На стоянке Татарстанской таможни сегодня находятся 44 автомобиля. Дорогостоящие иномарки из Европы оказались в республике по процедуре временного ввоза, но вывозить их, как выяснили сотрудники таможни, никто не собирался. Татарстанцы приобрели эти иномарки по сниженной вдвое цене, однако не подозревали, что вскоре у них возникнут проблемы с законом. Проданные незаконно автомобили после решения суда конфискуются в пользу государства, а потраченные деньги хозяевам не возвращаются. На сегодня в отношении иностранцев, которые ввезли иномарки на территорию Таможенного союза, возбудили 52 дела об административных правонарушениях.

С ноября прошлого года по настоящее время татарстанские таможенники возбудили 8 дел по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ «Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров (или) транспортных средств», и 44 дела по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ «Передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных законодательством Таможенного союза».

О раскрытии новой схемы ухода от таможенных платежей при ввозе автомобилей из Европы рассказал и.о. заместителя начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности, майор таможенной службы Алексей Яковлев:

«С ноября 2012 года по настоящее время татарстанской таможней совместно с ГИБДД по РТ проводится работа, направленная на пресечение незаконных схем ввоза автомобилей иностранного производства на территорию Таможенного союза. Это в основном автомобили, ввезенные из стран Евросоюза. Порядка 90 процентов автомобилей пришли из Литовской республики. Популярностью пользуются такие марки, как Mercedes, BMW, Audi и другие».

2.jpg
Алексей Яковлев: "Временный ввоз автомобилей некоторые предприимчивые дельцы превратили в незаконный источник доходов"

ПОКУПАТЕЛИ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ И НАРУШАТЬ БОЛЬШЕ

По словам Яковлева, иностранцы (зачастую граждане Прибалтики или стран СНГ), ввозя иномарки на территорию России, на таможне заявляют, что машины ввозятся для личного пользования. После этого они размещают объявления в интернете о продаже иномарок по низким ценам. Цена у этих автомобилей, как правило, занижена в два раза и более. При этом продавцы заявляют, что никаких проблем с сотрудниками таможни, ГИБДД и налоговой инспекции не будет.

Доверчивые покупатели принимают выгодное предложение. Подкупает их ряд аргументов, который декларируют предприимчивые и нечистые на руку продавцы. Они обещают покупателям, что штрафы за нарушение правил дорожного движения с камер видеофиксации на домашний адрес приходить не будут, а за государственный технический осмотр и транспортные налоги каждый год платить не придется – номера-то иностранные.

Однако на практике выясняется, что прокататься на такой машине получится недолго. Все временно ввезенные автомобили по закону могут находиться на территории Таможенного союза не более одного года. При этом передача права пользования автомобилем другому лицу допускается лишь при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин.

ТЕХПАСПОРТ И ДОВЕРЕННОСТЬ НЕ ПОМОГУТ

Желающие приобрести иномарку по дешевке обращаются к иностранным «продавцам», передают им деньги и получают комплект документов, в который входят техпаспорт, доверенность, а также пассажирская таможенная декларация. Клиентам могут также передаваться другие документы в зависимости от степени осведомленности покупателя о возможных проблемах с правоохранительными органами. Таможенные органы не исключают тот факт, что некоторые документы, передаваемые покупателю, могут оказаться поддельными. Так, на данный момент уже изъяты и отправлены на исследование 24 пассажирские таможенные декларации с признаками подделки. И если предположение таможенников окажется верным, то данное нарушение будет рассматриваться уже в уголовном порядке.

  

«После того, как передача денег состоялась, возникает административная ответственность, – рассказал Яковлев. – После этого все претензии к иностранцу, который передал право пользования автомобилем иному лицу. А гражданин России при задержании лишается и автомобиля, и денег».

Стоит отметить, что в основном иномарки из Европы в обход таможни приобретаются молодыми людьми в возрасте от 20 до 35 лет. Покупатели желают управлять иномаркой, невзирая на возможные проблемы с законом.

«НА ЖАДИНУ НЕ НУЖЕН НОЖ, ЕМУ ПОКАЖЕШЬ МЕДНЫЙ ГРОШ…»

Председатель коллегии адвокатов «Чубаренко и партнеры» Вениамин Чубаренко, говоря об иномарках из Европы, вспомнил фразу из сказки про Буратино:

- «На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош – и делай с ним что хошь». Самый главный принцип, который сыграл в данном случае, – дешевизна. У нас ведь на бесплатный сыр в мышеловке кидаются все кому не лень. Но в итоге эти люди только потратили свои деньги и нервы.

Элементы новизны в этой схеме по продаже авто из Европы, безусловно, есть. Мошенники со своим авантюристическим складом ума просчитывают недоработки законодательства и нормативных актов, находят между ними лазейки-несостыковки и пользуются этим, прекрасно понимая, что это будет работать до определенного времени.

  

В данном случае они нашли лазейку – доверенность на право управления автомобилем. Легализация права управления была, действовала какое-то время. Думаю, что при продаже людям говорили, что при дальнейшем оформлении они смогут продать или переоформить машину – пускали им пыль в глаза. А покупатели в силу правовой неграмотности приобретали иномарки, радуясь низкой цене.

Сегодня принимается очень много нормативно-правовых актов локального характера, очень много законодательной базы. Человек не в состоянии все это сразу переварить или состыковать. Причем бывает так, что один акт отменяет или подменяет другой, в чем-то его подтверждает, а где-то, наоборот, вступает в противоречие.