1.-До-сих-пор-мы-знали-Буян-М-только-по-картинкам.jpg
До сих пор мы знали «Буян-М» только по картинкам

«СКОРО БУДЕМ ПРИНИМАТЬ ПЕРВОГО РЕБЕНКА»

О том, что строительство на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» «Буянов-М» не ограничится уже заложенными пятью кораблями, газете «БИЗНЕС Online» сообщил командующий Каспийской флотилией, вице-адмирал Сергей Алекминский во время закладки для флотилии катера «Грачонок»: «По планам, на Каспии должно быть шесть кораблей проекта «Буян-М». Шестой корабль в госпрограмме есть, и, думаю, он будет заложен». Какое имя получит шестой корабль, неизвестно. Но ранее сообщалось, что Алекминский намеревался обратиться к командующему Южным военным округом и главкому ВМФ с просьбой присвоить одному из МРК имя «Город-герой Волгоград».

«Этот год для нас – для завода и флотилии – напряженный, – отметил в беседе с заводчанами вице-адмирал. – Скоро будем принимать первого ребенка – «Град Свияжск» – и ставить его на ноги. Дай Бог, чтобы у нас все с ним получилось, потому что от него зависит будущее проекта – одного из сильнейших ракетных кораблей данного класса по вооружению».

Напомним, что решение о строительстве серии «Буянов-М» принято в августе 2002 года в рамках программы судостроения для Каспийской флотилии (об этом сообщает портал militaryrussia.ru). 17 мая 2010-го зеленодольский завод выиграл тендер и 26 мая подписал с министерством обороны РФ контракт на строительство пяти кораблей. Отметим, что разработан корабль специалистами ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), то есть продукт чисто зеленодольский. Прототипом «Буяна-М» стал малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян». Первый «Буян-М» («Град Свияжск») был заложен 27 августа 2010 года, второй («Углич») – 22 июля 2011-го, третий («Великий Устюг») – 28 августа 2011-го, четвертый («Зеленый Дол») – 29 августа 2012, пятый («Серпухов») – 25 января 2013 года.

Как сообщил Алекминский в ходе осмотра первых двух спущенных на воду МРК, в середине июня «Град Свияжск» начнет переход на Каспийское море («Наш экипаж здесь, в Зеленодольске», – уточнил вице-адмирал), в конце июня начнутся испытания. А генеральный директор зеленодольского завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов сообщил, что первый серийный корабль («Углич») отправится вслед за систершипом в начале июля.

ФОТОГРАФИРОВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО

Подчеркнем, что упомянутый осмотр был первым официальным признанием факта спуска на воду двух первых «Буянов-М». Отсутствие традиционных церемониалов руководители завода и ЗПКБ корреспонденту «БИЗНЕС Online» объяснили сложностями процедуры спуска. Примем к сведению, но отметим довольно необычный (по сравнению с освещением строительства других заказов) режим повышенной секретности вокруг «Буянов-М». Снимать «Град Свияжск» и «Углич» на фото и видео запретили, и в итоге корреспондент «БИЗНЕС Online» пока оказался единственным журналистом, кто увидел корабли проекта 21631 «вживую». Находящиеся в док-камере «Буяны» смотрятся очень серьезно. Особенно по сравнению со стоящими рядом танкером проекта RST25 и реконструируемой в судно VIP-класса той самой «Арабеллой». Вооружение, по всей видимости, уже установлено (во всяком случае, артиллерийские установки на месте). Обводами новенькие МРК здорово напоминают свой прототип – МАК «Буян», но смотрятся массивнее.

2+РЅР°-главную.-Так-головной-Буян-Рњ-(Град-Свияжск)-выглядиС
Так головной «Буян-М» («Град Свияжск») выглядит в реале

С чем связан такой уровень секретности вокруг «Буянов-М» – с прекращением политики излишней открытости оборонки, особенностями самого проекта или с ситуацией на Каспии – сказать трудно. Можно лишь отметить, что в Каспийскую флотилию поступает беспрецедентное в сравнении с другими флотами количество новой техники. И почти вся она – либо зеленодольской разработки, либо построена в Зеленодольске, либо и то, и другое: два сторожевых корабля проекта 11661 – «Татарстан» и «Дагестан», три МАК проекта 21630 «Буян» и шесть МРК проекта 21631.

Однако на днях фото находящегося в док-камере «Града Свияжска» все-таки просочилось в СМИ. Его со ссылкой на закрытое сообщество «ВКонтакте» под названием «Мы несем Андреевский флаг» опубликовал блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий. Судя по тому, что картинка невысокого качества, делалась она, по всей видимости, непрофессиональной техникой и второпях…

И, похоже, одним «дополнительным» «Буяном-М» дело не закончится. В СМИ регулярно появляются слухи о том, что будет дополнительный заказ на «Буяны-М», которые, возможно, будут служить и на Черноморском флоте. Например, в январе «Известия» со ссылкой на свой источник в главкомате ВМФ написали о том, что минобороны согласовало постройку в Зеленодольске еще трех (а возможно, и пяти) «Буянов-М». «Не исключено, что дополнительный заказ будет, но все это на уровне слухов, – сообщил источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли. – И, в соответствии с разговорами, будут даже не три, не пять новых МРК, а семь. Если информация верна, то это будет беспрецедентный заказ. Знаю, что после встречи с большими начальниками (имеются в виду визиты в Татарстан министра обороны Сергея Шойгу и его заместителя Юрия Борисоваавт.) что-то сдвинулось». Мистахов не стал комментировать газете «БИЗНЕС Online» данные СМИ о переговорах по продолжению серии, но и не отрицал их.

Также стоит упомянуть, что в цехе рядом с третьим и четвертым «Буянами-М» уже высится корпус сторожевика проекта «Океан». Это еще один таинственный (все о нем слышали, но никто не знает толком, как он будет выглядеть) заказ зеленодольского предприятия, который строят для пограничной службы ФСБ. По сравнению с «Буянами» «Океан» – громадина, таких больших кораблей в Зеленодольске до сих пор не строили. Сторожевик должны сдать на следующий год.

ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ГОСИСПЫТАНИЙ «ГРАДА СВИЯЖСКА»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила отраслевых экспертов прокомментировать информацию о возможности дополнительного заказа на МРК.

Дмитрий Глухов – эксперт Центрального военно-морского портала (Санкт-Петербург):

- Я слышал еще в прошлом, а то и в позапрошлом году, что хотели очень большую серию этих кораблей строить. Но есть вопрос. Еще ни один корабль не испытан, а строить большое количество неапробированных службой кораблей несколько странно. А вдруг выяснится, что есть большие проблемы, и придется что-то, к примеру, удлинять и расширять? Могут выясниться чисто технологические недоработки. Словом, что он из себя представляет как технический морской объект на воде, никто не знает.

Второй момент. Сам корабль изначально построен для Каспия. Но зачем там такое большое количество МРК? На днях командующий Черноморским флотом Александр Федотенков заявил, что на Черном море было бы желательно иметь малые артиллерийские «Буяны». Я так и не понял, что он имел в виду. Может, ошибка корреспондентов? Скорее всего, речь о «Буянах-М», ибо артиллерийский «Буян» – корабль для закрытых морских театров, специализированный проект, чисто под Каспий, для поддержки наступательных действий с моря. На Черном море им делать нечего. «Буян-М», хоть у них и одинаковые с «Буяном» корни, больше, шире, сильнее вооружен. Он тоже узко заточен, но все равно ударный корабль. Может, Федотенков и имел в виду тот самый допзаказ?

3.-Ренат-Мистахов-Рё-Сергей-Алёкминский-надеются,-что-БуС
Ренат Мистахов и Сергей Алёкминский надеются, что «Буянов-М» будет больше (фото: zdship.ru)

Андрей Фролов – главный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

- Не думаю, что с «Буяном-М» возникнут серьезные проблемы. Есть базовый проект – «Буян», который в Питере строили. То есть по кораблестроительной части опыт имеется, и особых сложностей не предвидится. Пушку, хотя и с трудом, но довели. Универсальный комплекс, куда можно и «Калибр» ставить, и «Оникс», – тоже. В принципе, эти ракеты отработаны на других кораблях. Поэтому не думаю, что соединенное на МРК все это должно как-то серьезно сбоить.

Виталий Волков – генеральный директор ЗПКБ:

- Дополнительная серия МРК возможна. Но что имел в виду Федотенков, не знаю. Не думаю, что ему нужен артиллерийский «Буян». Задачи Черноморского флота, на мой взгляд, шире. Сегодня туда готовят целых шесть больших противолодочных кораблей проекта 11356 – вот тогда флот будет флотом. А корабль класса «Буяна» как впишется в эту структуру? Имелись ли в виду «Буяны-М»? Не знаю.

Сергей Алекминский – командующий Каспийской флотилией:

- Знаю, что есть перспектива серии «Буянов» для других флотов, но все будет зависеть от госиспытаний «Града Свияжска». Надеюсь, он сделан качественно, и испытания пройдут успешно. По нему станет ясно – будет развиваться серия или нет.

Справка

Проект 21631 «Буян-М».

Экипаж – 32 - 36 человек. Длина – 74,1 м, ширина – 11 м, осадка – 2,6 м, водоизмещение – 949 тонн. Скорость – 25 узлов, дальность хода – не менее 1500 миль, автономность – не менее 10 суток.

Вооружение. Установка вертикального пуска комплекса «Калибр-НК» или комплекса «Оникс» на 8 ракет. По данным militaryrussia.ru, особенность корабля – оснащение универсальной пусковой установкой для ракетных комплексов при отсутствии на корабле средств обнаружения целей для подобных ракетных комплексов. Таким образом, один из вариантов применения корабля – плавучая пусковая платформа крылатых ракет большой дальности, размещение которых в наземном варианте базирования запрещено международными договорами… 100-мм артиллерийская установка АК-190-01 / А-190М в носовой части корабля. 30 мм двуствольная шестиствольная установка АК-630М-2 «Дуэт» (на кормовой части надстройки). Две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки. Два зенитно-ракетных комплекса «Гибка» (на корме и на носовой части надстройки). Три 7,62-мм пулемета. Противодиверсионный гранатомет.