IMG_5010.jpg
Депутат Казгордумы Ильдус Янышев стал инициатором круглого стола по проблемам развития велосипедной инфраструктуры

ПРО ВЕЛОСИПЕДЫ В РОССИИ ВСПОМНИЛИ НЕ ТАК ДАВНО

Темой круглого стола (КС), который прошел вчера вечером в Казанской ратуше, было развитие велосипедной инфраструктуры в столице Татарстана. Инициатор КС - известный предприниматель, депутат, заместитель председателя постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению Казгордумы и заядлый велосипедист Ильдус Янышев напомнил, что президент РТ Рустам Минниханов еще прошлой осенью дал поручение по созданию благоприятных условий для велосипедистов. Активно поддержал идею и мэр Казани Ильсур Метшин. Что же сделано?

Открывая заседание, Янышев констатировал, что хотя велосипедная тема пока еще довольно экзотическая, но уже интересует многих, в том числе и татарстанский малый и средний бизнес. Говорил ведущий КС и о том, что про велосипеды обе столицы России, а также города-миллионники вспомнили не так давно – всего два-три года назад. Во многом это связано с пробками, замучившими мегаполисы. Не случайно та же Москва, в которой информационных поводов более чем достаточно, как сенсацию преподнесла недавно открытие новых пунктов велопроката. Впрочем, и в Казани установка оборудования для первых пунктов проката велосипедов тоже стала горячей новостью дня.

2-КС-по-вело.jpg

На круглый стол в Казанскую ратушу собрались депутаты Казгордумы, чиновники, преподаватели, активисты велодвижения

Одна из главных проблем велосипедистов России – климат, погода, короткий активный сезон, заметил ведущий. Но тут же заявил, что по собственному опыту знает: что использовать велосипед в Казани можно 7 - 8 месяцев в году. В поддержку этого тезиса участникам КС продемонстрировали видеоролик, снятый на зимних велотрассах Берлина.

В КАЗАНИ ДОРОГИ СТРОЯТ ПО-СТАРОМУ?

Назвал Янышев очень интересные цифры: «Принято считать, что если на одного жителя мегаполиса приходится 10 сантиметров велодорог, то с наличием этой критической массы велотрасс начинают пользоваться велосипедами регулярно до 10 процентов населения». В Париже, например, есть программа развития велотрасс, и в нее вкладываются многомиллионные инвестиции, создается соответствующая инфраструктура. Казань в этом смысле отнюдь не в первых рядах.

Янышев перечислил основные признаки велокультуры: это наличие велодорожек, веломаршрутов, велопарковок, веломастерских, велоуказателей и велокарт, мест для перевозки велосипедов в общественном транспорте, соответствующей дорожной разметки, а также непременно – недорогих городских велосипедов. Что из этого есть в столице республики? А ведь Казань, в отличие, скажем, от Барселоны, не на холмах расположена – на равнине, это вполне компактный, а значит очень подходящий для велосипедистов город. И от центра до Азино может спокойно проехать за 20 минут даже не очень подготовленный велосипедист.

3-КС-по-вело.jpg
Представитель исполкома Казани Ренат Мустафин сообщил, что более-менее проработан вариант велотрассы от Деревни Универсиады до улицы Университетской

Янышев также напомнил, что велодорожки намного облегчат жизнь людям с ограниченными возможностями, передвигающимся на инвалидных колясках. Ведь в Казани дороги сегодня продолжают строить по-старому – без пандусов, со сплошными поребриками. Тут опять был продемонстрирован очень грустный видеоролик, где рабочие, перестраивающие дорогу в районе Казанского кремля (!), вопросы о пандусах слушали с глубоким удивлением, знать не зная, что это такое.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ГОРОД – НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Сто очков вперед Казани в развитии сети велодорог и велопроката даст город Набережные Челны. Заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома автограда Радмир Беляев сообщил, что в 2009 году разработана программа «Велосипедный город», и сегодня в Челнах уже более 140 км дорог, приспособленных для велосипедов – это и основные проспекты, и обновленная набережная.

- Город Челны достигл европейских стандартов – 100 километров велодорог на 700 тысяч жителей, – не без зависти заметил Янышев

Только за 2012 год свои велопарковки установили 400 челнинских предприятий. Что особенно интересно, велосипедный бум в Челнах заметно подтолкнул развитие малого и среднего бизнеса: по итогам прошлого года велопрокатчики заработали более 5 млн. рублей. И если сегодня в автограде 26 пунктов проката велосипедов, то предполагается, что в 2013 их будет уже 40. Потому что удобно жителям и выгодно предпринимателям!

4-КС-по-вело.jpg
Константин Романов из минмолодежи РТ считает, что надо в корне менять отношение общества к велосипедистам

А сколько стоит построить велодорожку? Отвечая на такой вопрос, Беляев уточнил, что «если говорить о набережной, то 10 километров велодорожек нам обошлись в 2012 году в 22 миллиона рублей». В строительство пунктов велопроката инвестируют сами предприниматели. «И я бы не сказал, что это огромные, непосильные средства», – заметил Беляев.

Завершил выступление он как заправский маркетолог следуюшей цифрой: в автограде подсчитали, что велосипедисты на 70% меньше болеют зимой гриппом и простудой.

Затем выступил руководитель ассоциации велопрокатчиков Набережных Челнов Рустам Валеев. Он одним из первых в автограде начал заниматься прокатом, открыл самую первую точку велопроката и не прогадал. Хотя, как признался, был очень сильно удивлен тем, насколько охотно челнинцы садятся на велосипеды. В итоге, за последние три года выручка увеличилась в три раза.

5-КС-по-вело.jpg
Николай Васильев – начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя РТ, говорил, что в Казани нужны не отдельные велодорожки, а продуманная сеть

В Челнах сегодня уже задумались об эстетике «веложизни», все пункты проката хотят сделать в едином стиле. И организовать такой сервис, как хранение велосипедов в этих пунктах. В самом деле, если в семье уже три-четыре велосипеда, затолкать их на балкон сложновато. А так немного заплатил, и никаких хлопот!

«ПОХВАЛИТЬСЯ НЕЧЕМ»

Безусловно, за Челны, которым не достались 10 млрд. рублей инвестиций в последние годы (и направленные на десятки спортсооружений, развязок, переходов, аэропорт и т.д.) хоть в этом смысле можно порадоваться. Что касается «велоинформации», то никакой оптимистической информации чиновники казанского исполкома на круглом столе не сообщили. Так, первый заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Ренат Мустафин сказал, что в генплане города не предусматривалась схема размещения велодорожек и тем более велопарковок. Правда, в рамках подготовки к Универсиаде более-менее проработан вариант велотрассы от Деревни Универсиады до улицы Университетской. Мустафин прямо сказал: «Похвалиться нечем».

Очень сжатым было и выступление Ильи Коротихина – заместителя начальника управления капитального строительства исполкома Казани. Правда, он сообщил, что на проектно-сметные работы по первой велотрассе от Деревни Универсиады до Университетской выделены 2,4 млн. рублей. Но строительство пока не начато. И в ответ на вопрос, во сколько все-таки обойдется Казани велотрасса, заметил, что это примерно как строительство тротуара, один кв. м которого стоит 1,1 тыс. рублей, правда, тут многое зависит от сетей и коммуникаций.

ВЕЛОСИПЕД УВЕЛИЧИВАЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

В круглом столе участвовали и медики, которые на развитие велодвижения смотрят со своей точки зрения. Профессор кафедры неврологии КГМУ Фарида Тахавиева, как специалист, не могла не сказать об опасностях езды на велосипеде, об угрозе травматизма. Однако оптимистично заметила, что польза превышает риски, что «уже доказано – велосипед увеличивает продолжительность жизни» и велосипедистам, что тоже приятно, не грозит избыточный вес.

6-КС-по-вело.jpg

Линар Хасанов из велоклуба «Казанский» заявил, что никакого развития транспортной сети для велосипедистов в Казани нет

Главный специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине КГМУ Константин Романов, предупредил о том, что надо большое внимание уделять безопасности, говорил о травмах велосипедистов. Даже напугал: «Неправильно подобранный шлем может стать причиной перелома шейного отдела позвоночника». Но все-таки главное, подчеркнул врач, – это отношение общества к велосипедистам, которое надо в корне менять.

Что «велокультура у нас отсутствует», подтвердил и начальник отдела ГИБДД управления МВД РФ по Казани Рустам Ибрагимов. Он предложил начать с прогулочных велоплощадок вокруг Булака, Кабана, а уж потом строить велодороги.

Что касается велодорог, то на круглом столе решили: городу нужны не отдельные велодорожки, а именно их сеть, что надо определить, откуда и куда они будут вести, надо сделать так, чтобы велосипедистам было удобно добираться в разные точки города.

7-КС-по-вело.jpg

Европейские велотрассы поражают не только протяженностью, но и комфортом для велосипедистов

КАЗАНЬ СЕРЬЕЗНО ОТСТАЛА ОТ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСЕТИ

Итоги круглого стола для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали его участники.

Ильдус Янышев – депутат гордумы Казани:

- Еще осенью прошлого года было дано поручение президентом Татарстана – развить сеть велодорог. Но по выступлениям на круглом столе сложилось четкое впечатление, что Казань серьезно отстала от темпов развития велосети не только в городах Европы, не только в Москве, но даже в Набережных Челнах. Мы в столице Татарстана не использовали уникальный шанс ремонта дорожной сети к Универсиаде для того, чтобы создать обещанную систему велодорог. По крайней мере, выступления представителей исполкома свидетельствуют о том, что интересы растущего класса велосипедистов остались в этом году нереализованными. Работы, связанные с созданием сети велопарковок, велопроката, проведены не были. И будущее весьма туманно. На круглом столе не были представлены исчерпывающие доклады, не были озвучены цифры, не были показаны схемы будущих казанских велодорог. Мы ждали большего, большей конкретики. К сожалению, у исполкома нет контакта с велообщественностью. И, похоже, проектируют наши дороги те, кто ни разу в жизни не садились на велосипед, и не понимают, что Казани нужны не места для катания на велосипеде, а транспортные системы, транспортные пути, по которым могли бы перемещаться велосипедисты, нужны подъезды к школам, нужны пандусы. Все больше убеждаюсь, что нам следует принять если не республиканскую, то хотя бы городскую программу развития велосипедной инфраструктуры. А пока я ставлю неуд исполкому Казани за неисполнение поручения президента Татарстана о развитии сети велодорог.

Линар Хасанов – член велоклуба «Казанский»:

- На самом деле, все эти разговоры про велодорожки я слышу от чиновников уже много лет: и здесь построим, и там построим… Так что ничего нового от них я сегодня не услышал. Ни одной велодорожки пока так и не появилось, никакого развития транспортной сети для велосипедистов нет, поэтому я очень скептически отношусь ко всем обещаниям и не очень-то верю, что велосипедная инфраструктура в Казани действительно будет развиваться.

8-КС-по-вело.jpg
Мнения на круглом столе были высказаны порой довольно резкие

Константин Романов – начальник научно-методического отдела медобеспечения и контроля центра спортивной подготовки минмолодежи РТ, главный специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине КГМУ:

- Я не только врач, но и мотоциклист, много лет езжу на мотоцикле и прекрасно знаю отношение на дорогах к мотоциклистам и велосипедистам. Многие водители просто не смотрят в правое зеркало. Так что мои советы велосипедистам – как врача и как опытного мотоциклиста – обязательно знать правила дорожного движения. Обязательно использовать экипировку, чтобы и шлем был, и накидка от дождя. Чтобы резина была хорошая на шинах, чтобы техническое состояние велосипеда было хорошим. Естественно – ни грамма спиртного. И постоянный самоконтроль, социальная ответственность. Надо не только ожидать высокой культуры от других участников дорожного движения, но и самому быть культурным в поездке.