8.jpg
У сувенирной продукции Универсиады-2013 есть рекомендованные цены, дешевле продавать их не рекомендуется

ДОРОГОЙ БАРСИК ЮНИ ИЛИ ПОЧЕМУ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ НЕТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Через Спасскую башню Казанского кремля проходят сотни и тысячи туристов, но продавщица в одном из окошечек с сувенирной продукцией сетует – сувениры с эмблемой Игр расходятся плохо. «Они дорогие, поэтому их и не берут», – говорит собеседница в традиционном татарском костюме корреспонденту «БИЗНЕС Online».

И хотя основной вид сувениров – магниты на холодильник с барсиком и знаменитым многоцветным тюльпаном – стоит всего 160 - 170 рублей, дошедшие до Кремля туристы предпочитают другие сувениры. Спросом пользуются те же магниты с видами Казани и традиционные татарские тюбетейки. Может быть, причина в том, что туристы приехали именно для того, чтобы посетить Казанский кремль?

«Спрос на сувениры Универсиады ниже, потому что они дороже. У человека же есть определенная покупательская способность», – отметил газете «БИЗНЕС Online» Александр Костенников, первый заместитель директора государственного бюджетного учреждения «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

В магазине «Странник» («Сити-центр» на Парина) газете «БИЗНЕС Online» пессимистично сообщили, что продажи в июне упали на 40 - 45% по сравнению с прошлым годом.

1.jpg
Яркие рюкзачки можно купить за 1200 рублей

«Машины все по городу разогнали, покупателей стало гораздо меньше, а когда в магазин начнут заходить приезжие, мы не знаем, – рассказал по телефону сотрудник магазина. – Сейчас вся сувенирная продукция у нас продается плохо. Разницы нет, с символикой Универсиады или без. В торговом центре народу стало меньше. У нас есть специальные наборы сувениров в коже с символикой Универсиады. Раньше эти наборы продавались, сейчас ничего не продается. На сегодняшний день все стало очень строго. Парковок меньше, контроля намного больше. Естественно, люди не хотят ехать ни в какие торговые центры и магазины».

ЭТО ГОД, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ ХУЖЕ, ЧЕМ 2008-Й

Александр Рачук – директор магазина сувенирной продукции ООО «Казанский Арбат», подтверждает тенденцию – ажиотажа в сувенирных магазинах нет. Активные продажи он ожидает с началом Универсиады. Правда, Рачук рассказал, что всплеск произошел, когда в город стали приезжать полицейские из других регионов: «Из Залесного клиенты говорят, что их на два часа выпускают, они до «Бахетле» добежали, что есть купили. Когда их вывозили в Кремль, там они вообще все смели…». Напомним, безопасность на Играх будут обеспечивать около 30 тыс. сотрудников силовых структур.

По словам директора, сейчас хорошо продаются сумки с символикой Универсиады и сувенирные магниты. Хуже – зонты, ведь дождей нет, и пластмассовые брелочки в виде символа Игр.

«Магнит с казанской картинкой стоит рублей 50, а тот же магнит с символикой Универсиады – 160 рублей. Конечно, люди купят за 50: если есть альтернатива, они всегда покупают то, что дешевле. А вот если нет альтернативы, берут сувениры с символикой Универсиады», – отмечает Рачук.

6.jpg
Бейсболки продаются от 370 рублей, футболки от 1300 рублей

Он рассказал, что его компания закупила сувениров примерно на полмиллиона рублей, половину распродать удалось. В ближайшее время директор магазина сделает дозаказ на магниты, футболки, бейсболки.

«Но это самый тяжелый год с точки зрения продаж, – признает Рачук. – У нас продажи начались вот буквально с полицейских, а весь остальной период – осень, зима, весна – был в два раза хуже, чем предыдущий. Потому что кругом ремонт, туристов нет, смотреть нечего. Это год, может быть, даже хуже, чем 2008 и 2009 годы».

На этом фоне незаинтересованность федералов в спецсувенирке выглядит пророчески. «Думаю, магазинов, которые продают сувениры Универсиады, по городу достаточно, – сказал газете «БИЗНЕС Online» Олег Пестов, директор магазина «Декатлон». – Мы посчитали продажу сувениров экономически нецелесообразной».

Аналогичного мнения придерживаются в магазине «Чемпион». «Сувениры Универсиады мы не продаем. У нас федеральная торговая сеть, она снабжает нас продукцией, что привезут, то продаем», – сообщила директор магазина на Чистопольской Людмила Моисеева.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ДИРЕКЦИЯ В ВЫИГРЫШЕ, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ МАСТЕРА В ПРОИГРЫШЕ

То, что спрос на сувенирную продукцию Универсиады невысокий, также отметила Наталья Харченко – генеральный директор ООО «Казанский сувенир».

«Сейчас как будто бы есть спрос на сувениры Универсиады, правда, не такой, как планировалось. Официальные делегации, волонтеры все это закупают в официальных местах и по тем маршрутам, куда их возят в плановом порядке. Они вряд ли будут бродить по городу и покупать эти сувениры. Я бы не сказала, что ажиотажный спрос, скорее, очень даже умеренный».

IMG_2994.jpg
Спросом пользуются магниты с видами Казани и традиционные татарские тюбетейки

Харченко отмечает, что прибыль с универсиадской сувенирки «очень небольшая». Она также сообщила, что часть продукции для Универсиады изготавливалась в Китае, что ее сильно возмутило.

«Изначально мы выступали с большой критикой сувенирной политики, поскольку изготовление сувениров можно было организовать и в нашей стране. Их себестоимость значительно ниже, чем та сумма, за которую они достаются потребителю, – сказала Харченко. – Это неоправданно дорогая продукция. Наши мастера и художники оказались в проигрыше. Продукцию, сделанную к Универсиаде, они могут сдать только через организации-лицензиаты, где вынуждены закупить специальную упаковку, специальную голограмму. У них при этом товары берут только на реализацию. В случае нереализации все будет им возвращено. То есть в любом случае дирекция в выигрыше, в любом случае мастера в проигрыше».

По словам Харченко, мастера сделали очень много сувенирной продукции, но она у них была отвергнута и признана контрафактом. Подобный товар лежит и у «Казанского сувенира» на складах, когда мастерам сначала дали зеленый свет, «а потом все отменили и сувениры заказали в Китае».

3.jpg
Всю сувенирку заказали в Китае

«Мне очень жалко, что не дали возможности проявить наши творческие возможности. Безусловно, наши изделия не хуже китайского производства, к тому же дешевле. Обидно за наших мастеров», – отметила она.

«УНИВЕРСИАДА – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ, КОТОРУЮ МЫ УПУСТИЛИ»

О том, почему сувенирку заказывают в Китае, газете «БИЗНЕС Online» рассказал Артур Мустаев – председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при Торгово-промышленной палате РТ:

«У нас с 2008 года выделялись гранты на поддержку производителей национальных сувениров, в первую очередь подразумевая, что скоро Универсиада. Были закуплены станки под производство, в том числе и магнитов, это самый прибыльный сектор. Но получилось так, что москвичи оказались активнее и первыми заключили договор на право предоставления сувенирных магнитов с символикой Универсиады, заказ на которые, в свою очередь, размещают в Китае. Раздел магнитов самый прибыльный – самая низкая себестоимость и самая высокая рентабельность при продажах...»

Мустаев при этом отметил, что есть изделия народных и художественных промыслов, а есть сувенирная продукция. Товар народно-художественных промыслов не может быть массовым – это ручная, авторская работа. Такие изделия продвигает Палата ремесел Татарстана, которая стала официальным лицензиатом Универсиады. «Есть изделия из кожи, есть изделия из войлока, один мастер, Наиль зовут, делает очень красивые тапочки…»

«Почему мы не видим изделий народных промыслов РТ и сувенирную продукцию с символикой Универсиады в массовом объеме? Основная проблема – поздно спохватились. Поздно среагировали на возможность использовать именно этот бренд, заключить договор с дирекцией. Там же все по категориям: сумки один поставляет, флешки – другой. Основные категории все забили. Остались непопулярные позиции», – пояснил Мустаев.

Более высокую стоимость сувениров Универсиады председатель комитета объясняет особенностью работы с организаторами подобных соревнований.

«Сам магнит недорогой, но на него ложится лицензионный сбор, нагрузка по закупке голограмм, у каждого лицензиата есть договоренность, что определенное количество изделий он должен дать безвозмездно. Помимо прочего необходимо понимать, что приходится давать товар на реализацию, а это заморозка денег. Исходя из этого, себестоимость потихоньку вырастает. Поэтому магниты с символикой Универсиады дороже», – пояснил Мустаев.

Причем у сувениров Универсиады есть рекомендованные цены, то есть дирекция устанавливает рекомендованные розничные цены, ниже которых не должны их продавать, отметил он.

«Если мы берем сеть ХороShow, у нее есть определенная нагрузка, она построила помещения, налоги все платит, людей наняла. А есть такие продавцы, которые могут просто поставить стол и продавать. Цена у них должна быть одинаковой, несмотря на то что человек, который просто перепродает, налоги не платит, и нагрузки на него гораздо ниже, то есть он может продавать дешевле. Но дирекция Универсиады это не рекомендует, они за этим следят».

IMG_3012.jpg
Наибольшей популярностью пользуются сувениры ценового диапазона от 100 до 800 руб.

«Я с уверенностью могу сказать, что продукция Универсиады пользуется хорошим спросом. Из сложившейся ситуации нам необходимо вынести урок. Нужно быть активнее! Необходимо будет проанализировать продажи сувенирной продукции с символикой Универсиады и искать возможности производить их здесь. Мы должны уже думать о чемпионате мира по плаванию, по футболу, мы должны сделать так, чтобы наши мастера были в большей степени представлены, чем сейчас, во время Универсиады. Это возможность, которую мы упустили», – заключил Мустаев.

У НАС НЕТ НИ ОДНОЙ КИТАЙСКОЙ ТЮБЕТЕЙКИ

«Уже поднимали вопрос о том, что многие сувениры Универсиады неказанского производства, и по телевидению, и в газетах. Дирекция Универсиады ответила, что они заключают договор с компаниями, а где те размещают свое производство, их не интересует, – рассказала газете «БИЗНЕС Online» Юлия Шаймарданова, главный специалист центра развития народных художественных промыслов и ремесел. - У нас есть 39 лицензиатов, это крупные компании и России, и Татарстана. Да, там есть продукты «сделано в Китае». Ну это их дело, здесь мы ничего не можем поделать. Но также в качестве сувенирной продукции представлено 42 наименования наших изделий, это достаточно много. Некоторые из наименований в ассортименте».

Палата ремесел является лицензиатом по выпуску изделий с символикой Универсиады. Сейчас у нее представлено на рынке 42 наименования изделий, символика большей части которых выполнена руками мастеров, например, текстильные салфетки, наборы белья. Палата работает с такими производителями, как Алексеевская фабрика художественного ткачества, компания «Караван подарков».

«У нас открыты четыре магазина, дирекция Универсиады пошла нам на встречу, предоставила нам помещения, там четыре тематических комнаты, где с помощью волонтеров торгуют именно национальной продукцией. Там нет ничего китайского, нет ни одной легкой тюбетейки, которых полно на Баумана», – отмечает Шаймарданова.

В «ХОРОSHOW» ТУРИСТАМ ХОРОШО

У официального оператора розничных продаж лицензионной продукции Игр дела идут несравненно лучше. У магазина с эксклюзивной символикой Универсиады «ХороShow» на улице Островского ко времени открытия в 10.00 уже стоят несколько покупателей. Среди них – Ирина и Сергей из Читы, направляющихся на автомобиле через Казань в Москву. Дождавшись открытия магазина, Ирина, пробежавшись взглядом по полкам, покупает два ярко-красных рюкзачка с улыбающимся барсиком и в последний момент дополняет покупку несколькими магнитами.

9.jpg
На сегодняшний день в «ХороShow» сувениров продано на сумму свыше 10 миллионов рублей, еще планируется продать на сумму около 40 миллионов рублей

«На сегодняшний день сувениров Универсиады продано на сумму свыше 10 миллионов рублей, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Расул Садриев, генеральный директор компании «Фейерверк Казань» (сеть магазинов «ХороShow»). – Продажи оправдывают ожидания, учитывая то, что с открытия магазина до дней Универсиады планируется 20 процентов продаж, а на дни проведения соревнований приходится 80 процентов продаж, несложно догадаться, что еще планируется продать продукцию на сумму около 40 миллионов рублей».

Впрочем, он отметил, что затраты пока не окупаются, поскольку было вложено около 30 млн. рублей, а расходы еще продолжаются. Он рассчитывает на долгосрочное партнерство с дирекцией, планируя продавать сувениры на чемпионате мира по водным видам спорта, на чемпионате по футболу.

В «ХороShow» есть как VIP-сувениры, так и вполне доступные. Например, домино из янтаря стоит 370 тыс. рублей. Этот камень вряд ли можно назвать визитной карточкой Казани, но он очень уместно смотрится в фигурках все тех же «барсиков» от 1,5 тыс. рублей и рюмках с надписью «Универсиада-2013» за 4,1 тыс. рублей. Несколько дешевле можно приобрести шахматы из оникса за 23 тыс. рублей или тарелки за 14 тыс. рублей. Есть и традиционные шкатулки из дерева с бархатной подложкой внутри за 2,5 тыс. рублей, белоснежные халаты за такую же цену, часы, цена которых начинается от 1,5 тыс. рублей. И множество различных мелочей за скромные рубли – флешки, держатели для сумок, сланцы, брелоки (продавщица так и не нашла времени поговорить с корреспондентом «БИЗНЕС Online», обслуживая все новых и новых покупателей).

«Сейчас наибольшей популярностью пользуются сувениры ценового диапазона от 100 до 700 - 800 рублей: это самые ходовые позиции. Самые дорогие сувениры из камня и из золота. Лучше всего идут продажи в центральном сувенирном магазине, который мы открыли на Островского, он является флагманом», – отметил Садриев.

Сувениры с символикой Универсиады дороже других, так и должно быть, считает он, поскольку все, что производиться с символикой Казани, можно купить каждый год, а Универсиада последний раз в нашей стране была 30 лет назад.

ТУРИСТЫ В КРЕМЛЕ НЕ ИЩУТ БАРСИКА ЮНИ

Достаточно бойко продажа сувенирки Универсиады идет в ЦУМе – проходимость места сказывается. Те же самые пластиковые магниты за 160 рублей и деревянные за 220 рублей уходят «влет», приходится периодически делать заказы на возобновление товара, рассказала газете «БИЗНЕС Online» продавец магазина сувениров по имени Надежда. Она выразила уверенность, что продажи будут и после окончания Игр.

«Универсиада закончится, а туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска будут спрашивать эти сувениры. Это все станет историческим раритетом. Мы предполагаем, что эти продажи будут идти до самого августа. Ведь и сувениры Тысячелетия Казани мы продавали намного позже окончания этого мероприятия», – говорит продавец.

Впрочем, она оговаривается, что часто туристы хотят видеть эмблему Универсиады на одежде. Тогда их направляют в магазин «Спорттовары», здесь же в ЦУМе. В нем, по словам продавщицы, представившейся газете «БИЗНЕС Online» Гулей, покупатели берут все подряд: и магниты за 160 - 170 рублей, и бейсболки от 370 рублей, и футболки от 1300 рублей. Самое интересное, что разборчивые обычно покупатели не делают разницы между синтетическими и хэбэшными майками, выбирая скорее рисунок на майке, чем материал изделия.

4.jpg
Основной вид сувениров – магниты на холодильник с барсиком и знаменитым многоцветным тюльпаном – стоит всего 160 - 170 рублей

«На сувениры Универсиады просто бешеный спрос. Покупатели, кстати, ошеломлены изобилием представленных здесь товаров – и часы, и шапки, и национальные тюбетейки с надписью Universiade-2013», – говорит собеседница нашей газеты.

Сразу у входа вас встречают тарелки-панно за 230 - 260 рублей, стаканы за 230 рублей и яркие рюкзачки за 1200 рублей. Дополняют ансамбль товаров с эмблемой Универсиады яркие бумажные сумки, цена на которые, правда, не указана.

«МИД» ПОДОШЕЛ К ПРОДАЖЕ СУВЕНИРОВ ПРАГМАТИЧНО

В зоне вылета местных авиалиний казанского аэропорта группа компаний «МИД» открыла на днях киоск по продаже швейцарских часов TISSOT – официального хронометриста студенческих Игр.

«Гости города не просто прогуляться же приезжают, они будут задействованы на многочисленных спортивных мероприятиях. Несмотря на это, они наверняка успеют купить достойный сувенир Универсиады в городе. Но уже при вылете в спокойной обстановке в зоне ожидания у них будет возможность подойти к киоску официального хронометриста и приобрести еще один достойный сувенир, – поделилась с газетой «БИЗНЕС Online» исполнительный директор Нина Галеева.

Мы уточнили, есть ли на часах изображение эмблемы Универсиады. На это Галеева пояснила, что когда на самих часах ставится персонификация какого-то праздника или события, то эта вещь долго не живет, она быстро изживает себя. Поэтому все производители пришли к ненавязчивой персонификации на упаковке, ведь шкатулка от часов тоже достойная вещь, которая хранится долго и иногда живет параллельной жизнью.

«Поэтому часы мы трогать не будем, символика Универсиады будет отражена на упаковке», – уточнила Галеева.

Справка

Перечень компаний, выпускающих и производящих лицензионную продукцию Универсиады (по состоянию на 29 мая 2013 года):

1. ООО «ОУПЕН СТАР»

Категории товаров: усилители звука, устройства для воспроизведения звука, приемники [аудио-видео], радиоприемники для транспортных средств, проигрыватели; шнурки для обуви, игрушки.

2. ООО «Гала Граффити»

Категории товаров: [конверты, сумки] кожаные для упаковки сумки женские; сумки для одежды дорожные, портпледы; сумки дорожные; сумки пляжные; сумки туристские; сумки хозяйственные; кошельки, портмоне; футляры для ключей; визитницы [картодержатели]; бумажники; портфели [кожгалантерея].

3. ООО «Радиант»

Категории товаров: обложки для паспортов, [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые, картины [рисунки] обрамленные или необрамленные, открытки и календари, подставки для пивных кружек, закладки для книг; бумажники, кожа искусственная, кошельки, портмоне, визитницы [картодержатели], сумки дорожные, футляры для ключей, подставки для блюд, шунгитсодержищие наклейки и сувениры.

4. ООО «Торговый Дом» (Восток)

Категории товаров: часы (наручные, настенные, будильники)

5. ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова»

Категории товаров: вилки столовые; ножи; приборы столовые [ножи, вилки и ложки].

6. ООО «Парли»

Категория товаров: парфюмерно-косметическая продукция: туалетная вода, гели для душа, антиперспиранты.

7. ЗАО «Хохломская роспись»

Категория товаров: ложкарно-токарные художественные изделия из дерева: матрешки, ложки, тарелки-панно, бочата.

8. ООО «Серхио Рамош Групп»

Категория товаров: самоклеящиеся наклейки на мобильные устройства Apple.

9. ООО «Русские сувениры»

Категория товаров: изделия из обычных металлов художественные, коробки для денег, шкатулки для денег, шкатулки для денег с обеспечением сохранности содержимого, изделия художественные, камни полудрагоценные, шкатулки для украшений, изделия картонные, изделия художественные из дерева, изделия художественные резные деревянные, изделия плетенные.

10. ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»

Категория товаров: бисквит, булки, вафли, изделия кондитерские, изделия кондитерские желеобразные, изделия кондитерские из сладкого теста с начинкой, изделия кондитерские на основе арахиса, изделия кондитерские на основе миндаля, кушанья мучные, сладости, сухари, торты фруктово-ягодные, украшения съедобные для кондитерских изделий из сладкого сдобного теста, хлеб, хлеб из пресного текста, чак-чак, кекс.

11. ООО «Ноу Нейм»

Категория товаров: магниты, магниты декоративные, очки солнцезащитные, очки спортивные, брелоки, брелоки для ключей, зонты, зонты солнечные, сланцы, веера, платки носовые текстильные, полотенца текстильные, флаги за исключением бумажных, банданы [платки], козырьки для головных уборов, халаты, повязки для головы.

12. ООО «Некст-тайм»

Категория товаров: мягкие игрушки, игрушки плюшевые.

13. ИП Исламова Л.М. (Янтарная корона)

Категория: камни полудрагоценные, изделия художественные из дерева, изделия художественные резные деревянные.

14. ОАО «Казанский хлебозавод №3»

Категория товара: булки; изделия кондитерские; изделия кондитерские для украшения новогодних елок; изделия кондитерские желеобразные; изделия кондитерские из сладкого теста преимущественно с начинкой; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; кушанья мучные; продукты мучные; сладости; торты фруктово-ягодные; хлеб; хлеб из пресного теста.

15. Некоммерческое партнерство «Палата народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан»

Категория товаров: изделия художественных и народных промыслов РТ.

16. ООО «Первый сувенир»

Категория товаров: свечи.

17. ООО «Три Ар Мемори»

Категория товаров: USB-накопители и карты памяти для мобильных устройств.

18. ООО «Актуальность»

Категория товаров: статуэтки из оптического стекла с объемным лазерным изображением.

19. ЗАО «Торгово-Промышленная Компания Алмаз-Холдинг»

Категория товаров: ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов: брелоки, визитницы, ионизаторы, ложки чайные, подстаканники, закладки для книг, подвески, фигурки сувенирные, зажимы для денег, подковы сувенирные.

20. ООО «Статус-А»

Категория товаров: изделия из силикона: часы [наручные], часы-браслет, браслеты для часов; пеналы, коробки картонные или бумажные; кошельки, бумажники; изделия художественные из дерева, воска, гипса или пластмасс; тарелки.

21. ООО «Казанская Сувенирная Компания»

Категория товаров: Металлические брелоки, кружки: стеклянные, керамические; авторучки, тюбетейки.

22. ИП Люлинский М.Х. (Таежник)

Категории товаров: походные рюкзаки, шапки, термос, наборы путешественников.

23. ООО «Ювелирное предприятие «Алмаз»

Категория товаров: ювелирные изделия.

24. ООО «Гослото»

Категория товаров: организация бумажной лотереи.

25. ФГУП «Гознак»

Категории товаров: нагрудные знаки, медали, металлические значки.

26. ООО Торговый Дом «Форвард»

Категория товаров: спортивная одежда и аксессуары.

27. ФГУП ИТЦ «Марка»

Категория товаров: почтово-марочная продукция.

28. ООО «Только Спорт»

Категория товаров: инвентарь для бокса: экипировка (боевая и сувенирная).

29. ИП Динмухаметов М.М.

Категория товаров: аксессуары для смартфонов.

30. ООО «Амер Спортс»

Категория товаров: спортивный инвентарь.

31. ООО «Жгель»

Категория товаров: декоративные изделия из гжели.

Операторы продаж:

32. ООО «Интеграл» (международные аэропорты Казань, Шереметьево)

Официальный оператор розничных продаж лицензионной продукции Универсиады-2013

33. ООО «Интернет-Бум» (интернет-магазин «Подарки116.ру»)

Официальный оператор розничных продаж лицензионной продукции Универсиады-2013

34. ИП Садриев Р.Р. (сеть магазинов «ХороShow»)

Официальный оператор розничных продаж лицензионной продукции Универсиады-2013

35. ООО «Оптовик» (сеть гипермаркетов «Эссен»)

Официальный оператор розничных продаж лицензионной продукции Универсиады-2013

36. ООО «Юнайтед Медиа»

Официальный оператор розничных продаж на спортивных и неспортивных объектах Универсиады-2013

37. ООО «Зельгрос»

Официальный оператор розничных продаж в формате Cash&Carry

38. ООО «ЮВЕНКО-ИНВЕСТ»

Официальный оператор розничных продаж в формате вендинга