1.jpg
 

УСКОРЕНИЕ ПРОЦЕССА

Московский районный суд продолжил в ДК «Юность» разбирательство по делу гибели «Булгарии». Вчера судья Сергей Якунин объявил перерыв спустя 2,5 часа ведения заседания, за это время гособвинитель Евгений Дикарев успел зачитать обвинение гендиректору ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. Такая скоротечность вызвала недовольство потерпевших (кстати, вчера их количество увеличилось еще на пять человек - до 184), некоторые заявили, что на процессы приезжают из других городов. Впрочем, они сделали это так агрессивно, что судья предпочел ничего не объяснять.

Сегодня процесс решили ускорить. Если вчера лишь полчаса проводилась перекличка пришедших, то сегодня секретарь суда в фойе дома культуры записывала явку потерпевших. Их пришло значительно меньше, чем вчера – лишь около 30 человек. Заседание началось непосредственно с оглашения обвинительного заключения: начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазееву, бывшему главному госинспектору этого же отдела Владиславу Семенову и старшему помощнику капитана «Булгарии» Рамилю Хаметову. Последний, кстати, в отличие от остальных, находится под подпиской о невыезде, поэтому сегодня он сидел в первом ряду зала.

Когда Дикарев стал перечислять, что вменяется в вину Тимергазиеву, с задних рядов послышались возмущенные возгласы потерпевших – они заявили, что не будут ходить на процессы, что судья на самом деле представляет интересы подсудимых. Якунин был вынужден сделать им замечание и призвал слушать обвинительное заключение молча.

УКАЗАНИЕ «ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА» НА НАРУШЕНИЯ

Обвинительное заключение для Тимергазиева перекликается по смыслу с обвинением Семенова. По версии следствия, трагедия произошла из-за совокупности преступлений, совершенных пятью обвиняемыми. По версии следствия, Инякина обратилась к Тимергазиеву с просьбой оказать ей помощь в получении необходимых документов с положительным выводом о техническом состоянии «Булгарии». У Тимергазиева «возник преступный умысел», и он дал указание Семенову «закрыть глаза» на некоторые выявленные им нарушения. Тот, по версии следствия, выполнил заведомо незаконные указания, и Инякина получила незаконный акт предлицензионной проверки.

2.jpg
Яков Ивашов и Владислав Семенов 

По версии следствия, акт предлицензионной проверки был подписан 1 июня 2011 года и был передан главе «АргоРечТура». С 18 июня она фактически без разрешения не перевозку пассажиров стала незаконно использовать «Булгарию» для коммерческой перевозки. И Тимергазиев, и Семенов знали о том, что судно не может использоваться для перевозки, однако ничего не предприняли – не выдали предписание о ликвидации нарушений, запрете эксплуатации…

Хаметов, по версии следствия, также знал о том, что у Инякиной нет лицензии на перевозку. И, как помощник капитана, знал о постоянных поломках судна, о том, что «пассажирский перегруз» запрещен. Однако также ничего не стал предпринимать. Более того, перед выходом судна в рейс он не проверил исправность связи. После получения штормового предупреждения он должен был проверить осушительную систему, убедиться в надежности закрытия трюмов, следить за водонепроницаемостью корпуса судна, наблюдать за погодой, обеспечивать готовность шлюпок к спуску. Ничего этого, сообщил Дикарев, сделано не было.

ПОЗВОНИЛ В КАЗАНЬ И УЗНАЛ – МОИ РОДНЫЕ БЫЛИ НА ЭТОМ ТЕПЛОХОДЕ

После гособвинителя слово дали подсудимым. Однако ни Инякина, ни Ивашов не согласились с предъявленными обвинениями и не признали свою вину. Лишь Семенов заявил, что свою вину признает частично и сказал, что раскроет свою точку зрения во время дальнейшего судебного процесса.

После этого приступили к опросу потерпевших, дав слово иногородним. Первым стал 56-летний Рамиль Сабиров из Самары.

«Мы в семье приняли решение отправить мою жену и двух моих внуков отдыхать в Казань к родственникам. Накануне сестре жены должно было исполниться 55 лет», - рассказал он. Уже из Казани они позвонили ему и сообщили, что купили билеты до Булгара.

«10 июля я по радио узнал о том, что затонул какой-то теплоход. Позвонил в Казань и узнал – мои родные были на этом теплоходе. Это было около 6 часов вечера. Они погибли», - продолжил он, сообщив, что на следующий день он выехал на опознание тел.

«Все должно быть по закону. Если закон предусматривает лишение свободы, то так и должно быть», - заявил он, но почему-то неуверенно.

==video1490==

«Есть ли у вас исковые требования?» - спросил гособвинитель.

«Я сейчас не могу конкретно ответить», - сказал он. Тут одна из женщин начала подсказывать, что такое «исковое требование». Судья был вынужден даже остановить допрос и сделать ей замечание, мол, все взрослые люди, разберутся без вашей подсказки. А потом уже вновь обратился к Сабирову: «Вы не спрашивали их, видели ли они до круиза судно? Что из себя представляет теплоход «Булгария»? Одобрили ли вы их решение прокатиться на нем?»

- Я выразил сомнение, сказал, что каждый день грозы, - ответил тот.

- Признавал ли следователь вас гражданским истцом?

- Да.

- Вы сумму иска не помните?

- Нет, мне было не до этого.

2.jpg
Светлана Инякина

Затем дали слово Фариту Хусаинову из Башкортостана, который сообщил, что после трагедии переехал в столицу РТ. У него погиб сын - его похоронили под Казанью.

«10 числа вечером стоял с соседом около подъезда. Позвонили, сказали, что погибли сын и его жена. Я тут же взял билеты в Казань. На третий день их нашли вместе и меня вызвали…»

Следующий на вопросы отвечал Юрий Васягин, который вчера возмущался, почему к уголовному делу не привлекли «ИнтурВолгу», продававшую билеты на рейс.

«Было трое детей, стало двое, - начал он эмоционально. - У меня мама поехала с детьми туда на теплоходе. Спросила нас с женой: на чем лучше ехать? Мы сказали, что на автобусе опаснее, и я купил билеты на теплоход».

«Никто из подсудимых не приносил извинений. Поэтому наказание надо дать максимальное, - заявил он. - Исковых требований я предъявлять не буду: все случилось из-за денег, пусть они ими и подавятся!»

В данный момент в суде продолжается опрос потерпевших. Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ходом процесса.

Справка

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись - 79.

Согласно данным следствия, Светлана Инякина фрахтовала «Булгарию» в Камском речном пароходстве с 2007 по 2009 год, когда теплоход еще назывался «Украиной». Инякина, не имея лицензии, устраивала круизы на старом, технически неисправном судне, что привело к массовой гибели пассажиров.

Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Вместе с Инякиной обвиняемыми по делу о крушении проходят старший эксперт Камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов, который разрешил выход в рейс аварийному судну, бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора ространснадзора Владислав Семенов, начальник Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов. Последний на днях был выписан из Республиканской клинической психиатрической больницы, где проходил лечение в отделении неврозов.