БИЗНЕС-КЛАСС ОТ МИНЭКОНОМИКИ РТ

Сын Геннадия Муравьева, известного татарстанского лэндлорда (потерпевшего крушение в кризис –читатели «БИЗНЕС Online» помнят о громком процессе над группой бывших партнеров предпринимателя-владельца ОАО «Бизнес-холдинг», похитивших у него около полумиллиарда рублей) Ярослав Муравьев ищет себя в медиабизнесе.

Сам новоиспеченный «медиамагнат» о своих проектах в этой сфере распространяться пока не готов – на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» он отвечать отказался. Однако посвященной публике уже известно об одном медиапроекте директора фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» РТ и экс-члена Общественной палаты РТ, который посвящен молодежному предпринимательству. Это проект «Бизнес-класс», стартовавший в январе этого года совместно с минэкономики РТ. Напомним, «Бизнес-класс» был запущен в рамках реализации республиканской программы поддержки молодежного предпринимательства. Инициатива финансируется из бюджетных средств, что само по себе свидетельствует о пробивных способностях Муравьева.

Проект «Бизнес-класс», как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в минэкономики РТ (в рамках подготовки другого материала по грантам), реализуется в рамках целевой программы «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 - 2016 годы». Конкурс на определение исполнителя проекта был проведен в форме открытого электронного аукциона, объявленного 3 декабря 2012 года, победителем данного аукциона является ЗАО «Яна». Объем финансирования данного проекта определен программой в сумме 5,5 млн. рублей.

8c9f9886.jpg
Kazan First

Вот, что об этом проекте рассказал газете «Где деньги» сам Муравьев:

- Наш фонд выиграл конкурс минэкономики РТ на информационное обеспечение программы «Молодежное предпринимательство в РТ». Оказалось, что очень сложно выйти на молодежную аудиторию. Они смотрят развлекательные каналы и слушают радио, у которых нет информационной составляющей. Поэтому мы пошли на достаточно большие вложения, чтобы создать новый, молодежный продукт, который включает в себя информационный портал и социальные сети. За три недели мы собрали 1600 человек в соцсети, и рост идет серьезный. Еще полтора месяца – и внешних трансляций нам будет почти не нужно. Добиться такого результата было сложно, затратно, но я считаю, что эффект того стоит. Скоро начнем реализовывать разные проекты, и нам нужно, чтобы молодежь о них знала. Якорным контентом портала является телепрограмма «Бизнес-класс», где мы рассказываем о ребятах, добившихся реальных успехов в сфере бизнеса. Это самая красивая «замануха». Но вокруг нее достаточно много других информационных поводов… По рейтингам, возраст наших активных читателей – от 18 до 27 лет, то есть как раз то, что нам нужно.

ПОЧЕМ ПОСТ?

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online» из собственных источников, это не единственные проекты Муравьева-младшего. Не так давно Ярослав запустил интернет-портал городских новостей Kazan First и, самое главное, стал обладателем нескольких казанских групп в соцсетях, имеющих немалую молодежную аудиторию.

Итак, что же имеется в багаже новоиспеченного медиаигрока? Среди покупок Муравьева источники «БИЗНЕС Online» указывают следующие группы: «Казань. Социальная группа» (146 тыс. заявленных участников), «Казань Онлайн. Первый казанский паблик» (39 тыс. участников) и группа «Казань-2013», посвященная грядущей Универсиаде. Все эти проекты вместе насчитывают аудиторию примерно в 200 тыс. казанцев, зарегистрированных в «ВКонтакте». По оценкам экспертов, стоимость группы с аудиторией более 100 тыс. подписчиков может стартовать с 300 - 400 тыс. рублей. Имена предыдущих владельцев групп неизвестны, поскольку они были зарегистрированы в соцсети под фейковыми аккаунтами, а оплата их услуг производилась посредством электронных кошельков.

599d4578.jpg
«Казань. Социальная группа»

Группы приглянулись покупателю, вероятно, благодаря своим рекламным возможностям, а именно –размещением рекламных постов. Так, по словам одного из участников рынка, одно новостное объявление в «Казань. Социальная группа» стоит 250 рублей, а в «Казань-2013» – 50 рублей. Рекламные посты, как правило, стоят дороже и доходят до 2 - 3 тыс. рублей. Поток постов размещается в группе каждые 15 - 30 минут в течение суток. За последние несколько месяцев в группе были размещены рекламные посты с услугами по прокату велосипедов, доставке суши и роллов и т.д. Теоретически, занимаясь только подобной группой и размещая рекламу, можно получать доход в 70 - 80 тыс. рублей ежемесячно.

Другой плюс – возможность продвижения Муравьевым собственного интернет-издания Kazan First через свои же группы «ВКонтакте». Так, если посмотреть посты, опубликованные в «Казань. Социальная группа» за последние несколько дней, то 85 - 90% из них содержат ссылку для перехода на сайт Kazan First. Помимо этого, в группе размещают ссылки такие казанские СМИ, как bimru.ru, prokazan.ru, sportsreda.ru, temakazan.ru. В разное время размещались в группе также Gazeta Daily и Kazan24. Как утверждает один из собеседников газеты, пожелавший остаться неназванным, все вышеназванные СМИ на короткое время улучшают свою посещаемость благодаря размещению ссылок в группах «ВКонтакте».

Отметим, что покупка Муравьевым групп в социальной сети не является большим секретом для тех, кто знаком с «кухней» работы соцсетей. Так, на днях в сервисе микроблогов Twitter завязалась перепалка между Муравьевым и известным татарстанским топ-блогером, владельцем ООО «Казанские кофейни» (сеть coffee CAVA) Аделем Ягудиным. На предложение Ягудина сменить модератора в группе «Казань. Социальная группа» из-за того, что она «испортилась», Муравьев заявил, что первый раз слышит об этом и не понимает, о чем речь. На прямой вопрос одного из «твиттерян» о покупке группы Муравьев посоветовал «не слушать бред». В дискуссии же указана, кстати, и возможная сумма покупки группы – 400 тыс. рублей.

«ГРУППА «ВКОНТАКТЕ» МОЖЕТ ОКУПИТЬСЯ ЗА ОДИН-ДВА ГОДА»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов и участников рынка прокомментировать эффективность продвижения в соцсетях товаров и услуг, поиск в них целевой аудитории, а также эффективность продвижения СМИ с помощью групп и сообществ в соцсетях.

Дмитрий Еремеев – президент ГК Fix:

- Размещение рекламы в соцсетях в группах – зачастую инструмент, потенциал которого не достигнут. И во многом с использованием подобной рекламы контакт с целевой аудиторией становится проще и дешевле. С другой стороны, здесь есть один маленький нюанс: на текущий момент чрезмерное размещение рекламы в группах "ВКонтакте", самим "ВКонтакте" крайне не приветствуется и может привести к исключению группы из поиска и другим санкциям. Тем не менее в ближайшее время лично я ожидаю, что этот рынок станет более цивилизованным и доходным. Уже появляются игроки – агрегаторы рекламы в группах, такие как sociate.ru, и рынок начинает формироваться.

Аудитория "ВКонтакте" сейчас – это почти 50 миллионов посетителей в день, большая часть из которых приходится на Россию. При этом в Казани это, по моим оценкам, около 800 тысяч в день! В силу определенной специфики и расширенных данных для таргетинга (например, можно показывать рекламу только тем, у кого сегодня день рождения), а также инструментов виральности, "ВКонтакте" и другие соцсети сейчас – одна из самых эффективных рекламных площадок. Могу отметить на собственном опыте, что реклама "ВКонтакте" для большинства наших проектов примерно в полтора-два раза эффективнее, чем контекстная реклама в сетях Google и "Яндекс". А оборот нашего автоматизированного сервиса закупки рекламы "ВКонтакте" adninja.ru каждый месяц практически удваивается.

Касательно купленных групп судить тяжело, так как нужно знать их DAU (количество ежедневных посетителей), само количество пользователей в группе абсолютно неважно. Цена же покупки сравнительно небольшая, и, судя по активности в группе, она вполне может окупить себя в течение года-двух.

Продвижение СМИ, как и любого другого сайта через соцсети, – это абсолютно нормальное и правильное явление. Называется это SMO. Как я говорил ранее, в дальнейшем, наверное, и сайты будут не нужны, все большее количество людей делает не сайты, а группы и приложения. Тренд роста соцсетей сохраняется, и те проекты, которые сейчас недооценивают степень их влияния и размеры аудитории, будут постепенно проигрывать.

Ирина Волынец – генеральный директор рекламной группы PResident:

- Ввиду глобализации позиции соцсетей значительно усиливаются, их популярность растет. Перетекание рекламных бюджетов в интернет и, в частности, в соцсети – процесс закономерный и неизбежный, это общемировая тенденция. Стоимость этих рекламных сообщений, на мой взгляд, будет только расти.

В каждой соцсети есть своя целевая аудитория, "ВКонтакте" – это молодые люди до 30 лет. Несомненно, товары и услуги, рассчитанные на эту целевую аудиторию, можно вполне успешно продвигать через эту соцсеть. Это эффективно. Я знаю о том, что "ВКонтакте" можно отслеживать количество кликов, когда идет реклама. То есть деньги из рекламного бюджета списываются за количество кликов. Здесь все достаточно понятно и прозрачно.

Мы тоже размещали рекламу "ВКонтакте", но не получили той отдачи, на которую рассчитывали. Я связываю это с тем, что то мероприятие, которое мы анонсировали, все-таки не подходило для аудитории "ВКонтакте". Мы проводили бизнес-семинары, и пришло больше пользователей Facebook. Наше мероприятие было рассчитано на руководителей, владельцев бизнеса, а среди пользователей "ВКонтакте" таких людей меньше, чем среди пользователей Twitter или Facebook.

Полмиллиона рублей за покупку группы "ВКонтакте" – сумма внушительная. Бывает даже так, что группа создается и туда привлекаются люди за какие-то бонусы, скидки и т.п. Но эти люди зачастую состоят в группе не по каким-то своим убеждениям, а «погнавшись за какой-то фишкой».

Бесспорно, группы в соцсетях и размещение в них ссылок каких-либо изданий будут лишь способствовать продвижению этого издания. Многие сотрудники даже как частные лица анонсируют какие-либо материалы, вызывая тем самым интерес, привлекая внимание общественности. Но тут тоже есть определенные технологии, и им нужно соответствовать.

Новый-рисунок.jpg
Перепалка в Twitter между Муравьевым и Ягудиным. Ягудин предложил сменить модератора в группе «Казань. Социальная группа» из-за того, что она «испортилась»

Ян Гордеев – редактор бюро «Среднее Поволжье» газеты «Ведомости»:

- «Казань. Социальная группа» – сама по себе СМИ, поэтому рекламировать товары и услуги с ее помощью мне кажется естественным, как в любых других медиа. Здесь важна так называемая целевая аудитория, конечно.

Продвижение СМИ через соцсети мне кажется сомнительным делом. С помощью "ВКонтакте", Facebook или Twitter можно сделать издание ближе к читателю. Но чаще всего новые СМИ используют социальные сети для увеличения посещаемости, а это чисто технический трюк, которым можно обмануть рекламодателей.

Евгений Чугунов – руководитель лаборатории интернет-маркетинга RiTE PRO:

- Как и в каждом деле, если этим занимаются профессионалы, то успех обязательно будет. Уже собралось достаточно много кейсов, когда особенно молодые предприниматели очень успешно используют соцсети для продаж. Это отдельный огромный рынок, на котором работает множество компаний. У соцсетей, если использовать их в качестве рекламной площадки, есть одно важное преимущество – четкое таргетирование целевой аудитории, что позволяет проводить направленные продажи намного успешнее.

Мы, как разработчики платформ для целого ряда online-СМИ, рекомендуем им использовать соцсети для продвижения. Новички рынка легко, практически за полгода, выходят на показатели в несколько тысяч читателей в сутки, и это отличная площадка для дальнейшего качественного роста СМИ.

Сергей Крылов – фрилансер, руководитель арт-проектов:

- Развлекательные, юморные группы "ВКонтакте" могут стоить от 50 копеек за участника. Цена одного читателя узкоспециализированной группы достигает 30 рублей. При продаже групп смотрят на ее статистику: посещаемость, ежедневный охват, реакцию читателей («лайки», «репосты», комментарии). Этот черный рынок (стоит напомнить, что продажа групп "ВКонтакте" запрещена правилами соцсети) возник естественным путем: компаниям проще купить готовую аудиторию, нежели привлекать собственную. Подобная покупка – большой риск, юридически оформить ее не получится должным образом.

Малый и средний бизнес активно использует соцсети. В отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, крупные компании Татарстана пока не очень активны в социальных сетях, но это дело времени. Продвигать и рекламировать можно практически любые отрасли: тем и хороши социальные сети. Существуют потрясающие истории продаж, например, башенных кранов через "ВКонтакте".

СМИ можно продвигать в соцсетях по-разному: вести группы, пытаться переманивать пользователей на сайт, но с каждым днем это работает все хуже. "ВКонтакте" давно предлагает читателям прочесть статьи федеральных СМИ внутри социальной сети без рекламы. Нужно понимать, что это просто еще один канал для привлечения посетителей. Контент – лучшая реклама издания.

Справка

Ярослав Муравьев родился 26 августа 1980 года.

Сын Геннадия Муравьева – известного татарстанского предпринимателя, генерального директора ОАО «Бизнес–холдинг» .

Среди проектов Ярослава – социальный тренажер по гранту президента России («Создание и внедрение системы развития инновационных компетенций у молодежи»); проект «Бизнес-класс» по гранту министерства экономики РТ.

Также он является президентом клуба «Экстрим-фактор», был членом Общественной палаты РТ предыдущего созыва.

Согласно базе данных «СПАРК», Ярослав Муравьев является действующим совладельцем и директором нескольких компаний, зарегистрированных в Казани. Так, Муравьев – директор ООО «ТРЕНД-ПРАКТИКА» (совладельцы – Елена Муравьева и Максим Маркелов, директор ООО «Институт независимых экспертиз»; дата регистрации – 22 апреля 2013 года), совладелец ООО "Агрокульт" (доля в уставном капитале – 12%, 36,6 тыс. рублей), совладелец ОО «Казанский совет молодежных организаций» (председатель правления – заместитель генерального директора АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады-2013» Игорь Сивов), совладелец ООО «Ирбис» (доля в УК – 25%), совладелец ООО «Кедр».