Форум «кирпичников» в Верхнеуслонском районе, прошедший на минувшей неделе, собрал основных игроков рынка керамики – это компания «Победа ЛСР», Рябовский завод (Санкт-Петербург), Норский керамический завод (Ярославская область), «Винербергер Кирпич» и другие. Всего набралось более 30 участников, в том числе иностранных – приехали представители испанской компании «Тальерес Фелипе Вердес», производящих оборудование для кирпичных заводов.

По оценкам Альмира Салахова – известного ученого, одного из ведущих в Татарстане экспертов по керамике, форум впервые собирает на заводской площадке не только технологов и производственников, но и ученых, и бизнесменов. Сейчас объем производства керамики, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны производителей других материалов, нарастает как в России, так и в Татарстане. Но отрасли есть куда расти – несмотря на то что 23 завода в Татарстане в 2012 году выпустили более 416 млн. штук условного кирпича (и каждый десятый кирпич – на заводе «Ключищинская керамика»), сохраняется и определенная доля кирпича, ввозимого в республику.

- Достаточно длительное время мы завозили кирпич в республику – до 200 миллионов штук в год, – оценил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объемы поставок Салахов. – Сейчас таких объемов, естественно, нет – для строительства кирпич почти не везут. Однако если, к примеру, взять клинкерный кирпич, его завозят из Польши и Германии. Пока такой кирпич мы не выпускаем, но ведутся опытные и экспериментальные работы на базе федерального и строительного университетов.

В целом перед учеными сейчас стоит задача снижения энергоемкости керамического производства, расширение ассортимента выпуска, ведь из керамики можно построить полностью весь дом. Кирпичные стены и черепичная крыша, керамические трубы и плитка при разнообразии цветовой гаммы современной керамики – не проблема. Главное, что удалось сделать, – это решить вопрос с энергоэффективностью строительной керамики.

- В СССР достаточно мало уделяли внимания проблемам энергосбережения, было такое представление о «бесплатной энергии», – добавил Салахов. – Мы сегодня умеем делать эффективные теплоизоляционные материалы, обходясь без каких-либо других, ведь керамика обладает и прочностными, и теплосберегающими характеристиками одновременно.

40014.jpg
Генеральный директор компании «Фон» Анатолий Ливада

Напомним, что весной за разработку стеновых керамических энергоэффективных изделий, инновационных технологий и широкое внедрение их в практику массового строительства коллективу ученых и предпринимателей была присуждена государственная премия РФ. И четыре автора этого коллектива – Салахов, директор ассоциации производителей керамических стеновых материалов (АПКСМ) Владислав Геращенко, генеральный директор компании «Фон» Анатолий Ливада и генеральный директор ВНИИСТРОМ им. Будникова Геннадий Ашмарин – стали участниками форума.

РЫНОК РАСТЕТ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ УСПЕВАЮТ ЗА СПРОСОМ

Как оказалось, в прошлом году рынок производства керамического кирпича вырос, и рост этот продолжается.

- По 2012 году был рост – достаточно приятный – 9,7 процента, это радует, – отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Геращенко. – 2013 год на сегодняшний день – первое полугодие чуть выше аналогичного периода прошлого года. Заводы порой не успевают производить кирпичи – начался строительный сезон, и стройфирмы выстроились в очередь у отделов продаж.

Конкуренция на рынке достаточно серьезная, но, по оценкам Геращенко, керамический кирпич всегда найдет покупателя, ценящего надежность собственного дома.

- «Мы стары телом, как Софи Лорен, но молоды лицом, как Мадонна», – сказал как-то один из моих коллег, – продолжает Геращенко. - Кирпич веками зарекомендовал себя как материал для комфортного проживания, ни один другой материал не изучен и не предсказуем так, как керамика. И мы сегодня не стоим на месте – друзья-партнеры, двигающиеся «по стене», не дают расслабляться. Мы ищем и новые формы – «раскрутились» крупноформатные блоки. Появилась широчайшая цветовая гамма лицевого кирпича – тут вам и «шоколад», и «гляссе», и «солома», и «персик», и «терракот»…

2.jpg
 

Поделился он и впечатлениями о Казани – керамика в столице Татарстана стала применяться довольно широко, и, допустим, та же Деревня Универсиады сложена из кирпича, произведенного в том числе на заводе «Ключищинская керамика».

- В общем, Казань – керамическая держава, – подытожил Геращенко. – Мне очень понравились те изменения, которые происходят в Казани, – процветает город, такое внимание спорту, культуре, театрам, школам, университетам. Есть прогресс, есть будущее.

Своими впечатлениями о столице Татарстана поделилась и Лилианна Иванкина – представитель Норского кирпичного завода из Ярославской области: «Меня поразила красота Казанского Кремля и Казани в целом, видно, что город активно развивается. Конечно, в период масштабного строительства перед Универсиадой многие здания пока скрыты от глаз, но уже скоро город предстанет во всей своей красе».

9.jpg
Директор ассоциации производителей керамических стеновых материалов Владислав Геращенко

«МЫ СЕГОДНЯ ЖАЛЕЕМ, ЧТО НЕ ПОСТРОИЛИ ЗАВОД БОЛЬШЕЙ МОЩНОСТИ…»

Складская территория «Ключищинской керамики» оказалась практически полупустой. Завод работает, выпекая кирпичи, которые расхватывают не хуже, чем горячие пирожки в базарный день. Ливада даже пожалел, что построил завод недостаточно большой мощности – производство оказалось очень рентабельным.

- Мы сегодня жалеем, что построили его производительностью 60 миллион единиц кирпича в год. Надо было – 90 миллионов, – поделился бизнесмен с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – 40 процентов кирпича уходит на стройплощадки группы компании «Фон». Строим и высотные дома, и коттеджи до трех этажей. Наша задача – не производить кирпич, а производить дома. Экологически чистые, с хорошими показателями, и именно дома. Мы не видим кирпич как производство – мы видим жилье, построенное из него. Кирпич – это средство, а цель – дома для жизни. Все, наконец, понимают, что навесные фасады – это обман, ведь частник как строил из кирпича, так и продолжает строить. Мы не применяем трехслойных конструкций – только кирпич. Это прочно, надежно, экологично и экономично за счет того, что эти дома получаются с высокой эффективностью энергосбережения.

Любой дом дышит, и чистота его дыхания зависит от применяемых материалов. Дерево и керамика – это экологическая чистота любого дома. Эти материалы охраняют человека от развития большого числа заболеваний, от астмы и аллергии до раковых болезней, отметил Ливада. И сегодня стоит вопрос о выделении госгарантий для строительства по всей России от 5 до 10 заводов, подобных «Ключищинской керамике», потому что татарстанской науке и производственникам на государственном уровне удалось доказать экологичность, энергоэффективность и экономичность строительства из кирпича.

8.jpg
 

Рядом с существующим корпусом завода группа компаний «Фон» намерена построить еще один завод – на 30 млн. штук условного кирпича – благо что глины предприятию хватит на ближайшие лет 60. Кирпич продается в основном в Татарстане, но среди клиентов – Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Ульяновск, Самара и даже Москва, Сочи. В Татарстане два десятка заводов по производству керамического кирпича, однако они не мешают друг другу – рынок способен поглотить куда больший объем. Согласно исследованиям, четверть рынка в России закрывается импортными поставками – в основном это Китай, Корея, Беларусь, но есть и немецкий, финский кирпич. И зачастую товар из Западной Европы – клинкерный кирпич премиум-класса, который предстоит освоить и нашим кирпичникам.

- Если посмотреть спектр мирового производства – он огромен, – добавил Ливада. – Сегодня российская промышленность делает лишь 5 - 7 процентов от того, что можно делать из глины. Мы практически ничего не делаем – на уровне первобытном, сделали хороший кирпич и все. Но перспективы огромны: черепица, трубы, плитка – все, что нужно для стройки, можно делать здесь.

ХВОСТЫ КАЛЬМАРОВ И КЛЮЧИЩИНСКИЙ РАЗРЕЗ

Кирпичное производство далеко от химии и нанотехнологий, но очень зависимо от сырья. Привыкшие к красному цвету обожженной глины покупатели порой удивляются тому широкому предложению, которое сегодня делают керамические заводы.

Цвет лицевого кирпича формирует прежде всего глина. Оттенки – от светло-соломенного до персиково-красного.

- Светложгущуюся глину мы используем по совету ученых, – увлеченно рассказывал участникам форума начальник карьера предприятия Жамиль Шайхутдинов. – Она очень пластичная, содержание глинистых частиц в ней вдвое выше, улучшаются обжиговые свойства, кирпич не трескается. А самое главное – надежно держит марку М-150. И цвет вот эти карбонаты дают нам нежный персиковый либо светло-соломенный, что нравится покупателям. Да вы посмотрите, – выгребая из карманов какие-то острые, отливающие перламутром и похожие на пули предметы, с жаром продолжает Шайхутдинов. – Возьмите на память! Это же меловый период, 150 миллионов лет назад – здесь было море, и окаменелые хвосты вот тех кальмаров, которые когда-то были позвоночными, мы до сих пор находим в толще глин!

4.jpg
 

В лаборатории предприятия участникам форума показали завод в миниатюре – специалисты здесь обжигают брусочки-кирпичики, подвергая их различным анализам. И затем выдают заключение – годится ли партия сырья для производства кирпича, какой марки он получится (завод выпускает марки М-125 – М-150) и получился ли в итоге тот кирпич, какой запланировали технологи.

КОМПАНИЯ «ФОН» – ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА» ДЛЯ ИСПАНЦЕВ В ТАТАРСТАНЕ

Оборудование для строительства завода, в части глиноподготовки, поставляла испанская компания Talleres Felipe Verdes – в России уже около двух десятков заводов, построенных этой компанией. В Ключищи представители фирмы приехали, чтобы проконтролировать, как работает оборудование, оценить потребность в запчастях и дать рекомендации по эксплуатации.

- Компания «Фон» – «первая ласточка» в Татарстане, сейчас мы ведем строительство 60-миллионного мамадышского кирпичного завода, – рассказал генеральный директор компании Карлос Горчис (Carlos Gorchs). – Мы сейчас наблюдаем бум активности заказчиков из России – есть достаточно много инвесторов, никогда не занимавшихся кирпичом, либо компаний, модернизирующих свое производство. На самом деле сейчас мы видим в России перспективный рынок на ближайшие пять лет.

6.jpg
Директор завода «Ключищинская керамика» Ильгиз Вагизов (справа)

Директор завода «Ключищинская керамика» Ильгиз Вагизов подтвердил надежность сотрудничества с испанской фирмой.

- Как представитель завода, который много лет работает с компанией, хочу отметить надежность партнерских отношений, – заявил Вагизов. – Компания всегда выполняет договорные обязательства, с пониманием относится к возникающим проблемам и быстро принимает все меры к устранению любых поломок оборудования. Вне всякого сомнения, это та фирма, через которую мы прорубили окно в Европу, – добавил директор, намекая на европейское качество производимого кирпича.

СДЕЛАТЬ ГОРОД ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫМ

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» участники конференции отметили, что сегодня керамический кирпич для строительства жилья по-прежнему остается престижным материалом. Это своего рода VIP-стройматериал, позволяющий добиться архитектурной красоты объекта в сочетании с долговечностью, надежностью и экономичной эксплуатацией.

Генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» Петер Хенниг отметил, что производимый в Татарстане продукт будет и далее очень востребованным.

- Сохранение аутентичного облика города невозможно без кирпичного продукта, – рассказал Хенниг. – Есть и интерес со стороны правительства республики, рынок в Татарстане можно оценить как перспективный.

Оценивая конкуренцию, Хенниг отметил, что позиции керамического кирпича в последние годы показывают устойчивый рост. Специфика «Винербергер» – производство крупноформатных поризованных блоков, мощность завода в Куркачах – до 160 млн. условного кирпича в год, до 2/3 продукции реализуется в Татарстане. 

- Наличие конкуренции не говорит о том, что другой материал хуже или лучше: так и должно быть на рынке, – объяснил он. – Бетон, силикат, другие стройматериалы тоже занимают определенную нишу на рынке. Но в последние годы керамика, скажем, не только сохранила свои позиции, но и слегка увеличила. А если мы увеличили, значит кто-то «пострадал».

- На мой взгляд, необходимо на уровне городских властей запретить применение каких бы то ни было других стройматериалов в центре города, – с ходу заявил Виталий Логинов, руководитель проектной мастерской «ВЕЛП». – У нас в ходу вентфасады, но тот же керамогранит не обладает антивандальной устойчивостью, фасад теряет защитные свойства. Кирпич же дает архитектору свободу творчества – пластика фасадов должна быть, а не квадраты 60 на 60 сантиметров! Сандрики, выделение балконов, дверных и оконных проемов, фигурная кладка – все это может сделать центр города по-настоящему живым.

Ну а там, где нет возможности применить лицевой кирпич, можно использовать штукатурку, традиционно применявшуюся в строительстве старинных улиц Казани.

- Самое главное – пластика фасадов, иначе мы не сможем показать всему миру индивидуальность своего города, – подчеркнул Логинов. – Тем более что нам любой оттенок могут сделать на этом заводе – любой! А то, что мы строим из нанотехнологий, – это же, по сути, реклама. В России, да и во всем мире веками строят из кирпича. И богатые люди недаром разбирают старые здания, выкладывая себе из этого старинного кирпича камины, внутренние перегородки дома… Это же неспроста.

Как считает архитектор, нет ничего плохого в том, что экс-министр строительства РТ Марат Хуснуллин запретил в свое время применение силикатного кирпича в центре Казани. Точно такая же участь должна постигнуть и другие материалы – пусть они останутся в других районах города, но исторический центр Казани должен быть историческим во всем. 

3.jpg
 

Справка

Завод «Ключищинская керамика» (филиал ЗАО «Фон») открылся 25 ноября 2008 года в Верхнеуслонском районе Татарстана. Автоматизация техпроцессов позволяет выпускать до 60 млн. штук условного кирпича в год. Изделия применяются как в многоэтажном, так и в индивидуальном жилищном строительстве, кирпич имеет точные геометрические размеры и улучшенный внешний вид. В 2012 году каждый десятый кирпич, произведенный в Татарстане, выпущен этой компанией. Цветовая гамма представлена тремя наиболее востребованными оттенками – желтый («солома»), коричневый («шоколад»), и красный («персик»).