22.jpg

БЫЛО НЕ ТАК ПРОСТО ВЫИГРАТЬ

- Джаудат Мидхатович, как вам выступление наших спортсменов в состязаниях по корэш? Пять из семи золотых медалей на Универсиаде – у татарстанцев.

- Что я могу сказать? Спортсмены молодцы, впервые приняли участие на таком уровне, все выиграли. Приехали очень сильные команды из Туркменистана, Таджикистана, Монголии, Узбекистана, Ирана. В этих странах тоже есть национальная борьба на поясах. Приехали классики из Беларуси, Украины – тоже сильные ребята. Из Башкирии были спортсмены, но проиграли в отборочных схватках. Было не так просто выиграть. Просто ребята наши были более подготовленные, более сильные. Да, где-то наши спортсмены пользовались тем, что конкуренты еще не так хорошо знают корэш. Это для нас старт, все остальное зависит от нашей команды, от нашего подхода, от наших финансовых возможностей. Будем продвигать этот вид спорта дальше.

- Абсолютным чемпионом все-таки стал не татарстанец, а спортсмен из соседней Ульяновской области…

- Так это же хорошо! Мне приятно, что Сергей Павлик стал абсолютным чемпионом. Это реклама для спортсменов других национальностей. Он показал, что, оказывается, можно выигрывать в этом виде спорта.

ЧТОБЫ ПОПАСТЬ НА УНИВЕРСИАДУ, РАБОТАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

- Впервые в программе Универсиады представлена национальная борьба на поясах «корэш». Как вам удалось добиться ее включения?

- Это воля министра спорта России Виталия Леонтьевича Мутко и президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова – вот этих двух людей. Ну, и мы тоже приложили руку. Для того чтобы попасть на Универсиаду, мы пять лет на международном уровне работали. Дважды проводили международные чемпионаты, континентальные чемпионаты. Сначала мы получили признание на международной арене. Определенную работу вели через ФИЛА (Международная федерация объединенных стилей борьбы – авт.), которая входит в Международный олимпийский комитет. Бывший президент ФИЛА Рафаэль Мартинетти помогал нам, чем мог. Но этого было мало для того, чтобы попасть на Универсиаду, потому что там уже была борьба на поясах вольная. Одно время в ФИЛА пошли какие-то непонятные движения. Сначала классическую борьбу на поясах «корэш» ФИЛА не признавала, потом признала, и ее включили в программу студенческих Игр.

После признания на международном уровне мы серьезно начали заниматься вопросом на внутрироссийской арене. И в конце концов добились попадания в российский реестр. За три месяца до Универсиады мы добились аккредитации нашей федерации на российском уровне. Благодаря президенту нашей республики мы сработали с Виталием Мутко. В итоге их команда поддержала нас в последний момент.

- Что дало попадание в российский реестр?

- Нас некоторые журналисты замучили вопросами: «А почему вы не в российском реестре?», «Почему вы не можете давать звания?» Сейчас мы все это можем, но кто-то все равно продолжает искать негативные моменты.

- Как сумели судей из других стран подготовить к Универсиаде? Для многих из них, как и иностранных спортсменов, «корэш» тоже незнакомый вид спорта.

- Во-первых, раздали методические указания на разных языках три месяца назад, проводили семинары-совещания. Судьи были нейтральные. Практически все не наши.

СРАЗУ ПРИВЯЗАЛИ КУШАКИ, ЧТОБЫ СПОРТСМЕНЫ НЕ ТРАТИЛИ ВРЕМЯ

- Каковы шансы продвинуть корэш дальше? Например, на следующую Универсиаду в корейском Кванджу?

- У каждой федерации есть хорошие друзья, есть плохие друзья. У нас тоже есть хорошие и плохие друзья. Как я же сказал: все зависит от команды, от руководства республики. Если будет воля руководства республики, мы с этим видом везде сможем участие принимать. Вы же видели, какой он зрелищный! Мы специально поменяли правила игры, чтобы добавить элемент зрелищности. Делаем предупреждение, кто ложится на лопатки (если 30 секунд не борется). Сразу привязали кушаки, чтобы спортсмены не тратили время на то, чтобы схватиться. Не зря сегодня классическую и вольную спортивную борьбу хотят убрать – там правила не меняются 50 лет, они становятся скучными. А почему на смешанные единоборства ходят? Потому что там все быстро меняется.

Или посмотрите на сумо. Японцы делают его зрелищным. В сумо первый круг изначально был диаметром 17 метров, потом сужали все больше, подняли ковер, чтобы, если сумоист вылетает из круга, кувыркался. Зрителям это нравится. Победитель там определяется за 25 - 30 секунд – все проходит очень динамично. Такой же надо сделать нашу борьбу.

- В борьбе на поясах вольным стилем у нас, у татарстанцев, на Универсиаде ни одного золота. Бал правят там кавказцы. Почему?

- На Кавказе тоже есть своя борьба на поясах. Это схожая борьба, они борются по правилам «Алыш». Международная федерация борьбы на поясах (не путать с Международной федерацией борьбы «Корэш», которую возглавляет Миннахметов – авт.) существует всего 9 лет, и в 2004 году ее официально зарегистрировали, как федерацию борьбы «Алыш». Ее инициатором выступил литовец Гинтаутас Вилейта, он, кстати, судил на Универсиаде. Потом появился Риф Гайнанов (президент Всероссийской федерации борьбы на поясах в 2003 - 2009 годах – авт.), борец-вольник родом из Октябрьского. К сожалению, его сейчас уже нет в живых. Гайнанов хотел объединить разные федерации борьбы на поясах, убрав приставки «Алыш» и «Корэш». Но такая гибридная федерация не получила перспектив. Почему? Потому что у нее не было национальности. Народ за ней не стоит. Корэш, который имеет под собой культурную основу, будет существовать.

В ТАТАРСТАНЕ ТАТАРСКОЙ БОРЬБОЙ ЗАНИМАЮТСЯ МИНИМУМ 45 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

- Что сегодня популярнее: вольная борьба на поясах или классическая?

- По числу занимающихся вольный стиль сегодня уступает. Им по всей России занимается от силы 200 человек. У нас в Татарстане этой борьбой занимались 10 - 15 человек, которые готовились к соревнованиям. Среди них Габдыжалил Сулейманов, который выиграл «бронзу» на этой Универсиаде. В Карачаево-Черкесии человек 50 занимаются. Точно не скажу цифру по Кавказу. Но скажу, что у нас в Татарстане татарской борьбой занимаются минимум 45 тысяч человек – это по нашим социологическим исследованиям. Плюс в Башкирии тысяч 30. В Самарской, Ульяновской областях несколько тысяч.

Когда Ахмад Ибн-Фадлан в 922 году посетил Волжскую Булгарию, он написал, что два батыра вышли на майдан, один положил полотенце на другого, бросил, и этому батыру отдали барана. То есть уже тогда, более тысячи лет назад, наша борьба прославилась на весь мир. Приведите мне пример вида спорта с тысячелетней историей. Мы должны этот вид спорта не только сохранить, но и развивать.

МЫ СТАРАЛИСЬ, ИСКАЛИ СПОНСОРОВ, ТРАТИЛИ ДЕНЬГИ

- Почему вы взялись именно за борьбу «корэш»? Вы ведь еще любитель автогонок.

- Я сам боролся, начал бороться со второго курса. Был батыром на Сабантуях. В 1979 году я был батыром Советского района, в Дербышках после окончания института. Я боролся на районных сабантуях, шестикратный призер районных сабантуев в весовой категории до 70 килограммов. Поэтому в крови осталось. И потом, для своего народа нужно что-то делать. Если не мы, то кто? Я взялся за это добровольно, и лет пять-шесть назад начал выдвигать этот вид спорта. Пока получается. Я абсолютно не сожалею, что тратил деньги, потратил время на дальние поездки. Это тоже опыт, это жизнь, новые друзья. Да, может, здоровье где-то страдает. Например, кому хочется лететь в Бразилию: три дня туда-обратно. Или в Южную Африку мы ездили. Это и постоянные поездки в Европу, в Прибалтику, в Среднюю Азию.

- Насколько я знаю, из Южной Америки борцы на поясах не приехали на Универсиаду.

- У нас были представители из Южной Америки, но они не боролись, только наблюдали, учились. Но зато были спортсмены из таких стран, как Индия, Иран, география широкая. Всего не расскажешь. На самом деле при организации было очень много трудностей, в том числе по взаимодействию с FISU. У них есть свои строгие правила. Больше внимания FISU обращало на более медалеемкие виды спорта.

- Вы сказали, что тратили свои деньги…

- Не только свои. И спонсорские, обращаешься к друзьям. Когда международные соревнования проводим, помогает президент Татарстана, поддержку оказывает Фоат Комаров (владелец альметьевской компании «СМП-Нефтегаз» – ред.), помогает ТАИФ, помогает «Татгазинвест». Так и собираешь тихонько. Что не хватает, сам добавляешь.

- Спасибо.

ВАСИЛИЙ КИКНАДЗЕ: «РЕЙТИНГИ ТРАНСЛЯЦИЙ «КОРЭШ» ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЕ»

Генеральный директор АНО «Спортивное вещание», которая осуществляет телетрансляции на Универсиаде в Казани, Василий Кикнадзе отметил, что зрительский интерес к борьбе «корэш» велик, особенно в регионах, где этот вид борьбы культивируется, и он растет с каждым годом.

- Я знаком с Джаудатом Миннахметовым лет 10. Мы познакомились в 2003 году. В тот день в Казани состоялось открытие «Баскет Холла», после которого мы много времени провели на автодроме «Высокая гора», – вспомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Василий Кикнадзе. – Причем я узнал, что он является президентом Международной федерации корэш только по приезду на Универсиаду. И был приятно удивлен.

Касательно борьбы «корэш» хочу отметить несколько вещей. Во-первых, корэш – один из наиболее зрелищных видов борьбы. Яркое выступление местных спортсменов на этой Универсиаде – это отражение того внимания, которое уделяется национальному виду борьбы в Татарстане. К примеру, спортивная борьба, которая представлена на Олимпийских играх очень давно, напротив, потеряла зрелищность. Была большая опасность исключения спортивной борьбы из программы олимпиад. Буквально в последний момент она была сохранена. Сейчас Международная федерация борьбы принимает большие усилия для того, чтобы вернуть зрелищность спортивной борьбе. Здесь на Универсиаде тестируется борьба по новым правилам – более зрелищным. Но по своей амплитуде борьба на поясах как минимум не уступает спортивной.

К сожалению, не могу сказать насчет рейтингов борьбы «корэш» на этой Универсиаде, но те трансляции корэш, которые мы осуществляли на спортивном канале на протяжении нескольких лет, набирали более чем достойные рейтинги. Причем по географии регионов она очень быстро завоевывает поклонников. Хотя понятно, что в основном зрительский интерес в тех, регионах, где корэш культивируется.

Нынешняя Универсиада – беспрецедентна по зрительскому интересу, добавил Кикнадзе. По его словам, по мере приближения решающих стадий, растет интерес к игровым видам спорта. «Мы первыми на канале «Спорт» начали показывать универсиады, и нынешняя в ряду остальных беспрецедентна. Не только по интересу, но и по усилиям организаторов. И мы с освещением стараемся не отставать. Конечно, если бы борьба в медальном зачете была более упорная, интерес был бы еще выше».