461.jpg
Главные обвиняемые размещены в специальной камере из решеток, которую охраняют полицейские

СПИСОК ПОТЕРПЕВШИХ И УВЕЛИЧИЛСЯ, И СОКРАТИЛСЯ

Сегодня Московский районный суд Казани после трехнедельного перерыва продолжил рассмотрение уголовного дела о крушении теплохода «Булгария». Слушание дела началось 6 мая в ДК «Юность», однако почти сразу был объявлен перерыв, поскольку судья удовлетворил ходатайства двух подсудимых о предоставлении им дополнительного времени для ознакомления с материалами дела.

В качестве обвиняемых по делу проходят гендиректор ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела волжского управления госморречнадзора ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов, старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов.

Гособвинитель Евгений Дикарев до начала процесса сообщил, что сегодня сторона обвинения планирует успеть огласить обвинительное заключение. Если, конечно, не будет каких-то дополнительных ходатайств, из-за которых процесс могут снова отложить, со стороны обвиняемых.

1.jpg
В зал пускали по паспортам

Сегодня процесс начался с длительной – почти двадцатиминутной – проверки явившихся потерпевших. Согласно списку, в суд должны были явиться 179 человек. Но оказалось, что многие не пришли – на перечисление судьей Сергеем Якуниным фамилий откликались через 5 - 10 человек. Причем после слов «Алевтина Рогова» судье из зала один из потерпевших ответил: «Она умерла», – добавив, что может предоставить свидетельство о смерти.

Сегодня половина зала пустует. Другую половину зала заняли журналисты с видеокамерами, фотоаппаратами, а также некоторые потерпевшие. Главные обвиняемые так же, как и на первом заседании, размещены в специальной камере из решеток, которую охраняют 7 сотрудников полиции и приставы.

460.jpg
Список потерпевших был расширен на пять человек. Теперь официально признаны потерпевшими 184 человека

Закончив перечисление, судья, который сидел на сцене за столом, сообщил, что несколько человек подали заявления с просьбой также включить их в список потерпевших. Когда каждому предоставили слово, выяснилось, что один из них – отец погибшего. Другие сообщили, что у них погибла дочь, ранее потерпевшим был признан зять, но теперь у него другая семья, они не общаются… Еще одна женщина сказала, что у нее погибла родная сестра, потерпевшей признана ее племянница, но та не может каждый раз приезжать на процессы из-за маленьких детей. В итоге сегодня список потерпевших был расширен на пять человек. Теперь официально признаны потерпевшими 184 человека.

3.jpg
Бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислав Семенов

А ГДЕ ЖЕ «ИНТУРВОЛГА»?

После этого Дикарев приступил к зачитыванию гособвинения. Он заявил: Инякина знала, что судно не отвечает нормам безопасности, поэтому обратилась к Ивашову с просьбой оформить соответствующие разрешительные документы. Тот согласился признать судно годным, продлив срок его службы, хотя за три дня до трагедии двигатель «Булгарии» сломался во время очередного рейса. Инякина не отправила экипаж на медицинское освидетельствование, на аттестацию знаний. И в целом судно было недоукомплектовано. Хаметов, по словам гособвинителя, по указанию Инякиной вывел в плавание судно, несмотря на плохие погодные условия – надвигался шторм, но 10 июля оно все же отправилось в плавание со 163 пассажирами и 38 членами экипажа.

После того, как гособвинитель закончил говорить про Инякину, с места неожиданно поднялся один из потерпевших. «Сейчас можно говорить или потом дадите?» – обратился он к судье. Тот выслушал мужчину, который поинтересовался: почему в обвинительном заключении ничего не говорилось о фирме «ИнтурВолга», где погибшие приобретали билеты на «Булгарию».

4.jpg
Старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов

«Почему эту фирму обвинение обошло стороной? Ведь именно в этой фирме погибшие покупали билеты, у Инякиной, наверняка, с «ИнтурВолгой» был договор», – заявил мужчина.

«Почему вы задаете этот вопрос мне? Подойдите к гособвинителю в перерыв и спросите его», – ответил судья.

«Мы, почти все, кто купил билеты на «Булгарию», считаем, что «ИнтурВолга» – это первое звено в цепочке тех преступлений, которые привели к этой аварии, – заявила корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Гульнара Назарова, у которой погиб сын. – Руководство «ИнтурВолги» прекрасно знало о том, что у этого теплохода нет лицензии, они знали, что судно несколько раз тонуло. Но у Инякиной, согласно материалам следствия, перед этой фирмой были свои долги – 700 с лишним тысяч. «ИнтурВолге» было очень выгодно в первую очередь отработать долги, компания максимально загружала «Булгарию». Мы считаем, что «ИнтурВолга» должна сидеть вот здесь, рядом с Хаметовым».

5.jpg
Генеральный директор ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор теплохода "Булгария") Светлана Инякина

«Не знаю, кого имел в виду потерпевший. Ведь, кроме нас, билеты на «Булгарию» продавали еще 14 компаний, – рассказал по телефону газете «БИЗНЕС Online» Александр Елисеев – директор компании «ИнтурВолга». – Естественно, к нам приходили следователи, больше чем полтора года, как все вопросы закрыли. Следователи проверили все договора, все документы – все было в порядке. Один из потерпевших подавал в суд, но нас суд признал невиновными. Мы выступали как третье лицо. Есть ли на мне доля вины за то, что случилось с пассажирами «Булгарии»? Ну посмотрите сами: мы продавали билеты так же, как билетный кассир на железнодорожном вокзале продает билеты на поезд. А если с поездом что-то случится – кассир виноват? О состоянии «Булгарии» мы могли судить так же, как и все – чисто визуально. Все разрешительные документы на это судно были выданы, все было подписано. Речной порт ее выпускал, с пермского завода после ремонта «Булгария» тоже спокойно вышла – с документами все было в порядке. Но чисто эмоционально из-за того, что произошло, я поседел полностью…»

Затем все внимание переключилось на Ивашова. По версии обвинения, он неправомерно изготовил акт внеочередного освидетельствования судна от 14 июня 2011 года о том, что левый вспомогательный двигатель «Булгарии» был годен для эксплуатации. Дал заведомо ложные сведения, что документы по двигателю были в порядке, хотя на самом деле Ивашов, по версии следствия, не следил за ходом ремонта двигателя. 15 июня он подписал новое классификационное свидетельство, в котором подтвердил техническое состояние «Булгарии» как годное для эксплуатации.

6.jpg
Начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев

В акт от 14 июня 2011 года Ивашов внес данные о том, что перечисленные двигатели проверены в разных режимах и являются годными для эксплуатации, осушительная система и шлюпки проверены, хотя на самом деле это было не так.

«Ненадлежащее использование должностных полномочий Ивашовым явилось необходимым условием для возникновения тяжких последствий», – заявил Дикарев.

После того, как он закончил читать обвинение по Ивашову, судья заявил, что слушание продолжится завтра. Это вызвало волну возмущения у потерпевших, хотя, по словам гособвинителя, он готов был зачитывать обвинение и другим участникам процесса. Один из присутствующих в суде заявил: он приехал из Самары, а в итоге «час длилась перекличка, час – суд. И стоит ради этого приезжать?» Однако судья, заявив, что присутствующие ведут себя агрессивно, не стал ничего объяснять и удалился. Процесс продолжится завтра.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за ходом процесса.

Справка

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79.


Согласно данным следствия, Светлана Инякина фрахтовала «Булгарию» в Камском речном пароходстве с 2007 по 2009 год, когда теплоход еще назывался «Украиной». Инякина, не имея лицензии, устраивала круизы на старом технически неисправном судне, что привело к гибели 122 человек.

Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Вместе с Инякиной обвиняемыми по делу о крушении проходят старший эксперт Камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов, который разрешил выход в рейс аварийному судну, бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора ространснадзора Владислав Семенов, начальник Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов. Последний на днях был выписан из Республиканской клинической психиатрической больницы, где проходил лечение в отделении неврозов.