15.jpg
На совете были озвучены результаты проверки, проведенные казначейством, Счетной палатой и Росфиннадзором

ГДЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НАРУШЕНИЙ

На официальном сайте республики в конце минувшей недели появился протокол последнего заседания совета при президенте РТ по противодействию коррупции. Это совещание, посвященное теме «Об эффективности принимаемых в РТ профилактических мер в целях пресечения нарушений законодательства при использовании бюджетных средств и распоряжение имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности», прошло еще 12 апреля в закрытом режиме.

Тогда пресс-служба президента РТ ограничилась публикацией небольшого пресс-релиза и видео с выступлением Рустама Минниханова. И вот теперь из протокола выясняются сенсационные подробности.

Оказалось, что по итогам совещания антикоррупционный совет рекомендовал кабинету министров РТ привлечь к дисциплинарной ответственности вице-премьера – руководителя минсельхоза РТ Марата Ахметова, министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина и министра труда Айрата Шафигуллина (!). Даже старожилы госаппарата не помнят, чтобы «желтые карточки» получили сразу три министра.

Проштрафившимся министрам также предлагается «принять меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц министерств, их территориальных органов и подведомственных организаций, виновных в допущенных недостатках».

В чем же провинились министры? В минсельхозе РТ не стали комментировать данные рекомендации совета, переадресовав корреспондента «БИЗНЕС Online» в кабмин.

Пресс-служба минкульта РТ предоставила следующий комментарий:

«В 2012 году в министерстве культуры Счетной палатой РТ были произведены проверки по четырем направлениям, также в 2012 году департаментом казначейства министерства финансов РТ произведены проверки целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств в 8 подведомственных учреждениях министерства культуры РТ.

В ходе данных проверок выявлены отдельные случаи нарушения законодательства РФ и РТ. Следует отметить, что 33% замечаний Счетной палаты и 90% нарушений, выявленных КРУ министерства финансов РТ, связаны с нарушениями ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях.

Результаты данных проверок рассмотрены с участием представителя прокуратуры РТ. Проведено совещание по анализу материалов ревизий с руководителями структурных подразделений и подведомственных учреждений министерства культуры РТ. По итогам совещания указано всем руководителям строго соблюдать Бюджетный и Гражданский кодекс РФ, принцип эффективности и экономности использования средств бюджета РТ, не допускать потерь бюджета. В целях устранения выявленных нарушений министерством культуры РТ изданы 17 приказов, по которым руководители 12 подведомственных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности».

11.jpg
Рустам Минниханов покритиковал чиновников за то, что только в каждом третьем случае «неэффективного освоения» предпринимаются меры по возвращению средств в бюджет

В свою очередь, пресс-служба минтруда прислала газете «БИЗНЕС Online» следующий комментарий:

В 2012 году подведомственные учреждения министерства проверялись Счетной палатой РТ, Росфиннадзором РТ, департаментом казначейства министерства финансов РТ, министерством внутренних дел РТ и прокуратурой РТ.

Нецелевое использование бюджетных средств от общей суммы нарушений по проверкам составило 1,7 млн. рублей, что составляет 0,004 % от общего объема бюджетных ассигнований министерства, предусмотренных законом «О бюджете РТ на 2011 - 2012 годы».

Неэффективное использование бюджетных средств легло в основу рекомендаций руководства республики по привлечению к дисциплинарной ответственности министра.

Какие меры планируется принять? Это системный подход по созданию среды, свободной от коррупции. В основе – информатизация и автоматизация процессов, переход на оказание услуг в электронном виде.

В отрасли внедрены 13 программных продуктов, которые охватывают все направления деятельности, в том числе выплату мер социальной поддержки, оказание услуг по содействию занятости, а также мониторинг и контроль за деятельностью по оказанию услуг населению. И это только начало. Автоматизация процессов в совокупности с проводимыми контрольно-надзорными мероприятиями дадут положительные результаты.

Некоторые пояснения газете «БИЗНЕС Online» удалось получить у Марса Бадрутдинова – начальника управления президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.

«На совете были озвучены нарушения по нецелевому использованию бюджетных средств, часть – по неэффективному и так далее. Достаточно много вопросов было по качеству проведения работ на бюджетные деньги. На заседании отчитались три министра – министр культуры Айрат Сибагатуллин, министр сельского хозяйства Марат Ахметов и министр труда, занятости и социальной защиты населения Айрат Шафигуллин. Это те министерства, где было больше всего выявленных нарушений, - пояснил Бадрутдинов. - Возбуждено много уголовных дел по программам минсельхоза и минсоцтруда: в отношении них сотрудниками правоохранительных органов было выявлено много злоупотреблений. Много уголовных дел по линии минсоцтруда: когда федеральные деньги выделялись на поддержку безработицы, группы лиц готовили фиктивные документы о безработице. Соответственно, сотрудники этого ведомства, которые должны были контролировать работу, закрывали глаза на некоторые вещи и совместно совершали такие правонарушения».

ЕСТЬ ЛИ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ?

В то же время начальник управления президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики попытался несколько смягчить критику в адрес провинившихся министров. «Да, представители этих министерств отчитались о существующих нарушениях и о том, какие шаги предпринимаются. Могу отметить серьезный подход со стороны минсельхоза: министр создал у себя целое подразделение, которое проверяет освоение каждой копейки буквально в режиме online. Министр труда Шафигуллин и до заседания совета уже начал обращать внимание на эту работу, - пояснил Марс Сарымович и добавил в список нарушителей мэрии еще двух татарстанских городов. - Больше всего нарушений по муниципальным образованиям было выявлено по Зеленодольску и Набережным Челнам. Выступил Александр Тыгин, который как новый руководитель рассказал о тех нарушениях, которые были не при нем. Он рассказал свое видение, как можно работать с бюджетными деньгами, получилось достаточно серьезное выступление».

13.jpg

Что интересно, в протоколе заседания было прописано персональное указание «по проверке наличия конфликта интересов» у замглавы миндортранса РТ Юрия Кузьмина. Последний, как известно, – опытный чиновник, которые многие годы курировал вопросы дорожного строительства в минстрое, возглавлял Главтатдортранс. Под название «конфликт интересов» может входить широкий спектр нарушений. Некоторые пояснения по этому вопросу дал Бадрутдинов: «Что касается эпизода с инициированием проверки в отношении заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Кузьмина, то речь идет о конфликте интересов. Есть фирма, которая работает непосредственно в подряде с минтрансом при проектировании дорог и других работах, в которой учредителем является его сын. Чтобы не было конфликта интересов, кабмину поручено провести служебную проверку».

Также отдельное поручение дано главе минстроя РТ Иреку Файзуллину о проведении проверки в ведомстве Вадима Маркелова. Согласно сухому определению протокола предметом проверки в управлении государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре является соблюдение «требований законодательства о противодействии коррупции начальником управления Маркеловым». Как и по Кузьмину, в случае установления достоверных фактов предлагается «решить вопрос о применении в отношении него мер юридической ответственности». В минстрое до окончания проверки отказались комментировать этот случай. Уточнение также дал Бадрутдинов. По его словам, речь идет о продолжающейся проверке по громкому «делу о таунхаусах», о котором писала газета «БИЗНЕС Online».

�з протокола заседания Совета при президенте РТ по про
Из протокола заседания Совета при президенте РТ по противодействию коррупции

Напомним, что нелицеприятные факты всплыли во время прошлогоднего заседания антикоррупционного совета. В эфире ТНВ глава минюста РТ Мидхат Курманов рассказал, что Маркелов – руководитель Госэкспертизы, является одновременно и соучредителем ООО «Институт независимой экспертизы». Часть помещений, в которых размещается Госэкспертиза, принадлежат самому Маркелову как физлицу. И как физлицо он сдает помещения ведомству, которое сам же и возглавляет. В этом же помещении находится и Институт независимой экспертизы – коммерческая структура. Это ООО возглавляет его сын – Максим Маркелов. Об этих фактах было объявлено на совете в октябре 2012 года. «Кроме этого, открыт ряд коммерческих фирм, где учредителями являются ближайшие родственники Маркелова. На взгляд совета, в этом также есть коррупционная составляющая. Минстрой РТ должен изучить этот вопрос и принять решение», – добавил Бадрутдинов.

1100 РЕВИЗОРОВ

Что же касается в целом темы апрельского антикоррупционного совета, то он был посвящен больше вопросу финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств.

Перед началом заседания присутствующим был показан фильм. В нем рассказывалось, что в республике контроль за бюджетными расходами осуществляют несколько ведомств: созданный в 1999 году департамент казначейства при минфине РТ, образованная в 2004 году Счетная палата РТ и территориальный орган Росфиннадзора (в просторечии – финразведка). «Всего в данных ведомствах работают 1100 сотрудников. Много это или мало? – спрашивает голос за кадром. И далее идет выкладка расходования бюджета по годам: если в 2004 году бюджетные расходы в РТ составляли 79,3 млрд. рублей, то в 2012 году – 214 млрд. рублей.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» близкий к Кремлю источник, по сути, в основу докладов легли проверки, проведенные данными тремя организациями – казначейством, Счетной палатой и Росфиннадзором. Разбор полетов шел не по конкретным случаям коррупции (они были позже озвучены, об этом чуть ниже), а финансовой дисциплине и правильности ведения бухучета в госорганах.

Минниханов начал доклад со слов о поездках чиновников в Сингапур, Малайзию и Европу, где «они все наглядно видели, как там все продумано». Далее он перешел к теме «уровня бесхозяйственности». В качестве примера были приведены сомнительные случаи распределения грантов по линии поддержки предпринимательства. Подробно был озвучен эпизод с чистопольским промпарком, который так и не был запущен. Указал Минниханов главам и на так называемые скрытые резервы: «Сумма задолженности перед местными бюджетами по платежам аренды земли и имущества к началу года превысила 600 миллионов рублей».

Минниханов также покритиковал чиновников и за то, что только в каждом третьем случае «неэффективного освоения» предпринимаются меры по возвращению средств в бюджет. Он также назвал мизерными 1,7 млн. рублей штрафов, которые были выписаны в результате 2283 проверок, а к административной ответственности за финансовые нарушения были привлечены 86 должностных и 13 юридических лиц. Несколько скрашивает статистику информация о возбуждении 8 уголовных дел.

Всего же в 2011 - 2012 годах в республике при госзакупках выявлены нарушения почти на 1 млрд. рублей. Еще более внушительная сумма нарушений была обнаружена при так называемом «распоряжении государственным (муниципальным) имуществом на сумму около 4 млрд. рублей. Плюс к этому нецелевое использование 100 млн. рублей бюджетных средств.

«СИНГАПУР – ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТРАНА, НО ЧТО БЫЛО ПРИВНЕСЕНО ОТТУДА И ИЗВЛЕЧЕНО, НЕЯСНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали рекомендации по последнему заседанию антикоррупционного совета.

Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории академии наук РТ:

- На моей памяти такого публичного привлечения к ответственности глав министерств не было. Я положительно оцениваю любую борьбу с коррупцией, тем более в верхних эшелонах, потому что понятно, что многие вещи внизу делаются с ведома наверху. Если президент не будет это пресекать в ближайшем окружении, то вся его работа будет неэффективной. Считаю эти шаги хорошим знаком. Это сигнал Рустама Минниханова для всех чиновников.

Самая продвинутая страна в оценке эффективности госорганов – Германия. Насколько нужны какие-то функции, не дублируются ли они, насколько исполняются, довольно ли население… Весь этот механизм может стать и антикоррупционным. Если документы можно подать электронным способом, а не стоять в очереди в коридоре, то уже выпадает одно коррупционное звено. Есть составляющие проверки эффективности использования бюджетных средств. Это несложно сделать, и это вопрос бюджетной дисциплины.

Нарушения по непостановке на учет, проведение бюджетных средств не по той статье – это не столько вопрос опасности для бюджета. Нецелевое использование довольно сложно проводить, и вряд ли здесь могут быть большие суммы. Бюджет и так небольшой, он контролируется, но нарушения могут быть по каким-то своим делам. Например, командировки в зарубежные страны, которые не дают какого-то эффекта, а являются лишь неким прикрытым туризмом. Боюсь, что некоторые увлеклись, когда сказали, что Сингапур – это замечательная страна, но что было привнесено оттуда и извлечено, неясно. Те, кто съездили, продолжают работать в том же духе.

Меры, рекомендованные по итогам заседания совета, в любом случае эффективны. Например, что касается дорог, то есть очень много претензий, и вопрос строительства дорог – это такая статья, которая трудно просчитывается.

Артур Даутов – советник ректора ТИСБИ по экономике:

- Традиционно такие слушания были по итогам проверки Счетной палаты с указанием конкретных нарушений. По решениям Счетной палаты регулярно к ответственности привлекаются министры. На уровне президента таких привлечений я не помню.

Бюджетная отчетность достаточно строгая, и есть конкретные коды, исходя из которых перекидка из одной статьи на другую практически невозможна, требует сложных согласований. Соответственно, если из бюджета дали деньги на покупку мебели, то на зарплату их никак нельзя потратить. За этими действиями есть отдельный контроль. Так как деньги не собственные, предпринимателя или бизнесмена, то обязательно нужен внешний контроль. У нас в республике достаточно продвинутая система целевого планирования, когда в целевые программы заложены индикаторы, на их реализацию даются денежные средства. Даже на уровне исполнения какого-то учреждения, если средства будут потрачены неэффективно, то это может глобально повлиять на развитие республики.

Что касается возврата денег в бюджет лишь в каждом третьем случае, то дело может быть не в том, что не хотят возвращать, а в том, что это связано, например, с обналичиванием денег. Какой-то организации, например, может уже просто не существовать, поэтому получить обратно средства просто невозможно. Либо речь может идти о мошеннических схемах. В госзаказе это также встречается. В Татарстане был такой случай, когда одна компания везде заявилась, получила все авансы, а потом просто исчезла, и фирма была оформлена на бомжа.

СОТРЯСАНИЕ ВОЗДУХА?

Сергей Еретнов – депутат горсовета Набережных Челнов:

- Хорошо, что о таких случаях хотя бы начали говорить, но в целом все это выглядит смешно. Особой эффективности рекомендуемые меры не дадут. На мой взгляд, все зависит от политического желания. Я был на одном из заседаний антикоррупционной комиссии, и все, что там говорится, – это, по большому счету, сотрясание воздуха. Если президент захочет, он наведет порядок в течение года в республике. Другой вопрос, что это системно, и даже при его сильном желании, возможно, что от него не все зависит. Поэтому особо больших выводов не будет. Если не будет реальных снятий и посадок, то ничего не изменится. При этом снятия многое не изменят. Например, полгода публично при всем истеблишменте объявили, что энергетики имели на разнице цены на газ миллиард в год. Ну и что дальше? Выводов нет, деньги никто не вернул, для населения ничего не пересчитали. Что-то, конечно, нужно делать, потому что ситуация издевательская. Все говорят о коррупции, начиная с президента страны, но все это смешно. Все эти варианты, посылы, умные лица – это ничего не дает.

Пока нет нормального гражданского общества или жесткого контроля первого лица, как в Сингапуре, ничего не изменится. А наши чиновники очень любят приводить в пример Сингапур, но они забывают, что глава начинал с себя.

Алексей Коннов – генеральный директор ООО «ЦАИР-маркетинг»:

- Я не слышал, чтобы за последние годы к ответственности привлекали министров. В данном случае это может быть, что называется, первой «желтой карточкой». По большому счету, в минсельхозе много что используется не так, как хотелось бы. Что касается минтруда и минкультуры, то это в очередной раз выстрел непонятно в кого, потому что это должны быть одни из наименее коррумпированных министерств. В минтруде, например, неправильное начисление пособий по безработице – это не коррупционная составляющая, а непрофессионализм работников. Вероятно, это системная ошибка некомпетентных сотрудников, причем не самого министерства, а подведомственных органов вроде центров занятости и так далее. Понятно, что люди, которые работают там на госслужбе за три копейки, мало что понимают. Наиболее правдоподобно в этом случае выглядит привлечение к ответственности минсельхоза, потому что ежегодно выделяются большие деньги, дотации на сельское хозяйство.

Существующие индикаторы оценки эффективности госорганов, как бы ни вносились, невозможно будет до конца провести с их помощью оценку. Как можно, например, оценить эффективность использования бюджетных средств в соцобеспечении или труде? Нужно тогда систему менять, а не делать отчетность. На мой взгляд, нужно смотреть на целевое расходование, а не на аморфные индикаторы. Например, если есть производственная необходимость, надо тратить. А так – в очередной раз этими же министерствами будут внесены какие-то новые индикаторы. Они будут придуманы так, чтобы их можно было подогнать под эффективность использования бюджетных средств. Тем более сложно это сделать до конца первого полугодия – разработать, внедрить и попытаться проверить.

Давно муссируется тема о том, что должно быть некое экспертное сообщество, которое не связано ни с кем и будет давать экспертные оценки, должны ли проводиться определенные работы или нет. Если рекомендованы проверки, значит, и дальше будут проверки. Как говорил Георгий Саттаров еще 15 лет назад, значит, будут еще лучше прятать.

Справка

Уголовные дела по итогам проверки расходования бюджетных средств

В 2012 году органами внутренних дел выявлена устойчивая система взяточничества в ГКУ «Центр занятости населения» Казани при решении вопроса о постановке лиц на учет по безработице. Через посредника передавались взятки и фиктивные пакеты документов на получение максимальной суммы бюджетной субсидии. В коррупции уличены работники Авиастроительного, Вахитовского, Ново-Савиновского, Приволжского и Советского районов Казани. В ходе следствия около 800 тыс. рублей было возмещено в бюджет.

Осуждена заместитель начальника управления социальной защиты в Арском муниципальном районе Р.У. Гусманова, которая в период 2009 - 2010 годов по фиктивным документам оформляла выплаты населению в качестве социальной помощи. В последующим незаконно полученные средства она забирала и использовала в личных целях.

К 3 годам лишения свободы условно осуждена главный специалист филиала №1 регионального отделения фонда социального страхования РФ по РТ А.Т. Гизатуллина, которая в 2010 году составила фиктивные документы о работе по совместительству в фирмах и, предоставив листки временной нетрудоспособности по беременности и родам, получила пособие в размере 579 тыс. рублей.

На 4 года лишения свободы осуждена директор филиала №10 регионального отделения фонда социального страхования РФ по РТ Ф.Ф. Валиуллина, которая вносила ложные сведения в платежные поручения, согласно которым на счет подконтрольных фирм было перечислено свыше 16,5 млн. рублей.

Кроме того, органами внутренних дел выявлена преступная группа лиц, которые передавали взятки в размере от 500 до 1 тыс. рублей работникам здравоохранения за выдачу фиктивных справок об осмотрах родившегося ребенка и роженицы в послеродовом состоянии. В последующем по данным справкам через органы загса и пенсионного фонда РТ оформлялись подложные сертификаты «Материнский капитал». Также фигуранты создали схему по обналичиванию бюджетных средств через сеть аффилированных организаций. Предварительная сумма ущерба бюджету составила свыше 10 млн. рублей.