IMG_2935.jpg
Братья Запашные

«У МЕНЯ НЕ БЫЛО ВЫБОРА»

- Эдгард, ваши предки были цирковые артисты. Есть в семье генеалогическое древо?

- Пока нет, но до конца этого года оно будет сделано, мы далеко копнули, и одна наша очень хорошая подруга взялась за это. Так что будет обязательно.

- А кто был родоначальником вашей знаменитой династии?

- Наш прадед Карл, его дочка Лидия Карловна в дальнейшем вышла замуж за Михаила Запашного. Он был портовый грузчик, но она переманила его в цирк. Отсюда все началось.

- То есть у вас не было выбора, чем заниматься в жизни?

- Меня так воспитали, что у меня не было выбора. Когда я решил стать цирковым артистом, то понял, что шел к этому всю жизнь.

- И всегда было желание именно работать с животными?

- Было желание заниматься цирком. Я жонглер, канатоходец, акробат, наездник. Я люблю цирк.

- Вячеслав Полунин, который сейчас пришел в цирк на Фонтанке, отказывается от номеров с животными. Как бы вы могли это прокомментировать?

- Это очень глубокое заблуждение, что Полунин отказывается работать с животными. Он этого пока еще нигде ни разу не сказал. Он говорит, что как худрук хочет, чтобы в цирке появились новые формы. Полунин, как творческий человек, наверное, будет делать какие-то постановки. Может, он «Руслана и Людмилу» поставит? Или «Черный квадрат» Малевича нарисует? Он имеет право, это его творчество. Но он подчеркивает, что выступает за то, чтобы сохранялись традиции в цирке, и за то, чтобы искалось что-то новое. Цирк на Фонтанке – это три новые программы в год. Потому что зритель на одно и то же ходить целый год не будет. Могу предположить, что три месяца это будет программа без животных, потом программа из одних клоунов. Такие эксперименты были. Такие формы искались и будут искаться. Какие-то более удачные, какие-то – менее. Моя мама недавно была в Латвии, ходила там на гастроли канадского цирка (имеется в виду Цирк дю Солейприм. авт.), который отказался от работы с животными, – ползала зрителей.

IMG_3029.jpg

«ЦИРК ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗНЫМ»

- В Казани выступления этого цирка хорошо проходят, почти с аншлагом.

- Ну вы же не знаете, сколько людей туда загоняют с помощью администрации города, а это некрасиво. Канадский цирк научился себя подавать так, что власти чужих стран создают для них эксклюзивные условия. Если бы нам так помогали, мы бы год у вас в Казани на аншлагах шли. Нам, россиянам, в Канаде никто не будет помогать. А у нас настолько гостеприимны, так хорошо умеют брать… Больше мне комментировать на эту тему нечего.

Я считаю, что цирк должен быть разным. И эксперименты должны быть. Мы с братом тоже экспериментировали – убирали бортики на манеже. Артисты и на квадратных манежах работают, и на треугольных, есть цирк на воде, цирк на льду – все эти творческие эксперименты идут еще из СССР. Цирк тем и прекрасен, что в нем можно постоянно что-то придумывать, чем-то удивлять зрителей. Но говорить, что вот только это хорошо, а это плохо, – неправильно. У нас есть свои цирковые артисты, не менее талантливые и интеллектуальные, говорящие на разных языках. В цирке мы не страна третьего мира!

- Есть ли будущее у классического цирка?

- А вы знаете, сколько существует так называемый классический цирк? Он ведет свою родословную еще со времен Римской империи! Талантливым людям для любой эпохи всегда было что предложить на цирковом манеже.

- Но вам не кажется, что в сейчас цирк ходят только немолодые люди и дети?

- Так было всегда. Майкл Джексон старел, и его поклонники старели вместе с ним. И новое поколение не относится к нему так, как мы с вами. Не все остаются актуальными. Хотя есть и исключения. Например, Мадонна находит возможность записывать такие альбомы, которые нравятся 18-летним девочкам и мальчикам. И она остается для них той Мадонной, как когда-то для нас с вами. Мы работаем для всей семьи, поэтому наши программы тщательно сбалансированы, чтобы не раздражать какую-то возрастную аудиторию.

- Вы используете интернет в качестве продвижения своего цирка?

- Интернет мы уважаем. Кстати, первый цирковой сайт был создан братьями Запашными. На сайте Московского цирка я в online-режиме веду регулярные трансляции с репетиций, как мы работаем с животными.

«ИДЕТ БОРЬБА ЗА РЫНОК»

- Кстати, о трансляциях. Как бы вы прокомментировали скандальный видеоролик, выложенный на YouTube, в котором дрессировщик в Санкт-Петербургском цирке жестоко издевается над обезьянами?

- В программе «Пусть говорят» часто показывают сюжеты о жестоком обращении с детьми. Но ведь из этого же нельзя делать вывод, что это норма для человечества! Почему тогда один скандальный ролик дает основание говорить, что во всех цирках это обычная практика? Это не так, конечно. Это вещи из ряда вон выходящие. Я за то, чтобы за жестокое обращение с животными наказывать. Но я против огульных обвинений. Нельзя, например, обвинять всю милицию Татарстана в том, что случилось у вас в «Дальнем». И из-за двух-трех уродов нельзя обвинять всех. Уродов надо поймать, наказать и больше никогда не пускать в профессию.

- По вашему мнению, в чем причина такой негативной реакции? Недостаток информации?

- Я думаю, что это был целенаправленный информационный вброс, чтобы манипулировать мнением россиян. Упомянутому вам ролику уже больше двух лет. Почему именно сейчас вокруг него развернулась такая кампания?

- Кто в этом заинтересован?

- В дискредитации российского цирка заинтересованы иностранные конкуренты. Это борьба за передел большого рынка. Именно они выделяют деньги на проведение провокаций так называемым зоозащитникам. Мало кто об этом задумывается. Пока не нашлось никого, кто бы провел свое собственное расследование, пожил бы среди этих «зеленых», узнал бы, правда ли, что они вегетарианцы? Может быть, они кожаную обувь и ремни носят, как мы с вами? В этом надо разбираться.

- Вы активно гастролирующий артист. Почему вы вдруг согласились стать директором цирка на проспекте Вернадского?

- Меня об этом последнее время даже просили. Потому что люди знают: цирк братьев Запашных сейчас – один из самых богатых цирковых коллективов, хотя не имеет собственного здания. Большой московский цирк для меня – одно из самых любимых мест, в детстве я там даже работал. Я понимал, что эту махину – самый большой цирк в Европе – можно привести в порядок и развить. У меня хватает сейчас сил и здоровья, чтобы все совмещать.

- Каким образом?

- В воскресенье я заканчиваю работу и в ночь уже улетаю в Москву. В понедельник, вторник и среду я там. Моя мама, генеральный продюсер цирка братьев Запашных, является моим заместителем, она из Московского цирка вообще не вылезает, у нее есть право подписи, брат – художественный руководитель. Творческий процесс вообще не останавливается. К тому же у меня есть серьезная команда из 20 человек, которых я привел с собой.

- А вы конкурируете с цирком на Цветном бульваре?

- В хорошем смысле слова да. Так и должно быть. У меня очень хорошие, доверительные, отношения с Максимом Никулиным. Что касается творчества, есть хорошая, здоровая конкуренция – кто чем блеснет, кто чем удивит.

- А Цирк дю Солей – тоже ваш конкурент?

- Конечно. Мне приятно, что вы задаете такой вопрос, потому что его вряд ли задают многим цирковым артистам. У нас есть не только желание, но и возможности конкурировать. Я бываю на всех шоу солнечного цирка, подчеркиваю для себя их плюсы и минусы, это нормально.

IMG_3187.jpg

«ЦИРКУ В КАЗАНИ НАДО ПОМОГАТЬ»

- Вам нравится казанский цирк?

- Сейчас цирку в Казани надо помогать. Он поизносился и уже входит в диссонанс с обновленными зданиями города. Почему хотя бы не заменить обшарпанные сиденья на такие же комфортные, как в любом кинотеатре? В Ижевске или в Нижнем Новгороде нет нефти, но здания цирков у них в 20 раз симпатичнее. Возможно, проблема в субъективном факторе. Например, президент Удмуртии лично контролирует, что происходит в цирке, он приходит туда раз в три месяца. В Ижевске проходит международный цирковой фестиваль, который входит в пятерку лучших фестивалей мира. Минтимер Шаймиев, будучи президентом, цирк ни разу не посетил. А ведь он под Кремлем! Люблю или не люблю, но помогать надо, потому что цирк посещают сотни тысяч людей. У вас в Казани прекрасные спортивные объекты, но я готов поспорить, что по посещаемости цирк собирает больше зрителей. Просто мало кто об этом задумывается из местных властей.

- Может быть, стоит пригласить на представление нашего президента?

- Я уже это сделал, пригласил его и мэра Казани через СМИ. Надеюсь, они придут, посмотрят на одну из самых качественных трупп России. В нашем коллективе, кстати, татар много. В Казани всегда была хорошая цирковая школа.

- Каков бюджет шоу, которое вы привезли в Казань?

- Не знаю, он многолетний. У нас только световое оборудование стоит 2 миллиона долларов. Наш ударник в пятерке лучших ударников страны, мы забрали его из рок-группы, заплатив кучу денег. Наш скрипач – мы забрали его у Баскова. Мы с братом стараемся брать все только лучшее.

- Как живет в финансовом плане ваш цирк?

- Он успешный. У нас труппа – 120 человек. Это очень дорого, если можешь себе это позволить, надо знать, что зритель на тебя придет. Надо платить специалистам хорошую зарплату. У нас есть артисты, которые единственные в нашей стране выполняют те или иные трюки.

- С одной стороны, вы доверенное лицо президента России, с другой – защищали ЮКОС. Как это в вас уживается?

- Я не защищал ЮКОС. Тут какая-то путаница. Я только сказал, что идет давление на судебную систему, она идет на фоне дела ЮКОСа. Идет борьба: кто же больше продавит – эти или те? Я сказал, какое бы ни было отношение к ЮКОСу, судебная система должна оставаться независимой. И от власти, и от мнения народа. Но потом меня обвинили: одни – в том, что я будто бы лоббирую интересы ЮКОСа, а другие – в том, что я лоббирую интересы госструктур.

IMG_3128.jpg

«НЕДАВНО ТИГР ЗАЦЕПИЛ МНЕ НОГУ»

- У дрессировщика могут быть любимые и нелюбимые животные?

- Нелюбимых быть не должно. Надо работать с тем животным, к которым испытываешь любовь. Тогда между дрессировщиком и животным устанавливается особая связь, на каком-то интуитивном уровне. У нас в Московском цирке есть дрессировщик, он открывает вольер, заходит туда, а там три медведя, три брата, каждый килограмм по 300. И они начинают его лизать. Они без намордников, подбегают к нему… Я смотрю на это и думаю: если они его сейчас начнут рвать, есть ли мне резон туда забегать, успею ли я спасти его? Они точно так же порвут меня.

- А пистолет?

- Пистолет холостой, животное может на него и не среагировать и дальше продолжать тебя рвать.

- Кто ваш любимчик в труппе?

- Мартин. Он самый добрый и адекватный тигр. Нельзя очеловечивать животных, это большая ошибка дрессировщика, но Мартин – это человечище. Например, у нас есть тигрица Анита, она очень работоспособная, покладистая, но может порвать, просто играя. Мартин, мне кажется, осознает, что мне больно, он чуть-чуть сожмет мне руку зубами, я говорю: «Мартин, мне больно!» – он тут же отпускает. А Анита нет, поэтому теплого контакта с ней не получается.

- Интересно, а животные с возрастом умнеют?

- Со зверем мы начинаем работать еще с младенчества, он еще ребенок, глупенький, со своими страхами. Постепенно он приобретает новые навыки. Впрочем, среди животных, как и среди людей, есть тупые и есть умные. У нас есть лев Франк, ему пять лет, и он очень добрый. Он не понимает, что дружить с тиграми невозможно, они одиночки, а львы, они семейные. Тигры не заботятся о детенышах, папа-тигр их не охраняет, не учит охотиться. Это все делает мама. А львы – они живут семьей. И Франк идет и думает, что ему не откажут. Его раз порвали, два – это становится опасным для него, приходится держать Франка одного.

- На вас животные когда-нибудь нападали?

- Ну вот тигр недавно зацепил мне ногу когтем.

- А как вы справляетесь с чувством страха?

- Это уже профессиональное. Мы все про все знаем. Вот акробатка сейчас прыжки на манеже репетирует. Вы думаете, она не знает, сколько среди бывших артистов инвалидов? Что, она не видела акробатов, у которых поворачивается только голова? Много раз это видела. Но она надеется на свой профессионализм. Она осознает, что все надо сделать четко, тогда ничего не случится. Мы все надеемся на свой профессионализм.

Эдгард Запашный родился в 1976 году. С детства работал в цирке, закончил институт предпринимательства и права. Создал с братом Аскольдом «Цирк братьев Запашных». С 2012 года – генеральный директор Большого московского государственного цирка. Народный артист РФ.