IMG_0889.jpg
Первыми пассажирами скоростного трамвая стали Рустам Минниханов, Ильсур Метшин, чиновники исполкома города и представители «Метроэлектротранса»

НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ

Зайдя сегодня в 8 утра в салон нового «трехсекционника» на ост. «Солнечный город», президент РТ Рустам Минниханов был столь впечатлен увиденным, что не удержался и, прямо как завзятый турист, начал фотографировать все вокруг на свой белый iPhone. Затем он сразу же вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным и гендиректором МУП «Метроэлектротранс» Асфаном Галявовым направился в кабину «пилота», откуда не выходил до конца поездки.

Напомним, что два первых вагона пришли в Казань в середине апреля, и их под контролем специалистов ОАО «Белкоммунмаш» собрали в депо «Метроэлектротранса». Еще в субботу казанцы видели этот вагон на испытательном пробеге, а с сегодняшнего дня он пошел по маршруту №5 до ж/д вокзала.

Несмотря на необычный статус рейса, вагон тормозил на каждой остановке, и все усиливающиеся волны пассажиров вливались в широкие двери. Доступа не было только в первую секцию трамвая, где VIP-ы обменивались впечатлениями и обсуждали какие-то вопросы.

- Что это?.. - вопрошали удивленные пассажиры, рассматривая внутренности вагона, президентскую охрану и самого президента у пульта управления…

- Должно быть, к 9 мая запустили, потом уберут! - пояснил слегка небритый абый в кепке.

Работники «Метроэлектротранса», пряча улыбку, пытались объяснить, что пассажирское счастье будет только шириться. Пока на линии только один вагон нового образца, второй выйдет к 20 мая – с «Белкоммунмаша» для него еще не пришли тележки. К Универсиаде на маршрут №5 «железно» обещают выставить еще как минимум 10 трехсекционников. Всего же до конца года их будет 20.

IMG_0799.jpg
Трамвай будет курсировать по маршруту №5 от микрорайона «Солнечный город» до железнодорожного вокзала

Народ, впрочем, верить не спешил, и все новые пассажиры шептались об очередной универсиадской «показухе». Тем более что брать деньги за проезд в суматохе как-то позабыли…

То ли по стечению обстоятельств, то ли из-за присутствия президента в кабине, «наш паровоз» летел вперед беспрепятственно, временами обгоняя поток машин. Народу становилось все больше и больше – кто сказал, что трамвай в Казани непопулярен? На остановке «ул. Глушко» VIP-ы решили покинуть салон, а вагон двинулся дальше по маршруту.

БЕЛОРУССКОЕ ЧУДО С НЕМЕЦКОЙ НАЧИНКОЙ

По слухам, в «Метроэлектротрансе» провели целый внутренний конкурс, чтобы выбрать того «Гагарина», который сядет в кабину нового трамвая. И неспроста. Во всем мире вагонов этой модели пока всего 11 штук – пять ездит в самом Минске, один – в Киеве, еще три в конце прошлого года закупил Питер, два – у нас.

460.jpg
Рустам Минниханов: «Чтобы все завидовали нам, а не критиковали»

25-метровый сочлененный вагон имеет 60 кресел (это больше, чем в двух городских автобусах) плюс 174 места для свободного стояния пассажиров и два места для инвалидов. Высота пола – от 300 мм у входов, оборудованных выдвижными пандусами, до 600 мм в районе моторных тележек. Хотя собирают трамвай, как уже было сказано, в Белоруссии, двигатели, тормоза и прочие основные комплектующие у него немецкие, от таких компаний, как KNORR-BREMSE, VEM, HUBNER.

Широкие двери новых трамваев открываются в обе стороны, как в метро, салон имеет мощную отопительную систему. Температура в салоне может поддерживаться автоматически, летом работает принудительная вентиляция. Кабина машиниста, к слову, оборудована кондиционером, не говоря уже о регулируемом во всех направлениях кресле. В салоне – ни одной лампочки, свет дают ленты светодиодных фонарей. Максимальная скорость 40-тонного вагона – 100 км/ч, полсотни из которых он набирает примерно за четверть минуты. При этом расход электричества в два раза меньше обычного.

РњРёРЅРЅРё-460.jpg
Рустам Минниханов был настолько впечатлен новым трамваем, что не удержался и сфотографировал его на свой iPhone, чтобы выложить в Instagram

Глядя на это великолепие, единственное, о чем думалось – во что его превратят вандалы… Этого же боятся и сами «трамвайщики», вспоминая питерскую историю, когда на полу одного из таких вот «трехсекционников» едва ли ни в первый день какая-то дрянь начертала слово из трех букв, которое потом долго оттирали.

ПОБОРЕТ ЛИ МЭРИЯ УЗКИЕ ГОРЛЫШКИ?

Впрочем, главная Ахиллесова пята трамваев – это постоянные задержки на линии. Это стало очевидно сразу же после того, как осенью прошлого года новую ветку по Большому Казанскому кольцу открыли предварительно со старым подвижным составом.

Уникальность маршрута №5 в том и заключается, что практически на всем протяжении в 27 км трамвайные пути обособлены от основного транспортного потока. Но, во-первых, есть два не отгороженных участка – на Кировской и Третьей транспортной дамбе. Там трамваи стоят в пробке вместе со всеми. Во-вторых, остаются многочисленные перекрестки и переезды, ставшие у автомобилистов каким-то прямо-таки излюбленными местами для ДТП.

Простои на линии из-за этих причин достигли 70 часов в месяц, то есть в среднем двух часов в день. Ясно, что с этим надо что-то делать, иначе доверие к трамваю не вернуть никакими красивыми салонами.

Не случайно на одном из деловых понедельников Метшин уже заводил разговор о том, чтобы отгородить рельсы и на дамбах. Впрочем, пока решено вернуться к этому вопросу после запуска развязки на Ленинской дамбе и открытия тоннелей на развязке пр. Амирхана - ул. Чистопольская.

Кроме того, движение трамвая ускорится с полноценным запуском системы АСУДД. В перспективе все «умные светофоры» планируется настроить на приоритетный пропуск общественного транспорта. Так что при подъезде к перекрестку трамвай сможет автоматически включить себе зеленый свет.

==video1427==

Третьим «пряником» для пассажиров станет появление на всех 64 остановках маршрута №5 информационных видеотабло. На них будет видно, сколько времени осталось до прихода вагона и не застрял ли он где-то в пути. А там уже каждый пассажир волен сам решить – стоит ждать или нет.

ЗАКОНЧИТСЯ ЛИ «БИТВА КОЛЬЦА»?

Выйдя из вагона, Минниханов поделился с журналистами своими эмоциями – первый «трехсеционник» вызвал у него «универсиадские» ассоциации.

- В преддверии Универсиады мы запустим три станции метро, новые трамваи, новые автобусы, развязки и пешеходные переходы, благоустройство нашего города, спортивные объекты, фасады, - напомнил Минниханов. - С одной стороны, это огромная работа, большие неудобства для жителей – стройка есть стройка, шумно, грязно. Но я уверен, что 6 июля город будет готов, получит облик красивого европейского города, сюда поедут туристы, спортсмены, бизнесмены, и мы будем радоваться нашему успеху.

РњРёРЅРЅРё-460-2.jpg
Президент лично убедипся в том, что трамвай нужен людям

С приближением Универсиады время все больше и больше сжимается – еще очень многое надо успеть, чтобы показать Россию в новом облике, с новыми лицами, «чтобы все завидовали нам, а не критиковали нас», добавил Минниханов. Однако президент высказал уверенность, что Татарстан с этим справится.

По словам гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Галявова, президент оценил скоростные возможности нового вагона, комфортность для пассажиров, а также востребованность трамвая, лично убедившись в том, что трамвай нужен людям.

По его словам, еще в марте маршрут №5 возил 14 тыс. пассажиров в сутки. Теперь, как только потеплело, эта цифра подскочила до 25 тысяч. И это сейчас, когда ездят старые, трясущиеся вагоны. С полным переходом на «трехсекционники» Галявов надеется довести пассажиропоток до 40 тыс. в сутки. Для сравнения: 7 станций метро сейчас ежедневно обслуживают порядка 80 тыс. пассажиров. Сопоставление тем более впечатляет, если вспомнить, что весь «трамвайный проект» вместе с закупкой дорогостоящих вагонов и прокладкой путей обошелся примерно в 1,5 млрд. рублей, а каждая станция метро вместе с тоннелями «тянет» на все 5 миллиардов. Впрочем, по скорости и комфорту для пассажиров трамваю пока до метро далеко.

Так или иначе, обещание Метшина, который, в сентябре прошлого года подводя итоги автобусной реформы 2007 года, заявил, что «в следующий пятилетний цикл основной прорыв будет в сфере электротранспорта», начинает воплощаться в жизнь.

IMG_0981.JPG
Ильсур Метшин: «В следующий пятилетний цикл основной прорыв будет в сфере электротранспорта»

Тем не менее вопросов по поводу дальнейшей судьбы казанского трамвая пока больше чем, ответов. Неизвестно даже, замкнут ли в обозримой перспективе трамвайное кольцо? Для этого нужно проложить всего 4 км новых путей от Солнечного города до ул. Авангардная в комплексе с одной развязкой. На фоне уже сделанного эта стратегическая «перемычка» кажется сущим пустяком, но сделать ее не обещают даже к чемпионату мира по футболу…

Справка

Маршрутная сеть в Казани – это 76 трамвайных вагонов, износ подвижного состава – около 70%. Кроме 20 новых трехсекционных трамваев в 2013 г. к Универсиаде будет получено еще 10 новых вагонов обычного типа. Они будут поставлены на маршрут №4 (в старой нумерации - №11). В 2012 г. трамвай перевез 13,2 млн. пассажиров (для сравнения: перевозки в метро составили 26,9 млн. пассажиров).