Самым важным свидетелем, допрошенным сегодня в Московском районном суде Казани, стал Валерий Незнакин – до 30 мая этого года генеральный директор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП). Эта компания владельца теплохода «Булгария». Именно КРП сдавало в аренду теплоход сначала ООО «Бриз», а то в свою очередь «АргоРечТур» – компании Светланы Инякиной.

Незнакин работал в «Камском речном пароходстве» (находится в Перми) в должности гендиректора с 2009 года. После трагедии с «Булгарией» следствие возбудило уголовное дело в отношении должностных лиц пароходства. Тогда владелец КРП Михаил Антонов спешно покинул Россию (вернувшись обратно только через год), а со следствием пришлось общаться Незнакину как первому лицу компании. В настоящее время, как пояснил Незнакин, он является директором ООО «Волна», которая зарегистрирована в Самаре, а сам живет в Перми. Как сообщает «Ъ», свой пост в КРП он покинул 30 мая, по одной из версий причина заключается в том, что он подписал договор КРП с компанией «Инфофлот» на аренду четырех теплоходов на невыгодных условиях.

«Меня уволил председатель совета директоров, и «золотой парашют» я не получил. Со мной до сих пор так и не рассчитались. Мы не сошлись с господином Антоновым по видению дальнейшей работы двух теплоходов в Санкт-Петербурге», – объяснил Незнакин, отвечая на вопрос судьи о причинах ухода.

460.jpg
Светлана Инякина – гендиректор компании «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария»)

В КАЗАНСКОЙ СУДОВОЙ КОМПАНИИ ИНЯКИНА ЗАНИМАЛАСЬ РЕМОНТОМ

Незнакин рассказал в суде об истории передачи теплохода казанской предпринимательнице Инякиной.

«10 июля мне позвонила Инякина, сказала, что на Волге затонул теплоход, мы срочно собрались в диспетчерской в Перми и подготовили все документы по теплоходу, – начал вспоминать события тех дней Незнакин. – С ними мы выехали в Казань и уже в четыре часа утра были в транспортной прокуратуре. Решение о сдаче в аренду принималось не мной единолично, а советом директоров «Камского речного пароходства». Мы купили этот пароход в 1963 году, до 2003 года он эксплуатировался в Перми различными турфирмами. На момент трагедии он был зарегистрирован за нами. Я сам поднимался на его борт. Технически он каждый год проходил осмотр, был в эстетически старом состоянии, но это состояние большинства теплоходов, которые сейчас плавают в России. Вообще на балансе находятся шесть пассажирских теплоходов».

По словам Незнакина, в 2003 году КРП по экономическим причинам отказалось от использования теплохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году он прошел доковый ремонт, и в 2007 году его вновь спустили на воду – появился новый арендатор.

«В то лето он вышел под названием «Украина» и курсировал преимущественно между Казанью и Самарой. Инякина появилась на теплоходе летом 2007 года – Светлана Григорьевна уже тогда зарезервировала часть мест на теплоходе, как турагент продавала туда путевки, – вспомнил Незнакин. – В следующем году Инякина уже попросила сдать в аренду ей этот теплоход, и мы заключили договор с «Казанской судовой компанией», где директором работал ее отец Григорий Плотников. Его дочь занималась ремонтом и различными организационными вопросами. По итогам той навигации Инякина осталась нам должна. До сих пор сумма висит – порядка 1 миллиона 700 рублей».

460.jpg

«УКРАИНУ» ПЕРЕИМЕНОВАЛИ В «БУЛГАРИЮ», ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГАТИВНОГО ШЛЕЙФА

Как вспомнил Незнакин, в 2010 году теплоход в аренду взяла московская фирма, которая решила поменять название теплохода с «Украины» на «Булгарию».

«Это не связано с политическими соображениями. Просто в предыдущую навигацию теплоход часто опаздывал, были нарекания со стороны туристов. Они таким образом хотели избавить теплоход от негативного шлейфа путем переименования», – сказал Незнакин.

«Предыдущий арендатор Руслан Ибрагимов погиб в авиакатастрофе, и таким образом теплоход остался без арендатора на навигацию 2011 года, – продолжил он (впрочем, адвокат Ивашова поправил, что Ибрагимов разбился на частном чешском самолете уже после крушенияавт.). - К этому моменту долг с Инякиной и Плотникова судебные приставы активно взыскивали, и Инякина предложила взять в аренду теплоход, чтобы покрыть предыдущие свои долги. Такое случалось часто – нам многие должны. Этот бизнес сезонный, тесно связан с погодными условиями. Цены на речные прогулки растут, так как дорожает топливо, а расценки на туристические путевки в Турцию падают».

Совет директоров, по словам Незнакина, знал о состоянии судна и оценивал его техническое состояние как исправное, а эстетическое состояние на три. По его мнению, основная причина гибели теплохода – неправильные действия экипажа и незадраенные иллюминаторы. Кроме того, судно должна была застраховать Инякина по договору субаренды, но, судя по всему, теплоход застраховать так и не удалось.

«Мы сдавали «Булгарию» ООО «Бриз», а те, в свою очередь, передали его в субаренду фирме Инякиной», – продолжал Незнакин.

«Мне непонятно, почему вы в эту схему включали ООО «Бриз»?» – поинтересовался гособвинитель Евгений Дикарев.

«Потому что учредителем ООО «Бриз» был Антонов – один из учредителей «Камского речного пароходства». Мы отдали Булгарию «Бриз» за 3 миллиона 125 тысяч рублей в год, но так как теплоход нуждался в ремонте двигателя, «Бриз» отдал его Инякиной за 1,5 миллиона. А она брала на себя затраты на ремонт».

«Только поэтому ООО «Бриз» отдало теплоход дешевле?» – с сомнением поинтересовался Дикарев.

«Только поэтому... Других желающих взять этот теплоход в аренду не было...»

Потом выяснилось, что Незнакин являлся не только директором «Камского речного пароходства», но и директором «Бриз», то есть фирмы были связаны между собой.

Тимергазиев.jpg
На скамье подсудимых начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазиев

ПУТАНИЦА С КРЕНОМ И 9 КЛАССОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня была также допрошена Эльза Калинина. У нее на теплоходе погибла двоюродная сестра, которая поехала в тур выходного дня в Булгар вместе с группой из 8 человек.

«Вечером мне позвонила старшая сестра и сказала, что на Волге затонул теплоход, на котором Танюша была. Я проверила эту информацию в интернете и сразу же поехала в речной порт».

Как выяснилось, погибшая Татьяна Калинина работала в должности заместителя директора Лаишевской птицефабрики. Когда Дикарев поинтересовался, хочет ли Калинина что либо сказать в адрес подсудимых, та, едва сдерживая слезы, выдавила из себя: «Нет».

Затем суд допросил ныне безработного Марселя Гафиятуллина, которого в суд пришлось доставлять при помощи судебных приставов.

«Почему в суд не приходите? У вас что, мания величия?» – поинтересовался судья Сергей Якунин у молодого человека. Но так и не получив внятного ответа, попросил приступить к допросу.

Гафиятуллин работал на «Булгарии» матросом и заявил, что подсудимый Рамиль Хаметов – старший помощник капитана – был его непосредственным начальником.

«Был ли у теплохода крен?» – поинтересовался Дикарев.

«Маленько, на левую сторону», – ответил свидетель и добавил, что его никогда не интересовала то, что теплоход ходит с креном. К слову, крен у теплохода имелся, но был на правую сторону.

Гособвинитель также спросил, в чьи обязанности входило закрывать иллюминаторы и производить учет пассажиров. Ответы Гафиятуллина были невнятными, выяснилось, что он имеет 9 классов образования и больше нигде не учился.

Поэтому было принято решение огласить показания, которые свидетель давал во время следствия. Трудовой договор с ним, как выяснилось, не заключали (хотя во время допроса матрос говорил обратное и даже рассказывал про трудовую книжку), на судне были поломки, часто отключали электроэнергию, экипаж теплохода часто употреблял спиртные напитки в любое время, потому что они были в свободном доступе в буфете. Сложно было поверить в то, что эти откровения рассказывал следователю член экипажа.

«Я тоже употреблял спиртное, но в день трагедии я не пил», – зачитал показания Гафиятуллина адвокат Роберт Халиуллин, представляющий в суде интересы подсудимого Якова Ивашова.

«Я такого не говорил!» – возмутился матрос и отказался отвечать на вопрос судьи, какие именно напитки употребляли матросы. В итоге Якунин объяснил, что определиться, какая версия показаний будет использована, можно во время прений.

Затем был допрошен еще один матрос – Рустем Купаров. Как и Гафиятуллин, он ныне безработный и живет в Камском Устье, которое потерпевшие язвительно между собой уже назвали «кузницей кадров», применительно к выжившим членам экипажа (большинство из них проживает именно там).

«Я устроился на теплоход через Марселя Гафиятуллина, – рассказал Купаров. – Когда мы отплыли от Булгар, ко мне в каюту зашел боцман и попросил помочь устранить протечку на верхней палубе, туда попадала дождевая вода. Когда мы поднимались, теплоход стал внезапно наполняться водой, мы стали спасаться».

Опрос свидетелей продолжится завтра.

Справка

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля 2011 года во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79. Крушение «Булгарии» стало крупнейшей катастрофой речного транспорта в современной истории России.

На скамье подсудимых по делу гибели судна гендиректор «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазиев, бывший главный госинспектор того же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Все подсудимые, кроме Семенова (он признал вину частично), свою вину не признали.