На сегодняшней телевизионной сессии CNBC, посвященной теме «Будущее финансового сектора – как им управлять», в рамках Петербургского международного экономического форума российские власти – в лице министра финансов РФ Антона Силуанова – буквально в прямом эфире попытались убедить представителей иностранных инвесторов в безопасности и эффективности вложений в экономику России.

Модератором дискуссии выступил телеведущий CNBC Джефф Катмор, который в самом начале намекнул Силуанову, что основная аудитория канала – «аудитория иностранных инвестиций». Помимо основного гостя в студии американского канала сидел и бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин (ныне декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета), а также старший экономический советник UBS Investment Bank, автор книги «Подъем» (Uprising), который «дал точку зрения экономиста на общую картину».

Катмор перед началом эфира предупредил, что всех снимают, «поэтому, если вы бы не хотели, чтобы вас увидели с кем-то по телевизору, лучше пересядьте, иначе у родственников (читай – жен – авт.) будут сердечные приступы». Большинство, однако, осталось на своих местах. Катмор также пожурил Силуанова, что «министр никак не хочет говорить по-английски». Впрочем, и  Кудрин в итоге говорил по-русски.

Первый же вопрос Силуанову, разумеется, был о том, кризис сегодня или восстановление экономики? Есть ли, так сказать, «зеленые ростки экономического роста?» Силуанов в ответ признался, что перед этим у него была «панель, где мы обсуждали вопросы финансового регулирования» (на этой сессии были и глава Сбербанка Герман Греф и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина), где некоторые вообще заявляли, мол, «надо готовиться к новому кризису».

- Нельзя сказать, что стабильная ситуация. Темпы роста мировой экономики снижаются. Существуют вопросы готовности стран к принятию мер по стимулированию роста, по недопущению ситуации в 2008 - 2009 годах. Вопрос – что будет в случае сокращения количественных ограничений в США ФРС? Как скажется на мировых финансовых рынках? В целом я не вижу для России здесь проблем. В первую очередь это скажется на развивающихся рынках, где был спекулятивный капитал. Он просто будет перетекать из этих стран в другую, в США, – заявил Силуанов, тем самым дав понять, что Россию не считают ни развивающейся страной, ни страной со спекулятивным капиталом.

3.jpg
 

«ПРОСТОЙ НАКАЧКОЙ ДЕНЕГ МЫ ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШИМ, А ЛИШЬ УВЕЛИЧИМ ОТТОК КАПИТАЛА»

По мнению министра, сегодня миру нужны совместные усилия по координации финансового регулирования. Надзор. Чтобы не допустить новых пузырей, которые в случае снижения ограничений в США опять же могут лопаться. Силуанов считает, что политику регулирования компаний too big to fail необходимо продолжать. При этом признался, что такие банки есть и в России: «Как только в Сбербанке или Внешторгбанке происходит снижение ставок, рынок идет следом». По его словам, сегодня всего 3 - 4 госбанка определяют фактически всю политику.

Американский ведущий выразил удивление, что в то время как ведущие страны начали обсуждать возможность количественного смягчения – Россия молчит. «Почему ваше правительство не хочет работать с ЦБ, чтобы ослабить кредитно-денежную политику России?» – поинтересовались у Силуанова. Может быть, и ЦБ РФ должен приступать к заимствованиям на рынке? Раз темпы роста снижаются…

Силуанов в ответ также удивленно заметил, что в РФ ситуация немного другая, нежели в странах, где сегодня проводится политика количественного смягчения. В тех странах, объяснил он, «снижается денежная масса, банки меньше генерируют деньги, банки вбрасывают ликвидность в экономику». Тогда как в нашей стране высокие темпы кредитования и в реальном секторе (15% роста), и на потребительском рынке (40%). Если же ЦБ РФ будет эмитировать рубли, то лишь увеличит инфляцию. А это приведет к дополнительной стоимости кредитов и нестабильности на рынке.

- Сейчас для нас это неприемлемо. Нам надо бороться с инфляцией. Развивать мощности. У нас низкая безработица. Простой накачкой денег мы проблемы не решим, а лишь увеличим отток капитала, который появится в результате смягчения на рынке. Я бы не стал нас с западными странами сравнивать, – заявил министр финансов РФ.

4.jpg
 

«Я БЫ ПРЕДЛОЖИЛ БЮДЖЕТНЫЙ МАНЕВР»

Тогда модератор сессии пошел другим путем и призвал к ответу бывшего министра финансов РФ Кудрина (Силуанов в этот момент заметно напрягся), «как критика российских реформ, считающего, что Россия сильно зависит от нефтяных доходов». Напомним, подобные высказывания для Кудрина обычны, и активно говорил он об этом и на прошлогоднем ПМЭФ.

- Я с основными выводами Силуанова согласен. Мы не нуждаемся в пересмотре денежно-кредитной политики. Это даже отвлекает нас от реальных мер. Экономический рост зависит от других факторов, нежели в последние 10 лет, когда он всецело зависел от нефти (50 процентов нашего экономического роста зависело от нефтяных доходов). Теперь мы утратили подобную возможность роста. Нам нужно больше думать об условиях для бизнеса. Нужна низкая процентная ставка. А высокая инфляция и риски не позволяют банкам выдавать кредиты под низкие ставки и на долгий срок. Это ключевая проблема, запирающая инвестиции в дополнительные мощности. Снижение инфляции и рыночное снижение ставки будет очень важно, – объяснил Кудрин.

Однако далее последовала сначала завуалированная, а затем с открытым забралом критика Кудрина экономической политики и решений правительства РФ (напомним, Кудрин потерял место министра после публичного отказа работать в правительстве Дмитрия Медведева). Кудрин заявил, что государство, оказывается, не определилось со стратегическими решениями в отраслях. У нас, считает он, недостаточно выверен прогноз правительства, а экономический прогноз, утвержденный недавно, «вызывает вопросы». Кудрин ждет стратегии минфина до 2030 года, что даст какие-то ориентиры. При этом стратегия должна быть сбалансирована с прогнозом, предупредил он.

- Я бы предложил бюджетный маневр. На три процента ВВП увеличить отдельные расходы в инфраструктуру, образование, здравоохранение и на три три процента снизить расходы на оборону, безопасность. У нас большие ресурсы тратятся на безопасность, и нет адекватного эффекта. Больше ясности должно быть и с гостарифами. Надо уменьшить сферу регулирования тарифов. Есть проблема с Пенсионным фондом РФ. Существующие трансферы ПФ съедают возможности развития, – перечислял бывший министр финансов недочеты политики своего преемника.

На вопрос модератора, какие основные приоритеты сегодня у России и что нужно сделать, чтобы отток капитала из страны снизился, Силуанов неожиданно дал понять, что не считает отток капитала для страны проблемой. Во-первых, если за тот же период в 2012 году отток составлял 39 млрд. рублей, то в этом уже только 29. Во-вторых, не доверяет Силуанов и подсчету оттока. Как оказалось, в отток капитала сегодня записываются и инвестиции российских компаний за рубежом. Но вспомнив, что его сейчас слушают «потенциальные иностранные инвесторы», Силуанов по пунктам перечислил приоритеты. Это «понятная бюджетная политика». В том числе и налоговая. Повышать налоги не будут и намерены создавать налоговые преференции в отдельных регионах. Второе – ограничение зависимости от нефти и цены на нее (как это сделать, министр, увы, не сказал). Третье – Россия собирается проводить адекватную политику по заимствованию, чтобы они не приводили к высасыванию ликвидности через бюджет. Четвертое – приток капитала в РФ, «чтобы инвесторы наши не выходили с размещением своих акций на внешние рынки, а размещались в России».

Тогда последовал еще более каверзный вопрос от модератора о политическом лидерстве и стабильности политического курса. Как оказалось, иностранные инвесторы постоянно говорят о неопределенности в отношении вложений в российскую экономику. Иными словами, иностранцы не верят, что в РФ политическая стабильность.

- Странно слышать этот вопрос. Вопрос политической стабильности на повестке дня не стоит. Может быть, у Алексея Леонидовича другое мнение? – улыбнулся он.

Алексей Леонидович, сидевший от корреспондента «БИЗНЕС Online» на расстоянии вытянутой руки, тихо засмеялся, но промолчал.

Тем временем Силуанов заявил, что именно политическая стабильность позволяет проводить в жизнь непопулярные реформы. Правительство готовит пенсионную реформу, направленную на постепенное снижение дотаций в Пенсионный фонд, готовит реформы в отраслях реального сектора именно потому, что у сегодняшнего лидера есть общественная поддержка и доверие. Пока есть – реформы надо проводить.

2.jpg
 

«ЧТОБЫ РОССИЯ ПРИДЕРЖИВАЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И КОНВЕНЦИЙ. ВОТ ЧЕГО ЖДУТ ИНВЕСТОРЫ»

Кудрин, пока его бывший подчиненный заканчивал свою речь, как оказалось, готовил ответ, и, разумеется, очередную порцию критики в адрес правительства РФ. Он заметил, что инвесторы реагируют на весьма конкретные риски. Они, инвесторы, хотели бы знать, будет ли предсказуемо меняться налоговая система? А режим валютного регулирования? Будут ли вводиться ограничения на отдельные валютные операции? Меняться соотношение в управлении между ЦБ и правительством? Если изменения останутся нелогичными для инвесторов, они сопрягаются с их политическими рисками. Читай – ничего инвестировать в такую страну они не будут.

- Будет ли меняться сегодняшний курс на либерализацию или нет? Будет ли происходить усиление госинститутов? Отменяться планы по приватизации? Может быть, усилится антизападная риторика, и это может коснуться участников рынка. Потенциальная возможность изменения курса либерализации вызывает беспокойство инвесторов. Они хотят видеть курс на либерализацию, на то, чтобы Россия придерживалась международных стандартов и конвенций. Вот чего ждут инвесторы. На этот вопрос четкого ответа нет. Есть решения в одну сторону, есть в другую. Есть усиление госвлияния и недостаток либерализации в отдельных отраслях, – «добил» Силуанова бывший министр финансов РФ.

Его преемник не мог не ответить на выпад своего бывшего шефа и заверил Кудрина, а затем и иностранных инвесторов, что «даже мысли о сворачивании реформ у правительства РФ нет, мы будем двигаться только вперед». Налогообложение будет стабильным. Изменений в неприятную для инвесторов сторону на валютном рынке не будет. А учитывая, что приватизация позволит снизить долю государства в экономике и увеличить конкуренцию, отказываться от нее также не собираются. «Все положительные завоевания будут наращиваться, могу вам гарантировать!»

НОВЫЕ УЧАСТНИКИ, СТАРЫЕ ВОПРОСЫ

Петербургский международный экономический форум, стартовавший сегодня, в этом году посвящен теме «Перспективы глобальной экономики — время решительных действий». Организаторы форума пытаются призвать международных инвесторов увидеть инвестиционный потенциал российской экономики, а представители российских властей в свою очередь как-нибудь заверить инвесторов, что РФ способна довести рост своей экономики до показателей, интересных инвесторам. Учитывая, что в этом году РФ председательствует в «Большой двадцатке», на форуме заявлены темы грядущего саммита. Это и стимулирование инвестиций для ускорения роста экономики, и управление госдолгом, и реформирование глобальной финансовой системы, развитие энергетических рынков и укрепление мировой торговли. Впрочем, если уж на чистоту, все те же темы обсуждались на ПМЭФ и в прошлом, и в позапрошлом году, разве что ежегодно переформулируются их названия. А в дискуссиях либо звучат опасения насчет возможного кризиса, либо аргументы, что кризис уже идет вовсю, или заверения – он только что закончился!

Свое участие в мероприятии подтвердили около 4 тыс. 400 человек из ключевых регионов мира: страны БРИКС, США, Европейский союз, Япония, Арабские Эмираты — всего 89 иностранных официальных делегаций. В их составе 36 вице-премьеров и министров иностранных дел. В качестве почетных гостей приглашены Германия и Нидерланды. Ожидается участие канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте.

На «Русский Давос» прибыли 190 глав крупнейших иностранных и 440 глав российских компаний. При этом 66 руководителей иностранных компаний и 24 руководителя российских компаний входят в рейтинги Forbes и Fortune. 

Сергей Афанасьев,
Казань - Санкт-Петербург