АЖИОТАЖ У КАССЫ
По сути, билеты на концертное исполнение «Порги и Бесс» даже не поступали в кассу. Большую часть сразу же забрали в дирекцию Универсиады, свою долю получили и распространители билетов. Кое-кто из счастливцев, пришедших в кассу первыми в день начала продажи, смог купить билет.
Вчера возле кассы оперного театра был такой ажиотаж, что не наблюдался ни во время Шаляпинского, ни во время Нуриевского фестивалей. Пришедшие надеялись на чудо, на мифическую бронь, но безуспешно. Третий в этом году международный фестиваль, названный «Шаляпин. Нуриев. Казань», стартовал с абсолютнейшего аншлага.
Впрочем, аншлаг будет на всех фестивальных спектаклях. Культурная Универсиада, проходящая впервые в истории международных студенческих спортивных Игр, где в программе к удивлению штаб-квартиры FISU значатся за две недели более 120 мероприятий, станет не менее заметным, значимым и резонансным событием, чем сами состязания.
Когда публика попала в театральный зал, то увидела открытый занавес – опера «Порги и Бесс» давалась в концертном исполнении. Свои места на сцене заняли оркестранты, солисты и дирижер – художественный руководитель постановки маэстро Марко Боэми. Этот дирижер из Италии уже много лет сотрудничает с нашим оперным и хорошо известен казанцам.
- Культурная Универсиада начинается одной из самых красивых и драматичных опер прошлого века, самой известной американской оперой – «Порги и Бесс». Она редко исполнятся в силу ряда трудностей. Но это сочинение стоит того, чтобы эти трудности преодолеть, как будут преодолевать трудности спортсмены, приехавшие в Казань, – обратился к переполненному залу режиссер нашего оперного Эдуард Трескин.
ОДУВАНЧИК, ПРОБИВАЮЩИЙ АСФАЛЬТ
Впервые поставленная в 1935 году опера Гершвина на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоевывать широкую известность в США, а затем и во всем мире. «Порги и Бесс», по мнению критики, – одна из вершин творчества композитора.
Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации, что было выпукло видно в казанской постановке. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения. Не случайно в 1957 году вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд – двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
Мировая премьера оперы состоялась в колониальном театре в Бостоне 30 сентября 1935 года, дирижировал Александр Смолленс, главные партии исполняли Тодд Данкан, Энн Браун, Джон Бабблс и Руби Элзи. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина, многие бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.
По словам Джона Эдварда Хассе, курирующего в Смитсоновском институте американскую музыку, произведение «было представлено как народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом». Газета Christian Science Monitor провозгласила «Порги и Бесс» «важнейшим вкладом Гершвина в музыку», а Boston Transcript отметила: «Пора признать Гершвина серьезным композитором».
Но в Metropolitan Opera опера тогда не была поставлена – на этой главной американской оперной сцене тогда было запрещено выступать чернокожим артистам.
Гершвин селит своих героев не во дворцах – в скромных лачугах, где живут беднейшие из беднейших. Драки, поножовщины, наркотики – все атрибуты американских низов не отвечают такому элитарному жанру, как опера. Но, по сути, изгои общества – калека Порги и неприкаянная Бесс – любят друг друга, и их любовь прорастает подобно одуванчику через асфальт. И это сюжет, который не менее достойный, чем классические оперные либретто.
ПРОЕКТ ДИРЕКТОРА ТЕАТРА
Идея представить «Порги и Бесс» на открытии культурной Универсиады принадлежала директору Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Рауфалю Мухаметзянову, большому поклоннику джаза, хорошо знающему этот жанр. Универсиада соединяет спортсменов из разных стран. Постановка «Порги и Бесс» также должна объединить в Казани музыкантов из многих стран мира, решил он.
Главная трудность постановки заключалась в том, чтобы добиться аутентичного звучания, в спектакле должны участвовать чернокожие певцы. А найти таких не так уж просто. И тут надо снять шляпу перед кастинг-менеджером Анной Багаутдиновой, проделавшей титаническую работу и нашедшую таких певцов.
Для исполнения главных партий в Казань были приглашены певцы из 6 стран мира. Это Кевин Шорт (Порги), Кирстин Пипер Браун (Бесс) и Лестер Линч (Краун) из США, Рональд Самм (Спортинг Лайф) из Великобритании, пуэрториканская певица Мельба Рамос (Клара), южноамериканское сопрано Нкосазана Диманде (Сирина) и другие.
Исполнитель роли Порги – баритон Шорт – в Казани впервые. Для него, выпускника престижной Джульярдской школы, солиста театров Metropolitan Opera, Лирическая опера Чикаго, оперных домов Хьюстона, Лос-Анджелеса, Вашингтона, Кельна, Штутгарта, участника фестивалей в Брегенце, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе и Монпелье, выступление в Казани – большое удовольствие.
Певец признался, что когда-то выступал на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Нагано (Япония) и что сейчас, много лет спустя, рад принять участие в фестивале, посвященном Универсиаде и проходящем в родном городе Федора Шаляпина.
Опера, не шедшая в России почти 50 лет и до этого имевшая в нашей стране весьма скромную историю (из известных спектаклей можно назвать лишь постановку в таллиннском театре «Эстония», где партию Порги исполнил Георг Отс), неожиданно оказалась прорывом казанского театра.
- Успех подстарки определил потрясающий подбор солистов, это их музыка, они чувствуют ее кожей. Это было попадание «в десятку». Оркестр, хор, дирижер Марко Боэми – все прекрасно прочувствовали стилистику оперы Гершвина, они показали настоящий драйв, – полагает главный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов.
На фоне видеопроекции, придающей некую театральность постановке, развивается история трагической любви Порги и Бесс. Публика не устает аплодировать знакомым музыкальным фрагментам. Естественно, львиная доля аплодисментов досталась арии Клары, которая поет колыбельную – культовую Summertime, которую не может не знать ни одни поклонник джаза в мире. Певцы были артистичны, с чувством стиля, органичные и театральные.
- Певицы – настоящие афроамериканки, «в теле», явно не избегают гамбургеров, – пошутил один из зрителей.
Финал оперы сопровождался овациями солистам, прекрасному хору под управлением Любови Дразниной и, конечно, маэстро Боэми. Успех концертного исполнения вызвал вопросы: не будет ли в нашем оперном полноценной постановки «Порги и Бесс»?
- Это очень трудная задача, если ставить оперу по-настоящему, нужны непременно чернокожие певцы, а собрать такую труппу сложно. На открытии фестиваля это, безусловно, удалось, – полагает специальный корреспондент радио «Орфей» Николай Рыбинский.
Возможно, опера «Порги и Бесс», прошедшая вчера, останется единственным опытом с музыкой Гершвина, опытом, который увидели несколько сотен счастливцев. Во всяком случае вчерашний спектакль – это очень достойное начало культурной Универсиады.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.