя за последний месяц в России всерьез и на всех уровнях заговорили о рецессии экономики). В общем, в этом году не стоит ожидать рекордов, будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в 2012-м, – около 2,9 млн. штук. Такова ситуация в целом.

Российские власти ищут стимулы для отечественного автопрома на фоне стагнации авторынка. Премьер Дмитрий Медведев в начале апреля посетил Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), где провел совещание о поддержке отрасли. Россияне в этом году демонстрируют вялый спрос на новые автомобили, а это значит, что производство вот-вот начнет сокращаться. «Нужно проанализировать, что это. То ли действительно рынок вышел на параметры достаточности, то ли это общее сжатие экономики, то ли что-то еще», – задал премьер вопрос на совещании на ГАЗе.

Участники рынка в марте сообщали, что товарные остатки на складах сейчас достигают 200 - 300 тыс. штук. Скорее всего, они будут реализовываться по дисконтным программам, а это, в свою очередь, может еще больше снизить спрос на отдельные марки и скорректировать объемы автопроизводства.

А мы пока вернемся в Татарстан, который готовится к Универсиаде и чья экономика переживает явно благополучные времена, судя по покупкам татарстанцев.

KIA И RENAULT: «ГВОЗДИ» БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ МАШИН!

Сразу же отметим, что какие бы времена на дворе ни были, но удачные марки и удачный маркетинг делают свое дело. Так, продажи некоторых популярных марок в этом году растут просто феерически. Лидер роста и «гвоздь» первого квартала 2013 года – KIA. Корейская компания прибавила целых 57,6% – с 1524 единиц в первом квартале 2012 года до 2402 единиц в первом квартале 2013 года. Такой рост выглядит просто фантастикой на фоне 6,6% роста в РТ и стагнации общероссийского рынка.

4.jpg

Доли ведущих брендов в регистрации новых автомобилей РТ за первый квартал 2013 года

В чем же секрет успеха KIA? Можно выделить несколько факторов. Во-первых, это уже традиционная гарантия в целых пять лет или 150 тыс. км пробега. Как правило, другие марки ограничиваются двумя-тремя годами и 100 тыс. пробега. Отметим, что другие фавориты рынка уже взяли на вооружение этот эффективный обкатанный прием, но об этом чуть позже.

Во-вторых, быстро обновляемый модельный ряд с очень сильными позициями в секторе седанов и хэтчбеков благодаря моделям Rio, Ceed, Cerato, Optima и с уверенной позицией в сегменте кроссоверов c моделью Sportage.

В-третьих, у KIA хорошая представленность официальными дилерами в регионе, развитый сервис и логистика.

Отметим, что результат лучше рынка продемонстрировал и французский Renault. Прибавка составила 31,8% до 1869 единиц по итогам первого квартала 2013 года. На первом месте у автолюбителей Татарстана оказался недорогой кроссовер Duster, который позиционируется как главный конкурент внедорожника Chevrolet Niva. Кроме удачного позиционирования моделей и раскрутки Fluence и Duster, французский концерн тоже сделал ставку на повышенную гарантию, расширив ее до формата: 3+1 год.

Тем временем спрос на продукцию недавнего лидера среди зарубежных брендов – Chevrolet – просел на 7,6% до 1799 единиц за первые три месяца 2013 года. Лидер в модельном ряду – Chevrolet Niva, но ее показатель 585 единиц на четверть слабее, чем у ближайшего французского конкурента – Duster. Chevrolet, похоже, пора задуматься над обновлением модельного ряда: как в сегменте доступных седанов и хэтчбеков, так и бюджетных кроссоверов.

5.jpg

Ведущие модели в Топ-10 автомобильных брендов РТ

Нельзя не отметить, что и у другого традиционно сильного игрока – Nissan – дела шли далеко не лучшим образом. Спрос на новые авто упал на 21,7% до 872 единиц. Отметим, что в начале 2012 года наблюдался очень высокий спрос на новинку – компактный кроссовер Juke. C одной стороны, это обеспечило высокую расчетную базу бренда в начале 2012 года, с другой – спад ажиотажного спроса на эту машину в начале 2013 года сыграл против Nissan.

Любопытно, что сейчас Ford отделяет всего 112 авто от вхождения в Топ-10. Напомним, что американский концерн подключил в завершение 2012 года в качестве официального дилера такого серьезного игрока, как «АКОС». В первом квартале 2013 года проводилась мощная рекламная кампания обновленного «смарт-кроссовера» Kuga, цены на который стартуют от 900 тыс. рублей. Поддержку американскому бренду в ближайшее время сможет оказать очередная локализация: на заводе Sollers в ОЭЗ «Алабуга» готовится сборка внедорожника Explorer.

«АКОС» ПРИШПОРИЛ INFINITI

Что касается ситуации с брендами класса «люкс», то здесь наблюдается бурный рост. Понятно, что количество продаваемых премиальных автомобилей измеряется десятками и в лучшем случае сотнями, но тенденция налицо.

В масштабах РТ лидерство по-прежнему удерживает BMW. Баварский концерн улучшил позиции на 24% – с 208 единиц в первом квартале 2012 года до 258 единиц в первом квартале 2013 года. Хорошо обновляемый модельный ряд, развитый сервис, сильные позиции в сегменте кроссоверов позволяют обгонять конкурентов.

Обладатель «серебра» – AUDI – смог увеличить продажи на 57% (!) – с 145 авто за первые три месяца 2012 года до 228 авто за аналогичный период 2013 года. Отметим, что на фоне успехов своих немецких коллег очень слабо смотрится Mercedes. Спрос на новые авто с трехлучевой звездой снизился на 10,3% до 96 авто по итогам первого квартала 2013 года. Но многое может измениться после возвращения дилерства Mercedes в Казань, которое происходит сейчас при участии предправления челнинского АКИБАНКа Ильдара Галяутдинова.

6.jpg
Топ брендов класса «люкс»

У люксового подразделения Nissan – Infiniti – дела шли превосходно. Спрос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года удвоился до 67 авто в первом квартале 2013 года. Заметим, что более половины объема продаж пришлось на традиционного фаворита – модель FX. То есть основным фактором стали не новинки, а улучшение сервиса и поставок в РТ. Напомним, что в четвертом квартале 2012 года один из ведущих дилеров «АКОС» открыл специальный салон Infiniti.

Интересно, что далеко не самый доступный Porsche показал прирост 154% – с 13 автомобилей за первый квартал 2012 года до 33 автомобилей за аналогичный период 2013 года. При анализе структуры приобретений, которая есть в материалах «АВТОСТАТа», выясняется, что более половины спроса пришлось на внедорожники Cayenne (цена от 3,15 млн. рублей) выпуска 2012 года. По всей видимости, дилеры предложили очень интересную скидку на прошлогодние автомобили.

==table200==

KIA, RENAULT, MITSUBISHI, AUDI – ФАВОРИТЫ РЫНКА

Итоги авторынка и главные события на нем в первом квартале газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали его участники.

Вячеслав Зубарев – председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»:

- Лучший результат по итогам первого квартала показал Renault (+30 процентов). Это не удивительно, поскольку этот бренд – лидер по всей стране. На втором и третьем местах, соответственно, – Hyundai и KIA. Причины выбора этих автомобилей покупателями очевидны – оптимальное сочетание цены и качества. Отличные результаты показывает бренд Mitsubishi, плюс 60 процентов. Производитель предоставляет серьезные дисконтные программы. Плюс марка всегда была популярной на татарстанском рынке. Наконец, на рынок поступило достаточное количество модели Range Rover Evoque. А также поставили популярный Range Rover, который приходилось ждать по пять месяцев. Продажи Land Rover выросли на 24 процента. Продажи бренда Audi увеличились на 20 процентов за счет появления в свободной продаже любимых потребителем моделей Q3, Q5.

Среди событий этого периода можно отметить открытие новых автоцентров в Renault в Набережных Челнах (февраль), Hyundai – в Уфе (февраль), Renault – в Чебоксарах (апрель), Skoda – в Йошкар-Оле (апрель). Доля автомобилей, проданных в кредит, не изменилась с прошлого года и составляет 40 процентов по новым и 35 процентов по схеме trade-in.

Во втором квартале 2013 года мы рассчитываем на рост продаж BMW. Это связано с тем, что многие модели автомобилей этого производителя приблизились по цене к массовому сегменту.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора по развитию группы компаний «КАН АВТО»:

- Лучший результат у нас традиционно показала LADA, несмотря на начало года и спад продаж. Лидер среди иностранных брендов – KIA.

KIA обеспечил себе успех благодаря постоянному обновлению модельного ряда, наполнению комплектаций опциями из более высоких сегментов, удачному соотношению «цена-качество», реализации ожиданий клиентов в обновленных моделях, передового маркетинга и т.д.

Если говорить о Chevrolet, презентация Cobalt проходит во всех дилерских центрах в апреле. Увидеть и купить этот автомобиль в «КАН АВТО» можно уже сегодня. В руководстве Chevrolet Россия произошли перемены. С этими переменами начался и процесс перепозиционирования бренда на автомобильном рынке России. Руководство Chevrolet обратилось к дилерам с просьбой высказать свое видение развития бренда на территории России. Пакет предложений от Татарстана уже сформирован. В скором времени будем ждать положительных перемен. Chevrolet идет в ногу со временем, воплощая в автомобилях ожидания своих покупателей. Это всегда было сильной стороной этого бренда. Компания КIA, «подсмотрев» это преимущество, на сегодня лучше справилась с его воплощением, но это придает конкурентной борьбе между лидерами российского рынка большую остроту. Ведь в ее результате клиент получает больше за меньшие деньги. Чем ответит самый востребованный в течение последних пяти лет бренд Chevrolet своему корейскому конкуренту, мы увидим уже в этом году.

В первом квартале 2013 года группа компаний «КАН АВТО» приступила к реализации проекта строительства автоцентра Hyundai, который будет введен в эксплуатацию в текущем году в южной части Казани. После спада продаж в январе-феврале, который был характерен для автомобильного рынка Татарстана, март прошел под знаком стабилизации ситуации, а апрель ознаменовался уже ростом продаж практически во всех сегментах.

Усредненное значение доли автомобилей, реализованных в кредит, по группе компаний составляет 57 процентов.

Автомобили 2012 года есть на складах, это LADA и Cadillac. Что касается LADA, это связано с накоплением автомобилей в дорогих комплектациях, по Cadillac это нормальное явление, связанное с длинным плечом поставки автомобилей из Америки.

Виталий Тараканов – руководитель отдела продаж «Автохолдинг РРТ»:

- Лучший результат по итогу первого квартала 2013 года в наших салонах показал бренд Opel. Обусловлено это несколькими причинами.

Производитель предоставляет финансовую поддержку. Автомобили Opel теперь действительно доступны каждому клиенту благодаря наличию различных розничных и кредитных программ стимулирования. По сути, клиент получает качественный, надежный, по-настоящему европейский автомобиль за небольшие деньги.

Немаловажен широкий модельный ряд. Автомобили Opel представлены практически во всех сегментах рынка (более 15 различных моделей, учитывая варианты кузова). В основном это обновленные или же полностью новые модели, которые обладают широким спектром потребительских качеств, начиная от внешнего вида и безопасности, заканчивая расходом топлива и гарантией.

И наконец, дефицит автомобилей данного бренда у прямых конкурентов позволил компании РРТ практически минимизировать склады Opel.

Среди наиболее значимых событий можно отметить стабилизацию авторынка РТ. Никто уже не предвещает резкого роста, но никто и не говорит о падении. Показатели первого квартала 2013 года говорят сами за себя. РРТ строит планы уверенного роста. Говорить о насыщении рынка РТ еще очень рано – огромное количество автомобилей отечественного производства и иномарок с пробегом. Растет и требовательность клиентов к качеству товара и предоставляемых услуг, а это прямой путь к покупке иномарки. РРТ заканчивает стадию активного инвестирования (сейчас в рамках федерального автохолдинга действуют 27 дилерских центров), соответственно, нацеленность нашей компании одна – фокус на наших клиентах и на качественном удовлетворении их потребностей.

Ярким событием первого квартала стал выход новых моделей бренда GM, занимающих достаточно весомую долю рынка. В Chevrolet это прежде всего Cobalt и Cruze SW, которые теперь доступны для клиентов в нашем дилерском центре. В Opel по-прежнему сохраняется эффект от выхода Opel Mokka и Astra Sedan.

Доля кредитных сделок продолжает расти и по итогу первого квартала 2013 года в компании РРТ составляет практически 70 процентов.

Первые три месяца этого года 2013 показали, что многие клиенты целенаправленно ищут автомобили 2012 года выпуска, рассчитывая приобрести их по более выгодной цене. Благодаря поддержке дистрибьютора и правильной логистической цепочке, построенной в компании РРТ, нам на данный момент удалось практически полностью распродать автомобили 2012 производственного года. По крайней мере, это уже не задача №1 для нас. Да, небольшое количество автомобилей осталось, но и клиенты, ищущие наиболее выгодные предложения, по-прежнему обращаются к нам и находят то, что им нужно.