- Владислав, вас волнует судьба Зеленодольска, это видно из вашего вопроса. Что вас связывает с этим городом?

- Я родился в Зеленодольске, окончил там школу, потом поступил в институт в Казани и четыре года ездил из родного города в казанский вуз, как это делают все студенты Зеленодольска. Последние 8 лет я живу в Казани.

- В какой институт вы поступили?

- Раньше был такой вуз – Татарско-американский региональный институт (ТАРИ). Я окончил факультет психологии по специальности «психология управления» и поступил на очную аспирантуру Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. В 2010 году в возрасте 26-ти лет я защитил диссертацию по социальной психологии. Параллельно с этим я обучался на неклинического психотерапевта, окончил Московский Гештальт Институт.

- Что такое «гештальт терапия»?

- «Гештальт» в переводе с немецкого – «целостность». Это внемедицинская психотерапия, которая заключается в фокусировании внимания клиента на осознании происходящего здесь и сейчас и развитии его способности принимать ответственность за свою жизнь. В Европе  гельштат терапия входит в понятие классической психотерапии, а в России по законодательству терапевтом может называться лишь тот, кто окончил медицинский институт.

«СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ»

- Где вы работали, имея такое образование?

- Еще с 2003 года я работал в различных компаниях, в том числе в сфере HR, то есть развития персонала компаний.

- Где и кем работаете сейчас?

- Сегодня я руковожу департаментом методологии и научно-прикладных исследований консалтинговой компании «Человеческий капитал».

- Расскажите о своей компании.

- Основная сфера деятельности компании – организационный и кадровый консалтинг. Это консультирование руководителей компаний в области управления персоналом, разработка и внедрение стандартов управления персоналом, оценка, обучение, развитие и т.д. Это также организационное консультирование, построение системы продаж, формирование ключевых показателей эффективности и внедрение их, проведение стратегических сессий. У нас достаточно широкий набор услуг.

- Компания большая?

- У нас работают порядка 15-ти человек. Как правило, все консалтинговые компании не очень большие, за исключением таких международных гигантов, как PriceWaterhouseCoopres (PwC).

- Кто является вашими клиентами?

- Нарисовать идеального потенциального клиента, наверное, будет сложно. Нашими клиентами являются как мелкие компании, так и крупные, причем федерального и международного уровня.  По большому счету, это все те организации, которые заинтересованы в развитии персонала, понимают, что персонал – это основной двигатель компании.

- Вы сказали, что среди ваших клиентов есть и мелкие компании. У них есть средства и понимание важности кадрового вопроса?

- Вы знаете, когда стоит вопрос выживаемости на высококонкурентном рынке, здравомыслящий руководитель будет, наверное, стараться сделать все, чтобы занять на рынке определенную нишу и развиваться. К сожалению, не все руководители понимают важность вложений в персонал компании. И это наблюдается не только в Татарстане, но и во всех регионах России.

- Экономят на персонале?

- Да, экономят. Пока в лучшем случае в малых компаниях обучение проводится за счет самих сотрудников. Будем надеяться, что с развитием бизнеса в России ситуация будет меняться.

- Как сегодня выглядит рынок консалтинговых услуг в нашей республике?

- Не могу сказать, что у нас этот рынок развит, но он активно развивается. Наш рынок схож с нижегородским и самарским. Многие наши клиенты из соседних регионов: из Чувашии, Марий Эл, Ульяновской области, то есть там этот рынок еще не совсем зрелый. Об уровне развития татарстанского рынка говорит и тот факт, что сюда пришли PwC, Ernst&Young, активно начинают заходить федеральные компании.

- «Человеческий капитал» – это региональная компания?

- Да.

P1080245.jpg
 

«В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ РЫНОК ТРУДА ДОВОЛЬНО ОГРАНИЧЕН»

-  Крупные международные консалтинговые компании являются вашими конкурентами?

- Сейчас PwC и Ernst&Young больше работают в области финансового и управленческого консалтинга, с нами они практически не пересекаются, поскольку мы делаем акцент на кадровый консалтинг, на консультировании наших клиентов в области управления персоналом. Мы занимаемся всем, что касается развития персонала.

- Подбором кадров вы не занимаетесь?

- Нет, подбором мы не занимаемся. Можем предоставить клиенту методологию по построению системы подбора кадров, помочь адаптировать ее. Мы выстраиваем систему, исходя из имеющихся реалий конкурентного рынка. Можем дать методику по оценке персонала.

- Что значит «развитие» персонала? Это система семинаров?

- В компании есть процессы, которые связаны с развитием персонала – это система адаптации, наставничества, построение индивидуальных карт карьеры, периодическая аттестация и оценка, на основе оценки – формирование нового профиля, куда человек должен расти. Это и краткосрочные программы обучения, управленческие и иные  тренинги и коуч-сессии, когда идет консультация непосредственных руководителей компании.

- Назовите для примера компанию, где все это действует.

- Называть конкретные компании я не имею права, но они есть и в Казани, в Закамье. По большому счету сегодня во всех крупных компаниях есть департаменты по работе с персоналом, в чей круг обязанностей входит развитие персонала, его удержание, мотивация и т.д. Потому что рынок высококонкурентный, и надо понимать, что успех компании зависит от персонала. Так как в нашей республике рынок труда довольно ограничен, компании делают все, чтобы этот персонал себе заполучить.

«ЗЕЛЕНОДОЛЬСК – КРУПНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР, НО УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА НИЗКИЙ»

- Руководителю исполкома Зеленодольского района вы задали вопрос о мерах «борьбы» с трудовой миграцией из Зеленодольска в Казань. Вы считаете, такая миграция – это плохо? Эти города расположены очень близко, так почему бы и не съездить на работу в Казань?

- По поводу феномена миграции, наверное, есть субъективные и объективные факторы. Объективный фактор – Зеленодольск находится рядом с центром субъекта РФ. С другой стороны, Зеленодольск – это крупный промышленный центр, но уровень оплаты труда, отношение к своим работникам находятся на достаточно низком уровне. И мы видим сегодня, что многие работники крупных зеленодольских предприятий находят другую работу, например, переходят в «Тандер» – логистический распределительный центр «Магнита», потому что там заработная плата рабочего персонала раза в три выше. Это и есть отношение к персоналу: через уровень зарплаты, социальный пакет и т.д.

Из СМИ знаю, что сегодня предприятия начинают активно работать с молодежью, расширяют свой компенсационный пакет. Но все это только на словах! Я часто бываю в Зеленодольске, общаюсь с друзьями, которые работают на этих предприятиях, и вижу, что по факту получается совсем другое. Да, есть реклама, есть позиционирование, а на практике ничего этого практически нет.

- Хотите сказать, что обещания не выполняются?

- Может быть, и выполняются, но только процентов на 5 - 7. И что делать молодежи? Либо оставаться в Зеленодольске и понижать свой уровень притязаний, либо уезжать.

«ГЛАВНЫЙ СОВЕТ – ВКЛАДЫВАТЬ В СВОЙ ПЕРСОНАЛ»

- Ваш профессиональный совет исполкому ЗМР и руководителям предприятий – как привлечь и удержать персонал?

- Главный совет – вкладывать в своих сотрудников. Причем, эти вложения должны быть не только в квалифицированные кадры и топ-менеджмент, но и во все другие категории персонала.

- Что значит «вкладывать»?

- В первую очередь, конечно, это зарплата. Но кроме нее есть и другие инструменты. Например, компенсационный пакет, в который могут входить программы, связанные, например, с молодежной ипотекой. Это могут быть и компенсации, связанные с едой (оплата части стоимости обеда) или с отдыхом – оплата поездки сотрудника с семьей, допустим, в аквапарк. То есть это все те вложения, которые будут повышать уровень лояльности работника к предприятию, которые не позволят ему, пока он работает здесь, задумываться над тем, где бы ему еще подзаработать.

Вкладывать в кадры необходимо. Да, это очень дорого и сложно, это требует не только финансовых, но и умственных, временных затрат. Но это все окупится!

- Как сказал Александр Тыгин, некоторые предприятия сегодня расширяют социальный пакет, начинают строить жилье, развивают свои санатории. Но, может быть, надо просто платить больше, а люди сами все себе купят?

- Здесь получается замкнутый круг: у предприятий нет средств платить достойную зарплату своим сотрудникам, поскольку нет или недостаточно заказов, с другой стороны, чтобы появились заказы, нужно привлекать грамотных специалистов – маркетологов, «продажников», специалистов по связям с общественностью. А некоторые предприятия сегодня все еще работают по старым технологиям продаж. Мало того – не все руководители крупных подразделений имеют компьютеры! А когда появляются заказы, некому их выполнять – квалифицированные работники уже разбежались в поисках большей зарплаты.

- Чтобы вы еще посоветовали руководителям предприятий?

- Надо отслеживать современные тенденции своего рынка, изучать конкурентов, чтобы видеть и понимать лучшие практики управления компанией, которые существуют в мире. Только когда мы анализируем рынок и конкурентов, мы понимаем, какие инструменты развития компании вообще есть и как их применять.

«У ВАС ВЫСОКАЯ ЦИТИРУЕМОСТЬ»

- Давно ли читаете газету «БИЗНЕС Online»? Что о ней думаете, что пожелаете?

- Читаю вашу газету с 2010 года. Желаю вам как минимум поддерживать тот уровень, который у вас сейчас есть, уровень в оперативности подачи информации, уровень в беспристрастности. И мне нравится, что абсолютное большинство ваших материалов носит эксклюзивный характер. Поэтому, исходя из этих трех слагаемых успеха, у вас высокая цитируемость, в том числе в СМИ федерального уровня.

- Владислав, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!