НЕ КОРЫСТИ РАДИ

У фестиваля, который в Казани планируют сделать ежегодным и даже, возможно, придать ему статус международного, не было бюджета. Участники работали не за призы и награды, а из чистого энтузиазма, возможности проявить креатив и сделать что-то полезное для города. Инсталляции – а это, как правило, недорогой вид творчества – в огромном количестве украшают улицы любого, самого крошечного, европейского городка. Чем же хуже Казань?

В этом году фестиваль носил название «Берег неба». Тема была самая летняя: небо, солнце, песок, вода, вольный ветер, веющий с водоема. Поэтому место выбрали подходящее – на берегу Казанки, рядом с «Ривьерой». Материалы авторы использовали самые что ни на есть демократичные – дерево, ткань, веревки. Но дело не в цене, а в изобретательности дизайнеров, решивших изменить городскую среду Казани.

Проект осуществлялся при поддержке мэрии и дирекции Универсиады, но были и инвесторы, которые решили поддержать фестиваль. Среди них – «Унистрой», он предоставил деревянные материалы и часть металлических компонентов. Холсты привезла компания «Аспера Астра», баннеры и бейджи для участников изготовил «АртСтрой». «АК БАРС Девеломент» и жилой комплекс «Берег» помогли с музыкальным оборудованием и питанием участников. Компания «Таежник» – лицензиат Универсиады – предоставила сувенирную продукцию участникам. Были спонсоры, которые покрыли инсталляции специальным лаком для лучшей сохранности.

Команды работали два дня, зной стоял отчаянный, но это не помешало творить. Было весело, азартно, зажигали диджеи… И в этом насыщенном до предела пространстве рождались новые элементы украшения города. Дизайнеры воплощали в жизнь причудливые качели и шезлонги для пляжа, лабиринты и элементы детских площадок.

Все, что было задумано, к вечеру второго дня фестиваля было воплощено в жизнь. Вечером приехал мэр Казани Ильсур Метшин, осмотрел плоды творчества, поздравил и поблагодарил участников, а также подарил каждому билет на церемонию закрытия Универсиады.

- Мы смогли провести фестиваль, он прошел на ура, все участники были в восторге от организации, от той ауры, что царила на площадке, – рассказывает помощник главного архитектора города Илюза Валиева. – Команды как будто даже не замечали палящее солнце тех дней. В результате площадка, на которой творили участники фестиваля, превратилась в интересную прогулочную зону, где приятно погулять с детьми, где можно сфотографироваться. Мы были счастливы, что у нас все получилось, что наша молодежь смогла проявить креатив и принести пользу городу. Спасибо спонсорам, материалов хватило.

ПРИНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

Изначально было решено оставить инсталляции на этом пятачке возле «Ривьеры» до окончания Универсиады, а потом часть из них должна была переехать в другие места, где они бы вписались в среду. А пока, на дни Универсиады, на берегу Казанки получилась симпатичная выставка.

Первые два дня, по словам организаторов фестиваля, выставку оккупировали молодые мамаши из близлежащих домов – детишкам приятно было играть среди необычных объектов. Потом казанцы начали проводить в этих интерьерах фотосессии. А потом в полной мере проявился… инстинкт разрушения.

- Мы приехали на площадку спустя две недели и были очень огорчены тем, что увидели, – рассказывает Валиева. – Несмотря на то что эту территорию регулярно убирают, и при выходе из нее стоят урны, возле инсталляций было много мусора. Особенно много его было в тех местах, где можно посидеть, покачаться, укрыться от солнца. Но это еще не все. Конструкции не были рассчитаны на большую нагрузку, их не надо было проверять на прочность, они были созданы для созерцания. Максимум, что можно было сделать, – это сесть с маленькими детьми, сфотографироваться и уйти. В результате сломаны рейки, порваны веревки и ткань.

Устроители фестиваля как смогли начали исправлять положение, сняли порванную ткань, веревки, позвонили в администрацию района и попросили более тщательно убираться на площадке.

- Но нам бы хотелось, чтобы казанцы понимали: эти объекты создавались авторами для них, для нашего города. И мы бы хотели, чтобы с ними обращались более бережно, – комментирует ситуацию помощник главного архитектора города.

К счастью, устроители фестиваля «Берег неба» не считают, что труд их был напрасен, и в будущем году собираются провести новый «Берег».

«НАРОД У НАС ДИКИЙ»

Как приучить горожан к тому, чтобы сохранять то, чем украшена Казань? И реально ли вообще это сделать? Ведь понятно, что по полицейскому к каждой инсталляции не приставишь. Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Владимир Курашов – доктор философских наук, профессор:

- Панацеи нет: ни увеличение количества полицейских, ни дополнительные видеокамеры проблему не решат. Что же делать? Во-первых, приучать к культуре наше общество. Как ни парадоксально это звучит, но надо увеличивать количество инсталляций и арт-объектов. Если на этом первом фестивале случились акты вандализма, это не значит, что они будут и на втором, и на третьем. Надо прививать людям любовь и понимание к такому виду искусства. А во-вторых, нашему правительству лишний раз стоит задуматься об огромном расслоении нашего общества, именно это рождает во многих людях агрессию, которая провоцирует акты вандализма.

Ольга Пиульская – директор центра «Эрмитаж-Казань»:

- Приучить реально, более того, это наша задача. У нас в Кремле сейчас проходит выставка мозаики, собраны уникальные экспонаты, и мы тоже замечаем, что не все посетители бережно относятся к тому, что выставлено. Кусочки мозаики, например, пытаются отколупать. Народ у нас дикий, но приучать людей надо, надо ставить аннотации, рассказывать, что выставлено. Надо объяснить, что необходимо уважать творчество, уважать идею мастера.

Олег Соколов – протоиерей:

- Это проблема проистекает из-за отхода от традиционных нравственных ценностей, от понятий добра и зла. Это случилось после революции, хотя был в свое время моральный кодекс строителя коммунизма, который совпадал с десятью заповедями. Но совпадал лишь формально. Что делать? Воспитывать народ. Но не декларациями, не кнутом, потому что реакция будет противоположная, а конкретными примерами, нравственными примерами.