DSCF4364.jpg
Фабрика «Алсу»

ФАБРИКУ ПРЕДЛОЖИЛИ КУПИТЬ ЗА РУБЛЬ, НО МЫ ВЗЯЛИ ЕЕ ЗА 16 МИЛЛИОНОВ

Чулочно-носочная фабрика «Алсу» была создана в 1985 году, тогда она стала настоящим Клондайком для сотен альметьевцев, в основном женщин, которые нашли здесь работу с весьма приличной по тем временам зарплатой. Да и потребность в изделиях, производимых фабрикой в эпоху тотального дефицита, отлично сказывалась на показателях предприятия. Однако с момент развала Советского Союза все стало рушиться: оборудование ветшало, сырье не завозилось, работники месяцами не видели зарплату, которую им выдавали «натурпродуктом» – теми же носками. А линейка выпускаемой продукции уже не отвечала требованиям рынка, на который хлынул потоком разноцветный китайский ширпотреб. В такой ситуации результат был предсказуем: фабрика неуклонно катилась к банкротству, плюс к этому более полутысячи сотрудников могли в одночасье пополнить ряды безработных. Историю фабрики корреспонденту «БИЗНЕС Online» напомнил Фоат Комаров – владелец ОАО «СМП-Нефтегаз», в структуру которого входит «Алсу». В 2001 году фабрика была продана Комарову. Отметим, что в то время страна едва очухалась от дефолта 98 года и пока только нагуливала аппетит в ожидании притока нефтедолларов. Так что в той ситуации желающих рискнуть и взвалить на себя балласт в виде развалившейся фабрики не было. Но один такой все же нашелся.

DSCF4379.jpg

«Реальная стоимость фабрики на тот момент была 16 миллионов рублей. Семин (Алексей Семин – в то время председатель комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлениюавт.) хотел ее продать за 60 миллионов. Я сказал: пожалуйста, заберите за эти деньги ее себе. Потом уже на совещании в Набережных Челнах Минтимер Шаймиев устроил чиновникам разнос и сказал: «Отдайте ее Комарову за рубль». Ко мне прибежали: «Бери за рубль!» Я ответил, что есть оценка – 16 миллионов, вот за эти деньги я готов ее купить», – вспоминает Комаров. Первое, что сделала новая команда, – возобновила выплату «живых» денег работникам предприятия. У людей сразу же появился стимул к работе. Второе – кардинально был пересмотрен менеджмент фабрики.

«Мы целенаправленно методично двигались в сторону перевооружения предприятия. Без технического перевооружения на рынке делать нечего, – рассказывает Комаров. – У других фабрик недостаточно ресурсов для перевооружения. Брать оборудование в лизинг, кредиты они не могут, ведь рентабельность здесь невысокая. Даже при рентабельности в 10 процентов, если берешь кредит в 15 - 20 процентов, то о какой рентабельности может идти речь?» – задал риторический вопрос собеседник издания, полностью подтверждающий постулат, что без инвестиций извне легпром поднять трудно.

вязальный цех.jpg
Вязальный цех

БРЕНД NOSKOFF БЫЛ РОЖДЕН В КОМПАНИИ

Новое руководство фабрики объездило всю Европу, добралось до Южной Кореи в поисках оборудования для предприятия. Вышли на корейский и итальянский рынки, откуда на фабрику стали поступать современные автоматические машины, на сегодняшний день полностью вытеснившие старые. Помимо этого, на фабрике был установлен жесткий контроль за качеством входного сырья и готовых изделий.

«Была поставлена задача: никаких первых, вторых, третьих сортов – или товар кондиционный или некондиционный. Как не может быть осетрины второй свежести, так не может быть и носков второго, третьего сорта», – жестко говорит Комаров.

Кстати, бренд Noskoff, зарегистрированный ровно 10 лет назад, в июне 2003 года, был рожден в недрах компании. Никаких брендмейкеров предприятие не приглашало, это идея самих сотрудников. И сегодня эта марка успешно котируется на рынке России, она узнаваема, и ее даже начали подделывать.

По словам Комарова, раскручивать марку не пришлось, эту работу за пиарщиков проделало качество изделий, ведь при прочих равных условиях покупатель всегда выбирает лучшее по качеству. И, купив товар определенной марки с высокими свойствами один раз, потребитель обязательно вернется к нему снова, таков закон рынка.

Сегодня мощности фабрики позволяют выпускать до 25 млн. пар в год.

DSCF4378.jpg

К КАЧЕСТВУ СЫРЬЯ ТРЕБОВАНИЯ ЖЕСТКИЕ

Экскурсию по цехам, а заодно и краткий ликбез по технологии производства для корреспондента «БИЗНЕС Online» провела главный технолог предприятия Татьяна Заколюкина.

Для начала мы посетили производственную лабораторию, заведующая которой Наталья Меньшаева ознакомила журналиста издания с тем, как проходит входной контроль сырья.

«Мы берем от каждой партии сырья 10 процентов и проверяем на физико-механические показатели. Что туда входит: определение линейной плотности, для чего отматывается 100 метров пряжи, высушивается до постоянной массы, взвешивается на электронных весах. После этого определяется кондиционная линейная плотность, которая сравнивается с номинальной линейной плотностью. Также определяются разрывная нагрузка, крутка – количество кручений на метр, влажность пряжи и многое другое. Сырье поставляют на фабрику ведущие производители Турции, Индии, Европы, Узбекистана, Беларуси». По словам завлабораторией, если в процессе контроля обнаруживается несоответствие хотя бы одному показателю, то поставщику возвращается вся партия. «Очень жесткие требования, даже при малейших отклонениях – возврат», – говорит Меньшаева.

зав. лабораторией.jpg
Заведующая производственной лабораторией Наталья Меньшаева

В вязальном цеху стройными рядами выстроились автоматы. «170 машин – итальянские, порядка 200 – корейские», – рассказывает главный технолог. Она же дала краткую характеристику машинам. На взгляд специалиста, итальянское оборудование более стабильное в работе, вязальные автоматы оборудованы системой оптических датчиков движения прохода нити и устройствами активной подачи нити, при работе возникает меньше остановов и дефектов, технология производства более инновационная – изделия производится с автоматическим зашивом мыска. А у «корейских автоматов», по словам Заколюкиной, производительность выше. Что интересно, рисунок для изделий разрабатывается дизайнерами фабрики, а затем он уже вводится в программу машин. Далее мы последовали в отделочно-выпускной цех, где продукция приобретает товарный вид. Заглянули в цех упаковки. Как сообщила главный технолог, предприятию удалось максимально снизить брак – он составляет менее 1% от всей производимой продукции.

главный технолог.jpg
Главный технолог Татьяна Заколюкина

КИТАЙЦЫ ГОНЯТ ХАЛТУРУ, А МЫ ОТВЕЧАЕМ ЗА КАЧЕСТВО

«Сегодня востребованы детские чулочно-носочные изделия, мы и позиционируемся как производители детской продукции, – поделился с газетой «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО АЧНФ «Алсу» Марат Ахметшин. – Но быть производителем монопродукции сегодня опасно. Конъюнктура рынка может поменяться. И тогда за рынком будет трудно угнаться». Сегодня менеджмент предприятия рассматривает несколько сегментов рынка, где фабрика потенциально может быть представлена. И для этого уже делаются серьезные стратегические шаги.

генеральный директор.jpg
Генеральный директор ОАО АЧНФ "Алсу" Марат Ахметшин

«Рассматриваем вариант производства хорошей добротной женской колготки – как полиамидной, так и «хлопок-шерсть». Хотим производить эстетически приятную, востребованную на рынке продукцию. Для этого планируем закупить производственную линейку итальянских автоматов, порядка 30 штук. Цена вопроса – 40 миллионов рублей. Это будет полностью автоматизированное производство, исключающее человеческий фактор, – делится планами Ахметшин. – Еще один очень востребованный сегмент, а об этом говорят не только трикотажники, но и обувщики, мужчины активного возраста – 25 - 45 лет. Мы хотим этот сегмент занять. Оборудование для производства хорошего носка также планируем обновить». Помимо этого, в планах компании – производство компрессионного трикотажа, бесшовного белья. А на днях на фабрику прибывает новое формировочное оборудование и машины по нанесению покрытий на детские носки – так называемых «тормозков».

Перспектива компании – расширение присутствия в странах СНГ. По словам Ахметшина, в Татарстане «белых» конкурентов у фабрики нет. Но вот что касается «серых»: «Нашу продукцию уже начали подделывать – вешать ярлычок с символикой Noskoff. Под этой торговой маркой продают совершенно чужие изделия».

Комаров же считает, что у всех предприятий легкой промышленности в России проблема одна – сложность с продажами. И главный ее источник – в сформировавшемся за 20 лет менталитете, навязанном китайскими производителями.

«В российской легкой промышленности существует психологический барьер: у всех страх перед Китаем. Я в Китае был и сразу скажу: мы конкурентоспособны с Китаем. Их конкурентность в том, что они халтуру гонят. А у нас нет защиты рынка от контрафакта, – считает Комаров и выдвигает аргумент. – Они указывают на своих изделиях состав «100 процентов хлопка». Но, во-первых, чисто хлопковые носки на ноге держаться просто не будут. Во-вторых, мы много раз доказывали простым способом – нить, выдернутую из «хлопкового» китайского носка, поджигали. Так она просто плавилась!» Бизнесмен уверен, в соотношении «цена-качество» «Алсу» однозначно выигрывает: «А мы за качество своей продукции отвечаем».

Справка:

Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» создана в 1985 году.

В 2001 году на фабрику пришел инвестор – ОАО «СМП-Нефтегаз».

Производственные площади – 24 тыс. кв. метров.

Производственные мощности – 25 млн. пар в год

Фабрика оснащена импортным оборудованием итальянского и корейского производства.

В ассортименте изделий торговой марки «Носкофф» представлены более 100 наименований.

Доля на рынке чулочно-носочных изделий в РФ – 1,6%.

Численность персонала на 1.06.2013 – 774 человека.