КАДРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Прежде чем перейти к анализу финансовых результатов «Татмедиа», напомним, что в минувшем году ОАО «Татмедиа» вместе с одноименным государственным агентством претерпело целый ряд значительных событий.

Летом прошлого года неожиданно для многих был перемещен в аппарат президента Марат Муратов, который создал «Татмедиа» в его нынешнем виде. Если при своем создании оно существовало только в форме государственного учреждения, то в 2007 году структура агентства была в корне изменена. Все СМИ были переданы в специально созданное ОАО «Татмедиа», а идеологические функции остались за республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», которое, как предполагалось, бизнесом заниматься не будет, а станет нести идеологические и организационные функции. В связи с возникновением двух «Татмедиа» до сих пор даже среди деловой и части политической элиты возникает путаница и недопонимание, как в действительности функционирует эта схема.

Вслед за уходом Муратова из агентства в скором времени свой пост покинул и Айдар Салимгараев, занимавший должность гендиректора ОАО «Татмедиа» и являющийся давним членом команды Муратова. На смену Салимгараеву пришел Ирек Миннахметов, и поначалу предполагалось, что госагентство будет ликвидировано, а все вопросы, в том числе и идеологические, будут решаться в ОАО. Однако, запустив процесс ликвидации агентства, президент РТ Рустам Минниханов, вняв доводам ряда чиновников и руководителей госСМИ, повернул его вспять, восстановил прежнюю схему.

25435.jpg
Ирек Миннахметов

Миннахметов в результате занял более высокое место в иерархии, возглавив агентство «Татмедиа», а в ОАО генеральным директором он поставил свою креатуру – 32-летнего Рустама Бикмухаметова. Который, в свою очередь, заметно обновил топ-менеджмент компании, назначив целый ряд ключевых замов.

РЕМОНТ СЪЕЛ ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ

Одним словом, для «Татмедиа» год оказался весьма бурным. Возможно, эта перестройка все же повлияла на ключевые финансовые показатели ОАО «Татмедиа». Выручка сама по себе впечатляет – 1,18 млрд. рублей, но следует учесть, что она выросла заметно меньше рынка, всего на 3,1%. Скажем прямо, это слабее, чем в среднем по отрасли, с учетом индекса цен производителей издательской отрасли на уровне 105,33% за 2012 год.

Но если выручка, хотя и символически, но все же подросла, с прибылью ситуация значительно хуже – показатель ушел в отрицательную зону. Одна из причин – резко выросшие управленческие расходы. Валовая прибыль выросла до рекордных 597 млн. рублей, но ее съели управленческие расходы: плюс 24,1% – с 436 млн. рублей в 2011 году до 541 млн. рублей в 2012 году. Увеличение расходов произошло за счет ремонтных работ. Возникла необходимость в преддверии Универсиады привести в соответствующий вид основное здание холдинга, расположенное по улице Декабристов. Решение принималось не столько по собственной инициативе, сколько по указке сверху после визита президента РТ в 2011 году. Компании за свой счет пришлось отремонтировать фасад, кровлю, лестничные марши, пресс-центр, а также установить новые лифты и благоустроить прилегающую территорию. Справедливости ради стоит сказать, что этот вопрос капремонта в здании издательства давно перезрел, и оно уже явно не отвечало никаким, даже самым минимальным требованиям.

Но в итоге, если в 2011 году ОАО «Татмедиа» получило прибыль в 21 млн. рублей, то в 2012 году сменилась убытком в размере 55 млн. рублей.

«ИДЕЛ-ПРЕСС» КАК ЛОКОМОТИВ

Но, пожалуй, более интересным фрагментом отчетности является структура доходов, получаемых ОАО «Татмедиа». Напомним, что на сегодняшний день холдинг объединяет 130 СМИ: 61 газета, 10 журналов, 28 телекомпаний, 19 радиостанций, 1 информационное агентство, 1 электронная газета и др. Иными словами, холдинг заметно диверсифицирован по отраслям. Но работают они с очень разной степенью эффективности.

1.jpg

Выручка и себестоимость ОАО «Татмедиа», млн. рублей

К примеру, стабильно обеспечивают свою часть выручки госконтракты, которые прибавили символические 1,7% до 350,9 млн. рублей в 2012 году. Главная скрипка в госзакупках у ГУ «Агентство РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа», которое приобрело продукции и услуг на 418,9 млн. рублей (с учетом 18% НДС).

Отметим, что это не единственный источник получения ОАО «Татмедиа» средств из бюджета. Заметим, что компания получила из казны республики государственных субсидий на сумму 177,5 млн. рублей от ГУ «Агентство РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа». Согласно договору, данные средства выделяются на «возмещение расходов в сфере средств массовой коммуникации по совершенствованию инфраструктуры информационного пространства РТ, развитию рынка информационных технологий в республике, увеличению роли СМИ в формировании гражданского общества и обеспечению равноправия двух государственных языков РТ».

Иными словами, мы видим, что в сумме бюджетные поступления составляют практически чуть больше половины всей выручки ОАО «Татмедиа».

Львиную долю (29,8%) выручки «Татмедиа» составляют полиграфические услуги на мощностях входящего в холдинг комбината «Идель-Пресс». На сегодняшний день это крупнейшая газетно-журнальная типография, причем, пожалуй, не только в Татарстане.

Далее идет ФГУП «Почта России» в лице республиканского филиала «Татарстан почтасы», которое обеспечило выручку 165,6 млн. рублей (с учетом 10% НДС). Здесь речь идет прежде всего о деньгах, которые получили редакции печатных СМИ за подписку.

Локомотивом роста выручки ОАО «Татмедиа» стали поступления от рекламы в газетах и журналах: прибавка 44,2% – с 108,9 млн. рублей в 2011 году до 157 млн. рублей в 2012 году. Прямо скажем, сумма небольшая. Если учесть, что в холдинг входят свыше 70 редакций печатных СМИ, то получается, что средняя каждой выручка от рекламы – около 2 млн. рублей в год, или около 170 тыс. рублей в месяц. А если учесть, что редакции есть как маленькие, так и большие, то есть с разными рекламными возможностями, то становится понятно, что многие печатные СМИ выжить без различных видов бюджетных поступлений не могут в принципе.

Цифры, конечно, условные, но в любом случае они говорят о том, что татарстанскому медийному гиганту пока еще далеко до полного перехода на рыночные рельсы. Исходя из изученного нами отчета, получается, что главные денежные реки он получает из бюджета и от «Идел-Пресса», который поглотил несколько лет назад. Однако основная часть бизнеса – многочисленные небольшие СМИ – деньги, скорее, поглощает, чем приносит. На фоне глобальных изменений на медийном рынке, похоже, руководству «Татмедиа» придется предпринимать очень нестандартные шаги, чтобы изменить эту картину.

Пока же компания идет в какой-то мере вразрез с тенденциями рынка, на котором печатная реклама теряет лидерство. Так, по данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2012 году рынок телерекламы вырос на 9%, гораздо более рекламы в печатных СМИ (рост на 2%). У «Татмедиа», как видим, тенденция другая – доходы от печатной рекламы растут, от телевизионной – снижаются.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА

И напоследок еще об одной небезынтересной детали отчета ОАО «Татмедиа». В пояснительной записке к бухгалтерскому отчету «Татмедиа» обнаруживаются весьма интересные сведения о суммах выплат основному управленческому составу (надо отдать должное информационной открытости компании). Главному бухгалтеру начисляли ежемесячно в среднем 131,8 тыс. рублей. Впечатляет выплата 1,98 млн. рублей, судя по отчету, за 3 месяца Салимгараеву – по 660 тыс. рублей за каждый месяц в должности или в 26 раз выше средней казанской зарплаты. Если учитывать, что выплаты, независимо от срока занимаемой должности, относятся к периоду 12 месяцев, то Салимгараев получал в среднем по 165 тыс. в месяц.

Отметим, что в целом, согласно годовому отчету компании, средняя заработная плата работников филиалов выросла на 8,63% по сравнению с 2011 годом и составила 17 тыс. рублей. При этом, как подчеркивается в отчетности, с прошлого года в целях повышения прозрачности, расходование средств ОАО «Татмедиа» осуществляется исключительно после санкционирования платежей департаментом казначейства РТ.

2.jpg

Доли продуктов в выручке ОАО «Татмедиа», %

3.jpg

Управленческие расходы ОАО «Татмедиа», млн. рублей

4.jpg

Чистая прибыль/убыток ОАО «Татмедиа», млн. рублей

5.jpg
Продуктовая структура выручки ОАО «Татмедиа»