![]() |
«ПРАВДУ ГОВОРИТЕ И ВСЕ»
Около 20 потерпевших продолжают игнорировать судебный процесс по факту крушения дизель-электрохода «Булгария». До них не могут добраться ни приставы, ни полицейские.
- Мы продолжаем охотиться за потерпевшими, – констатировал отсутствие потерпевших, которые еще не давали показаний в суде, судья Сергей Якунин.
- Кто не проживает, кто уехал, кто не хочет, кто заявление написал… – перечисляла секретарь суда причины, по которым участники процесса не могли дождаться выступления порядка 20 потерпевших. – С этой Универсиадой полицейским вообще не до нас, – намекнула на малое количество приводов со стороны правоохранительных органов секретарь.
Прочитав заявление от адвоката потерпевшего Марата Шагитова, который не смог принимать участие в суде в связи с занятостью на Универсиаде, судья решил огласить показания, которые были даны Шагитовым во время следствия. Зачитав их, суд выяснил, что у потерпевшего на «Булгарии» погибла племянница Лейсян Нуриева. Также стало известно, что сам Шагитов судно не видел, от родных о нем ничего не слышал. Судья пришел к выводу, что показания Шагитова не могут быть ключевыми для судебного разбирательства, и предложил участникам процесса перейти к допросу свидетеля со стороны обвинения – бывшего заместителя директора ОАО «Судоходная компания «Татфлот» «Казанский пассажирский флот» Эдуарда Хайруллина.
- Расскажите, пожалуйста, обстоятельства, по которым вас допрашивали, – предложил Хайруллину гособвинитель, когда тот, едва зайдя за трибуну, попросил суд огласить показания, данные им во время следствия. – Из подсудимых кого-нибудь знаете?
Хайруллин рассказал, что знал всех подсудимых, кроме Якова Ивашова, и снова попросил огласить показания, данные во время следствия.
- Вы должны нам сейчас рассказать все, что вы помните, – объяснил Якунин. – А уже потом будем решать вопрос об оглашении ваших показаний. Что-то же вы помните? Не могли же вы все напрочь забыть.
- Я сейчас могу не теми словами не то рассказать, – объяснил свою просьбу Хайруллин.
- Правду говорите и все, – посоветовала потерпевшая Гульнара Назарова.
- О техническом состоянии судна вы знали? – продолжил гособвинитель.
- Не знал, это не мои должностные обязанности.
- Каким образом производится предлицензионная проверка? – спрашивал гособвинитель. – Какой пакет документов требуется? Фирма «АргоРечТур» вам известна? Какие отношения были между вашей компаний и фирмой «АргоРечТур»?
Хайруллин ответил на поставленные вопросы, после чего гособвинитель тут же обратился к судье.
- Ваша честь, показания сильно отличаются от данных во время следствия, – заявил гособвинитель. – Есть ли смысл дальше допрашивать? Он не помнит, не то говорит. Поэтому у меня ходатайство об оглашении показаний.
Участники процесса согласились с предложением гособвинителя, и судья приступил к оглашению показаний Хайруллина, который допрашивался следователем в августе 2011 года.
![]() |
НЕПОНЯТНАЯ ДОЛЖНОСТЬ В «ПРЕСТИЖ-ТУР»
Из показаний свидетеля, которые он давал во время следствия, выяснилось, что в 2011 году он был директором филиала ОАО «СК «Татфлот» «Казанский пассажирский порт». В обязанности Хайруллина входила организация работы приписного пассажирского флота, а именно – составление расписания пассажирского флота, укомплектование квалифицированными кадрами, обеспечение плавания приписного флота СК «Татфлот».
- Булгария не приписной флот? – уточнил по ходу зачитывания материалов дела судья.
- Нет, конечно, – ответил Хайруллин.
Исходя из оглашенных судьей показаний, никакой ответственности за состояние транзитных судов Хайруллин не нес. С подсудимой Светланой Инякиной он познакомился в 2007 году, когда та работала директором в фирме «Престиж-тур»:
«По договору оказания услуг по перевозке пассажиров она часто брала корабли в нашей организации. Таким образом мы с ней познакомились. То есть я был заместителем по эксплуатации и планированию расписания кораблей. Она приходила и спрашивала меня о возможности предоставления ей корабля на определенное число для экскурсионного вывоза группы. С ней мы сталкивались по работе, но в близких отношениях я с ней никогда не находился. Также в 2007 году она предложила мне стать ответственным за лицензионную деятельность фирмы «Престиж-тур» по трудовому договору. Оплата должна была составлять 10 тысяч рублей. На ее предложение я согласился, трудовой договор со мной был заключен, – читал судья показания Хайруллина. – Есть две должности: ответственный по безопасности судоходства и ответственный за лицензионную деятельность. Причины ее обращения именно ко мне я не знаю, но на ее предложение я согласился. В аренде «Престиж-тур» имелось судно под названием «Украина», а я должен был осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований после получения лицензии на право пассажирских перевозок.
Зачитав часть показаний свидетеля судья так и не понял, для чего Инякина нанимала Хайруллина в качестве ответственного за лицензионную деятельность фирмы «Престиж-тур».
- За что она вам деньги-то платила? – недоумевал Якунин.
- Чтобы следил за тем, чтобы фирма Инякиной занималась пассажирскими перевозками, – ответил Хайруллин. – Она мне заплатила один раз только.
- И как вы следили, чтобы она занималась пассажирскими перевозками? – спросил судья.
- Я сейчас не помню.
Далее из показаний Хайруллина: «Насколько я помню, требования лицензии на теплоходе соблюдались. При несоблюдении данных требований лицензия отзывается Волжским УГРМН Ространснадзора. При осуществлении контроля за соблюдением требований лицензии я руководствовался КВВТ РТ (Кодексом внутреннего водного транспорта — авт.). Одним из главных требований было наличие договора о диспетчерском обслуживании Волжским ГБУ (государственное бассейновое управление — авт.). То есть вид деятельности должен соответствовать. Например, пассажирское судно не может заниматься грузоперевозками».
- Слушайте, если бы мне платили 10 тысяч за такие советы… – вставил судья и продолжал чтение показаний Хайруллина: «При эксплуатации судна на борту должна быть лицензия на право пассажирских перевозок, а также перечень документов: свидетельство на право собственности, свидетельство о праве плавания под флагом РФ, комплект регистровых документов, свидетельство о минимальном составе экипажа, вахтенный журнал, дипломы командного состава, квалификационные удостоверения рядового состава и другие. Хочу отметить, что проверка указанного перечня документов в мои обязанности не входила. Данный перечень документов должен проверяться Волжским управлением государственного морского и речного надзора при проведении предлицензионной проверки».
– То есть вы туда дали 10 тысяч рублей, потому что это в ваши обязанности не входило? – не удержался от саркастического комментария Якунин и продолжил читать. – Предлицензионная проверка проводится следующим образом. Судовладелец сдает пакет документов в Волжское УГРМН. После проведения проверки выдается акт предлицензионной проверки, затем документы направляются в отдел лицензирования Волжского УГРМН. В течение 30 суток соискателю сообщается, выдается или не выдается лицензия. Лицензию либо выдают, либо дают мотивированный отказ.
![]() |
«У МЕНЯ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТЕ»
Из показаний Хайруллина следовало, что фирма «АргоРечТур» заключила договор на комплексное обслуживание с СК «Татфлот», что предполагает предоставление причала, заправку судна водой, а также сдачу фекальных вод. В апреле 2011 года Инякина обратилась к Хайруллину с тем, чтобы тот стал ответственным по безопасности судоходства для получения лицензии фирмой «АргоРечТур». Хайруллин ей в этой просьбе отказал.
- Следователь предоставляет на обозрение копию акта №19 предлицензионной проверки соискателя лицензии казанского линейного отдела Волжского УГРМН, – сообщил участникам процесса Якунин, зачитав показания Хайруллина. – В данном акте указано, что некий Мачкаев является замдиректора по эксплуатации флота в «АргоРечТур» с предоставлением диплома Казанского речного техникума по специальности «судовождение на ВВП». Что интересно в этом вопросе: Мачкаев предоставляет диплом по специальности «судовождение на ВВП», а номер диплома почему-то соответствует номеру диплома нашего свидетеля.
Хайруллин сообщает следователю, проводившему допрос в 2011 году, что в данном акте действительно указан его телефон, однако он никогда замдиректора по эксплуатации флота «АргоРечТур» не был, Мачкаев ему незнаком, а данный акт сфальсифицирован. На вопрос следователя: «Как там могли оказаться данные вашего диплома?» – Хайруллин отвечает, что в 2007 году «предоставлял Инякиной копию данного диплома для получения акта предлицензионной проверки в 2007 году теплохода «Украина». Поэтому я думаю, что Инякина взяла данные из той же копии».
- У меня такое впечатление после вашего допроса, что вы знаете намного больше, чем рассказали следователю, – заявил Якунин.
- Показания ваши? – спросил Хайруллина гособвинитель.
- Показания мои, подтверждаю, – ответил Хайруллин. – Что на тот момент я знал — все рассказал, ваша честь. Я ничего не добавил, ничего не прибавил. Рассказал все как есть.
После этого допрос свидетеля продолжался еще полтора часа. Участники процесса задавали интересующие их вопросы и что-то помечали в своих записях. На все вопросы Хайруллин отвечал четко и со знанием дела. Когда его спросили, что, по его мнению, толкнуло капитана Островского выйти в рейс в день трагедии, Хайруллин ответил, что не знает. При этом отметил, что капитана «Булгарии» знает давно, и охарактеризовал его, как опытного судоводителя.
По завершении заседания судья сообщил присутствующим, что следующее заседание пройдет 15 июля. Такой перерыв был дан судом в связи с планами потерпевших, которые захотели почтить память погибших: сегодня ровно два года, как затонул дизель-электроход «Булгария».
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за судебным процессом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.