1.-Заглянуть-вперед---вот-стратегия-нынешнего-КАМАЗа.jpg
Заглянуть вперед – вот стратегия нынешнего КАМАЗа

КОНЦЕПТ – В СПРИНТЕРСКИЕ СРОКИ

Министерство обороны РФ объявило открытый конкурс на «Выполнение научно-исследовательской работы «Исследование по созданию перспективной платформы для подразделений морской пехоты Военно-морского флота» («Платформа БММП» – боевой машины морской пехоты). И все было бы обычно (в конце концов, немало подобных конкурсов проводится), но на этот раз в документации тендера дается совершенно определенный акцент на вероятного исполнителя работы – ОАО «КАМАЗ». Причем сделано это оригинально: если весь текст выполнен в виде «вордовского» файла, то камскому автогиганту посвящены четыре отсканированные страницы.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, указание на исполнителя – это нонсенс или намеренная попытка «подставить» завод или заказчика: «Попадание этих четырех листков в конкурсную документацию – это какая-то ошибка или злой умысел, который будет исправлен в ближайшие дни», – сообщил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Впрочем, на самом КАМАЗе никакой паники не заметно, и на запрос нашего издания руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев ответил: «Мы не комментируем все, что связано с разработками по гособоронзаказу».

Отметим, что в конкурсной документации (ее среди многих тендеров на сайте госзакупок отследили блогеры, первым, по всей видимости, был специализирующийся на данной тематике twower) указаны и другие предприятия – возможные соисполнители КАМАЗа. Это нижегородское ООО «Идема» (математические модели, компоновка обитаемых отсеков), таганрогское ОАО «НКБ ВС» (электроника); научно-исследовательский испытательный центр (исследований и перспектив развития бронетанковой техники ВС РФ) 3 Центрального научно-исследовательского института министерства обороны РФ.

Заказчик готов заплатить за все про все 40 млн. рублей. Срок предоставления документации – с 14 июня по 15 июля 2013 года. Работу – а это гигантский объем! – требуется завершить уже к 25 ноября. Что требуется сделать за это время? Провести комплекс исследований по выбору наиболее эффективных путей создания унифицированной платформы, а также боевых и обеспечивающих машин на ее базе для оснащения морской пехоты. Провести анализ того, что происходит в этой сфере в мире. Определиться с требованиями к платформе и к разрабатываемым на ее базе боевым и обеспечивающим машинам. Сформировать облик платформы БММП и машин на ее базе. Разработать демонстрационный ходовой макет платформы. Разработать проект технического задания на опытно-конструкторскую работу.

«ВЬЕТНАМ, МОЗАМБИК… СОЛНЫШКО ВСТАЕТ, А МЫ УЖЕ НА БЕРЕГУ»

Основанием для выполнения НИР названо постановление правительства РФ от 27 декабря 2012 года «О государственном оборонном заказе на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». А если проще, то у морпехов нет адекватной их задачам амфибии. Все, что они используют сегодня, – «переделка» сухопутной техники – БМП-1, БМП-2 и БТР-80. Военные таким ходом дел крайне недовольны, пишет «Оружие России»: амфибии заливает при небольшой волне, они тихоходны и так далее.

Два года назад уже появлялись сообщения о том, что МО заказало разработку БММП. Что же требуется военным? Машина должна перемещаться по суше и по воде, обладать высокой огневой мощью (предполагалось целое семейство – с артиллерийскими пушками, ракетными комплексами ПВО, универсальными орудиями). К тому же в последнее время в России все чаще говорят о концепции загоризонтной высадки, в том числе при помощи бронетехники. Согласно этой идее, десант должен выгружаться с транспортов далеко от берега, за линией горизонта – у кораблей меньше риск попасть под огонь береговой обороны противника, а десанту обеспечена большая скрытность. Плавающие машины преодолевают 15 - 40 км до места высадки и захватывают плацдарм. А второй волной идут катера… Загоризонтная высадка десанта требует от бронетехники высокой скорости (40 км/ч) на воде и повышенной мореходности.

Два года назад СМИ писали, что создание флотской БМП поручено «Курганмашзаводу» и профильному курганскому ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ) – ведущей организации по проектированию и промышленному освоению боевых машин пехоты. Разработка должна была завершиться к 2016 году, но о ней сегодня ничего не слышно, зато в начале 2013 года появились первые сообщения о НИР по новой БММП, учитывающей усиление роли морской пехоты в планах развития Вооруженных сил (экспедиционные силы?!).

О том, что БММП морпехам определенно нужен, газете «БИЗНЕС Online» рассказал председатель общественной организации морских пехотинцев «Тайфун» РТ Марат Абдрафиков: «БТР и БМП у морской пехоты есть, но это такой усредненный вариант. Надеюсь, ходовые качества у новой машины будут получше, да и вместительность тоже. И вообще пора – военная наука не стоит на месте… Мне приходилось десантироваться на БТР в 80-е годы, в ходе боевой службы в акватории Индийского океана, во Вьетнаме, в Мозамбике. Большой десантный корабль стоит в море, за 5 километров от берега (а это, скажу вам, для плавания на БТР достаточно!), и мы ночью на бэтээрах... Не доходя до берега 5 - 6 метров – команда: «Броня!» Вскакиваем – и пошел! Солнышко встает, а мы уже на берегу... Помню, во время одного десантирования загорелся БТР, на плаву его потушили и успешно высадились. До меня на учениях был случай, что три человека погибли – они свалились с аппарели при высадке с корабля.

«Существующие машины – БМП-3Ф и БТР-80 – не удовлетворяют требованиям морской пехоты, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский (кстати, выпускник Казанского танкового училища 1975 года). – Откровенно говоря, по свойствам водоходности они отвечают только требованиям сухопутных войск – по преодолению водных преград типа рек и озер. Морская пехота, конечно, всегда хотела иметь машину с высокой мореходностью, которая позволяла бы обеспечивать загоризонтную высадку, то есть 30 - 40 километров хода на высокой скорости при достаточно серьезном волнении моря… Конечно, эта НИР связана и с тем, что у нас появятся в обозримом будущем «Мистрали», хотя, судя по техзаданию, планируется базирование и на больших десантных кораблях проекта 1175, которых у нас сейчас более десятка. И думаю, в первую очередь речь идет о загоризонтной высадке… Вместе с тем считаю, что количественно потребность флота в таких машинах не слишком велика – численность морской пехоты существенно сократилась. По максимуму, с учетом учебных частей, 450 машин, не больше».

ПОТОМКИ ЗАБЫТОЙ «ВЫДРЫ»?

Чем же обосновывается в документации упор на КАМАЗ? Тем, что «это ведущее предприятие по исследованию, проектированию и разработке колесной техники под монтаж ВВСТ (вооружение, военная и специальная техникаавт.), включая образцы защищенных машин». Указывается, что предприятие обладает научно-техническим потенциалом и высококвалифицированными специалистами.

Можно вспомнить и то, что у КАМАЗа уже есть, хотя и небольшой, но опыт создания боевой амфибии. История эта легендизирована, но, согласно информации в сети, в 2006 году в ходе осмотра бронетранспортера «КАМАЗ-43269» «Выстрел» командующий ВДВ Александр Колмаков предложил разработку десантируемой плавающей авиадесантной бронированной колесной машины. «Вызов» приняли КАМАЗ и НПЦ специального машиностроения МГТУ им. Баумана. На КАМАЗе под руководством директора программы «Специальные автомобили» Рамиля Азаматова был построен опытный образец. Он представлял собой авиадесантную плавающую колесную боевую разведывательную машину, созданную на базе узлов и агрегатов авиадесантного грузового автомобиля «КАМАЗ-43501-ВДВ» и максимально унифицированную с ним и с бронетранспортером «КАМАЗ-43269» «Выстрел». Проект получил шифр «Выдра», в интернете можно найти немало фото этого очень специфически выглядещего броневика. Более о проекте ничего не известно.

3.-Выдра-выглядела-достаточно-странно.jpg
"Выдра" выглядела достаточно странно

Но то, что амфибийная тема на КАМАЗе жива, выяснилось в ходе недавнего (8 июня) визита на предприятие министра обороны РФ Сергея Шойгу и гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. На мероприятии присутствовал и Мураховский. «Министру обороны показывали серийные и перспективные разработки КАМАЗа, – рассказал он газете «БИЗНЕС Online». – И амфибии присутствовали тоже, хотя и в виртуальном виде, в виде изображений на одном из плакатов – семейство «Амфибия». «Выдру» семейство, скорее, не напоминает, хотя какие-то ее элементы используются – никакие разработки не пропадают бесследно. И о том, что НИР будет основываться на каком-то заделе, говорит и короткий срок, отведенный на работу. И такой задел есть и у КАМАЗа, впрочем, как и у ряда других предприятий».

«СТРЕМЛЕНИЕ ОТКУСИТЬ БОЛЬШОЙ КУСОК ОБОРОННОГО ПИРОГА, КОНЕЧНО, ПОХВАЛЬНО…»

Логично возникает вопрос: намерен ли КАМАЗ и выпускать машину, а не только разрабатывать ее концепцию?

Кстати, углубление именно в инжиниринговую сторону весьма характерно для нынешнего челнинского гиганта. Вот что рассказал газете «БИЗНЕС Online» о своем (вместе с другими федеральными журналистами) недавнем визите на КАМАЗ главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов: «Неофициально предполагалось, что журналистам будет показан опытный образец нового шасси «Платформа О» (разрабатывается для ракетчиковавт.). Однако в итоге руководство предприятия заявило, что заводу заказчик запретил как-либо ее представлять. Даже модели не показали. Но сложилось впечатление, что КАМАЗ хотя и взялся за разработку "Платформы", выпускать ее у себя не хочет. На КАМАЗе сделают опытный образец, но производство будет передано на другой завод, вопрос – куда?

Хотя, в принципе, наверное, в этом ничего плохого нет. У КАМАЗа имеется мощный научно-технический центр, и получается интересная картина: предприятие готово зарабатывать деньги в том числе и за счет ведения НИОКР, но при этом не готово распыляться и делать все. В каком-то смысле идет превращение в инжиниринговый центр. То есть не совсем стандартный подход. Казалось бы, капиталисты хотят делать у себя все и получать деньги на все, но КАМАЗ усиленно развивает именно инжиниринговые свои компетенции и старается от своего основного назначения (производство и ремонт грузовиков общего назначения) не отходить... Словом, думаю, выпускать – вряд ли».

Примерно на то же самое намекнул в ответе на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» и Афанасьев: «КАМАЗ стал на сегодня центром по разработке военной автомобильной техники. У нас самые передовые технологии, которые мы активно применяем. Поэтому у нас достаточно много продуктов, которые мы можем предложить силовым ведомствам».

А вот Мураховский уверен, что цель КАМАЗа – производить БММП: «Безусловно, КАМАЗ, если выиграет конкурс на НИР, будет и головным разработчиком, и производителем. Естественно, в кооперации – по броне, огневым средствам, бортовым информационным системам. Но саму платформу он вполне способен производить».

«Намерен ли КАМАЗ и выпускать эту машину? Его амбиции простираются далеко, но посмотрим, как пойдет вопрос с НИР, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Все-таки надо понимать, что разработка классической автомобильной техники – это не есть наличие школы проектирования боевых машин пехоты. Конечно, это тяжелая задача. И думаю, что речь пока идет только о концепте, поскольку предложить за указанные сроки что-то большее просто невозможно… КАМАЗ пытается, есть амбиции, драйв, стремление откусить и скушать слишком большой кусок оборонного пирога, конечно, похвально, но надо посмотреть, что в практическом плане выйдет».

«КАМАЗ? НЕ ФАКТ. НО ШАНСЫ САМЫЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ»

Возможный новый проект КАМАЗа прокомментировали эксперты.

Виктор Мураховский – главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:

- Что касается тендера. Он объявляется для того, чтобы компании, которые претендуют на эту работу, могли вынести свои предложения. То, что в основе технического задания лежит инициативная разработка КАМАЗа, с этим я соглашусь, это однозначно. То, что минобороны хотело бы с подачи Сергея Чемезова и Сергея Когогина, чтобы главным исполнителем по этой НИР был КАМАЗ, так как он инициативную разработку делал, это тоже понятно. И в этом смысле минобороны предлагает возможные кооперации. Но то, что однозначно работу получит КАМАЗ, совершенно непредопределено. Есть у нас закон о гособоронзаказе, где определены все процедуры, поэтому все будет решать соревнование рзработчиков. Потому что кроме КАМАЗа мы знаем и других претендентов на эту тему. В частности структура Олега Дерипаски – «Военно-промышленная компания» с Арзамасским машиностроительным заводом. Структуры концерна «Тракторные заводы», в частности, СКБМ в Кургане. То есть это не предопределено. Есть большой плацдарм и задел у КАМАЗа – то, что он эти вещи инициативно начал делать (естественно, по согласованию с минобороны), но это не предопределяет выигрыш тендера. Тем не менее шансы КАМАЗа оцениваю как самые предпочтительные. Особенно судя по тому, что во время визита на КАМАЗ докладывал о разработчике начальник главного автобронетанкового управления министру обороны.

5.-Вершители-судеб-РљРђРњРђР—Р°-РІ-СЃР±СЂРѕРµ---Рустам-РњРёРЅРЅРёС…РІРЅРѕРІ,-РЎР
Вершители судеб КАМАЗа в сборе – Рустам Минниханов, Сергей Когогин, Сергей Шойгу, Сергей Чемезов

Владимир Шамара – главный инженер ОАО «СКБМ»:

- Мы будем рядовыми участниками конкурса… Почему указан КАМАЗ? Сложно сказать. Этой тематикой могут заняться несколько структур – КАМАЗ или любое другое предприятие, которое находит в себе силы и имеет право этим заниматься. КАМАЗ для себя это считает приемлемой работой, а почему нет? Если есть собственный финансовый запас, то повышаются шансы выиграть конкурс, а ценовой параметр едва ли не самый весомый.

Конечно, возможно, что КАМАЗ сделает НИР, а производителем будет другое предприятие. Но, скорее всего, каковы интересы КАМАЗа как любого крупного производителя? Это же не какая-то научная или проектная организация, которую больше всего интересует разработка и все. Это же реальный завод, и движущее начало, наверное, – перспектива производства этих машин. И это естественно, и они надеются завоевать это рынок… Но пока еще никто не гарантировал, что будет следующая ступень – опытно-конструкторская работа… Нынешняя же наша продукция – просто плавающая БМП, и она, конечно, не отвечает требованиям, которые сейчас выставлены на конкурс: там совсем другие подходы и требования.

Игорь Коротченко – директор центра анализа мировой торговли оружием:

- Надо учитывать, что КАМАЗ активно лоббирует свое участие в важнейших программах гособоронзаказа, в том числе и в НИОКРах. И данный случай, очевидно, – отражение неких лоббистских усилий КАМАЗа, тем более не будем забывать, что он входит в состав корпорации «Ростехнологии», а Чемезов, как известно, – один из влиятельных «генералов» оборонно-промышленного комплекса и, пожалуй, самый влиятельный политик российский, который оказывает влияние на оборонный комплекс. Я имею в виду практический политик, как практик, руководитель корпорации. Очевидно, все это следствие усиления позиций КАМАЗа в глазах минобороны… Конкуренты? Думаю, что мы говорим про традиционных разработчиков-поставщиков, которые входят в состав тракторных заводов: «Курганмашзавод» – наш основной центр компетенций – и в целом холдинг «Тракторные заводы».

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Начать следует с того, что военная тематика КАМАЗу отлично знакома, и он уже много лет выпускает различную продукцию для армии. Так что компанию новичком назвать никак нельзя. Но сам предмет контракта предполагает своего рода научно-исследовательскую, бумажную, умственную работу, что, в общем-то, вряд ли можно отнести к профильной деятельности КАМАЗа. Итоги конкурса будут подведены только 29 июля, тогда и станет ясно, кто эту работу будет выполнять. А то, что в конкурсе будут участвовать многие известные игроки данного рынка, не вызывает никаких сомнений. И между прочим, совершенно не факт, что КАМАЗ также будет участвовать в данном конкурсе, хотя и исключать полностью этого нельзя. То, что нужно разработать «демонстрационный ходовой макет платформы для проведения натурных испытаний», также не должно смущать, потому что это будет делать каждый (!) участник конкурса для того, чтобы доказать правильность именно СВОЕГО (!) конструкторского решения. И различные НИИ, которые могут принять участие в данном конкурсе, изготовление данного макета могут отдать на аутсорсинг, им совершенно не обязательно иметь собственную производственную базу. То, что это именно НИР, подтверждается и суммой контракта: 40 миллионов рублей – не столь значительная сумма, на нее вряд ли можно будет выпустить полноценный опытный образец техники… Конкурс проводится именно с целью выбрать наилучшую модель (платформу) данного вида вооружения, потом эта модель, а возможно, и модели, занявшие места вслед за ней, будут дальше испытываться, и только после этого будет формироваться оборонный заказ на этот вид вооружений. Так что еще ничего не ясно, и стоит подождать итогов конкурса, когда многое прояснится.

460--для-увел.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Технико-экономическое обоснование выполнения НИР "Платформа БММП".