4.jpg

«МЫ НЕ МОЖЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВЫДАЧИ СУБСИДИЙ – ЭТО ПЕРЕЧЕРКНЕТ ВСЕ, ЧТО СДЕЛАНО РАНЕЕ!»

На этот раз совету минэкономики даже не пришлось ждать кворума – эксперты почти в полном составе подъехали к назначенному времени. Комиссии предстояло рассмотреть 64 правки – именно столько, как сообщил заместитель министра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства Рустем Сибгатуллин, поступило от бизнес-объединений за месяц с момента размещения проекта постановления на сайте министерства.

Напомним, что в начале апреля на сайте минэкономики был размещен (в виде проекта постановления кабмина) для общественного обсуждения новый порядок выдачи грантов. Новый алгоритм призван убить двух зайцев: с одной стороны, максимально учесть пожелания непосредственных адресантов субсидий, предпринимателей, с другой – минимизировать коррупционный фактор.

Однако осенью прошлого года на агентство инвестиционного развития (АИР) (и по инерции и на минэкономики) вылился ушат конструктивной и не очень критики, в том числе ставился вопрос о том, нужна ли вообще грантовая господдержка малого бизнеса, мол, «халявными» деньгами дорога известно куда и кому вымощена. В этом контексте прозвучало и первое радикальное, по сути, предложение, озвученное гендиректором ЗАО «Йолдыз» Фаридой Усмановой: отказаться от «бесплатных» субсидий и грантов как нарушающих конкуренцию, взамен предоставлять господдержку на возмездной основе. Напомним, что впервые о необходимости такого шага заявил председатель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Хайруллин на координационном совете по малому бизнесу в разгар «АИР-гейта».

Однако и ранее, и на этот раз предложение придать субсидиям характер займа не нашло отклика среди бизнес-экспертов. «Мы на это пойти не можем, поскольку тогда мы не получим софинансирования (от минэкономразвития, МЭРавт.) ни по пяти федеральным программам, ни по запланированным республиканским мерам поддержки, – аргументировал Сибгатуллин. – И это перечеркнет все, что сделано до этого! Кроме того, мы не нарушаем конкуренцию, так как проводим конкурс». Он пояснил, что, помимо пяти программ господдержки малого бизнеса, предусмотренных на этот год приказом МЭР №220 от 24 апреля 2013-го, республика имеет право в рамках постановления камбина РТ получить софинансирование из федерального бюджета на 10 - 12 мероприятий из перечня МЭР. В частности, речь идет о возможности увеличить капитализацию гарантийного фонда РТ с 500 до 700 млн. рублей, о софинансировании деятельности центра предпринимательства, о создании инжинирингового центра. «И надо «добить», наконец, агропромпарк, – напомнил Сибгатуллин, – он построен, но необходимо закупить оборудование для переработки сельхозпродукции».

После этого эксперты вернулись к теме и открыли первую страницу пухлой папки с правками.

5.jpg

«…БУДТО К НАМ ПРИДУТ УГОЛОВНИКИ, А НЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ!»

Было заметно, что еще очень даже свеж в памяти и грантополучателей (судя по внесенным правкам), и членов экспертной комиссии прошлогодний скандал в АИР РТ, когда по итогам жалобы бизнеса президенту РТ Рустаму Минниханову была назначена антикоррупционная проверка, выявившая и фирмы-однодневки, и нецелевое использование бюджетных средств. И хотя, как не раз убеждалась корреспондент газеты «БИЗНЕС Online», в экспертный совет минэкономики входят настоящие лоббисты интересов малого и среднего бизнеса, народная мудрость «раз обжегшись на молоке, дуешь на воду» и здесь проявила себя.

Взять, например, обязательность нотариального заверения доверенности для лица, уполномоченного представлять интересы заявителя на защите проекта. Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса (АПМСБ) РТ в лице Роберта Закирова выказалась за ужесточение, однако Усманова (член АПМСБ РТ, а также Общественной палаты РТ) в очередной раз призвала смотреть законодательство, гласящее, что нотариальная доверенность – для физических лиц. «Для доверенности от юридического лица достаточно заверения подписью руководителя и печатью организации. Если мы запретим такую возможность, нас засудят!» – пояснила Усманова. Ее поддержал генеральный директор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов и Закамья Юрий Петрушин, также в ходе всего заседания призывавший «не мудрить, а действовать по закону».

«Что мы так сразу ставим вопрос, как будто к нам придут уголовники, а не предприниматели?!» – возмутился Петрушин.

«Мы от реальности отталкиваемся», – пояснил сопредседатель «ОПОРЫ России», руководитель центра поддержки предпринимательства РТ, один из «старожилов» экспертного совета по грантам малому бизнесу Артем Наумов. В итоге эксперты пришли к выводу, что подать документы может и доверенное лицо, в том числе отправить их по почте, а вот на защиту проекта нужно приезжать или первому лицу, или нотариально заверенному. «Мы пытаемся обезопасить порядок от злоупотреблений, так как мошенники уже наживу почуяли. Добросовестному заявителю несложно самому на защиту приехать», – прокомментировал вице-президент «ОПОРЫ России» Азат Газизов. В то же время он подчеркнул, что «много опыта, когда благодаря грантам предприниматели путевку в жизнь получали», а потому «не стоит дискредитировать саму идею финансовой господдержки».

6.jpg

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ КАК БЫ ЕСТЬ, НО ЕЕ ПРИ ЭТОМ КАК БЫ НЕТ

Жаркие дебаты разгорелись вокруг определения ответственности грантополучателя за целевое использование бюджетных средств. С одной стороны, как рассказал Наумов, имели место случаи, когда человек заявлялся на 3 млн. на покупку оборудования, а затем стоимость резко «скашивалась»: «Потом вдруг оказывалось, что в наличии оборудование только за 1 миллион, а деньги уже на счете предприятия». Однако Сибгатуллин напомнил, что большая часть программ, кроме «Инноваций» и «Лизинг-гранта», в части начинающих предпринимателей представляет собой субсидирование уже понесенных затрат – на уже приобретенное оборудование, подключенные коммуникации, взятые кредиты и так далее. Одновременно возникла дискуссия, стоит ли стимулировать предпринимателей, купивших бывшее в употреблении оборудование. В итоге комиссия одобрила стремление к переоснащению новым и формулировку «оборудование, произведенное не позднее 1 января 2013 года», тем более что МЭР понятие «бывшее в употреблении» вообще не приемлет.

Много споров вызвала правка о возможности подачи заявки в электронном виде через портал госуслуг. Любопытная такая возможность – она формально сегодня существует, так как к этому обязывает законодательство, но и… отсутствует одновременно, поскольку не проработан вопрос с ЭЦП (электронной цифровой подписью): нет технической возможности. В прошлом году подобные «странности» расхождения теории с практикой стали поводом для появления нескольких заявок, поданных исключительно в электронном виде, без приложения документов и, соответственно, снятых с рассмотрения на фоне очередных обвинений в адрес раздатчиков грантов. Ну не догадались некоторые люди в районах, что электронная заявка в данном случае – это всего лишь возможность «застолбить очередь», несостоятельная без offline подтверждения бумагой! В итоге подача документов в бумажном виде осталась обязательным требованием до решения вопроса с техническими возможностями минэкономики и ЭЦП (в частности, было высказано предложение, чтобы заявители использовали ЭЦП центра предпринимательства).

7.jpg
Артем Наумов

«ВАРИАНТ «НУ НЕ ШМОГЛА Я, НЕ ШМОГЛА» НЕ ПРОХОДИТ»

Примечательно, что в ходе корректировки существующего порядка предоставления субсидий в минэкономики постарались прислушаться не только к авторитетному мнению бизнес-объединений вроде Торгово-промышленной палаты, «ОПОРЫ России» и «Деловой России», но и к позиции, высказанной читателями газеты «БИЗНЕС Online» в комментариях к материалам на данную тему. Ряд их предложений попал в общий перечень правок и был вчера рассмотрен экспертами. Причем, как заметила корреспондент газеты «БИЗНЕС Online», эти предложения оказались из серии «не в бровь, а в глаз», а потому вызвали широкий экспертный резонанс.

Чего стоит, например, только одно из читательских предложений: расширить порог рисков для грантополучателя, убрать практику обязательного невозврата денег в результате невыполнения показателей. «Даже открытие продуктового магазина – это риск. В итоге на гранты заявляются матерые компании или профессиональные «рисователи» нужных показателей. А инновации – рискованный бизнес, никогда не знаешь, что будет завтра», – аргументировали наши комментаторы. Однако данное предложение энтузиазма у экспертов не вызвало.

«Государство не должно разделять коммерческий риск с бизнесом», – напомнила Усманова.

«Если речь идет не о разработке, а о внедрении инноваций, ни о каком риске речь идти не может!» – заявил Закиров.

«Что, у нас разве проблема с заявителями? Если у кого-то возражения, нужно предусмотреть возможность апелляции, увеличивать порог риска не надо. Если был форс-мажор, он должен быть подтверждаемым и объективным. Вариант «ну не шмогла я, не шмогла» с госденьгами не проходит», – подчеркнул Газизов.

«Мы (АИР и минэкокономикиавт.) в прошлом году выдали порядка 800 субсидий, из них 50 грантополучателей уже сегодня заявляют, что имеют отклонения по показателям на 25 процентов. Мы будем скоро собирать совещание с ними. Мы вынуждены обращаться в суд, изымать средства, хотя должны помогать… Дурацкое положение!» – в сердцах посетовал от лица министерства Сибгатуллин.

В итоге порог выполнения показателей решили не менять, но оставить «дверцу» в виде апелляции, которая, по словам Газизова, должна быть сложной, но возможной.

«ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК ЭКСПЕРТОВ В РАЙОНЕ ВСТРЕТЯТ?! ДА ИХ ОТТУДА НЕ ВЫПУСТЯТ, ПОКА ТЕ ВСЕ ГРАНТЫ НЕ РАЗДАДУТ!»

Был высказан ряд рациональных предложений, которые члены экспертного совета не одобрили в связи с расхождением «теории» с «практикой».

Например, разумная правка от АПМСБ РТ – заранее публиковать расписание защиты проектов, чтобы предприниматель из района РТ мог заблаговременно спланировать поездку, была уточнена вице-президентом ассоциации Закировым до предложения самим экспертам организованно выезжать в районы для ознакомления с проектантами. «Заодно узнаем, как там реально малый бизнес работает, насколько поддерживается администрацией», – аргументировал Закиров. Однако коллеги напомнили, что подобные вопросы будут решаться «на местах» за счет районных отделений центра поддержки предпринимательства РТ, учрежденного в начале этого года. Кроме того, ряд экспертов засомневались в эффективности подобных вылазок. «Представляете, как их (экспертовавт.) там встретят! Да их оттуда не выпустят, пока те все гранты не раздадут! Хорошая идея, но объективности не будет никакой», – резюмировал Газизов.

Отметим, что в попытке защитить программу от посягательств мошенников эксперты чуть было не «защитились» окончательно от поддержки начинающего бизнеса, тем более большинство программ 2013-го предусматривают компенсацию уже понесенных расходов. Ряд экспертов высказались, что такой подход дискредитирует саму идею поддержки и стимулирования нового бизнеса. В итоге пока для начинающих предпринимателей, заявляющихся на «Лизинг-грант», оставлена возможность четырехстороннего договора с лизинговой компанией (условия прошлого года). Кроме того, как отметил один из экспертов Ренат Дусаев, лизинговые компании с авантюристами не работают.

8.jpg

«НАКОНЕЦ-ТО ГОСУДАРСТВО ВЕДЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»

С проектом нового порядка выдачи субсидий в редакции правок, утвержденных на этом заседании, можно будет в ближайшее время ознакомиться на сайте министерства экономики РТ. Об этом корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» сообщил Сибгатуллин по завершении заседания экспертного совета. Тем временем новая редакция документа поступит в минюст РТ, чтобы не затягивать и без того небыстрый процесс принятия постановления: «По итогам сегодняшнего совещания мы обсудили основные вопросы. Сейчас требуется их обдумывание в спокойной, тихой обстановке (деньги, как известно, тишину любят), чтобы все правки внести. Дополнительные предложения, естественно, будут приниматься и после, однако я хотел бы, чтобы мы уже 30 апреля направили этот проект на согласование в минфин и минюст. У них есть свои процедуры, в пределах которых еще можно изменить. Затем проект направится на согласование в кабмин, и после присвоения постановлению номера уже будет поздно что-либо вносить – хотя, в принципе, это возможно. Последняя редакция проекта с правками экспертного совета будет вывешена на сайте минэкономики».

Вместе с тем, несмотря на разногласия членов совета по ключевым поправкам, Закиров рассказал корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что чуть ли не впервые доволен диалогом власти и бизнеса: «Наконец-то государство ведет непосредственный диалог с предпринимателями, внимательно их слушает и принимает их замечания. Никакого такого отношения к предпринимателям как уголовникам нет, есть лишь отдельные проявления со стороны псевдопредпринимателей, наивно полагающих, что можно забрать государственные деньги просто так. Поправки приняты достаточно лояльные и направлены на добросовестный бизнес».

Однако Усманова, аргументируя нормативной базой, все же придерживается предложения о возвратном предоставлении финансовой господдержки: «Предоставляя отдельным хозяйствующим субъектам преференции в виде субсидий, орган местного самоуправления тем самым предоставляет им преимущество, что не может не влиять на конкуренцию. При этом производится искусственное стимулирование неэффективных предприятий или производств, которые так или иначе пользуются субсидией. Считаю целесообразным заменить процедуру безвозвратного предоставления субсидий на предоставление возвратных займов субъектам МСП на принципах выдачи банковских займов. При этом сроки подлежат регулированию, а ставка может быть беспроцентной».