DSC_7314.jpg

О «НОВОЙ ТУРЕ»

- Александр Васильевич, начнем с самого резонансного события – пожара в технополисе «Новая Тура». Что же все-таки явилось причиной пожара – халатность, случайность или поджог? На каком этапе сейчас там дела? Вернулись ли туда предприниматели? Все ли вернулись? Какая и от кого им будет помощь оказана?

- Вопрос серьезный и, наверное, всех волнующий. Он волнует, конечно, больше всего предпринимателей, которым нанесли ущерб. Этот вопрос очень сильно волнует муниципальные власти – мы для себя должны сделать выводы. Я уверен, что это волнует республику и федерацию…

Сейчас следственные органы проводят массовые действия. И, насколько я знаю, проводятся экспертизы технические, судебные. Это хорошо, потому что выводы будут основаны на экспертизах, а не на чьих-то домыслах или показаниях. Что касается причин пожара, я не могу комментировать это вообще в силу объективной неинформированности о внутренних процессах, которые происходили.

- Говорили, что было давление со стороны криминала. Вы слышали об этом?

- Нет, не слышал, но мне и не положено об этом слышать, для этого есть МВД и прокуратура. Мне кажется, отголоски 90-х годов уже давно не слышны в республике.

- Это могут быть дела ОПГ?

- Татарстан с точки зрения организованной преступности, я думаю, зачищен настолько основательно, на столько криминальных поколений вперед, что о каких-то системных возможностях влияния этой криминальной субкультуры на развитие республики вообще речи не идет. Мы на уровне школы даже с этим не сталкиваемся, не говоря уже о влиянии на какие-то хозяйственные процессы. У меня нет такой информации вообще по району в целом. Но проект «Новая Тура» к нам пришел со стороны, поэтому многих вещей мы просто не знаем.

- А какой все-таки ущерб?

- Навскидку – порядка 500 человек пострадали, сумма точная есть у каждого, но в среднем она колеблется от 1,5 - 2 до 20 миллионов рублей. Думаю, предприниматели понесли ущерб не менее чем на миллиард рублей.

- А если говорить об ущербе району после пожара в «Новой Туре», какой-то он есть? Работали ли там зеленодольские предприниматели?

- Ущерб району, безусловно, есть. Для республики это крупный проект – пять терминалов, 8 млрд. рублей инвестиций. Это ущерб для экономики республики, не только Зеленодольска. Непосредственно из жителей Зеленодольска там были порядка 30 предпринимателей, и они тоже оказались почти все в числе потерявших абсолютно все. У нас в районе на налоговом учете состоит 81 предприниматель из стран ближнего зарубежья. В основном это жители Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана.

- «Новая Тура» затевалась как один из проектов для моногородов, поддержка Зеленодольска, чтобы избавить от маятниковой миграции, структурной безработицы. Так?

- Когда я был заместителем министра экономики РТ, курировал два направления: инфраструктурное развитие регионов на территории Татарстана и муниципалитетов. У моногорода немножко иные акценты, это все-таки диверсификация рисков. К примеру, взять совершенно типовой моногород Челны, там колоссальные риски одного производства. Поэтому задача – растащить этот риск по отраслям экономики.

Для Зеленодольска, где 80 процентов валового продукта – это промышленность пяти предприятий, эти риски минимальны. Можем назвать риск промышленный, а не риск одного субъекта. У нас другие риски.

11.jpg

«МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ТОЛЬКО ОДНИМ – УЛУЧШЕНИЕМ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»

- Приступим к вопросам читателей. В Зеленодольск Александр Васильевич вернулся как сторонник политики Геннадия Егоровича Емельянова (креативность и принципиальность) или как миротворец, который надеется помирить конфликтующие группировки? (Алексей Туганов)

- Алексей Туганов – замечательный парень, я к нему очень нежно и трепетно отношусь, но когда я вижу в его вопросе «креативность и принципиальность» Емельянова, я сразу вспоминаю массу его жалоб, которые он писал в адрес всех инстанций, считая Емельянова управленцем с большими дефектами. После этого место занял Сергей Леонидович Батин, сейчас эту нишу занимаю я, и он продолжает тот же самый процесс.

- Это называется «быть в вечной оппозиции»...

- Я думаю, это состояние души. Исходя из того, что состояние души, то комментировать дальше тут нечего. Это первое. Потом я не совсем вообще понимаю вопрос: миротворец или нет? Потом вот – «конфликтующие группировки». Я что, «голубая каска»? Нет у муниципалитета намерения кого-то мирить, у меня задача №1 – обеспечить развитие района. Как бы это банально ни звучало, но улучшить жизнь людей. Это ведь так на самом деле. Каждый день, занимаясь ЖКХ, дорогами, предприятиями, проектами, мы же реально занимаемся только одним – улучшением жизни людей.

Муниципалитет всегда нуждается в эффективных управленцах. Да, это самая острейшая на сегодня потребность. И здесь у меня лично два очень сложных ощущения: во-первых, предельно негативное общее отношение населения к чиновничеству (государственному либо муниципальному), причем оно неадекватно негативное.

Люди в исполнительном комитете зарплату получают 7 - 8 тысяч, то есть до 10 тысяч рублей. На них держится вся работа! И они ежедневно сталкиваются с массой негатива простого населения. Начальники управления, заместители руководителей исполкомов районов, например Зеленодольска, заработную плату получают порядка 25 тысяч рублей. А 160 тысяч населения – это совершенно другой уровень ответственности, поэтому высоки предъявляемые требования к компетенции. Найдите менеджера, способного решать эти проблемы за 25 тысяч рублей! С одной стороны, совершенно неадекватное отношение общества, с другой, неадекватное понимание стоимости компетенций. И поэтому у меня сработал самый простой принцип – привлечь тех, кто слово «вознаграждение» ставит для себя на самую крайнюю позицию, а на первое место ставит родной город, что могу для него сделать. И имеет уже определенный коммерческий «жирок», чтобы не жил на одну зарплату.

«КОРРУПЦИОННАЯ ДОЛЖНОСТЬ №1 В ЛЮБОМ РАЙОНЕ – ЭТО ПЕРВОЕ ЛИЦО»

- А какая мотивация на работу у этих людей?

- Мотивация работы – это патриотизм, высочайший патриотизм, и он в Зеленодольске есть, его бессмысленно отрицать, это факт. Зеленодольск, как маленький «горский народ», очень высокопатриотичен, и за кусок своей земли готов погибнуть, как Россия за Курильские острова.

- То есть это уникальное место в России, где люди готовы работать бесплатно, за патриотизм?

- Почему бесплатно? Они получают 25 тысяч рублей.

- Ну, для предпринимателя (если говорить о вашем новом председателе исполкома) это бесплатно.

- Вот сколько им платит казна, столько они и получают. К примеру, Кияшко имеет достаточно серьезные активы, что для него эти 25 тысяч? Сегодня он возглавляет городской исполком, и в его компетенции находятся вопросы ЖКХ, благоустройства и жилищной политики. Даже если бурную фантазию включим и предположим, что им руководствуется какая-то корысть, ее даже теоретически там нет. Коррупционная должность №1 в любом районе – это первое лицо, все остальные – это исполнители.

12.jpg

«ВЫБОРЫ – ЭТО ПРОВЕРКА НА РЕАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ»

- Какие причины позволили провести довыборы в Айшинском сельском поселении и избрать после этого нового главу поселения, и одновременно с этим продолжать не проводить довыборы в Зеленодольске (избирательный округ №25), и до какого времени должности мэра Зеленодольска и главы ЗМР останутся вакантными? (Алексей Туганов)

- Согласно федеральному законодательству, выборы пройдут в единый день голосования – во второе воскресенье сентября. И в то же время в законе есть четкое ограничение, что разрыв между выборами – не более года. В Айше место стало вакантным в июне, поэтому сентябрь – это уже более года. В этом случае дата назначается по усмотрению поселения, и назначили в апреле. В случае с Зеленодольским районом – это декабрь, значит – в единый день голосования – 8 сентября.

- А прямых выборов мэра нет?

- Мэра выбирают депутаты из собственного числа.

- А вы являетесь депутатом?

- Нет. В сентябре у меня представится возможность в выборах поучаствовать. На самом деле это очень серьезный тест, проверка на реальное доверие населения избирательного участка – 2 - 3 тысячи человек, доверяют эти люди мне или не доверяют.

«ОСНОВА ТАТАРСТАНА – ЭТО АГЛОМЕРАЦИИ»

- Какова будет политика администрации ЗМР по удержанию и возвращению зеленодольцев, которые де-факто работают и живут в Казани? (Владислав). Может быть, лучше объединиться с Казанью в единую агломерацию?

- Во-первых, Зеленодольск – это самодостаточный, самостоятельный и перспективный город. Это внутреннее убеждение всех зеленодольцев, и я его полностью разделяю. И второе – опыт, полученный мной в министерстве экономики, где я все-таки являлся сторонником и носителем идеи, что основа Татарстана – это агломерации. Причем агломераций, на мой взгляд, три: челнинская, альметьевская и казанская.

К сожалению, очень легко мы отказались от самого важного советского наследия – экономического планирования. И понимание того, что мы это сделали поспешно, есть и у экономических менеджеров, и у министерства экономики. Нам очень легко «скормили» идею, что каждый район в отдельности может быть экономически успешным. На мой взгляд, это совершенно неправильный вывод.

Эффект агломерации – это взаимодействие муниципалитетов, не замещение сверху вниз, а взаимодействие, выстраивание горизонтальных связей. Вот этот момент упущен. Должно быть взаимодействие с соседом на муниципальном уровне.

- А кто мешает? Может быть, недостаточность бюджета?

- Инструментов этих нет на сегодня. Агломерационная форма взаимодействия, на мой взгляд, – единственно верный инструмент планирования развития территории. И о чем идет речь в агломерации? Безусловно, фактически «расфасовки» происходят. Специализация - это самый важный момент. Что такое в агломерации, допустим, Зеленодольск? Мы со своей стороны видим, что это, прежде всего, места отдыха, туризм, сельское хозяйство. А наша промышленность неагломерационная.

- Она федеральная.

- Да, из шести сдаваемых в строй судов Военно-морского флота России четыре в этом году будут сданы в Зеленодольске. То есть это совершенно самостоятельная структура. А если мы эту специализацию понимаем, она совершенно другая. И земельная политика по-другому уже выстраивается, и вложения федерально-целевых и республиканских программ. Поэтому, на мой взгляд, агломерационные эффекты, безусловно, должны быть, и они будут, и решения в этой части будут.

У меня к агломерации двойственное отношение: и самостоятельные ниши нужно развивать, и взаимодействовать с соседями нужно предельно четко. И, прежде всего, в собственных интересах. Так лучше. Мы так будем богаче.

«ИДЕЯ ТОГДА СТАНОВИТСЯ СИЛОЙ, КОГДА ОНА ОВЛАДЕВАЕТ МАССАМИ»

- Есть какое-то взаимодействие сейчас с Казанью?

- Вообще никаких проблем взаимодействия не только с Казанью, но и с остальными районами, с которыми мы граничим, нет. Вплоть до того, что мы сейчас с Республикой Марий Эл работаем – у нас рядом Волжск. Проблемы взаимодействия нет, но это взаимодействие идет по принципу сложившихся отношений, а это другой уровень взаимодействия. Взаимодействие должно быть управленческим, схемным, где ничего не решают отношения между людьми, а решает принцип планирования экономики.

- Пока этого нет у нас?

- Эти инструменты витают «в облаках» в министерстве экономики. Я просто знаю, что этим занимаются. Помните фразу Владимира Ильича Ленина: «Идея тогда становится силой, когда она овладевает массами»…

У меня есть ясное понимание, что такое Зеленодольск и как самостоятельная экономическая единица, и как составная часть агломерации республики. Совершенно принципиально то, что даже инвестиционные проекты должны быть ориентированы на это. Большая часть инвестпроектов, причем без агломерационного подхода, но «выстреливают» и движутся в одном направлении. Например, Свияжский логистический центр. Географическое расположение Зеленодольска просто уникально и само по себе начинает работать. «Новая Тура», прежде всего, выстрелила логистически. К тому же в Зеленодольске мы располагаем сформированными ровными участками земли.

- Они муниципальные?

- Нет, не все, далеко не все, есть собственники. Но располагать участком – это не значит иметь его в собственности. Мало того, сам по себе земельный участок, не оснащенный энергоресурсами, из себя вообще ничего полезного не представляет. Зеленодольск оснащен энергоресурсами. У нас есть в запасе электроэнергия, газ, вода - все то, что может помочь реализовать любой проект. А кто владелец – муниципалитет или частный собственник – вот это вообще вторично. Потому что есть хороший документ – Градостроительный кодекс Российской Федерации. И в нем два документа даны для каждого административного органа: схема территориального планирования и генеральный план.

Муниципалитет определяет, как будет использоваться земля. И если собственник считает, что там будет, условно говоря, торговый центр, то это никакой реализации не найдет, если муниципалитет эту идею не поддержит. В генеральном плане там будет находиться, к примеру, больница.

«ВСЕ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПОСЕЛЕНИЯ МЫ АКТУАЛИЗИРУЕМ»

- А как же это на практике? Владелец земли хочет одно, вы другое. Что в результате-то получится?

- Мы утратили государственный план и сейчас понимаем, что его нужно вернуть. И мы утратили, на мой взгляд, хорошую советскую систему распределения производственных сил. Основа основ любой экономики и социального развития – это распределение сил. Каких? Социальных. Вот положено на тысячу человек два садика, они должны быть. Если в поселке Осиново построили микрорайон на 20 тысяч человек, там должны быть школа и садик, а их там нет.

А микрорайон Радужный – это место сосредоточения социальных и транспортных проблем. Почему? Потому что советский институт градостроительства остался на обочине. Были ли основания у района не разрешить строительство дома? Нет, конечно. Если обратился собственник, он его построит. Но куда человек, который купил там жилье, будет своего ребенка водить? Ведь не написано ни в одном законодательном акте, что они обязаны вводить комплексно жилье и подобающую инфраструктуру. А попробуйте в Советском Союзе построить жилой дом без садиков! К сожалению, мы очень быстро отказались от градостроительных традиций, от традиций экономического планирования.

- Советское все утрачено, а новое пока еще не зародилось?

- Все генеральные планы поселения мы актуализируем, и, я думаю, к концу года они все будут в подготовленном состоянии. И если по нормам там положен детский садик, он там будет. Вне зависимости от того, что хочет собственник от этого земельного участка.

- Будете договариваться? Или через суд?

- И договариваться в том числе, и в суде в том числе. Вообще в суде ничего сверхъестественного или трагичного нет. В свое время для меня суд – это было место работы. То есть я пришел и отстаиваю свою сторону. Суд – это хорошо.

DSC_7314.jpg

«СТРАТЕГИЯ РАЙОНА НАПИСАНА ДО 2020 ГОДА»

- Александр Васильевич, стратегия развития города и района есть?

- Стратегия района написана до 2020 года. Ее готовил ЦПЭИ, который возглавляет Марат Рашидович Сафиуллин, он доктор наук, и в его голове все стратегически правильно сформулировано и расписано. У нас есть программа развития до 2015 года. Безусловно, она должна быть актуализирована. Это, условно говоря, сингапурский опыт: есть закинутая далеко шапка, снова кинул, иду туда, но каждый день нужно оглядываться по сторонам – а что произошло сегодня? И просто вести актуализацию.

- Назовите основные направления, механизмы, цели стратегии развития.

- Очень много акцентов в этой программе было сделано на принципиально новые вещи. Допустим, тот же проект «Новая Тура», проект «Тандер». Это уже сеть состоявшихся проектов в той схеме. Немножко в стороне осталась материковая часть района…

- То есть сам город?

- Не только город. Материковая часть экономики – это то, что уже сформировано. То есть это десятилетиями натоптанные народные тропы на свои заводы, к рабочим местам. Вот это, на мой взгляд, осталось немножко «за кадром», и это неправильно. И жизнь показала, что все вернулось на круги своя. Я имею в виду модернизацию и перевооружение тех заводов, которые традиционно были в Зеленодольске. Никто судостроительный завод в России не построит по одной простой причине: просто не найдешь слесаря-судосборщика, который сможет загнуть правильно металл, приварить его, и чтобы он выдержал морскую качку, шторм, выстрелы и прочее. Это просто так не рождается, это куется десятилетиями. Совершенно понятно, что даже фанеру не склеишь просто так. Для этого нужен опыт, традиции, как его заготавливать, как складировать…

Самое главное, что удалось – за годы перестройки все до единого зеленодольские производства сохранены, и на сегодня все до единого завода находятся в фазе перевооружения. Фанерный завод с ПФМК объединились в одном формате, и там идет техническое перевооружение по серьезной программе. Завод имени Горького за счет кредитных ресурсов практически завершил модернизацию полностью под судостроение. Там автоматизация идет, начиная со склада: пришли стальные листы разных марок, размеров, толщины, а компьютер сам забирает, режет, клеит. Завод Серго подписал соглашение о федерально-целевой программе, и перевооружение идет в боеприпасном направлении, и есть контракты на несколько миллиардов рублей. Каждый зеленодольский завод материковой части экономики уверенно смотрит в XXI век и формирует рабочие места.

…А «маятник» – это вообще болезнь Зеленодольска, но болезнь фактически сложившаяся и предопределенная. По нашим оценкам, от 14 до 16 тысяч человек ежедневно приезжают в Казань, где уровень заработных плат все-таки выше.

- А сколько в Зеленодольске живет всего?

- В городе – 100 тысяч, в поселениях – 60 тысяч человек.

- То есть 10 процентов жителей, а если брать только взрослых, то, наверное, процентов 25…

- На сегодня в селе занято всего несколько тысяч человек – порядка 3,5 тысяч. Они работают на больших сельхозпредприятиях – «Майский», «Казанская». Сейчас технический уровень развития села совершенно другой, и много рабочих рук не требуется. Приведу для примера цифры: средняя зарплата в Казани по первому кварталу – 26 тысяч рублей, а в Зеленодольске – около 18. Я говорю усредненно, понятно, что на заводе Горького зарплата – 25 тысяч и более. Но эта емкость квалифицированных рабочих тоже конечна, хотя завод Горького готов принять дополнительно около 500 человек.

«ТАНДЕР» ВЛОЖИЛ В ПРОЕКТ 2 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»

- Вы считаете, завод найдет в Зеленодольске людей под такую зарплату? Или в Казани?

- Безусловно, найдем, привлечем! Первое, что мы говорим, что экономика модернизируется, развивается. И есть масса новых проектов, запущен «Тандер», который сейчас принимает людей на очень серьезную зарплату.

- Он уже запущен?

- Завершено строительство, и, насколько я знаю, идет процедура сдачи объекта.

- Сколько регионов будет обслуживать распределительный центр «Тандер»?

- У них, как правило, плечо от 200 до 500 километров по разным позициям. Это 1,5 тысячи человек работающих, из которых зеленодольских – 500.

- Он в самом городе находится?

- Он находится на окраине в юридической черте города. Это двухлетняя работа города, которая сегодня уже завершена: предоставление земельного участка, энергооснащенность, строительство дороги ценой 120 миллионов рублей, выделенных республикой. Сам «Тандер» вложил в проект 2 миллиарда рублей. Распределительный центр – 45 тысяч квадратных метров. Это серьезный объект.

- И сколько налогов планируете получить от них?

- Честно говоря, планировать налоги – дело неблагодарное… По первому кварталу от «Новой Туры» мы получили всего 96 тысяч рублей. По одной простой причине – «вмененка» ушла в пенсионный фонд. Изменилось законодательство, и сейчас платеж в пенсионный фонд автоматически снижает обязательства по вмененному налогу. Поэтому просмотрим несколько налоговых периодов, ситуацию увидим. Но НДФЛ весь наш. Если это наемный работник, НДФЛ наш. А у «Новой Туры» НДФЛа нет вообще, потому что каждая рабочая точка – предприниматель.

У менеджмента наших заводов сформировалось четкое понимание того, что надо расширять социальный пакет. И сегодня на заводе имени Горького и у комбината «Майский» есть социальные программы по строительству жилья. Буквально через месяц завод Горького сдают 170-квартирный дом, и туда заселятся заводчане. Мало того, туда заедут 7 пар молодоженов из числа работников завода, где оба супруга работают на предприятии. «Майский» в этом плане пошел чуть дальше – он заканчивает строительство 55-квартирного дома, закладывает еще три таких же дома для своих работников.

…В советское время у каждого завода были свои детские сады, свои квартиры, санатории. Вот если всего этого хозяйства нет, то очень сложно сформировать надлежащий пакет. А у завода Горького, например, свой санаторий есть.

«ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ, НАДО СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ УВЕЛИЧИВАТЬ»

- А если дать хорошую зарплату, то человек сам себе все купит…

- Возможно, и так, но пакетное совершенно по-другому воспринимается, это как гарантированная японская схема пожизненного найма. Она не на пустом месте родилась. У завода Серго тоже есть свой санаторий, он заполнен заводчанами – получают хорошее лечение и отдых. Поэтому, на мой взгляд, чтобы удержать людей, надо социальный пакет увеличивать. И здесь абсолютно все имеет значение: и сколько в городе цветов, и как выглядит город, как комфортно детям учиться в школе, какое качество медицинских услуг. Это большая сфера проблем под названием «среда обитания».

- Наверное, все эти санатории предприятия датируют? И все затраты ложатся на себестоимость продукции? Многие предприятия от всех этих непрофильных активов освобождались, например, от детских лагерей.

- Лагеря, действительно, не потянули, отдали, а санаторий хорошо, что удержали и не бросили. Вот для примера возьмем поселок Васильево, там два санатория: «Сосновый бор» и «Васильевский». У них разные собственники. Каждый день я получаю минимум одно обращение по большому блату устроить ребенка на лето в «Сосновый бор». А «Васильевскому» даже если флагом махать, все равно вакансии останутся. Почему?

- А «Сосновый бор» чей?

- Он частный, менеджменту принадлежит, кто там работает.

- Частники работают эффективно, что сказать.

- Поэтому и у заводов санатории работали по-разному. Реально ни у одного из заводов свободных средств на их субсидирование не было. Просто не все путевки распределяются исключительно работникам завода по профсоюзной цене, и сторонним продаются.

«ВАЖНОЙ ТОЧКОЙ РОСТА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА СТАНЕТ ЗАВОЛЖСКАЯ ЗОНА»

- Какие еще есть перспективные проекты по развитию города?

- В сентябре-октябре этого года завершится первый этап проекта Свияжского логистического центра. Самой важной точкой роста Зеленодольска станет заволжская зона, где реализуются совершенно отдельные программы. Наверняка это будет республиканская целевая программа – развитие заволжской зоны Зеленодольска. Не только Зеленодольска. Сейчас туда идут несколько проектов, которые мы потихоньку прорабатываем: готовим земельные участки и энергоресурсы, чтобы потом уже иметь возможность использовать.

Что такое логистика? Это самым дешевым видом транспорта – водой – доставленное сырье и готовая продукция. Единственный минус у Свияжского центра от всех мировых грандов – это количество судоходных месяцев. Полгода судоходных – это не то же самое, что в Германии или Франции, где порты работают круглый год. Будущая точка роста Зеленодольска – это территория, прилегающая к центру.

- Нижние Вязовые, получается?

- Да, мы объединяем Нижние Вязовые с прилегающими поселениями Ходяшево и Мизиново. Это единственное укрупнение, которое в районе происходит.

DSC_7273.jpg

- На каком этапе находится Свияжский центр?

- «На выстреле» – сентябрь-октябрь. Осталось намыть порядка 25 процентов грунта – это 2 миллиона тонн. Намыто уже 6 миллионов тонн, завершены дороги и путепровод. То есть сдается инфраструктура.

- Когда предполагается начало функционирования центра?

- Самое главное – это инфраструктура, когда есть дорога и причал. Сейчас идет определение ресурсной части: тепло централизованное или каждому – газотурбинку.

- А потом привлекаются инвесторы?

- Они уже привлечены, есть перечень инвесторов, обеспечивающих перевозку – контейнерную перевозку, навалочные грузы. Следом за ними идет инвестор, который уже производит продукт. То есть мы сейчас говорим об инвесторах-логистах.

- Сколько вложений с их стороны будет?

- Инфраструктура порта стандартна: контейнерная часть и часть навалочная. И, как правило, это три формы грузоперевозчиков: по реке – «Татфлот» и прочие, по железной дороге – «Первая грузовая», «Н-Транс» и остальные, по дорогам – автоперевозчики. В последнее время все больше и больше первенство передают автомобилям.

В СВИЯЖСКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЛОЖЕНО ПОРЯДКА 10 МЛРД. РУБЛЕЙ

-Каков объем инвестиций в Свияжский логистический центр?

- Бюджетных инвестиций Республики Татарстан и Российской Федерации – под 10 миллиардов рублей.

- Сможет ли, по вашему мнению, Свияжский центр стать новой «контрольной» точкой в развитии речного транспорта в Поволжье? (Максим Денисов)

- Конечно! Свияжский центр – уникум по своей сути. Это единственное место в России, где трасса Москва – Урал, река Волга и Транссиб соединяются. Это самое удобное место для перевалки грузов в масштабах страны.

По железной дороге – Дальний Восток – Москва, по реке – Астрахань – Архангельск, по автомобильной дороге М7 – Москва – Свердловск – Уфа и все остальное. Это огромное сочетание как стратегических огромных магистралей, так и малых. Условно говоря, Свияжск «сгребет» все грузы в радиусе 700 километров вокруг этого логистического центра. Мало того, он даст возможность перебрасывать грузы: если пришел контейнер «железкой», его бросили на реку, и он ушел в Ульяновск. Это совершенно другая логистика по деньгам. Или, наоборот, он пришел рекой сюда, лег на железную дорогу и ушел на Дальний Восток. Цена совершенно другая!

И второе – Казань способна поглощать расфасованные контейнеры. Пришел 40-футовый контейнер, встал на склад, его расфасовали, и он ушел «Газелями» сразу по разным магазинам. И так же контейнер может быть собран здесь и куда-то отправлен.

Когда запустится дорога Балтика – Китай, часть которой пойдет по нашей территории, казахстанский груз пойдет на Санкт-Петербург...

- То есть потенциал территории гигантский?

- На мой взгляд, да. Если мы его не угробим своей бездарностью.

«ЗФЗ И ПФМК БЫЛИ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ОРИЕНТИРОВАННОСТИ»

- Как сегодня обстоят дела на Зеленодольском фанерном заводе и Поволжском фанерно-мебельном комбинате? Некоторое время назад работники письма писали, митинги были…

- Я думаю, они успешно прошли через кризис в 2011 году. Последние года полтора мы с вами митинги не видим. И не потому, что эту проблему просто «задавили». Менеджмент осознал степень проблемы. Какие решения по перевооружению необходимо – принял. На этих заводах идет активная фаза перевооружения, установлена газотурбинная часть оборудования, которое сжигает отходы и генерирует тепловую энергию. У ПФМК и ЗФЗ совершенно уверенный взгляд в будущее, и коллектив больше не лихорадит.

На мой взгляд, у ЗФЗ и ПФМК были вопросы менеджмента и ориентированности. Тот же контракт с IKEA у ПФМК. Безусловно, это был шаг вперед. Но работать в таком жестком режиме с таким высоким уровнем требований!.. Этому же нужно соответствовать. И малейший сбой в технологической цепи дал очень сильный удар. Еще Адам Смит учил, что нельзя складывать яйца в одну корзину. Моноконтракт, моногород – вот тебе и риск.

Окончание следует.