Сегодня в Казани с открытием 7 автоматических парковок на 100 велосипедов начал работу новый сервис проката Veli’K. Запуск проекта состоялся сегодня у главного здания КФУ, недалеко от «УНИКСа». Там директор филиала в Москве и Московской области компании Russ Outdoor Сергей Дубков ожидал замруководителя муниципального образования Казани Оскара Прокопьева. Тот приехал на «торжественный старт» на велосипеде. В белой рубашке и с галстуком он смотрелся вполне по-европейски.

«Рады представить инфраструктурный проект, который позволит жителям вашего города почувствовать себя как в современном мегаполисе Европы», – заявил собравшимся Дубков. Он рассказал газете «БИЗНЕС Online», что проект реализован оператором наружной рекламы Russ Outdoor по заказу администрации столицы РТ и при поддержке Банка Казани. Запуск проката обошелся в 3 млн. евро. Срок окупаемости проекта составит 5,5 лет.

Сейчас велопарковки размещены в центре города: возле КГТУ (Карла Маркса, 70), на площади Свободы (Пушкина, 33), у Казанского кремля (Кремлевская, 2), напротив «УНИКСа» (Кремлевская, 18), на площади у театра Камала, в парке «Черное озеро» (ул. Дзержинского), ул. Кави Наджми/ул. Баумана,54. К сентябрю сеть планируется расширить до 12 станций с 260 велосипедами.

«Сначала мы с опаской подошли к этому проекту: все-таки в России 7 месяцев зимы, – продолжил Прокопьев. – Однако опыт других стран, прежде всего скандинавских, показывает, что велосипеды подходят странам с холодным климатом».

«Я вот только что приехал от работы, от Кремлевской до «УНИКСа» всего за две минуты! – продолжил замглавы. – Мне обошлось это почти бесплатно: я приобрел разовый абонемент за 30 рублей».

Главная проблема велосипедистов – отсутствие велодорожек – будет решаться «следующим этапом», отметил Прокопьев, при этом, правда, не назвав конкретных дат. Пока же посоветовал пользоваться автобусными полосами и быть аккуратнее.

2.jpg
В Казани с открытием 7 автоматических парковок на 100 велосипедов начал работу новый сервис проката Veli’K

АНТИВАНДАЛЬНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ

Казань стала первым городом в России, где организована система велопроката по образцу международной программы Cyclocity – проекта мирового оператора наружной рекламы JCDecauх (этот оператор владеет 25% акций Russ Outdoor), функционирующего в 67 городах мира. Всего в данной программе задействовано 47 тыс. велосипедов, количество ежедневных прокатов превышает 120 тысяч.

В Казани стоимость абонемента Veli’K на один день – 30 рублей, на 7 дней – 100 рублей, на 30 дней – 200 рублей. Первые 30 минут поездки бесплатно, первый час после бесплатного периода – 50 рублей, второй и все последующие часы после бесплатного периода – 150 рублей. По условиям контракта Russ Outdoor обеспечивает работоспособность системы в течение 15 лет. Тарифы за прокат велосипедов устанавливаются муниципалитетом, а все поступления от проката поступают в Банк Казани, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Russ Outdoor. В свою очередь, Банк Казани на ежегодной основе будет финансировать проект, выплачивая Russ Outdoor установленную сумму вознаграждения за поддержание системы в надлежащем состоянии. О какой сумме идет речь, в компании газете «БИЗНЕС Online» не раскрыли.

Менеджер проекта «Veli’K.Казань» Александр Соловьев убеждал собравшихся в том, что эти велосипеды и в огне не горят, и для вандалов недоступны, даже для нашего человека, отличающегося, как подметил Соловьев, умом и сообразительностью.

«Наша система благополучно справляется с вандализмом уже на протяжении нескольких лет, – уточнил он. – Случаев вандализма – порядка 10 процентов. Велосипеды характеризуются повышенной устойчивостью. Их невозможно разобрать с помощью стандартного набора отверток, да и запчасти нигде не используешь – ни в домашнем хозяйстве, ни для парников. Они сделаны только для этого проекта».

В случае повреждения велосипеда водителю может быть предъявлен иск в порядке гражданского делопроизводства.

1.jpg

ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА ДАСТ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Каждая станция оборудована терминалом, рассказал Соловьев о нюансах пользования велопрокатом. Для входа в систему нужно ввести номер пользователя или приложить к считывателю транспортную карту Казани, затем ввести ПIN-код, который вы выбрали при оформлении подписки на абонемент. Для закрепления велосипедов на стойках используется специально разработанная система блокировки, проинформировал менеджер проекта. Взять и вернуть велосипед можно только на стойках с индикатором зеленого цвета. Стойки с красным индикатором заблокированы.

При возвращении велосипеда двойной звуковой сигнал и зеленый цвет индикатора оповестят вас о том, что велосипед был успешно закреплен на стойке. Долгий звуковой сигнал и красный цвет индикатора означают, что велосипед закреплен неправильно и вам нужно повторить попытку или воспользоваться другой стойкой.

==video1578==

ИДЕЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ. НО НЕОЖИДАННАЯ

Эксперты отметили газете «БИЗНЕС Online», что велосипед – удобный вид транспорта, но минус казанского проекта в нехватке рекламы велопарковок.

Ильдус Янышев – депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

- Это одна из лучших мировых систем велопроката и сами велосипеды высокого качества. Но, несмотря на это, у проекта существуют и некоторые слабые стороны. Во-первых, у нас нет велодорожек. Во-вторых, парковки можно было поставить не только в центре, но и в жилых микрорайонах, около торговых центров, где много молодежи. Вообще, эти системы даже в странах Европы легко не приживаются, поскольку они имеют слабые стороны, зоны риска. Полагаю, что в первые два года на велопарковки не будет особого спроса. И будут иметь место факты вандализма, что вполне нормально, поскольку даже в таких «высокопослушных» странах, как Великобритания, Берлин, Дания, они встречаются. Но со временем, как это обычно бывает, вандалы наиграются и переключатся на что-нибудь другое.

Затем, на мой взгляд, люди проявят интерес к велосипедам – в год таких любителей может нарастать по 10 - 20 процентов. Уверен также, что велопарковки будут пользоваться спросом у иностранцев. Они не любят пользоваться такси.

Со временем, полагаю, уйдет стереотип, что велосипед – это несерьезно, это детская забава. Скоро градоначальники и чиновники за них сядут! Велосипеды будут популяризироваться.

Но, как я уже сказал, для этого нужно время. Необходимо перетерпеть сложности.

Не думаю, что проект окупится в ближайшее время. Он больше имиджевый. Возможно, доходы будут поступать от рекламы.

4.jpg

Руслан Галиев – руководитель проекта «Велокайф» (Набережные Челны):

- Мне кажется нереальным, чтобы в Казани, где менталитет столицы не позволит вылезти из машины, за пять лет окупить такой проект. В июле и будет еще какое-то оживление, может, кто-то из чиновников устроит показательные мероприятия, но не более того. Чтобы люди из-за пробок массово пересели на велосипеды? Бред! В Набережных Челнах в прошлом году за все лето лишь человек 10 пожелали так перемещаться по городу.

В Казани надо было постепенно вводить велопарковки, развесить плакаты, чтобы появилась велокультура среди обычных горожан. А сразу сажать неподготовленных людей на велосипед проблематично.

Леонид Иванов руководитель проекта «Казанские велоночи»:

- Открытие этого велопроката – замечательная идея! Но весьма неожиданная и секретная. Даже мы, велосипедисты Казани, те, кто занимается этим много лет, не слышали об открытии таких велопарковок! Поэтому сложилось впечатление, что они предназначены для гостей Универсиады, а не для жителей Казани.

Пример с велодорожками показателен. Я знаю только одну на Среднем Кабане, она появилась года два назад и не пользуется особым спросом среди населения, поскольку о ней толком никто не знает. Хотелось бы, конечно, чтобы открытие велопарковок дало толчок в развитии велодвижения. Но этого может и не быть…

Есть риск, что жители Казани не сразу воспримут эти велопарковки. Все-таки до их появления надо было вести какую-то пропаганду, чтобы люди пригляделись к велосипедам.

Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- В России, в Татарстане, по сравнению с другими странами мира велосипед, безусловно, не пользуется особой популярностью. Наши люди не накатались на автомобилях, да и дороги они считают плохими. Но я, к примеру, езжу по проезжей части, а не по тротуару, и мне удобно. Хотя, может, это не так безопасно. Но очень удобно. Я езжу на велосипеде и на работу, и по делам. От РКБ до Соцгорода – 45 минут, когда как на машине – 35 минут без пробок. Теперь, чтобы вызвать симпатию, доверие у населения, необходимо установить в городе велодорожки, чтобы велосипедисты чувствовали себя в безопасности.