IMG_0469.jpg
 

«МОЙ ПРАДЕД В 9-М ПОКОЛЕНИИ ОСНОВАЛ ДЕРЕВНЮ АРЫ» 

- Нуржиган, расскажите о себе.

- Я родилась в Казани в 1972 году, окончила филфак КГУ по специальности «русский язык и литература». Проработала учителем порядка 15 лет. Затем меня, как специалиста по языкам, пригласили в отдел по делам национальностей мэрии Казани, и я принимала участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия города. Мы вели большую работу с татарскими диаспорами по всей стране, а в Казани проводили различные конкурсы и фестивали.

Потом меня пригласили работать в компанию «Африка», которая продавала в том числе и бутилированную воду. Как-то очень быстро я стала владелицей этого направления, а позже пришла и в сельское хозяйство.

- Почему вдруг вы, городская жительница, пошли в сельское хозяйство?

- Объяснение этому – в истории нашей семьи… Во времена похода Ивана Грозного на Казань мой прадед в 9-м поколении Ибрагим-бабай увел свою семью в леса Атнинского района и основал там деревню Ары (Дальняя). Построили мечеть и медресе. В деревне проживало от полутора до трех тысяч человек. К сожалению, на сегодняшний день в ней осталось всего человек 300.

«РОМАНТИЧЕСКИЕ МЕЧТАНИЯ БЫЛИ ОПРОВЕРГНУТЫ РЕАЛЬНОСТЬЮ» 

- И вы решили возродить родную деревню?

- Имела такую неосторожность… Очень много препятствий! Многие мои романтические мечтания были опровергнуты реальностью, которая оказалась жестокой.

- А почему вы вдруг вспомнили о своей деревне?

- Я увидела вещий сон, в котором мой дед сказал: «Нуржиган, сохрани мои книги». Я хватаю эти книги, а земля под ними рушится! Но я понимаю, что я их спасла, – небо было безоблачным, светило солнце… Кстати, дед прошел три войны – Первую мировую, Финскую и Великую Отечественную, дошел до Берлина. Он был муллой в 9-м поколении, поэтому два раза был репрессирован – валил лес под Иркутском. К сожалению, я его не видела – он умер незадолго до моего рождения.

Я много думала, к чему мне приснился такой сон, ведь я учитель русского языка… И так получилось, что в связи с введением татарского языка в школьные программы мне предложили работать учителем татарского языка. Я была городским жителем, поэтому пришлось самой основательно изучить татарский язык и литературу. Подумала, может быть, это имел в виду мой дед? Нет! Но я прошла этот этап. Тогда я подумала, может, дед говорил о родовой деревне? Как раз началась реализация программы поддержки начинающих предпринимателей «Лизинг-грант».

- В каком году это было?

- В 2009 году. Я приехала в родную деревню.

«СЛОВО «ПРИБЫЛЬ» ДЛЯ НАС НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!» 

- Родственники там были в то время?

- Нет, к тому времени моя тетя, которая оставалась последней из родных в этой деревне, умерла. Я не могла допустить, чтобы «родовое гнездо» исчезло! Убедила жителей деревни участвовать в программах поддержки предпринимательства, помогла им написать бизнес-план. Организовала и возглавила сельхозкооператив «Алтын каз» («Золотой гусь»), в котором сейчас номинально числится человек 50. Начали со сбора молока у населения Атнинского района и республики Марий Эл – охватили порядка 15 - 20 деревень.

IMG_0478.jpg
 

- Успешно?

- Слово «прибыль» для нас не существовало! Мы работали за 50 копеек с литра молока, чтобы покрывать свои расходы на бензин, на выплаты по кредитам.

- Куда сдавали молоко?

- Сдавали и в молочные комбинаты в Звенигово и Калинино, предпринимателям-перекупщикам. Я всегда искала оптимальную цену, чтобы люди работали не зря, чтобы чувствовали выгоду от того, что держат коров, увеличивают их поголовье в своем хозяйстве.

- Поголовье увеличилось?

- За год – процентов на 70: если было 50 коров, то стало порядка 80. И мы постепенно и географию сбыта молока расширяли, и осваивали новые направления работы. За свой счет я провела и газ, и электричество. Через министерство сельского хозяйства добилась, чтобы провели дорогу прямо до нашего участка.

«АТНИНСКИЙ РАЙОН – ЭТО «ЗАПОВЕДНИК» СОЦИАЛИЗМА» 

- У вас была своя земля?

- Я смогла оформить в собственность пай земли в пять гектаров, который остался от моей тети. А вообще в Атнинском районе все очень сложно оформлять даже тем людям, которые там прожили всю свою жизнь. Тяжело быть фермером в этом районе!

- Почему?

- Это очень специфический район… Я и на съезде фермеров говорила, что Атнинский район – это «заповедник» социализма с элементами сталинизма – такое там руководство... Мне даже кажется, что руководство республики использует этот район как экспериментальную площадку, на которой сохранился социалистический строй в виде колхозов, потому что другой формы собственности, как таковой, там нет. Я ходила на прием к главе района и спрашивала, почему деревня доведена до такого плачевного состояния? Я считаю, если руководитель 25 лет возглавляет район, он персонально отвечает за развитие всей этой территории. В деревнях активного населения уже не остается!

И когда на эту территорию приходят работать со стороны, он, наверное, должен создать условия. Мы же денег у него не просим! И те «галочки», которые я зарабатываю, идут и в копилку руководителя района, ведь его работу оценивают, в том числе и по количеству предпринимателей и фермеров.

«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ПРАВДА У ТЕХ, КТО БОЛЬШЕ ПЛАТИТ» 

- Председателю Арбитражного суда РТ Николаю Новикову вы задали вопрос о коррупции, указав номер своего собственного дела, которое рассматривалось в этом суде. С кем вы судились?

- Когда я в 2009 году приехала в деревню, было «чистое поле». Я обратилась в комитет по развитию предпринимательства, в министерство сельского хозяйства, в ассоциацию фермеров РТ, в профсоюз предпринимателей… По программе «Лизинг-грант» мы выиграли несколько грантов, в том числе один миллион рублей на мини-цех по переработке молока в Атнинском районе: пастеризация, розлив в бутылки и укупорка. Для реализации проекта мы подготовили техническую площадку – провели воду, свет, дорогу.

В 2010 году приобрели цех у НПП «Автомаш Владимир». Оплатили им цех в апреле, в течение месяца нам его должны были поставить и собрать. Но оборудование нам привезли только 19 ноября – практически уже на снег. И до августа 2011 года от производителя никто не приехал, чтобы собрать оборудование и запустить его. По договору они также должны были научить наших людей работать в этом цеху. До сегодняшнего дня оборудование поставщиком не протестировано и не подключено.

- Судились с НПП «Автомаш Владимир»?

- Да. Процесс оказался не из приятных. Мы были обманутой стороной и были уверены, что правда с нами, но оказалось, что правда у тех, кто больше платит. И мы заподозрили судью в необъективности. Мы даже подали иск об отводе судьи, но нам отказали.

- В чем проявлялась необъективность судьи?

- Мы, например, просили о привлечении в качестве свидетелей ряда лиц, но нам даже не ответили – и не отказали, и не разрешили. Мы просили провести экспертизу этого цеха, поскольку у нас есть разногласия даже по документации: был заказан один комплект оборудования, поставлен второй, а по техническим документам у них фигурирует третий.

Неоднократно мы обращали внимание судьи, что приложенные к договору акты ввода оборудования в эксплуатацию не подписаны, что работы по монтажу цеха поставщиком не выполнены. Очень много вопросов, на которые судья просто закрыл глаза.

А представитель ответчика после судебного заседания постоянно задерживался один на один с судьей – доходило до получаса. Что они там обсуждали? Кстати, при прослушивании аудиозаписей наших заседаний обнаружили, что судьей не всегда велась эта запись, отсутствуют целые «куски» выступлений, о чем мы также проинформировали АС РТ. Конечно, у нас возникли подозрения!

«НЕТ, Я НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ!»

- Суд вы проиграли?

- Да, причем, формулировка судебного решения была настолько непрофессиональной, что просто оскорбительно. И мы в мае 2013 года подали апелляцию в Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд. Надеюсь, что наше дело рассмотрят в ближайшее время. К сожалению, вместо того, чтобы развиваться дальше, нам приходится судиться, разбираться со своими должниками…

- Не жалеете, что ввязались в сельхозпредпринимательство?

- Вы знаете, это тоже опыт. Я никогда бы не узнала столько людей, сколько знаю сейчас. Нет, я ни о чем не жалею!

- Вы все-таки считаете, что дедушка в вашем сне просил вас о возрождении родовой деревни?

- Может быть, еще должна быть какая-то духовная практика с моей стороны. Все еще впереди – я буду искать. А в делах я пока взяла «тайм аут» – родила третьего ребенка…

«ПРЕДЛАГАЮ ОРГАНИЗОВАТЬ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ФЕРМЕРА»

- Как часто читаете газету «БИЗНЕС Online» и что вас привлекает на ее страницах?

- Я довольно часто просматривают информацию в сети интернет – отслеживаю все достижения коллег, чтобы перенять их опыт. У вас читаю публикации уважаемого фермера Мурата Сиразина. У него всегда есть свое мнение!

- У вас есть пожелания нашей газете?

- Предлагаю вашей газете организовать ежегодный конкурс на лучшего фермера, потому что это действительно очень честный и тяжелый труд, он заслуживает особого внимания и поддержки. На наших съездах часто говорят об успехах предпринимателей, так почему бы через вашу газету не рассказать об успешном опыте? Предпринимательство в сельском хозяйстве очень маленькое, и его нужно поддержать!

- Ваше предложение принято. Успехов вам во всех ваших начинаниях!