МОГЛИ ОПОЗДАТЬ НА ТЕПЛОХОД И СПАСТИСЬ, НО ВЗЯЛИ ТАКСИ

Напомним, потерпевшими по делу о крушении «Булгарии» признаны 184 человека. На данный момент опрошены 93. На скамье подсудимых – гендиректор «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазиев, бывший главный госинспектор того же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Все подсудимые, кроме Семенова, свою вину не признали.

1.jpg
 

Вчера первой дала показания потерпевшая Альбина Сибгатуллина. По ее словам, путевку приобретала ее двоюродная сестренка. Внешний вид теплохода оставлял желать лучшего, обслуживание отдыхающим тоже не понравилось. Вечером по палубе ходили нетрезвые члены экипажа.

- Судно изначально странно шло, все начали шутить, сравнивая «Булгарию» с «Титаником». Мы ехали в компании – сестра со своим женихом, у жениха был друг с женой, еще две коллеги сестренки и маленький ребенок. Из восьмерых спаслись только трое: я, жених моей сестренки и друг жениха.

После экскурсии в Болгар компания могла опоздать на теплоход. Но они взяли такси. Когда попали на теплоход, начался дождь. Из щелей пошла вода.

- Мы с сестренкой поднялись на первую палубу, там было машинное отделение. Начали бегать механики с ведрами, они выгребали воду. Мы спросили, что происходит. Они сказали, что все нормально. Судно начало кренить, и мы вспомнили, что в трюме остались друзья. Когда мы спустились вниз, воды уже было по колено.

Все вместе они побежали наверх. На первой палубе им преградили путь члены экипажа, которые требовали остаться, чтобы выровнять теплоход. Жених сестры потерпевшей растолкал экипаж, и все побежали наверх.

- Потом все стали сыпаться в воду. Я держалась за поручни, схватила сестренку. Она выскользнула. Ее волной унесло в коридорную зону. Я упала в воду. Когда я оказалась на поверхности воды, забралась на перевернутую шлюпку, где сидели члены экипажа, хотя они и не хотели помогать. У всех была истерика, каждый спасал сам себя. Когда я общалась с членами экипажа, они сказали, что не работали в этой сфере, что пришли подработать на каникулах.

И в самом деле, при вчерашнем допросе троих членов экипажа создалось впечатление, что они были случайными людьми на судне.

4.jpg
 

КАПИТАН ОТКАЗЫВАЛСЯ ИДТИ ИЗ БОЛГАРА В КАЗАНЬ

Потерпевший Вячеслав Колосов на «Булгарии» работал матросом. На судно он устроился за неделю до крушения через боцмана Сергея Лебедева. Как выяснилось во время допроса, младший брат Колосова встречался с дочерью Лебедева. У него были сомнения, стоит ли устраиваться на работу на теплоход.

- Я ведь не знаю, что там да как. Мне сказали, по ходу дела объяснят. Так я попал на теплоход.

Все документы для трудоустройства потерпевший сдал, но договор ему так и не предоставили. Зато был инструктаж по технике безопасности, который провел старпом Хаметов.

С момента трудоустройства потерпевший отработал на трех рейсах – в Пермь, Козловку и Болгар. Уже после круиза в Пермь двигатели нуждались в починке. Из Перми в Казань возвращались на вспомогательном двигателе. В Козловку, по словам потерпевшего, тоже ходили на вспомогательном двигателе.

- О том, что двигатель вышел из строя, я слышал от членов команды, – рассказал потерпевший. – Моторист Илья Шушков сказал, что двигатель полетел, идем на вспомогательном. Образно говоря, двигатель «показал кулак».

Кроме того, Колосов сразу заметил крен.

- Я спросил у боцмана: почему у теплохода крен? Он сказал, что это в пределах нормы. Я говорю: а почему так? Он говорит, потому что в одном баке есть бензин, а в другом – нет.

Когда нужно было возвращаться из Болгара в Казань, потерпевший слышал, как капитан судна Александр Островский, разговаривая по телефону, отказывался от этого. Однако теплоход все-таки отправился в обратный путь. Боцман сказал пройтись, закрыть все иллюминаторы. Но не все каюты были открыты, пассажиры могли отдыхать или обедать, соответственно, иллюминаторы в их каютах нельзя было закрыть. Также некоторые туристы могли ослушаться требования экипажа закрыть иллюминаторы – в тот день было очень душно. Так, по левому борту 27 иллюминаторов остались открытыми, по правому – 11.

В тот момент, когда судно поворачивало на 45 градусов налево, корабль наклонило сильным ветром на бок.

- Когда все началось, я побежал наверх, стал показывать, где есть жилеты. Они были либо в шкафу, либо под кроватью в каждой каюте. Когда я прибежал на центральную палубу, одна девушка сказала, что не умеет плавать. Я снял с себя жилет и отдал ей. Но она утонула.

Потоком воды с машинного отделения Колосова отнесло к трюму. Он выкарабкался, вдохнул воздуха, и какая-то железка ударила его по голове. Когда потерпевший тонул, его вытащила за волосы незнакомая девушка.

IMG_2840.jpg
 

«Я ЖЕ НЕ ЗНАЛ, ЧТО КОРАБЛИ ТАК БЫСТРО ТОНУТ»

26-летний Денис Тихомиров всего четыре-пять дней проработал на теплоходе электриком. До «Булгарии» он с приятелями трудился в лагере «Яльчик», но там мало платили, а Тихомиров хотел за лето накопить 30 тыс. рублей на учебу. Решили искать через центр занятости другую работу. Была вакансия повара на теплоходе «Булгария». Приятель Тихомирова как раз искал работу повара, но  когда позвонили по поводу трудоустройства, оказалось, что электрик тоже нужен. Молодые люди устроились на судно втроем, двое – поварами, один – электриком.

- Инякина посмотрела наши документы и приняла нас на работу, но трудового договора не было. На судне было два электрика, главным был Василий, я помощник у него. Если что-то случалось, меня Василий звал помочь. Если поступали заявки от пассажиров, я шел, делал.

На вопрос представителя Татарской транспортной прокуратуры Евгения Дикарева о состоянии судна, Тихомиров затруднился ответить.

- Как человек неплавающий не знаю, в каком состоянии был теплоход. Судно как судно, обычное железное судно.

То, что у теплохода был крен, потерпевший не заметил.

С капитаном он познакомился в первый рабочий день.

- Он посмотрел документы, сказал: посмотрим.

Тут вмешался судья:

- Все смотрят документы, но никто ничего не подписывает. Когда контракт подписывают, по-вашему?

- Тогда никто не имеет отношения к «Булгарии», по документам они там не работали. Зачем Хаметов тут сидит, он вообще там никто, – ответил на вопрос судьи адвокат Хаметова Гурами Горгеладзе.

- Когда поплыли, я был у себя в каюте, прилег, закрыл шторы, – продолжил Тихомиров. – Когда со стола начали падать стаканы, я вышел в коридор, смотрю, все бегают в жилетах, думаю, может, что случилось. Я же не знал, что корабли так быстро тонут. Зашел обратно в каюту, взял телефон, хотел позвонить Василию. Вышел в коридор, и тут корабль резко накренился. Я телефон в карман. В соседней каюте оставалась девушка, я к ней забежал, в этот момент уже все перевернулось, окошко было наверху, девушка осталась внизу, она кричала. Я ей говорю: все нормально будет, что вы кричите? Я ударил головой окно, оно разбилось. Потом очнулся, уже плаваю в воде. Девушка тоже спаслась.

3.jpg
 

ЗЕЛЕНЫЕ КОТЛЕТЫ «НЕПТУН»

Последним суд допросил повара «Булгарии» Василия Шулюмова. Он получил специальность «повар-кондитер» в ПУ-26. До «Булгарии» два года работал в ресторане «Афродита».

Его пришлось дожидаться. Для начала судья решил разобраться, почему Шулюмов так опоздал. Объясняя свое опоздание к началу процесса, Шулюмов сказал, что его не отпускал с работы начальник.

Судья: Как называется ваше место работы?

Шулюмов: Магазин «Рената».

Судья: Это ООО, ЧП, ИП?

Шулюмов: ООО.

Судья: Назовите адрес.

Шулюмов: На Халтурина, дом не знаю.

Судья: Как фамилия вашего начальника?

Шулюмов: Не знаю.

Судья: Хорошо, я узнаю. А вашему начальнику передайте, что он пытался препятствовать правосудию со всеми для себя неприятными последствиями. Я вашему начальнику обещаю большие неприятности.

Шулюмов рассказал, что устроился на судно через биржу труда. Он позвонил по указанному в объявлении номеру, поговорил с мужем Инякиной. Они посмотрели документы, обещали договор, но так и не дали. Вместе с потерпевшим на теплоход устроилась его девушка, ее маму суд выслушал ранее.

В обязанности потерпевшего, по его словам, входило приготовление пищи на 100 - 150 человек. Всего было 4 - 5 поваров. До Болгара Шулюмов отработал только на одном рейсе, в Зеленый дол.

- Когда теплоход отправился в Казань, начался шторм, плиты стали кататься, полетели кастрюли, одну женщину, она работала корейщицей, придавило плитой, – вспомнил Шулюмов. – По технике безопасности они должны быть прикреплены к полу. Ждали, думали, все успокоится, потом стало заливать водой. Мы вылезли в окно.

В этот момент девушка потерпевшего была в каюте, за ней побежал какой-то мальчишка, но она почему-то не пошла с ним.

Еще на прежних судебных заседаниях выяснилось, что к еде на теплоходе было много вопросов, их и адресовали повару.

Якунин спросил, почему пассажиры не могли есть стряпню поваров «Булгарии». Шулюмов ответил, что не знает причин, ведь никто не жаловался.

Одна из потерпевших спросила, что готовили на ужин 9 числа. Не было ли в меню зеленых котлет «Нептун», которые так и назывались в меню. Шулюмов ответил, что в этот день на ужин был гуляш.

Он рассказал, что для приготовления еды повара использовали бутилированную воду, а мыли посуду забортной водой.