21621.jpg

«КАЖДЫЙ АВТОР – ПОЧТИ ГЕНИЙ»

- Рафаэль Сибгатович, вас можно поздравить с выходом еще двух книг семитомной «Истории татар».

- Да, вышли шестой и седьмой тома «Истории татар». Первый посвящен XIX веку, а следующий – ХХ веку и до сегодняшних дней. Уникальность этих книг в том, что над ними работал очень большой круг участников. Это более 100 авторов, которые участвовали в работе над двумя томами. Именно в количестве авторов и были основные трудности. Каждый автор – почти гений. В своей сфере он лучший. В итоге мы привлекали ученых со всей России и некоторых зарубежных стран.

- Сколько шла работа над книгами?

- Только на финишной прямой это заняло три года. Да, использовался материал прошлых лет, но это не была перепечатка. Мы включали авторов, темы которых более-менее апробированы, обсуждались. Проводилось множество конференций. Нужно было обсудить и утвердить концепцию, собрать авторский коллектив. В итоге в книгах появилась монографичность, хотя от очерковости в таких трудах очень трудно уйти. Особенность седьмого тома заключается в том, что в авторах фигурируют люди, которые были у руля политики Татарстана, и они сегодня живы.

- То есть история из первых уст?

- Ну, да. Хотя это не очень принято в исторической науке. Это рискованное мероприятие. Во-первых, в этих случаях уйти трудно от субъективизма. Во-вторых, история пишется о прошедших годах и о людях уже ушедших. Но мы на такой риск пошли осознано. Так что в наших авторах Михаил Горбачев, Минтимер Шаймиев, Олег Морозов, Фарид Мухаметшин, Тимур Акулов, Эмиль Паин. Все те, кто активно участвовали в политике при Ельцине, Шаймиеве, Минниханове.

ПОКА ИСТОРИЯ ПИШЕТСЯ, СОБИРАЮТСЯ НОВЫЕ ТОМА

- Как удалось привлечь к написанию истории татар Горбачева?

- Он пишет об общей обстановке в переломный период для Советского Союза. Татарстан же существовал не сам по себе. Сначала в рамках СССР, потом России. Поэтому и хотели дать общее описание событий в стране.

Переговоры с Горбачевым вел я. Сказали, что будет том об истории Татарстана, и в нем будут участвовать такие видные деятели, как Шаймиев. Он выразил заинтересованность. Писали, конечно, помощники, но сам выправлял текст. Сигнальный экземпляр ему должны были отправить.

Некоторые отказались в силу разных причин. Кто-то из-за занятости. Кто-то по другим причинам. Так, например, Шахрай долго тянул с ответом, в итоге отказался.

Шаймиев писал вступление к последним 25 годам ХХ века, то есть с начала 90-х годов. У него достаточно развернуто описан данный период. Минниханов написал предисловие к седьмому тому.

В целом нужно отметить, что есть сложность с авторами. На ХХ век, советский период, как и на историю КПСС, трудно сразу поменять взгляды. Иная подача встречается с рядом сложностей. К тому же взять какой-либо труд за образец нет возможности. Его просто нет. Сегодня нет фундаментального труда, который взял историю ХХ века с начала века до сегодняшнего.

- Какой тираж?

- Тираж седьмого тома – четыре тысячи. Разбежится моментально. Первого тома нет, второго тоже уже, чуть-чуть осталось третьего. Раритетом становятся. Печатали его по программе «Мирас».

- Сегодня выпущены 1, 2 ,3, 6 и 7 тома «Истории татар».

- Да, остаются четвертый, пятый тома. У нас несколько иной подход. Мы издаем книги не по порядку, а по мере готовности. Интересует только качество. Некоторые тома лучше подготовлены, и они идут в печать. По четвертому и пятому томам мы столкнулись с объективными трудностями. Так, четвертый том посвящен истории татарских ханств. Достаточно долго не могли найти специалистов по истории Крымского ханства. Только в последние годы появились ученые, которые специализируются по истории сибирских ханств, поэтому четвертый том оттягивался, но к концу года будет уже макет. В начале следующего года, если деньги найдем, издадим его. Пятый том в работе – это XVII - XVIII века, это период российской империи, это проблемы вхождения в империю, времена Смуты, XVIII век. Сейчас собрался коллектив и по данному периоду. Отметим, что большинство наших авторов не из Татарстана. Может только в седьмом томе есть преобладание. Основной костяк – российские ученые.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

- Что говорят коллеги из Российской академии наук о вашей серии?

- В нашем проекте участвуют отдельные авторы из РАН. Представители РАН не только видели, и, более того, они, смотря на нас, начали писать 15-томную историю России. Они заволновались где-то после третьего тома, посвященного Золотой Орде. Мы взяли на себя трактовку того периода.

333.jpg

Казахи внимательно изучают наш опыт и взяли нашу серию за модель. По нашему образцу делают 10-томную историю казахов. Хотя наша серия – это не этническая история татар, а включает изучение истории и всех народов, которые жили рядом с татарами, в Казанской губернии. Первые три тома затрагивают регион Евразии.

- Какие дальнейшие планы? Как издадите все семь томов «Истории татар»?

- Пока мы работали над выпуском серии, то накопился новый материал. В планах переиздание первого тома. По нему критики не было, как, впрочем, и по остальным. Просто критиковать некому, все, кто мог, у нас в авторах. Хитрый подход такой (смеется). Также есть новая фактура по второму тому. Накопился материал по булгарской цивилизации. По третьему тому – Золотой Орде – вообще будет издаваться отдельный том – три плюс. Вообще, проблем с материалом не было, наоборот, ощущался его избыток. Мы поставили ограничение – том должен быть 60 печатных листов и все. В противном случае том становится неподъемным.

- Какую практическую пользу можно извлечь из вашей серии?

- Сейчас мы переживаем повторение истории, приход капитализма. Идут похожие процессы.

- Например?

- Например, феномен «честного бизнеса».

- Купцы-старообрядцы?

- «Честное купеческое слово» – это не только характерная черта для старообрядчества. Честные предприниматели были и у мусульман, и у православных. По Казанской губернии можно четко увидеть, что самые богатые – это самые честные. Очень любопытный феномен как среди татар, так и среди русских. У всех был свой кодекс чести. Таких татарских предпринимателей называли «ак байлар» («белые богачи»). Пользу практическую из этого не только можно, но и нужно извлечь.