IMG_6045.jpg

«ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ КГУ ОКОНЧИЛА ЭКСТЕРНОМ»

- Катя, в журналистских кругах вы человек известный, поскольку много лет возглавляли пресс-службу министерства по делам молодежи, спорту и туризму, но читателям нашей газеты, думаю, было бы интересно узнать, кто вы и чем занимаетесь. Расскажите о себе.

- Я не местная, родилась в Кирове. Поскольку мой папа – военный, за свою жизнь я сменила много городов и школ… Из Кирова мы переехали в Калининград, потом сменили еще несколько городов. В 1986 году, после службы в Чехословакии, папе дали выбрать, куда поехать, и родители выбрали Казань. Когда мы приехали сюда, были в шоке! После Чехии это было страшно…

Но мы с братом были уже достаточно взрослыми и быстро привыкли. Школы менять для нас уже не было проблемой. У меня это была уже четвертая школа, параллельно я училась в музыкальной. Наверное, поэтому я научилась легко общаться.

Окончила в Казани музыкальное училище по классу фортепиано, поступала в консерваторию, но не попала в «разнарядку» по национальности. Не поступила и на единственный в то время в стране психологический факультет в Питере, не сдав математику. Конкурс там был человек 200 на место. Работала в музыкальной школе. Через год поступила на факультет журналистики КГУ, который окончила экстерном. К тому времени я решила, что музыкальная карьера не для меня.

- Как складывалась журналистская карьера?

- Начала работать в журнале «Женщина». Кстати, дипломную работу я писала по феминизму, точнее, по женским журналам конца XIX века. Надо сказать, проблемы у женщин одни и те же до сих пор… А потом я вышла замуж и на 10 лет уехала в Набережные Челны.

- Где работали там?

- Два года проработала в государственной газете «Челнинские известия», потом ушла на телевидение – делала женскую передачу в челнинском филиале телекомпании «Эфир». Затем работала в холдинге «Единство» Рамиля Галеева – на «Русском радио», в газете «Единство», директором информационного агентства «Кама-пресс». Уже тогда мы начали осваивать интернет-технологии. Рейтинги в камском регионе у нас были очень хорошие.

IMG_6051.jpg

«НИКТО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ ПРЕСС-СЛУЖБА И КАК СТРОИТЬ ЕЕ РАБОТУ»

- А как вы попали в министерство молодежи?

- Когда я еще работала в газете «Челнинские известия», предложила редактору делать ежемесячный вкладыш для молодежи. Дело в том, что в то время молодежь очень активизировалась, появились альтернативные молодежные движения. И в редакцию пошли письма, завязались дискуссии... Горжусь тем, что несколько молодых людей через меня, через этот молодежный выпуск, пришли в журналистику.

Мою работу заметил вице-мэр Челнов по делам молодежи Юсуп Диганшеевич Якубов (ныне - ректор Поволжской госакадемии физической культуры, спорта и туризма - ред.). А когда он перешел на работу в министерство по делам молодежи, спорту и туризму первым замом министра, предложил мою кандидатуру тогдашнему министру Марату Мансуровичу Бариеву на должность руководителя пресс-службы. В 2005-м, в год празднования Тысячелетия Казани, я пришла работать в министерство. Младшему сыну было полгода, тогда нам здорово помогли мои родители - они были рады моему возвращению в Казань.

- Как вам удалась новая работа?

- В то время, по-моему, никто не знал, что такое пресс-служба и как строить ее работу. Я обложилась специальной литературой, созвонилась со знающими людьми… Про молодежь я многое понимала, но что такое спорт, знала на уровне любителя…

- Спортом не занимались?

- В детстве я занималась теннисом и легкой атлетикой, но потом мне сказали, что теннис пианистке противопоказан, а бегать с барьерами мне самой стало скучно.

- Сложно было журналисту работать на госслужбе?

- Освоить эту структуру было самое сложное! У меня целый год ушел на погружение в среду… А через год я начала выдавать предложения. Вместе со мной в пресс-службе работали еще пять человек внештатников – по контракту. Сначала мы запустили сайт, затем постепенно начали обслуживать все спортивные и молодежные мероприятия министерства. А мероприятий с каждым годом по этим направлениям становилось все больше и больше!

«ПАРАЛЛЕЛЬНО ВЕДУ ДВА ПРОЕКТА, КОТОРЫЕ САМА ПРИДУМАЛА»

- А как вы оказались на работе в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма?

- На пятом году работы в минспорта я буквально выдохлась. В это же время серьезно заболели мои дети – воспаление легких. И мне пришлось уйти в административный отпуск, после которого я перешла на работу в академию спорта.

- Не скучно после такой «кипучей» работы в министерстве?

- Нет, не скучно! Это совсем другая ниша – образование, причем спортивное. По существу, мне опять приходится начинать все с нуля...

- Как называется ваша нынешняя должность?

- Руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ. Параллельно я веду два проекта, которые сама придумала, а ректор поддержал: телепроект о спорте и школу спортивных журналистов.

- Кто финансирует эти ваши «придумки»?

- Мы выиграли грант. Реально сделать что-то инновационное в системе очень сложно. Поэтому когда есть возможность предложить кому-то свою идею и сработать на результат, надо этим пользоваться.

«ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В ОБУЧЕНИИ – ЭТО ПРАКТИКА»

- Как давно работает школа спортивных журналистов?

- Три года назад, когда Марат Мансурович Бариев был исполнительным директором Олимпийского комитета России, мы договорились с Международной федерацией спортивной прессы о реализации этого проекта. Проект шел к своему результату три года, и сейчас он «выстрелил». Я очень довольна, потому что реально вижу, что среди тех, кто пришел учиться, есть ребята, которые будут работать не только на Универсиаде, но и после нее, потому что журналистика – это то, что им интересно.

Самый важный результат, которого мы достигли, - появилась возможность взаимодействия наших учащихся со спортивными федерациями. Журналисты знают, что добыть эксклюзивную информацию очень сложно – если человека лично не знают, ему ничего не расскажут. И журналист не сможет провести внутренний анализ и сделать выводы о ситуации в целом.

- А почему федерации «зажимают» информацию? Наверное, они должны быть заинтересованы в распространении сведений о себе?

- Каждый любит говорить только о том, что ему выгодно.

- Кто учится в вашей школе?

- Разные ребята: и студенты журфака, и практикующие журналисты. И не только из Казани - есть люди из Уфы, Саратова и Питера.

- Из чего состоит ваш учебный процесс?

- У нас совмещена очная и заочная форма обучения: сначала они приезжают к нам и учатся очно, затем дистанционно выполняют задания, а потом опять приезжают к нам, где с ними занимаются лучшие «тренеры». И наша принципиальная позиция в обучении – это практика. У всех наших слушателей свои наставники по направлениям, который буквально «разложит по полочкам», в том числе поведение на спортивной площадке и так далее. У нас очень большая группа фотографов – порядка 30 человек.

- Ваши выпускники будут освещать Универсиаду?

- Конечно! Часть из них является волонтерами медиа-сервисов Универсиады или временным персоналом, заключившим контракты с Дирекцией Игр. Многие выпускники нашего пилотного проекта изъявили желание работать на спортивные федерации, которые (я по своему опыту знаю) страдают от отсутствия грамотного пресс-сопровождения.

Действующие пресс-секретари федераций смогут загрузить их работой и научить выполнять ее правильно. Кстати, некоторые наши слушатели с хорошим английским уже получили предложение стать участниками летней Международной школы журналистов, которая проводится Международным образовательным центром ФИСУ (Международной федерации университетского спорта) в рамках Универсиады.

- После Универсиады ваша школа продолжит работу?

- Мы бы этого очень хотели. Причем как годовой учебный цикл с соответствующим сертификатом образовательной программы. Потому что интерес к этому проекту очень высокий.

«ПРОГРАММА МВА ДАЕТ «КЛЮЧИ» К РЕЗУЛЬТАТУ»

- На интернет-конференцию с участием ректора и проректора КФУ вы прислали вопрос о контроле качества обучения на МВА университета высокопоставленных «студентов». Чем был вызван такой вопрос?

- Во-первых, я сама интересовалась возможностью обучения по программе МВА. Но когда я почитала информацию о МВА, меня, честно говоря, все это не вдохновило. Да и недешево это… Вообще мне кажется, что управленец должен быть практиком. И по его действиям и решениям видно, насколько он эффективен. То есть эта программа дает какие-то «ключи» к результату, но они должны обязательно ложиться на практическую деятельность.

- Они так и определяют: МВА – это повышение квалификации действующих управленцев…

- И поэтому меня интересовало, как они контролируют результат своего обучения. Понятно, что когда учатся люди министерского уровня, они, может быть, и не сидят на лекциях. Или сидят? Сегодня даже обычные студенты вузов не очень-то посещают занятия… А в МВА «за партами» сидят высокопоставленные дяди. Учатся ли они чему-то реально? Пользуются ли потом полученными знаниями в своей работе? Используют ли они опыт коллег? Как контролируется весь этот процесс? Не потрачены ли бюджетные средства впустую? Ведь результат всего этого потом будет сказываться на нас…

«ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, ЧТО ГАЗЕТА ВЫРОСЛА»

- Как давно читаете нашу газету?

- Газету «БИЗНЕС Online» я читаю со дня ее основания. Я могу сказать одно: здорово, что альтернатива иногда находит какое-то понимание у власти. Потому что «БИЗНЕС Online» поддерживает деловое сообщество. И мне кажется, что это самый главный показатель того, что люди активны. Критерием для меня является качество материалов и активность людей, которые общаются с газетой.

Очень здорово, что газета выросла за последнее время по рейтингам. Вы заняли свою нишу. Мне кажется, в свое время вами был сделан очень профессиональный бизнес-ход.

- Катя, большое спасибо за внимание к нашей газете. Успех вам во всех начинаниях!