А ШОУ ВСЕ ПРОЛЖАЕТСЯ

Alegria - одно из самых долго идущих шоу солнечного цирка, ему 19 лет. В переводе с испанского, слово означает «радость, торжество». В данном контексте - торжество молодости и смелости над косностью и консерватизмом, торжество духа и безграничные возможности человеческого тела. То есть, как всегда, Цирк дю Солей – это не только сложнейшие элементы, от которых дух захватывает, но и философия, и лиризм, и театральность, основанная на символах и сложнейших образах, их всегда так интересно разгадывать. Хотя мы и говорим «солнечный цирк», подразумеваем все-таки театр с его подтекстами. В этом смысле шоу, которое едет в Казань, не разочаровало.

Вот и на этот раз режиссер Франко Драгоне поставил красочный спектакль о том, как в неком королевстве вдруг взял да исчез король и началась естественная борьба за власть. С одной стороны ее захотели захватить персонажи, которые носят название «старые тоскующие птицы», с другой – молодое поколение бунтарей. А между ними, даже не лавируя, живут извечные персонажи подобных историй – три клоуна: рыжий, белый и фиолетовый. Они как бы над временем и над событиями. Они шуты у трона короля, но и сами по себе, мудрые и по-детски чистые и наивные.

Эти две группы персонажей, не считая клоунов, одеты в разные по стилю костюмы. Тяжелые, с использованием бархата и позолоты для старых, тоскующих птиц, и легкие, пластичные из лайкры – для бунтарей.

- Наше шоу путешествует по миру в 22 трейлерах, для того, чтобы его собрать на площадке, нам надо 12 часов, разбираем конструкции мы за 3 часа. Его монтируют 100 человек. В шоу участвуют 55 артистов из 17 стан, 20 процентов из них – русскоязычные. Обычно это шоу, которое вначале работало в шатре, а потом переехало на площадки, работает по 10 недель, потом следуют двухнедельные каникулы, после них снова репетиции, чтобы освежить все детали в памяти. Раз в неделю у нас меняется город или страна. Шоу не технологично, в нем нет спецэффектов, оно демонстрирует другое – возможности человеческого тела, - рассказывает пресс-атташе Ванесса Наполи.

ГОЛУБОЙ КОВЕР И ЧЕРНЫЕ ДИВАНЫ

За кулисами шоу, куда допускают журналистов накануне российской премьеры – свой мир и свой четкий уклад с культом дисциплины. Каждый вечер шоу фиксируется на камеры. За кулисами есть такая зона, где висит большой экран и стоят черные диваны – здесь ежедневно все участники представления смотрят его в записи и видят, как они работали прошлым вечером. И, естественно, работают над ошибками, если они есть.

Еще одна зона называется «голубой ковер» - здесь проходят ежедневные тренировки, разогрев и инструктаж. Когда группа журналистов попадает к «голубому ковру» - вступать на него посторонним категорически запрещено - на нем тренируется бывший российский спотсмен, а ныне артист Цирка дю Солей Слава Петраков.

- Я в этом цирке пять лет, до того, как вышел первый раз на арену, 7 месяцев стажировался в Монреале, там учат всему – от актерского мастерства и грима до английского языка. Каждый вечер выхожу в этом шоу, но не надо думать, что мы повторяем одно и тоже, каждый раз привносятся новые эмоции, - рассказывает он.

Еще одно интересное место закулисья – это шкаф, в котором хранятся маски старых тоскующих птиц. Они сделаны из латекса, каждая маска делалась в Монреале вручную под размер головы конкретного исполнителя и подписана его фамилией.

В костюмерной в это время хозяйничает костюмер Эми, она уже много лет работает в Alegria. Всего в шоу четыре костюмера, плюс в каждом городе нанимают для них помощников. Постирать костюмы, пришить пуговицы, заштопать, если нужно, помочь переодеться актерам – вот их задача. В этом шоу 700 элементов костюмов, есть актеры, которые переодеваются по три-четыре раза. Почетное место в костюмерной занимает шкаф - в нем пуговицы и нитки, пайетки и стекляшки – все, что нужно для того, чтобы содержать костюмы в образцовом порядке.

- Все наши костюмы сделаны в Монреале вручную, вот, например, кружева – их плетут в Канаде четыре дамы – умелицы, - рассказывает Эми.

Тут же в костюмерной еще один шкаф, его нам показывает уже Ванесса.

- Это мечта любой женщины, - смеется она.

В шкафу – запасы косметики. Карандашики для бровей и тональный крем, накладные ресницы и тушь с помадой. Все это в гигантских объемах. В шоу у актеров очень сложный грим. Начинающие исполнители иногда делают его по два часа, ну а те, кто поопытнее, укладываются в 45 минут. Ванесса показывает нам папку, в ней – фотография и пошаговая инструкция, что нужно делать тому или иному исполнителю, чтобы создать нужный образ. Например, исполнитель роли предводителя тоскующих птиц Флера делает такой сложный грим, что в жизни никто и никогда не может его узнать. Кстати, этот актер – русский.

- Мы стараемся, чтобы у наших артистов не было проблем и им было комфортно работать, потому что если артист испытывает проблемы в жизни, он не будет счастлив на сцене. Как правило, с новым артистом мы заключаем контракт на год, затем, если мы устраиваем друг друга, пролонгируем его. Когда проводим кастинг, нам важно в одинаковой мере и физическая подготовка кандидата, и его актерские способности. Нам нужны не просто акробаты, а нечто большее - рассказывает арт-директор шоу Бруно Дарманьяк.

Кстати, он сам бывший танцор, который позже работал как хореограф и имел насколько трупп, а затем пришел в Цирк дю Солей. Задача Бруно – следить за тем, чтобы не нарушалась режиссерская концепция шоу.

По словам Бруно, когда из шоу ушла певица Франческа, а на ней лежала большая смысловая нагрузка, нужно было найти другую певицу. Но голос Франчески, второго такого просто не может быть! Искали долго, и вот на кастинг пришла певица из Украины Марьяна Соболь. Она спела, и все поняли: не надо копировать Франческу, нужна другая певица, но с уникальным голосом. Именно такой оказалась Марьяна.

- В экономическом плане шоу оправдывает себя, мы можем позволить нашим артистам жить в хороших отелях, у них налажен быт, и потом, приезжая в тот или иной город мы создаем рабочие места для нескольких десятков его жителей, - комментирует Бруно.

Говорить о бюджете шоу не приходится, полагает арт-директор, шоу создавалось 19 лет назад, тогда суммы были не те, что сейчас. Впрочем, по прошествии лет шоу все-таки подвергалось рестайлингу.

Интересная деталь: один из номеров, который носит название «Шторм», придумал для Alegria Вячеслав Полунин, он какое-то время его даже исполнял. Этот же номер, на который у Полунина есть авторские права, можно увидеть в его «Снежном шоу».

ОДА РАДОСТИ

Зал в день премьеры переполнен, среди публики – ветераны войны, цирк дал им бесплатные билеты. Футбольные болельщики перешептываются, видя в партере главного тренера команды «Зенит».

Alegria начинается, так же, как и «Кортео», неожиданно. Еще рассаживается запоздавшая публика, а из-за кулис выходят клоун и незаметно появляются оркестранты в белых костюмах. Кстати, саундтрек из этого шоу – самый продаваемый в Цирке дю Солей. Пожалуй, его знают даже те, кто никогда не был на представлениях цирка. Легко, словно выпархивая, возникает певица в белом – фарфоровая статуэтка в напудренном парике, существо из какой-то другой реальности. Голос Марьяны Соболь – страстный и одновременно нежный, когда его слышишь, не остается ничего иного, как сбиться на банальность и сказать, что он чарует.

Азарт, энергия молодости, радость от полного и безусловного владения своим телом, торжество от того, что несешь эти эмоции публике, и она отвечает тебе тем же – да, Франко Драгоне нашел для своей постановки очень верное название.

В Alegria доминируют акробаты, но это не номер ради номера, а действо, наполненное смыслом. Тоскуют по былой молодости старые трогательные птицы, идет вперед молодое поколение, номера сменяют друг друга с фантастической быстротой. Захватывает дух, когда актер-гаваец мечет факелы, в прямом смысле играя с огнем, этот номер называется «Огненные ножи». Сердце останавливается во время номера «Русские перекладины» или акробатическая дорожка.

Сложность номеров не подлежит обсуждению, но Цирк дю Солей верен себе: он дарит нам не только восторг перед сложными трюками, но и возможность сопереживания и соучастия. Кстати, поклонники шоу «Кортео», которое шло в Казани, узнают в Alegria его предтечу – та же тонкость, те же полунамеки, смех и грусть, идущие рука об руку. И еще нечто неуловимое, то самое «послевкусье», которое бывает после хорошего спектакля, дарящего нам ассоциации с нашей собственной жизнью.

Конечно, каждый номер тщательно отрепетирован и сделано все, чтобы уберечь артиста от неожиданностей, но во время представления мы видим риск, смелость, бесшабашность, артистизм и радость то того, что артист может себе позволить работать, кажется, выше человеческих возможностей.

Но мы ведь в солнечном цирке, который для его поклонников давно уже стал синонимом театра. Вот и в шоу Alegria мы видим сюжет, мы сопереживем Флеру, который еще петушится, мы погружаемся во время «Шторма» в одиночество белого клоуна и радуемся, когда он выходит победителем в поединке со стихией. Мы слушаем инфернальную певицу и трудно понять, на чьей же она стороне – молодости или «уходящей натуры» тоскующих птиц.

Опять аплодисменты, опять выходит на поклон оркестр и все участники спектакля, и мы понимаем, что два часа представления, увы, прошли. Радость не бывает вечной. К сожалению.