LOCAL FOOD ПРОТИВ «АЗИИ»

Сегодня в Казани проходит грандиозная репетиция дня старта Универсиады. Ключевыми его мероприятиями стали тестирование четырехразового приема пищи в главном ресторане Деревни Универсиады и транспортировка из деревни на стадион «Казань-Арена», парад участников, рассадка на места для спортсменов и транспортировка обратно.

Участниками «большой дегустации», включающей завтрак, обед, ужин и поздний ужин, стали 8 тыс. человек. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал очевидцем масштабной процедуры.

По Деревне Универсиады курсируют 9-местные электромобили, похожие на гольфкары-лимузины. Доезжая до входа в ресторанный комплекс, они разворачиваются и снова едут к пунктам охраны за новыми «спортсменами», роль которых с утра исполняют казанцы. У входа в ресторан Универсиады девушка в волонтерской форме раздает картонные квадратики. «Завтрак», – коротко и емко написано на талонах, чуть ниже мелким шрифтом добавлено: «Тестирование ресторана Деревни Универсиады».

Площадь у ресторанного зала огромная – впору проводить соревнования по настольному теннису или бадминтону. По краям зала стоят холодильники с минералкой, чуть в стороне лотки с фруктами – сегодня гостей Универсиады угощают яблоками, апельсинами и бананами, совсем рядом – столы с кофемашинами и контейнеры с мюсли. Дальше – раздаточные линии, которых в ресторане пять: европейская кухня занимает всю левую часть зала, на стендах отдельно отмечено «пицца» и «паста»; «салатная линия» посередине, справа от нее local food – русская и татарская кухня, еще правее – стенды с халяль-блюдами, заканчивается зал азиатской кухней. В другом крае зала – неработающий сегодня McDonald's. «Как много всего», – почти нараспев произносит пожилой человек, глядя на разноцветные соусы, выставленные отдельно от основных блюд.

«С йогуртом нельзя выходить», – мужчина со строгим лицом и бейджиком организатора делает шаг в сторону, чтобы перегородить путь группе молодых людей. «С кексом тоже нельзя», –добавляет его напарник. Ребята разворачиваются, топают обратно в зал. Охрана хмурится – скоро приедет начальство.

DSC_4846.jpg
Муслима Латыпова и Ильсур Метшин (фото: metshin.ru)

В ПОГОНЕ ЗА КАПУЧИНО

Электрокар мэра от других отличается только должностями пасажиров. Внутри монотонно жужжащей машины – мэр Казани Ильсур Метшин и мэр Деревни Универсиады Фарид Абдулганиев. Электромобиль останавливается чуть поодаль от входа. Кто кому проводит экскурсию, становится понятно, только когда градоначальник достает мобильный телефон и начинает фотографировать фонтан и лужайку перед рестораном, «деревенский» мэр сопровождает фотосъемку жестами опытного экскурсовода.

Внутри ресторана Метшина «перехватывает» владелица сети «Бахетле» Муслима Латыпова, чья компания принимает активное участие в пищевой цепочке Универсиады. Первая точка осмотра – пиццерия.

«Со скольки сегодня работаете?» – спрашивает Метшин девушку, еще полминуты назад разрезавшую надвое пиццу. В ходе недолгой беседы выясняется, что повара сегодня работают с пяти утра, в «Маргарите» моцарелла, а сама пиццамейкер из Ульяновска.

Мэр останавливается у стенда с десертами. Выбрав из корзин кекс и рогалик, он спрашивает, есть ли капучино. Через минуту к столу, за который подсаживается заместитель руководителя дирекции Универсиады по питанию и размещению Оксана Тубман, подбегает со стаканчиком капучино молодой человек в черном костюме.

«НА МНЕ ВСЕ ПИТАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛОСЬ»

«Важно, что люди довольны, приятно видеть, что тарелки все пустые. Генеральный секретарь FISU Эрик Сайнтронд и делегация, которая с ним приехала, остались всем довольны, – говорит Метшин, стоя перед журналистами. – Уровень стандартов задан очень высокий. Мы ведь изучили опыт всех жилых комплексов Универсиад и Олимпиад, в том числе и опыт по ресторанам».

По его словам, особенно важно, что тренинг проводится за две недели до открытия Универсиады. Именно поэтому сегодня оборудование, повара, официанты и волонтеры работают в режиме цейтнота. «Идет репетиция самого пика загруженности, который ресторан увидит во время Универсиады», – объясняет мэр, делает небольшую паузу и добавляет. – Есть небольшие «но». Увидев большое количество людей, наши волонтеры – 10 человек – испугались, но потом вернулись».

Отвечая на вопрос о качестве питания, Метшин начинает, улыбнувшись. «На мне все питание и экспериментировалось. Я, как персональный ответственный за питание на Универсиаде, пробовал все первым. Все вкусно, все съедобно, и самое главное, что питание подходит любому иностранцу, несмотря на то, откуда он приехал: Америка, Куба, Австралия, Арабские Эмираты, – говорит мэр, указывая на халяль-сектор ресторана. – По технологии, по оборудованию в ресторане используются самые последние наработки, лучшие партнеры. Все для того, чтобы кормить наших гостей. The best, что в переводе с английского означает «самое лучшее».

Оба мэра и остальные топы покидают ресторан. «Разграбим это место!» – с пиратским задором говорит кто-то из журналистов, направляясь к раздаточной линии. Из начальства остается только глава «культурного» направления Универсиады Игорь Сивов, оранжевая футболка и стремительная походка которого к общению с прессой, вероятнее всего, не располагают.

«МОЖНО ХУЛИГАНИТЬ – ВСЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ТУТ»

У входа в ресторан выстраивается первая колона полицейских. Эти «спортсмены» пришли на обед. Через 15 минут начинает выстраиваться очередь. Сотрудники полиции всех мастей, бойцы ОМОНа и СОБРа похожи на героев «Книги джунглей», выстроившихся у водопоя. «Здесь, наверное, процентов 75 – это неместные полицейские», – высоченный подполковник в черной форме «быстрого реагирования» смотрит из стороны в сторону. Приглядевшись к полицейским, это становится более чем заметно: слева отряд исключительно из блондинов, справа отряд из Калмыкии или Бурятии.

Полицейских на улице становится все меньше, свободных стульев в ресторане, соответственно, тоже. «С двенадцати до часу в городе, похоже, можно что угодно вытворять, – шутит задержавшийся на завтраке горожанин. – Похоже, все полицейские города тут». Шутки никто не замечает – все заняты едой, которой много и которая действительно вкусная. Роллы, кстати, у полицейских пользуются особенной популярностью. На втором месте – пончики и прочие сладости.

По ресторану ходит девушка с мегафоном. «Уважаемые гости, не задерживаемся, пожалуйста, больше 20 минут», – говорит она на весь зал. На улице за рядами полицейских стоит министр спорта Рафис Бурганов. Он тоже в костюме выходного дня – солнечные очки и желтое поло. Прокомментировать тестирование Универсиады глава минспорта не может – за ним уже приехал электромобиль. «Сейчас времени нет, – говорит Бурганов, устраиваясь на сиденье. – Надо ехать на осмотр. После, пожалуйста».

«АТАС, ВОЙСКА ИДУТ»

Сотрудники «органов», простаивающие в ожидании обеда, фотографируются на фоне электрокаров и аллеи флагштоков, где Россия соседствует с флагами Канады и Цейлона. Этих полицейских командировали из Иваново, в Казани им нравится. «Как в Москве практически, только уютнее, – делится прапорщик, через секунду переводя внимание на водителя электромобиля. – А он до скольки разгоняется?» Удлиненный гольфкар, как выясняется, выжимает до 60 км в час, но на те, которые работают в Деревне, поставили ограничители.

«Ресторан Универсиады – это самая большая в России временная конструкция, возведенная для организации питания. В зале – порядка 3,5 тысяч посадочных мест, – рассказывает о комплексе Тубман. – Во время Универсиады начнется Рамадан: ресторан будет закрываться в 2 ночи, а халяльные блюда будут подаваться до рассвета». По ее словам, после завершения Универсиады ресторан будет демонтирован и возвращен арендодателю. Оборудование же будет распределяться по республике, в первую очередь по комбинатам школьного питания и больницам.

В зал ресторана запускают новые партии полицейских. «Как его есть вообще?» – спрашивает у товарищей курсант в бело-голубой форменной рубашке, наверное, первокурсник. Парень вертит в руках маффин в бумажной обертке, рядом на подносе – гора шоколадных батончиков.

Ко входу в ресторан маршируют курсанты военных училищ – на такую ораву электрокарами не напасешься. «Атас, войска идут», – произнес кто-то из полицейских, еще не успевших попасть внутрь ресторана. Полицейские погрустнели – в строю ожидающих вкусностей местной еды начали ходить легенды. Рядовые, младший и часть старшего офицерского состава обсуждают картофельные шарики, пасту, «таиландский суп» и рогалики с вишневым джемом. Войска тем временем приближаются. Обсуждение еды становится все печальнее. Настроение полицейским поднимает капитан с танковыми нашивками на плече. «Вы спортсмены, – говорит он перед ротой почти как строгий сержант из голливудских фильмов о духовном становлении воинов. – Еду не берем. Рассаживаемся. Без пяти два условный сигнал на эвакуацию. Всем понятно?» Полицейские, услышавшие это, снова начинают улыбаться и разговаривать о картофельных шариках.