P7120945.JPG

16 ПРЕДПРИЯТИЙ ПОД БРЕНДОМ «МЕБЕЛЬ ТАТАРСТАНА»

Мебельщики Набережных Челнов и Нижнекамска в минувшую пятницу на собрании в ТПП Закамья приняли устав собранной в марте отраслевой ассоциации. Избранный в апреле председателем директор мебельной фабрики «Ак Барс» Накип Галимов предложил 15-ти пришедшим на собрание производителям обсудить и проголосовать, помимо устава, за предложенные критерии вступления в ассоциацию и за ее бюджет, а также утвердить план работы на ближайшее будущее.

Обсуждать содержание двух десятков листов устава мебельщики не стали – проголосовали так, сославшись на предварительное ознакомление и согласие с документом. Члены правления (вместе с председателем и тремя его замами правление насчитывает 10 человек из 16 членов ассоциации – тех, кто на данный момент подал заявление) высказались на темы создания для членов ассоциации единого логистического узла, подготовки кадров, выставочной деятельности, контроля качества продукции и будущей регистрации бренда. Несмотря на то, что одним из критериев членства в ассоциации прописана дислокация производства в Закамье, бренд челнинцы сочинили глобальный – «Мебель Татарстана». Этот бренд и его авторитет был обозначен на собрании, как главная цель создания ассоциации.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Галимов, зарегистрировать бренд планируется до конца года. В то же время активный участник становления ассоциации Радмир Беляев – начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Набережных Челнов – высказал газете другое мнение: «Бренд должен стать последней стадией эволюции товарищества мебельщиков. К нему надо прийти. Сначала надо разобраться с вопросом о том, как отследить качество продукции, чтобы потом на этом бренде не повис брак нерадивого производителя».

В дальней перспективе правление ассоциации замахивается на строительство торгового центра «для своих». Критерии отбора «своих» оказались довольно жесткими. Чтобы вступить в ассоциацию, производителю мебели необходимо держать в штате не менее 10 работников, официально трудоустроенных на зарплату не ниже МРОТ, и располагать технологиями, удовлетворяющими экспертный совет организации. Планка по объему производства установлена на уровне 5 млн. рублей в год. Бюджет организации сложится из членских взносов: рядовые члены ассоциации с понедельника начнут скидываться по 10 тыс. рублей, члены правления – по 15 тысяч. В понедельник же мебельщикам начнут на общие деньги рисовать сайт и логотип.

Исходя из политики ассоциации по очистке рынка от «гаражной мелочи», в чем более успешные производители желают помочь естественной фильтрации рыночной системы, и оценки членами правления городского рынка мебели в 1 млрд. рублей, председатель Галимов доложил, что потенциально присутствующие могут создать в Челнах 10 тыс. рабочих мест. Столько мебельщиков автоград способен прокормить.

А ЕСТЬ ЛИ ОНА, СЕРТИФИКАЦИЯ?

Рассказывая о результатах четырех месяцев предварительной работы, Галимов сообщил о положительных переговорах с гендиректором агентства госзаказа Яковом Геллером на предмет контроля качества госпоставок. По договоренности с Геллером экспертный совет ассоциации планирует инспектировать производство тех участников аукционов, которые снижают цену лотов более чем на 25%. Для мебельщиков (да и для Геллера, очевидно) не секрет, что такой практики придерживаются фирмы-однодневки, которые, выиграв аукцион, продают право на поставку настоящим производителям.

«Мы были в управлении стандартизации и сертификации, – рассказал Галимов, – и договорились, что они тоже будут обращаться к нашему экспертному совету. Сегодня обязательная сертификация отменена, из-за чего расплодились гаражные производства. Мы хотим совместно с управлением сертификацию возродить».

В этом месте председателя поправил Максим Сперанский – владелец нижнекамской компании «Стилрекс-2», демонстративно скучавший с самого начала. Оторвавшись от газеты, он уточнил, что обязательная сертификация неэксклюзивной мебельной продукции в России существует и поныне, о чем ему лично ответили письмом из Росстандарта. Возрождать что-либо, таким образом, нет нужды.

По этому поводу возник спор: разработанная правлением стройная система с деятельными инсайдерами в органах стандартизации дала трещину. Галимов утверждал, что никакой обязательной сертификации нет, не особо стремясь пояснить, нет ли ее законодательно или на практике. В целом, несмотря на разногласия, вопрос контроля качества для всех участников собрания оказался наиболее острым. Все они считают, что сертификация нужна, хотя ни в уставе, ни в «дорожной карте» этот вопрос не отражен.

К ВОПРОСУ О ТАБУРЕТКАХ

«Мебельщики понятия не имеют о сертификации, – заключил Сперанский после собрания в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Это потому, что надзорные органы не работают – они не инспектируют производства, не приходят в офисы, в детсады, чтобы убедиться в качестве мебели. Никто даже не знает о том, что в России каждое рабочее место должно быть аттестовано. Если ваше рабочее место не соответствует стандартам по освещению или по высоте столов, штраф за это составляет 3 тысячи рублей. А вот в Германии, например, 10 тысяч евро за одно рабочее место. Поэтому у них анатомические кресла, а у нас табуретки. У них вообще не выпускаются столы без возможности регулировки по высоте – в принципе не купишь».

Но сертификация нужна не только потребителю. Накип Наилович не просто так говорит о контроле над участниками аукционов, которые роняют цену лота больше чем на четверть. Это делают конторы-однодневки, не имеющие никакого производства. Они опускают цену ниже порога рентабельности, а потом шантажируют производителей, уступая право на заказ за первоначальную цену. За отказ от исполнения заказа их заносят в черные списки, они перерегистрируются. Отсечь их от торгов можно только предложенной валидацией и сертификацией в Ростест-Татарстан.

Есть и другие варианты. Госзаказчики не хотят получать через площадку Геллера кота в мешке. Заказчик приходит к производителю, выбирает товар. Будущий участник торгов сам под себя пишет техзадание, заказчик его размещает на сайте госзакупок. К примеру, заказ устанавливает трехдневное исполнение объемов на миллионы рублей, что невыполнимо. Нужное предприятие выигрывает нереальный тендер, заказчик в эти три дня подписывает ему счет-фактуру, чтобы агентство госзаказа оплатило работу, а работа еще только предстоит. Исполнение заказа – это уже вопрос доверия, а вот качество зависит от бдительности заказчика. Это он должен требовать сертификат. Но никакого сертификата у производителя нет, он просто шабашит, как получится. Это к вопросу о табуретках.

Обязательная сертификация, по словам Сперанского, стоит копейки – 30 тыс. рублей за модельную линию мебели. Получая сертификат, производитель как минимум убеждается, что его шкаф не упадет на владельца.

КАДРЫ ИЗ ТИСБИ, ВЫСТАВКИ ИЗ БЮДЖЕТА

Галимов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» настаивал на том, что никакой обязательной сертификации нет, но сотрудничество ассоциации с органами стандартизации восстановит ее в Татарстане.

«Этим будет заниматься экспертный совет. Кроме того, он должен контролировать магазины и рынки. Конечно, таких полномочий у нас на сегодня нет, но когда сертификация будет восстановлена, слабые производители, по крайней мере, не смогут участвовать в тендерах. Когда-то потребности всего города обеспечивали четыре фабрики, а сегодня в Челнах мы насчитали 37 производителей. В них нет необходимости. Поддерживая бизнес, мы поступились качеством».

В отличие от вопросов качества, в решении проблемы кадров мебельщики, по словам Галимова, уже сделали первый шаг. Потребность отрасли в специалистах восприняли в челнинском филиале университета управления ТИСБИ, и на этот год, как рассказал председатель правления корреспонденту «БИЗНЕС Online», ТИСБИ планирует собрать группу из 15 технологов и дизайнеров мебельного производства. В будущем группу будут набирать по рекомендациям ассоциации, рассчитывает Галимов.

В анализе рынка поставщиков сырья участникам собрания обещал помочь Беляев, подключив к процессу минпромторг РТ. Он же прокомментировал «БИЗНЕС Online» перспективы выставочной деятельности, которую намерена субсидировать ассоциация для своих членов. Беляев сообщил, что уже предложил начальнику департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ Рустему Сибгатуллину идею субсидирования местных выставок из городского бюджета – как это делалось в 2010 году на республиканском уровне.

ОТ ТУРОК НЕ ЗАЩИТИШЬСЯ, НАДО СОТРУДНИЧАТЬ

Участники собрания в комментариях для газеты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают динамику становления и заявленную политику ассоциации мебельщиков.

Максим Сперанский – гендиректор ООО «Стилрекс-2»:

– Я думаю, все закончится объединением челнинской и республиканской ассоциаций. У нас есть договоренность с «Кастамону Интегре» о дополнительных скидках на сырье для членов республиканской ассоциации, в учредители которой, кроме нас с директором фабрики «Идея комфорта» Иваном Шигиным, вошел и турецкий завод. А их земляки придут на наш рынок однозначно. На прошлой неделе я четыре дня провел в Стамбуле, у них там в ассоциации MOSDER 45 членов, которые производят половину всей турецкой мебели. Первым из них в сентябре придет производитель шкафчиков для ванной, который хочет зарегистрироваться в этом году. Он использует МДФ и зеркало. МДФ – это «Кастамону Интегре», а зеркало – это холдинг Sisecam, который сейчас запускает там же, в «Алабуге», завод листового стекла. Остальные турецкие компании придут следом. Но это вопрос не конкуренции, а сегментации рынка и их контролируемого захода, потому что само их присутствие от нас никак не зависит. Я не очень понимаю эту оборонительную позицию (желание построить торговый центр Галимов на собрании объяснил потребностью противостоять туркам – авт.) – у нас все равно нет законодательных инструментов для защиты рынка, поэтому надо с ними сотрудничать.

Предложенный единый склад – это заведомая утопия. Никакой логистический узел нам не нужен. Я, например, никогда не стану надеяться на чей-то склад, если мне проще отправить свою фуру к поставщику.

По выставкам речь идет о субсидировании производителям двух зарубежных выставок и одной местной. Тем временем 60 процентов продукции к нам ввозится из-за рубежа. Какой смысл субсидировать затраты производителей, которые собираются на зарубежные рынки, если у нас программа импортозамещения еще не завершена? Надо усиливать местные выставки, «Казанскую Ярмарку» и «Экспо-Каму».

Торговый центр – это просто ерунда. Магазин – это дело хозяйствующих субъектов, а не ассоциации. Дело ассоциации – организовать скидки и договориться об объемах стандартных закупок с поставщиками, и еще лоббировать наши интересы в вопросах госзакупок.

ЕСЛИ К НАМ ПОТЯНУТСЯ КАЗАНЦЫ, МЫ ИХ ПРИМЕМ

Михаил Молодиченко – гендиректор ТД «Мекомтат», дистрибьютор фурнитуры Boyard:

– Людей приходит все меньше с каждым собранием. Действия мало, одни разговоры. Вот сейчас ассоциация хочет писать поставщикам и требовать скидок, иначе, мол, все вместе уйдем к другому. Но что толку требовать, если мы этому поставщику не можем даже нашу потребность обозначить. Обороты по поставкам никто не раскрывает.

Мебельщики хотят организовать совместные закупки на фурнитуру. В себестоимости мебели 70 - 77 процентов приходится на ЛДСП, остаток – на фурнитуру и особые материалы вроде стекла, алюминия… Какой смысл централизованно закупать фурнитуру? Кто захочет этим заниматься за три процента от поставок? Вот при закупке ламината процент стоит усилий, а мелочевку развозить по всем производителям нерентабельно. Поэтому я не верю в общий логистический центр.

Накип Галимов – гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс»:

- Мы обязательно хотим сотрудничать с «Кастамону Интегре», но как официально зарегистрированный орган, ассоциация, созданная в нашем городе. Никакой республиканской ассоциации на сегодняшний день официально не существует.

Что касается бренда «Мебель Татарстана» и уставного пункта о включении в ассоциацию мебельщиков Закамья – это момент изменяемый. Если мы сможем этот бренд раскрутить и оправдать, и к нам захотят присоединиться, допустим, казанские мебельщики, – нет проблем, скорректируем устав на общем собрании. Ведь «Мебель Набережных Челнов» – это совсем не то.

Моя задача, как председателя, – до нового года закончить все обязательные процедуры и формальности. Провести ассоциацию через регпалату, через налоговую, зарегистрировать логотип и бренд… А потом, наверное, передадим полномочия молодому и энергичному преемнику. У меня большого желания руководить нет. Я не думаю, что народ за полгода разбежится.