2.jpg

НАРОД ХОДИЛ «НА КАРЕВУ»

Юнона Карева родилась в 1933 году в Харькове, окончила театральное училище им. Щепкина и по распределению в 1955 году попала в Казань, в БДТ им. Качалова. Карева была необычайно красива и органична и практически сразу же заняла в труппе ведущее положение.

Качаловский театр того времени – театр крепкий, с хорошей режиссурой и сбалансированной труппой, где места героинь были уже заняты. Театр хорошо посещался публикой и работал при аншлагах. Тем не менее уже в первый сезон о молодой актрисе заговорили, и у нее появилась своя публика. Карева всегда отличалась лаконичностью и безупречным вкусом. Ее низкий голос с обертонами, который было слышно в самых отдаленных уголках зала, публика не могла спутать ни с одним другим голосом.

Карева играла много, она постоянно была в репертуаре. Причем сегодня она могла быть очаровательной Белоснежкой в «Белоснежке и семи гномах», а завтра выйти в трагической роли в бестселлере тех лет «Жарком лете в Берлине». И в каждом из образов она покоряла своей женственностью.

В середине 60-ых годов Карева и Вадим Кешнер смогли воплотить в жизнь беспрецедентный проект – они сделали спектакль по переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк и исполнили его вместе с симфоническим оркестром, которым дирижировал сам Натан Рахлин. Спектакль, который просуществовал более 30 лет, назывался «Жизнь для вечности». До сих пор в России нет аналогов этому театральному опыту.

- Если бы не было Юноны, то не появилась бы эта постановка, и не было бы в ней меня, – рассказывает Кешнер. – Началось все с тогдашнего директора нашей филармонии Михаила Григорьевича Первина, который дал почитать Юноне переписку и предложил подыскать себе партнера. А потом она меня так закрутила... В общем, проделала со мной то же самое, что и фон Мекк с Чайковским, – говорил позже в одном из интервью партнер Каревой и ее ближайший друг, народный артист РФ Кешнер.

«Жизнь для вечности» шла в только что отстроенном концертном зале на площади Свободы, попасть на спектакли было невозможно, и, если удавалось получить заветный входной билет и просидеть два часа на ступеньках лестницы, ведущей на балкон, это было для многих зрителей уже счастьем.

«ЧУЛПАН ХАМАТОВА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ БАНДИТКА»

Вторым мужем Каревой стал режиссер и политик Станислав Говорухин, в пору их знакомства и романа он работал на казанской студии телевидения. В этом браке родился сын Сергей Говорухин, который позже пошел по стопам отца. Брак через какое-то время распался, но Говорухин и Карева сохранили дружеские отношения на всю жизнь, отзываясь друг о друге с неизменным уважением и нежностью. Они постоянно общались.

Подтверждением добрых отношений стало то, что Говорухин пригласил Кареву сниматься в своей культовой ленте «Место встречи изменить нельзя», где у Юноны Ильиничны была очень заметная эпизодическая роль, она играла жену одного из персонажей, которого Глеб Жеглов по ошибке арестовал.

Интересная деталь, рассказанная самой Каревой: ее эпизоды в качестве режиссера снимал сам Высоцкий, Говорухин доверял ему это делать, зная, что Высоцкий мечтает в дальнейшем попробовать себя в режиссуре. А Говорухин, кстати, смотрел премьеру этого фильма в квартире своей бывшей жены на Театральной улице в Казани.

- Володя Высоцкий, когда приезжал с концертами, бывал у нас в доме, он был очень чистый и ранимый человек, мы дружили, – вспоминала Карева. Ее дом в хорошем смысле был салоном, многие знаменитости, приезжая в Казань, вечера проводили у Каревой.

Позже Карева снялась еще в одном фильме – «Время танцора» Вадима Абдрашитова, в этой ленте она играла вместе со своей ученицей Чулпан Хаматовой. Чулпан училась на курсе Каревой и Кешнера в казанском театральном училище всего год, но ее отношения с педагогами не прерывались никогда.

- Чулпан – это фантастика! Она маленькая бандитка, которая сегодня ездит на машине, а до этого гоняла по всей Москве на роликах – не признает метро. Недавно я со старшим внуком и бывшим учеником Геннадием Семеновым была в театре «Современник» на спектакле «Три товарища». И видела, как зал стоя аплодировал Чулпан. После спектакля она подбежала к нам и всю гору цветов – подарок зрителей – вручила мне. Тогда Гена разрыл букет, откопал в нем несколько роз и вернул ей со словами: «Хоть их-то ты можешь забрать? Это от нас с Юноной Ильиничной», – рассказывала в одном из интервью Карева.

Педагогическая деятельность Каревой – одна из самых замечательных страниц в ее биографии. Почти 40 лет она и Кешнер вели курсы в театральном училище. Последний набор был летом прошлого года, сейчас ученики Юноны Ильиничны оканчивают всего лишь первый курс.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА

Единственный сын Каревой и Говорухина Сергей умер в 2011 году. В 1988 году Сергей закончил сценарный факультет ВГИКа, до этого работал сварщиком, монтажником, старателем на Крайнем Севере, прорабом. Он был так воспитан, что не боялся никакой работы.

В 1994 году Сергей приступил к съемкам фильма о современных войнах в России. В феврале 1995 года в Грозном при возвращении со съемок был обстрелян чеченскими боевиками и получил огнестрельное ранение, приведшее к ампутации ноги. Дебютировал художественно-публицистическим фильмом «Прокляты и забыты» в соавторстве с тогдашней своей женой Инной Ванеевой.

221051.jpg
Говорухин пригласил Кареву сниматься в своей культовой ленте «Место встречи изменить нельзя», где Юнона Ильинична сыграла жену одного из персонажей, которого Глеб Жеглов по ошибке арестовал

Сергей серьезно занимался прозой – он был членом союза писателей и союза кинематографистов России, автором сборников прозы «Мутный материк», «Никто, кроме нас…», «Со мной и без меня», «Прозрачные леса под Люксембургом», ряда публикаций в центральной прессе и журналах. Руководил кинокомпанией «Послесловие».

Карева так воспитала сына, что для него понятия патриотизм и Родина не были пустым звуком. С 1994 по 2005 годы он в качестве военного корреспондента участвовал в боевых действиях на территории Таджикистана, Чечни, Афганистана и Югославии. Участвовал в 20-ти боевых и трех специальных операциях. Удостоен нескольких боевых наград. В 1996 году создал региональную общественную организацию ветеранов-инвалидов межрегиональных конфликтов в Таджикистане и Чечне, занимал пост председателя фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада» и помогал сотням людей. Сергей Говорухин являлся членом совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Самым святым днем для Сергея, так его воспитала мать, был День Победы. Каждый год 9 мая он ставил на окно своей квартиры магнитофон с записями военных песен, выходил во двор и наливал соседям-фронтовикам традиционные победные сто грамм.

Умер Сергей 27 октября 2011 года в возрасте 50 лет. Причиной смерти стал инсульт, после которого Говорухин несколько дней находился в коме. Все это время Карева провела в Москве у постели сына. Нетрудно предположить, что потеря единственного сына, после которой Карева не смогла оправиться, запустила механизм страшной онкологической болезни, от которой она скончалась сегодня в 05:40 утра.

Прощание с Каревой пройдет завтра в 10:00 в Доме актера. Уже завтра вечером ее тело будет перевезено в Москву, где, согласно ее завещанию, оно будет кремировано, и прах похоронят в могиле Сергея Говорухина.

«В НЕЙ БЫЛ АЛМАЗНЫЙ СТЕРЖЕНЬ»

Карева – одна из знаковых актрис театральной Казани. Какой она останется в памяти? Вот что говорят по этому поводу эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

Светлана Колина – искусствовед:

- Актриса Юнона Карева была символом театральной Казани. Я помню, как смотрела ее в спектаклях, еще не будучи с ней знакома. Она была тонкой, психологичной и убедительной. И самой красивой женщиной Казани! Карева была педагогом от Бога – скольких талантливых ребят она сумела рассмотреть. Спектакли, которые она ставила в театральном училище, они были живые, тонкие и острые. Она воспитывала своих учеников так, что в них появлялся стержень. В ней и самой был алмазный стержень. Карева была брендом казанского театрального училища. Учиться к Юноне Ильиничне ехали ребята из многих городов страны, даже из городов, где были театральные училища, но старались попасть именно к ней, в ее руки. Сейчас ее ученики блистают в Израиле, Германии, США, а уж сколько их в городах России – просто не перечесть.

Вадим Кешнер – народный артист РФ, актер БДТ им. Качалова:

- Мы знакомы с Юноной 58 лет и из них дружили 56 лет. Я просто не мыслю своей жизни без нее, не мыслю. Юнона была человеком, который всегда бросался на амбразуру, спешил на помощь к тем, кому было плохо. Она была замечательной актрисой и выдающимся педагогом. Одним из лучших в России.

Фарид Бикчантаев – главный режиссер ТГАТ им. Камала, председатель СДТ РТ:

- Когда появлялась Юнона Карева, всегда начиналось волнение. При ней нельзя было распускать себя, при ней надо было выпрямлять спину. Я помню, что когда-то увидел очень красивую женщину и мне сказали, что она актриса. Она меня просто потрясла. Карева была прекрасным педагогом, она была влюблена в своих студентов, а они были влюблены в нее. Она подпитывалась этой своей педагогической работой. Думаю, что смерть сына подкосила ее, она так и не сумела оправиться.