ПРИВОД В НАРУЧНИКАХ

- Обратите внимание, что для доставки этого потерпевшего судебным приставам пришлось применить наручники, – с этих слов судьи Московского районного суда Сергея Якунина продолжилось судебное разбирательство по факту крушения дизель-электрохода «Булгария». – Чем вы себя лучше других считаете?

- Мне некогда ходить на процессы, я не могу бросить ребенка на произвол судьбы, – ответил потерпевший Ринат Абдрахманов, у которого в результате трагедии погибла жена. 11-летний сын потерпевшего, который также находился на теплоходе во время крушения, выжил. Но отец не стал брать его на судебный процесс. – Я могу его привести, но когда он слышит о «Булгарии», смотрит в потолок и отключается.

В результате Абдрахманов написал заявление с просьбой зачитать в суде показания, которые его сын давал во время следствия. 

IMG_4635.jpg
 

ЗАГЛУШИЛ ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МЯСОРУБКИ

Выслушав показания Абдрахманова, суд решил вернуться к допросу первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова. Напомним, что его допрос отложили накануне по ходатайству гособвинителя – помощнику транспортного прокурора Евгению Дикареву потребовалось время, чтобы сформулировать вопросы на основании полученных от Пузанкова ответов.

На заседании, которое длилось около пяти часов, допрашивали только первого помощника механика. Вопросы к Пузанкову скопились не только у гособвинителя, но и у адвокатов защиты, а также потерпевших.

- Было ли такое, что водяные трубы в машинном отделении и коридорах текли и приходилось ставить хомуты? – спросил Пузанкова Дикарев. – Кто-либо обращался к вам в 2011 году с просьбой предъявить технические формуляры судовых дизелей? Вы присутствовали в кабинете Ивашова? Что он сказал вам?

Ответы Пузанкова оказались явно не в пользу подсудимых – старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и субарендатора теплохода Светляны Инякиной. Получив ответы на интересующие вопросы, помощник транспортного прокурора удовлетворенно уселся на свое место, а допрос продолжил адвокат Ивашова Роберт Халиуллин.

- Что не работало в осушительной системе? – интересовался Халиуллин. – Каков ваш стаж работы на флоте? В каких должностях и на каких судах? На морском транспорте работали? Допускается ли эксплуатация судна при неработающем двигателе? Что такое «разовый переход», о котором вы упоминали накануне? Отдавали ли вы указание доливать масло в двигатель, в котором была вода? Зачем вы отключили правый двигатель о время крушения?

- ...корабль тонул, люди падали за борт. Я боялся, что будет мясорубка... 

IMG_4643.jpg
 

«ВЫ НЕ НЕРВНИЧАЙТЕ, ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ АДВОКАТ»

Диалог Халиуллина с Пузанковым был похож на битву Геракла с гидрой. Отвечая на очередной вопрос адвоката, волнуясь и сбиваясь, потерпевший обеспечивал себе еще пару уточняющих вопросов со стороны защитника Ивашова. Происходящее напоминало допрос в следственном комитете, но никак не дачу показаний потерпевшим. Халиуллин то и дело уточнял, какими нормативными документами руководствовался потерпевший, совершая то или иное действие. Пузанков все время пил воду, нервничал, отвечая на вопросы, и примерно через час попросил судью о перерыве.

- Вам плохо? – участливо спросил Якунин. – Может, врача? Они у нас в зале суда присутствуют.

Пузанков отказался. Участники процесса вышли в коридор и на улицу. После допроса Халиуллина у многих осталось двоякое впечатление.

- Да он сам должен сидеть на скамье подсудимых! – громко заявила потерпевшая Гульнара Назарова. – Он ведь ничего не знает из своих обязанностей. Капитан во время крушения судна вел нас на мель, а он отключил правый двигатель...

- Он такой же потерпевший, как и мы, и не обязан назубок все помнить, – неожиданно встала на сторону первого помощника механика потерпевшая Халима Усманова. – Если бы меня так допрашивали, я бы тоже нервничала.

Потерпевший Геннадий Игнарин, который не пропускает ни одного судебного процесса, также поддержал Пузанкова.

- Вы не обязаны знать таких подробностей, – сказал Игнарин. – С тем же успехом адвоката можно спросить, знает ли он, как принимать роды.

- Вы не нервничайте, это всего лишь адвокат, – сказал во время перерыва помощник прокурора. – Вы признаны потерпевшим, вам нечего бояться.

После перерыва допрос первого помощника механика продолжился, но вскоре во второй раз был перенесен в связи с ходатайствами гособвинителя и стороны защиты подсудимых. Помощник прокурора Дикарев ходатайствовал об озвучивании показаний Пузанкова и Ивашова, данных ими во время следствия. В свою очередь, адвокат Халиуллин попросил суд о перенесении слушания на понедельник, чтобы успеть подготовиться к процессу.

Большинство потерпевших по окончании заседания были на стороне Пузанкова и признали, что старший механик просто стал жертвой обстоятельств. 

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за громким судебным процессом.