IMG_0728.jpg
Игорь Крутой: «Подавал заявку на участие в подготовке сочинской Олимпиады, но конкурс мы не выиграли. И наша команда все свои силы вложила в проект Универсиады»

«В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА»

- Игорь Яковлевич, два с половиной года подготовки шоу открытия и закрытия Универсиады прошли недаром. Какие условия в творческом плане вам ставили организаторы Универсиады? Или все отдали вам на откуп? (Дмитрий Масленников)

- Нам все было отдано на откуп, и грех было бы жаловаться – отношения были на самом высоком уровне, и практически везде был зеленый свет. Была возможность в любую минуту связаться с президентом Татарстана и мэром Казани. Я не злоупотреблял этим, но все проблемы, с которыми я обращался, решались за секунды. Потому что эти руководители, как никто другой, понимали важность происходящего в Казани. И я сам проникся важностью этого события, находясь здесь.

За эти два с половиной года Казань изменялась у меня на глазах. Город изменился в корне, потому что даже соревнования, которые обычно не вызывают особого интереса, и то активно посещались. Пошел какой-то психоз…

- И вы причастны к этому психозу! После потрясающей церемонии открытия Универсиады люди буквально повалили в кассы за билетами на соревнования…

- Конечно, замечательно работает местная власть, все они хорошие организаторы. Они много придумали, чтобы заинтересовать людей. Здесь и Цирк дю Солей, и разнообразная культурная программа.

41017.jpg
«Бывало так, что мы показывали, как нам казалось, результат, а оказывалось, что никакого результата и нет… Мы возвращались на круги своя и начинали снова работать. Поэтому и было 2,5 года»

И еще в Татарстане есть чувство патриотизма. Казалось бы, заезженное слово «патриотизм», но в данном случае это все было реально, было чувство гордости. И это ощущалось в улыбках людей даже из окна машины, это ощущалось на церемонии открытия в каждом зрителе.

«У НАС ЗАРУБЕЖНУЮ ПУБЛИКУ УДИВЛЯТЬ ОСОБО НЕКЕМ»

- Но есть и такой вопрос: «На церемонии открытия не было ни одного молодежного современного музыкального исполнителя, можно было бы разбавить оперных исполнителей чем-то или кем-то динамичным. Ведь Универсиада – мероприятие для молодежи, во всяком случае мне так кажется. Так в чем же дело? Честно говоря, все было супер, но молодежь на соседних рядах попросту спала». (Ренат)

- Во время подготовки церемонии, конечно, были риски, и в первую очередь рисковали мы с режиссером Сеченовым, когда выбрали модель оперных исполнителей. Когда за рубежом на подобных шоу выступают мировые звезды, проблем нет. А у нас зарубежную публику удивлять особо не кем. И мы пошли по пути привлечения оперных исполнителей, которые известны на Западе, которые сотрудничают с топовыми оперными театрами мира. Это и ваша Альбина Шагимуратова, и Дмитрий Хворостовский, и лучший бас мира Ильдар Абдразаков.

Да, это не массовая культура. Но чтобы и Россия, и Татарстан были достойно представлены на Западе, мы выбрали это направление. И, считаю, не прогадали. Потому что народ, сидящий на стадионе, воспринял эту музыку, эту идею как родное. Немножечко выбил парад команд, который шел один час и сорок минут. Как мы ни репетировали, сократить не удалось… Но без этого не обойдешься – это условие организаторов Универсиады. А вот на закрытии парад будет всего 20 минут (конференция состоялась 17 июля за несколько часов до церемонии закрытия Универсиадыред.).

IMG_0674.jpg
«Мне понравилась, что у вас здесь вертикаль власти работает. Она ра-бо-та-ет!»

Уже находясь на стадионе во время открытия, я понял, что действие вызывает какие-то патриотические чувства, которые в итоге перерастут в интерес к Универсиаде в целом. Так и случилось – все рванули на соревнования! И недаром у наших спортсменов такое количество медалей…

- Медалей столько, что это вызывает у многих недоумение. Похоже, Мутко перестарался…

- Не соглашусь с вами. Вы знаете основной закон шоу-бизнеса? Хвалите себя: мнение остается, а источник забывается (смеется). Золотых медалей много не бывает! Ведь мы при этом ничего не нарушили ни по возрасту спортсменов, ни по их причастности к вузам. Да, были привлечены сильнейшие, страна была представлена на должном уровне. И хотелось бы, чтобы начало следующего года показало такие же результаты.

41023.jpg
«Когда появлялись идеи, мы прилетали в Казань, показывали их президенту республики Рустаму Нургалиевичу»

МИННИХАНОВ И МЕТШИН ВЛИЯЛИ НА СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТИЯ

- Расскажите о подготовке церемонии. Как утверждали концепцию?

- Конечно, у нашей команды был опыт – мы ставили масштабные шоу в Казахстане: на празднике в честь 20-летия независимости этой страны и на Азиатских играх в Астане. И эти два мероприятия отличались друг от друга, мы набирались опыта. И во всех проектах у нас была первичность литературного сценария. Надо было придумать, о чем шоу, а не просто эффекты как самоцель. Спецэффекты должны помогать донести до зрителя литературный сценарий.

Над литературным сценарием церемонии открытия Универсиады работа кипела долгое время. Когда появлялись идеи, мы прилетали в Казань, показывали их президенту республики Рустаму Нургалиевичу и мэру города Ильсуру Раисовичу. И они влияли на литературный сценарий.

- Наверное, они говорили про национальный колорит?

- Да. Конечно же, надо было выдержать правильную пропорцию, ведь Татарстан – это часть России, а Казань – древнейший российский город. Нет, это не было самоцелью – везде татарский язык и татарская культура.

- Какие-то открытия вы сделали для себя по ходу работы над проектом?

- Я открыл для себя Казань! Я открыл ваш город при первом своем посещении, а уж когда начал сюда регулярно ездить и общаться – это уже совсем другая история… Мне понравилась, что у вас здесь вертикаль власти работает. Она ра-бо-та-ет!

- Эта вертикаль выстроена нашим первым президентом – Шаймиевым.

- Для меня сам Шаймиев – тоже открытие, потому что я с ним раньше не был лично знаком. Этот человек – глыба! Он политик, он человек с феноменальной памятью, с великолепным знанием истории страны и края, с хорошим юмором.

Мне нравится современное руководство Татарстана, у вас работает вся вертикаль власти. Были совещания и по строительству, и по другим вопросам, и возникающие проблемы решались моментально. Что только стоило провести 400-метровую газовую ветку от основной магистрали, чтобы зажечь огонь Универсиады! Ведь нужно было разрешение «Газпрома», но это решалось в секунду. У меня есть ощущение, что нам здесь повезло даже больше, чем это будет в Сочи… Хочу пожелать руководству Краснодарского края и Сочи, чтобы они смогли дать такой же зеленый свет, как нам в Татарстане.

В ЦЕРЕМОНИЯХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДО 5 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

- Какая команда была задействована при подготовке и проведении церемоний открытия и закрытия?

- Это огромная команда! Всего в церемониях принимали участие 4 - 5 тысяч человек. А «мозговой центр» составляли человек 100. Сюда можно отнести не только сценаристов и режиссеров, но и балетмейстеров, звукорежиссеров, телевизионщиков. Это было мое условие: телевизионщиков привожу я. Порой бывает так, что одна команда ставит шоу, другая его транслирует, не понимая логики программы.

IMG_0736.jpg
«То, как мы представили свою страну – таким шоу, такой музыкальной направленностью и такими современнейшими спецэффектами, которые делались не на показ, а только помогали сценарию, я считаю, мы выполнили свою задачу»

- С какого телеканала вы пригласили съемочную группу?

- Это была сборная команда, мы отбирали самых сильных операторов.

- Кто писал литературный сценарий?

- Целая группа творцов под моим руководством и Алексея Сеченова. Все обсуждалось не только с властями Татарстана, но и с вице-премьером РФ Игорем Ивановичем Шуваловым и министром спорта Виталием Леонтьевичем Мутко. Бывало так, что мы показывали, как нам казалось, результат Шувалову, а оказывалось, что никакого результата и нет… И ничего страшного – мы возвращались на круги своя и начинали снова работать. Поэтому и было 2,5 года.

То, как мы представили свою страну – таким шоу, такой музыкальной направленностью и такими современнейшими спецэффектами, которые делались не на показ, а только помогали сценарию, я считаю, мы выполнили свою задачу.

«СВЕРХЗАДАЧА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ – НЕМНОГО О СЕБЕ»

- То есть церемония открытия – это был вариант экспортного шоу? Нашим-то людям известно про Пушкина и Гагарина…

- Мы брали такие имена и факты, которые известны не только у нас, а всему миру. Мы, например, брали ученых, открытия которых отразилось на мировой науке. Многие, кстати, связаны и с Казанью.

- Откуда возникала эта концепция?

- Это то, что сиделось и обсуждалось.

- А какие еще были варианты?

- У нас было много разных ошибочных вариантов. Мы, например, сначала склонялись к тому, чтобы сделать раздел, связанный просто с ДНК: это и наука, и молодость… Много было идей, которые отметались по мере общения, по мере того, что мы чувствовали. Невозможно же сразу написать литературный сценарий, который потом будет воплощен.

- В чем все-таки была сверхзадача именно этой концепции?

- Сверхзадача, если грубо сказать, – немного о себе. Мы должны были представить нашу страну. Да, она известна за рубежом, но не в таком качестве – организатора крупного международного мероприятия. Последний подобный проект – Олимпиада 1980 года. Мало того, она ведь тогда была исковеркана политикой – некоторые страны бойкотировали ее из-за ввода советских войск в Афганистан и падения южнокорейского самолета, который сбила наша ракета.

- Интерактивность действия – чья это идея? Это так современно! И эти фонарики у зрителей, и 3D-очки…

- Это мы испробовали еще в Казахстане на Азиатских играх и праздновании 20-летия республики. А здесь мы боялись парада – слишком он длинный по времени получался, поэтому, чтобы как-то разнообразить, в телеверсии мы запустили комментарии, которые народ писал в интернете. Для разнообразия мы давали и короткие ролики с пожеланиями известных людей, и диджейскую подачу русской классической музыки. Мы искали варианты, как удержать телезрителей во время прохождения делегаций.

- Эта интерактивность еще где-то применялась?

- На федеральном уровне выведение на телеэкран интерактива через интернет – это было впервые.

IMG_0800.jpg
«Был сразу назван бюджет, и из этой суммы были уплачены все налоги. И труд всех артистов был оплачен»
- Нам показалось, что Владимиру Путину на церемонии открытия была отведена слишком малая роль…

- Он был лаконичен, и это хорошо. Кстати, после церемонии он обнял меня и поблагодарил. Ему очень понравилось шоу.

ДЕКОРАЦИИ СДЕЛАЛ НИЖНЕКАМСКИЙ ЗАВОД

- На открытии было много спецэффектов и потрясающие декорации. Хотелось бы оценить, на сколько процентов это шоу made in Russia? (Зуфар Сабиров)

- Декорации весили 480 тонн! Наша художественная группа работала над тем, как на стадионе создать красочное шоу. А после этого начинали работать инженеры, чтобы воплотить все замыслы художников. И только после этого мы начали искать, кто может произвести эти декорации. И, как ни странно, такой завод мы нашли на территории Татарстана – завод металлоконструкций в Нижнекамске.

Конечно, когда мы не смогли войти 1 марта на стадион, как это планировалось, было тревожно. Когда мы увидели, в каком состоянии был стадион, тоже было тревожно. Когда декорации стали монтироваться на недостроенном стадионе, немного щемило под ложечкой… Огромный уровень ответственности витал над нами. Вы же понимаете, что у победы много родственников, а поражение – сирота. Но на стадионе строители работали в круглосуточном режиме, и это возможно, наверное, только здесь.

«ПОДОБНЫЕ ШОУ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ»

- Почему выбор пал на вас и вашу компанию? Кто кого нашел – вас нашли организаторы Универсиады, или вы предложили свои услуги? Или был объявлен конкурс, в котором победила ваша компания? (Федор Иванович)

- Надо вспомнить… Первое, что было, – это Борис Краснов сказал, что будет Универсиада и можно подготовить проект. Мы втроем – Краснов, Сеченов и я – встретились и обсуждали это. Потом мы встретились с Рустамом Нургалиевичем, но первый разговор был в общих чертах, до конкретики было очень и очень далеко. Но пришло время и конкретики...

Я опять хочу сказать о патриотизме татарстанцев. Сегодня в Москве много татар, и все они, независимо от своих должностей и причастности к Универсиаде, готовы были положить на этот проект свое здоровье и время – все старались помочь, чтобы у нас все получилось.

А конкурса как такового я не помню. Опыта разработки проекта такого уровня на территории нашей страны особо и не было. Конечно, можно было привлечь иностранцев, как это будет в Сочи.

41021.jpg
Игорь Крутой и Борис Краснов на встрече с президентом РТ

- За церемонию в Сочи отвечает гендиректор Первого канала Константин Эрнст?

- Да, но он, кажется, хочет привлечь иностранцев. У нас же работала отечественная группа. Дай Бог, чтобы у них в Сочи все получилось, но здесь нужна адаптация под нашу историю, под нашу национальную культуру. Считаю, подобные шоу должны делать отечественные компании. Кстати, я тоже подавал заявку на участие в подготовке сочинской Олимпиады, но конкурс мы не выиграли. И наша команда все свои силы вложила в проект Универсиады.

- Интересно, сколько стоят открытие и закрытие? Вам определяли «потолок» в стоимости? В шоу принимают участие сотни артистов и статистов? Их труд оплачен достойно? Или это их дар Универсиаде? (Эльмира)

- Был сразу назван бюджет, и из этой суммы были уплачены все налоги. И труд всех артистов был оплачен.

«ПО ЗНАЧИМОСТИ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ВЫШЕ ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ»

- Чем закрытие отличается от открытия в плане концептуальности?

- Это совершенно противоположное действие, другая музыкальная направленность – молодежная. Это Гарик Сукачев, группы «Би-2» и «Серебро», ваша Дина Гарипова, которая уже не ваша, а общая… Это завершение мероприятия, поэтому должна быть грустинка, сожаление по поводу того, что все так быстро пролетело. И должно рождаться чувство, что вся эта история вдохнула что-то новое в город, в страну.

- И почему Земфира закрывает Универсиаду?! Эта депрессивная певица и спорт – вещи несовместимые, на мой взгляд! На чем основан выбор? (Алла Брусина)

- С этим мнением я не согласен. И мне кажется, что ее песня – это «До свидания, Москва» в современных условиях… А вообще, чтобы вы понимали, по значимости церемония открытия всегда выше церемонии закрытия, если в цифрах, то 65 процентов – это открытие, а на закрытие падает 35 процентов.

«ВЫ ИМИ МОЖЕТЕ ГОРДИТЬСЯ!»

- Во время работы над проектом вам, наверное, помогала местная команда из дирекции Универсиады?

- Очень! Владимир Леонов и Игорь Сивов – это ребята такого масштаба, что вы даже не понимаете. Они и сами по себе были готовы к выполнению такой задачи, им ведь недаром ее поручили. А за период подготовки Универсиады они превратились просто в «монстров»! Они «монстры», которые могут не спать по 25 часов в сутки. Уровень ответственности у каждого из них таков, что они вырастут в огромных функционеров, которые могут все.

- То есть наследие Универсиады – это в том числе и команды управленцев высокого уровня?

- Конечно! Ведь у каждого из них есть своя команда, где структура работает предельно четко. И все это – молодые люди, у которых чувство ответственности в крови, они работают не ради понтов, а на результат. Вы ими можете гордиться! Я с удовольствием забрал бы их к себе в Москву. Но они уже переросли этот уровень. Я даже не могу сказать, до какого уровня может вырасти их карьера… Они готовы к очень большому!

IMG_0653.jpg
«Иногда в других регионах попадаешь в конфликтные ситуации между губернатором и мэром, а здесь все было подчинено одной цели»

- Насколько глубоко во все детали подготовки церемоний вникали наши власти, тот же мэр Казани, которому было поручено отвечать за церемонии открытия и закрытия?

- У него все работает в комплексе: и обаяние, и железная воля, и знание истории, и знание музыки, он и спеть может, и пошутить может. И мэр, и президент республики – руководители самого высокого уровня. И хорошо, что между ними есть контакт, они понимают и дополняют друг друга. Иногда в других регионах попадаешь в конфликтные ситуации между губернатором и мэром, а здесь все было подчинено одной цели.

- Считаете, Путину в Татарстане есть на кого опираться?

- И процесс уже начался. В Москве уже очень много выходцев из Татарстана: министр связи России, министр строительства в правительстве Москвы… Это же ключевые должности в масштабах страны. И я не могу сказать, что это ослабляет ваш регион, поскольку им на смену приходят другие – молодые и амбициозные руководители.

Во второй, заключительной, части интернет-конференции, которую мы опубликуем завтра, Крутой расскажет о том, почему, на его взгляд, Казань входит в тройку ведущих городов России. Кроме того, он выскажет свое мнение о кризисе, в котором находится российская эстрада, а также поделится мнением об игре казанского «Рубина».