МОЕГО РУССКОГО ЯЗЫКА МОЛОДЕЖЬ НЕ ПОНИМАЕТ

Попробуйте спросить у нынешних молодых, у тех, что пошли в школу уже в новой России: что означают выражения «потемкинские деревни», «страда» или «счастливые часов не наблюдают»? В 8 случаях из 10 окажется, что привычные для старшего поколения крылатые выражения, которые, кстати, и сейчас используются, как в литературном языке, так и в быту, им неведомы. Социологи, занимающиеся детскими проблемами, бьют тревогу: то, что раньше считалось нормой для подростков и юношей — определенные знания, навыки, правила поведения — теперь отторгнуто и в молодежной среде уже не работает. По этой причине старшее поколение очень часто не может найти общего языка с теми, кому нет сейчас 30.

Беда в том, что резко упал не только образовательный уровень, но изменилось и отношение к работе, к общественному долгу, к родителям, к материальному достатку, к интимным отношениям. Не так давно я шел по моему родному поселку Васильево и поравнялся с двумя девчушками на вид лет 13 - 14. И услышал, как они обсуждают кавалера одной из них: «Мой так мне надоел… Как ни встретимся, все пристает: «Давай потрахаемся»». Что меня поразило, так это обыденность услышанного разговора: соплюшки говорили о сексе, как о чем-то само собой разумеющемся.

Я не хочу прослыть ханжой. И в мое время встречались девицы, которые вступали в сексуальные отношения еще в школьные годы. Правда, все же не в 13 лет, а на пару годков позже. Но ведь то были единицы, к таким девушкам и отношение было соответственным. А теперь таких уже немало. Не случайно вопрос о том, что школьницы начинают вести половую жизнь с 13 - 14 лет, обсуждался даже на совещании у мэра Казани. Это ведь серьезная проблема, если задуматься. Мы ждем от девочек, что они вырастут и станут хорошими женами, матерями. А разве такое возможно при подобном жизненном опыте? Очевидно, эти девочки представления не имеют, где черное, а где белое, что такое хорошо и что такое плохо.

А вот другая проблема — инфантильные, малообразованные мальчики. Я как-то разговорился с девушками, что называется, на выданье. Оказывается, у них такая головная боль: почему мой парень тупее меня? Девушки понимают, что им нужен спутник жизни, который сможет стать опорой, обеспечить семью. Причем важно, чтобы он рассчитывал не на родительские деньги, а умел зарабатывать своими руками и головой. Если же молодой человек привык, что папа с мамой ему все в клювиках приносят, то он будет безответственно относиться к жене и к детям, и толку от него будет немного. Девушки ищут умных и перспективных юношей, а где они? Ау-у… Нет почти никого. Пусть некоторые парни от природы и мозговиты, да знаний не хватает, нет широты кругозора, интереса к окружающему миру. А вот во времена моей юности девушки с такими проблемами не сталкивались: парни были в основном смекалистее своих подруг. Я, например, никогда не числился в пятерочниках, но на районные олимпиады посылали именно меня, а не зубрилок-отличниц.

ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ СЕГОДНЯШНИЕ 20-ЛЕТНИЕ БУДУТ ПРАВИТЬ СТРАНОЙ. И ЧТО С НАМИ СТАНЕТ?

Почему сие столь сильно меня тревожит? Так ведь эти ребята через 10 - 15 лет начнут руководить нашей страной. От них будет зависеть и ее мощь, и наш общий уровень жизни. Отчего же вместо того, чтобы двигаться вперед — как-никак в ХХI веке живем, с его сложнейшими технологиями и с потрясающими открытиями в разных областях науки, — мы шагнули назад? Думаю, основная причина состоит в том, что в недоброй памяти 1990-е годы в России отказались от воспитания — как от школьного, так и от семейного. Школе, испытавшей удар от тогдашнего крушения экономики, стало просто не до воспитания. Не случайно в 1990-е годы российские девушки мечтали о карьере содержанок, а мальчики завидовали сверстникам, состоявшим в ОПГ. Большинство семей в то время было озабочено поисками хоть какого-нибудь заработка, и родители страшно радовались, если могли накормить и одеть своих отпрысков. Конечно, у нас и в советское время было немало мам и пап, которые считали, что их детьми должны заниматься исключительно учителя, но в трудные и голодные послеперестроечные годы таких семей стало больше в разы. Между тем, ничто не может заменить семейное воспитание. Родители должны не только материально обеспечивать, но и воспитывать, то есть общаться с детьми и объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо. Ну и о личном примере не забывать. Я, каюсь, плохо знаю литературные произведения, поэтому всегда рассказывал дочери на ночь сюжеты из отечественной и мировой истории. И результатами своего воспитания доволен: толковый человек вырос.

Вот так у нас и получилось, что, с одной стороны, в школьном образовании отсутствует какая-либо идеология, а с другой стороны, с телеэкранов через каждые 15 минут детей зомбируют рекламные ролики, приучающие гнаться за удовольствиями и безудержно потреблять, потреблять, потреблять… А о тех, кто производит, не говорится почти ни слова. Образовательных передач очень мало, но зато всякой мракобесной чуши — сколько угодно. Неудивительно, что некоторые ребята путают Арктику с Антарктикой. Да еще и удивляются: зачем, мол, надо это знать? Дошло уже до того, что треть нынешней молодежи считает, будто Солнце вращается вокруг Земли. А ведь чтобы чего-то добиться в этом мире и в обществе, нужно как минимум знать их устройство...

Отсутствие кругозора резко снижает конкурентоспособность. Вот пример. В России не хватает около 5 тысяч пилотов. Причем заработки у российских пилотов огромны даже по западным меркам: 400 - 500 тысяч рублей в месяц. И тем не менее охотников овладевать профессией пилота крайне мало. Я поговорил со знакомыми подростками: обратите внимание, ребята, какая у пилотов отличная работа, какой хороший доход. Но подростки не проявили в ответ никакого энтузиазма — ибо уверены, что не потянут, поскольку знаний маловато. Только один паренек-студент и заинтересовался.

Трудовое воспитание у нас и вовсе в загоне. Знакомые бизнес-леди, растящие дочерей, нанимают домработниц, чтобы прибираться в доме. Это понятно: проще заплатить 500 рублей за уборку, чем потратить время и силы, чтобы научить и приохотить дочь к работе. Мне тут сразу же вспоминаются американские миллионеры, которые отправляют детей-студентов работать официантами или продавцами. А наши девчонки тем временем растут «безрукими». Заживут своей семьей, и не будут знать, с какой стороны подойти к плите, как пожарить картошку. А жизнь – она ведь штука каверзная, по-всякому может повернуться. Не факт, что неприученная к труду девица сумеет вести бизнес столь же успешно, как ее мать, которая, прежде чем разбогатеть, вкалывала, что есть сил. Не буду распространяться о том, что способность любить теснейшим образом связана со способностью трудиться. Деньги решают, конечно, многое, но далеко не все. Душевные отношения складываются через реальные действия. Становление характера происходит через преодоление трудностей. А в России без характера никак не прожить. В моем родном поселке Васильево можно без проблем нанять мужиков вскопать огород, но я предпочитаю копать землю со своими сыновьями. Поскольку это, повторяю, элемент воспитания.

МОЛОДЫЕ НИЧЕГО НЕ ЖДУТ ОТ ГОСУДАРСТВА

Впрочем, у поколения 20-летних просматриваются и весьма положительные черты, которые сформировались на сломе старой общественной формации и возникновении новой. Михаил Дмитриев - директор центра стратегических разработок, предсказавший протестные выступления в 2011 году, утверждает, что, по результатам исследований, проведенных его центром, наша молодежь более свободна, чем старшее поколение. К тому же, у нее нет патерналистских настроений, молодые люди не ждут подачек от власти. Они считают, что все сделают и заработают сами. В то же время молодые аполитичны. Они не стремятся бороться с системными недостатками, не спешат переустраивать нашу страну. Одна часть молодежи мечтает «свалить» за рубеж, другая — устроиться на хорошую должность, желательно, чиновничью. Заниматься предпринимательством почти никто уже не рвется: не хочется тратить впустую силы и нервы. Словом, эта возрастная группа лишена пассионарности. А ведь молодежь всегда была и должна быть максималистской, должна стремиться к переменам в обществе, иначе откуда взяться прогрессу?

ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО, ЕСЛИ ВСКОРЕ У НАС БУДЕТ ДРУГОЙ НАРОД?

Я хочу задать этот вопрос согражданам. Сам я над ним уже давно ломаю голову. Сначала я думал, что это однозначно плохо. Но потом решил, что, может, не все так уж и мрачно. К примеру, в США уровень культуры населения ниже, чем у нас. Но это обстоятельство не помешало неграмотным ковбоям и фермерам создать самое мощное в экономическом, политическом и научном плане государство. США дают 25% мирового продукта, в них живут 80% нобелевских лауреатов. Конечно, три четверти их — иммигранты, то есть большинство американских ученых сформировалось в других странах. Но ведь американское общество нашло нужным и сумело переманить их к себе. Причем многие светлые головы приехали к американцам из нашей России, где их талант оказался невостребованным. Их вырастила советская школа, правда, до экономизации образования и воспитания, которые я не одобряю.

Понятно, что дело не только в «лихих» 1990-х годах. Они просто стали последней каплей. А так, стоит вспомнить, что российский генофонд вымывался войнами и репрессиями. Это далеко не случайно, что у нас рождается все меньше и меньше здоровых детей. И дело здесь не только в физическом здоровье нации. В начале 1990-х, по данным социологов, в нашей стране жило 37% взрослых людей повышенной внушаемости. Это при том, что норма – не более 10%. Сие, несомненно, следствие репрессий: тот, кто был настроен критично к власти, просто не выживал. Уничтожалась лучшая, то есть мыслящая, часть общества. Кстати, возможно, что именно этой же причиной объясняется и успех Мавроди. Отрадно, что молодежь сейчас все меньше боится власти и все больше рассчитывает на свои силы, и не так охотно, как старшее поколение, покупается на уловки мошенников.

ТАК ЧТО ЖЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ДАБЫ ОСТАНОВИТЬ ДЕБИЛИЗАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ?

Начинать надо с самого детства, с детского сада и со школы. Сейчас в них все устроено так, чтобы толковые работники там не оставались. Воспитателям и учителям платят мало: несмотря на все приоритетные проекты, учительская зарплата не дотягивает до заработков менеджеров, если речь идет о солидной компании. А ведь все должно обстоять обратным образом: врачи и учителя должны быть представителями среднего класса. Если средняя по стране зарплата составляет сегодня 23 - 24 тысячи рублей, то у учителей она должна быть в полтора раза больше. Но не это главное. Главное — отношение чиновников к учителям, как к бессловесным винтикам государственной машины. Именно чиновники вынуждают учителей и врачей принимать участие в таких преступлениях, как фальсификация результатов выборов. И это уже вопрос о приоритетах нашего общества. Мудрые братья Стругацкие считали, что самые важные профессии будущего — врачи и учителя. Только при таком отношении к представителям этих профессий мы получим армию людей, способных увлечь своими предметами детей. Сегодня же в этой сфере мы имеем только отдельных солдат.

И все же я оптимист. Я верю, что здоровые тенденции возьмут верх. И вижу приметы этого. Недавно шел по родному Васильево и увидел группу молодежи: парни и девчонки сидели с гитарой и пели про несчастную любовь. Я прошел мимо, обдумывая, что же в этой картинке меня зацепило? Потом догадался: лет 20 уже такого не было. В нашем Васильево молодые люди в последнее время дрались, а не пели.

Но, чтобы преодолеть все трудности, нужно целенаправленно трудиться. У общества должна быть политическая воля: необходимо жестко контролировать чиновников, заставляя государственную машину работать в нужном нам направлении. Иначе скоро мы превратимся в народ еще худший, чем он есть сейчас.

Марсель Шамсутдинов