IMG_5915.jpg
 

СОВЕТСКИЕ «ПОТУГИ» И «СМАРТ СИТИ» В ПОМОЩЬ

Вчера в Казани стартовала XII двухдневная международная научно-практическая конференция «Технологии инновационного здравоохранения» (ТИЗ), организованная казанской IT-компанией «Корпоративные информационные рутины». Она проходила в «Гранд отеле Казань». По словам организаторов, узнать об информатизации здравоохранения приехали около 400 участников из 61 региона, 10 стран (Украина, Германия, Чехия, Таджикистан, Узбекистан и т.д.).

Айрат Фаррахов – министр здравоохранения РТ, участвовавший в открытии, признал, что, несмотря на строительство суперцентров и открытие современных больниц, движение в области информатизации пока идет медленно. «Я оцениваю это как проблему номер один. Если не сможем внедрить доступные средства для документооборота повсеместно, будем отставать все больше и больше», – сообщил он. Глава АИР РТ Линар Якупов напомнил о реализуемом в республике проекте «СМАРТ Сити», сообщив, что одним из главных кластеров в «умном городе» будет здравоохранение.

IMG_5916.jpg
 

Пленарное заседание собрало самых разных спикеров из разных стран, однако все они сходились на одном – необходимости больше внимания уделять информатизации. Так, по словам Татьяны Зарубиной – завкафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова из Москвы, уже в середине 70-х годов в России была попытка интегрирования усилий в области здравоохранения между государством и организациями. Тогда был создан совет по медицинской кибернетике, информационные вычислительные центры. «Новейшая история началась в 2008 году. В прошлом году был создан экспертный совет минздрава, в нем – 6 рабочих групп. На сегодня большинство медучреждений в стране имеют минимальный уровень информатизации, а ведь нужно постоянное сопровождение, информационная подпитка», – рассказала она. Перспективными спикер назвала разработки порталов для врачей, создание информационной среды.

РЕНТГЕН ПО ПОЧТЕ

Говоря о приоритетных задачах, Зарубина перечислила разработку общероссийских медицинских справочников, справочников-номенклатур, национального стандарта по электронной медицинской карте. Михаил Шифрин – руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии РАМН им. Бурденко, говоря об информатизации, отметил, что сначала в стране нужно решать технологические задачи, а потом – организационные и психологические.

IMG_5918.jpg
 

Стефан Шмидт – проектный менеджер Medical Valley из Баварии, уточнил, что успешность медицинского проекта можно оценить по количеству патентных заявок. По его словам, надо обращать внимание на два элемента: повышение качества продуктов и услуг и снижение уровня затрат, стоимости проекта, а также на обмен информацией между крупными медучреждениями.

Ряд спикеров на конференции коснулись такого тренда, как удаленная медицина. Например, по словам Аиды Коростелевой из правительства Республики Саха (Якутия), к дистанционной врачебной консультации пришли по простой причине: в больнице есть аппарат рентгена, но нет специалиста, который бы описал его. Решением стал пилотный проект сотрудничества с Татарстаном. «Вечером мы отправляем рентгеновские снимки татарстанским врачам, а утром благодаря часовой разнице получаем результат. Благодаря этому у нас увеличилось количество исследований», – рассказала спикер. В кулуарах конференции участники подтверждали эффективность такого сотрудничества, приводя в пример США, из больниц которых снимки нередко отправляются в Индию.

ФОТО РОДИНКИ

Резонансным для аудитории оказалось выступление Ольги Богомолец – главного врача Института дерматологии и косметологии (Киев), рассказавшей о дистанционной диагностике опухолей кожи. Рассказав сначала о возможности снижения смертности от онкологических заболеваний, спикер сообщила, как можно оказать медицинскую помощь населению в условиях экономического кризиса в стране, недостатка финансирования здравоохранения и т.д.

- Единственный рецепт – технологии инновационного здравоохранения. Например, в Украине с 2009 года проводится День меланомы. За это время созданы информационные сайты, где пациенты могут провести первичную диагностику. Люди боятся болеть, потому что им негде и не у кого лечиться и платить придется самим, а не за счет государства, – сообщила она.

По ее словам, сегодня можно отправить фотографию своей родинки врачу для первичной диагностики рака кожи и таким образом предупредить смертельную болезнь. 

ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАТУРА – ЭТО ЕЩЕ НЕ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНА

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у участников конференции, какие проблемы сегодня актуальны в информатизации здравоохранения, на что нужно обратить внимание и когда медицина станет автоматизированной.

IMG_5917.jpg
 

Рустам Сунгатов – генеральный директор компании «Корпоративные информационные рутины»:

- Для начала нужно поставить вопрос: зачем нужно все автоматизировать? Это нужно для населения, поэтому врачи должны приспосабливаться, чтобы принести максимум пользы. Население не нуждается в автоматизации, оно нуждается в качественном и, главное, в доступном лечении. Автоматизация без глубоко продуманной концепции – это просто профанация. Вот, например, объявили электронную регистратуру и гордятся количеством записей. А разве от этого лечение стало лучше? Для того, чтобы электронная регистратура заработала на полную мощь, надо, чтобы врач одновременно с пришедшим по электронной записи пациентом одновременно получил его электронную медицинскую карту, получил возможность направить к узкому специалисту на дополнительное обследование и мгновенно посмотреть результат. Это большая комплексная задача, которая по силам только государству.

Сегодня делается очень много разработок по информатизации здравоохранения. Сейчас насчитывается уже 15 тысяч прикладных программ для мобильного здравоохранения, то есть когда человек снабжается каким-то гаджетом, устройством, которое автономно его обследует и передает данные в центр. Но разве это что-то изменило? Это пока хаотические попытки, поиски каких-либо разовых и быстрых решений. Но быстрого решения не будет, разового тоже. Должна быть стройная концепция, но надо отметить, что сегодня меняется здравоохранение, меняется парадигма. От искусства, божьего дара и интуиции мы приходим к индустриальному здравоохранению, когда будет становиться измеряемым продукт здравоохранения, его качество и стоимость реализации.

IMG_5920.jpg
 

Сергей Исаенко – технический директор центра информационных технологий Damu (Казахстан):

- Мы приезжаем на эту конференцию уже третий год, но, к сожалению, в этом году не выступали с докладами. В Казахстане существует своя программа по развитию здравоохранения, поэтому мы приезжаем, чтобы посмотреть, что нового происходит в России.

Что касается тематики этого года, то видно, что очень много внимания уделяется именно вопросам телемедицины – оказанию удаленных медицинских услуг. У нас в Казахстане это также является сегодня одним из приоритетов.

Важен вопрос, какого уровня информатизации хочет достигнуть медицина. Абсолютно все автоматизировать нельзя. Нужно найти какой-то приемлемый уровень автоматизации, который будет подъемен по деньгам, удобен как для пациентов, так и для врачей, а также для органа, который управляет здравоохранением. Чтобы достичь такого уровня, многого не нужно. Думаю, в течение года-двух можно прийти к полной автоматизации в здравоохранении.

МЫ ОТСТАЕМ И МОЖЕМ ПОДСМАТРИВАТЬ

Рустэм Хайретдинов – руководитель и учредитель Appercut Security (Москва):

- Я больше не из медицины, я занимаюсь защитой данных. В медицине все системы безопасности – самописные, то есть программисты садятся и что-то пишут, а это никто не проверяет, потому что проверяют только функционал. При этом есть персональные данные, медицинские данные, в документах могут храниться какие-то финансовые транзакции, банковская тайна. Поэтому ни одна медицинская система не идет без сопровождения безопасности.

Я всегда больше рассматривал безопасность данных, но не рассматривал такого концептуального подхода, как здесь. На самом деле, все сегодня находятся в ожидании огромного рывка от медицины лечащей к медицине предупреждающей. Например, доклад спикеры из Украины взорвал мозг: не нужно никаких сложных вещей, можно просто сфотографировать родинку и отправить фото специалисту. То есть технология есть, и нужен теперь какой-то толчок, который бы мотивировал врачей предупреждать болезни. Сегодня чем больше врач лечит, тем больше ему платят. Значит, ему неинтересно поставить диагноз и спасти человека, а нужно подождать три года, когда у него будет рак, и можно будет лечить его за миллион долларов. Технологически мы готовы, а идеологически пока нет. Было бы отлично, если бы человек прикладывал свой iPhone к пульсу, и данные отправлялись специалисту. Можно было бы платить за такую подписку 2 тысячи рублей в год, быть здоровым и время от времени получать SMS с напоминанием о визите к врачу. Наша задача – чтобы кто-то это не взломал и не использовал.

IMG_5921.jpg
 

Чем хороша Россия? Она все время отстает и может подсматривать какие-то идеи в других странах. У американцев такого технологического перехода, о котором я говорю, не случилось, потому что и у Google, и у Microsoft были свои персональные проекты по медицине. Можно было вести свою медкарточку в «облаке», выбирать врачей. Вообще, в США рынок страховой медицины – самый большой в мире, он больше, чем рынок нефти, измеряется триллионами. Но тем не менее под давлением медицинского лобби, которое заинтересовано лечить тяжелые болезни, а не предупреждать их, проекты там были закрыты. Здесь вопрос огромных денег, и они могут быть потрачены на разные цели. Возможно, законодатели будут беспокоиться о том, что персональные данные куда-то утекут. Но если от этого зависит мое здоровье, то я сам готов публиковать свои данные. При этом наши регуляторы сейчас закручивают гайки, регулируют утечку данных за границу.