IMG_9718.jpg

В 1993 ГОДУ ПАНАРИНА МОГЛИ КАЗНИТЬ

Приговор Вячеславу Панарину, обвиняемому в убийстве депутата Верховного совета РТ Саида Гафиятуллина, совершенном в 1993 году, выносился согласно законам, которые действовали на момент совершения преступления. Решение Верховного суда Татарстана по громкому уголовному делу было озвучено вчера. В начале 1990-х подсудимого вполне могли приговорить к смертной казни, но гуманизация уголовного законодательства, произошедшая за это время, привела к более «мягкому» приговору.

«Согласно УК РСФСР, максимальное наказание за данное преступление – 15 лет тюрьмы или смертная казнь. Но смертная казнь сейчас не применяется, поэтому судья может назначить наказание в виде лишения свободы сроком не более 15 лет, - рассказал до начала оглашения начальник отдела государственных обвинителей прокуратуры РТ Рифкат Алиуллов. - Если бы Панарина судили по уголовному кодексу Российской Федерации, скорее всего, он получил бы наказание в виде пожизненного заключения».

Судья, зачитывая приговор, напомнил суть предъявленных Панарину обвинений. Как установило следствие, утром 13 мая 1993 года киллер и его подельник Владимир Дерягин, вооруженные автоматом Калашникова и пистолетом Макарова, прибыли в район 208 км автотрассы Казань - Набережные Челны. Панарин в форме милиционера остановил автомобиль Volvo, в котором находился Гафиятуллин. Когда водитель депутата вышел из салона и направился к Панарину, Дерягин подошел к иномарке и произвел из пистолета несколько выстрелов в Гафиятуллина. После этого он выстрелил водителю в живот. Мужчина потерял сознание, и нападавшие, полагая, что он мертв, скинули его в кювет. Затем Панарин еще несколько раз выстрелил в раненого парламентария.

IMG_9697.jpg

Чтение приговора заняло у судьи Андрея Кормильцева около часа. Лицо подсудимого на протяжении всего оглашения не выражало никаких эмоций. Панарин молча смотрел перед собой и только сухо ответил «да», когда судья, озвучив приговор, спросил, все ли понятно.

В итоге Панарина осудили на 15 лет колонии общего режима – справедливость восторжествовала через 20 лет после убийства депутата Гафиятуллина, хотя адвокат подсудимого во время прений попросила своего подзащитного полностью оправдать. Дело в том, что согласно версии самого Панарина, он принимал участие в нападении, но якобы убийство стало для него полной неожиданностью.

ИЗ САПОЖНИКОВ В УГОЛОВНИКИ

Напомним, что эта криминальная история берет свое начало в далеком 1992 году. В то время житель Елабуги Анатолий Любимов организовал в городе преступную группировку, в которую вошли Андрей Смирнов и Дерягин. 29 апреля 1993 года на Любимова было совершено покушение. Лидер ОПГ посчитал, что убийство заказал депутат Гафиятуллин, и решил отомстить. Судом установлено, что Любимов поручил убийство Дерягину, а тот, в свою очередь, обратился к Панарину, пообещав ему за помощь автомобиль ВАЗ-2106.

Нашумевшее убийство депутата и сотрудников милиции, которые погибли при задержании преступников, стало весьма значимой вехой для республики, ведь именно после этих майских событий 1993 года первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев принял указ «О чрезвычайных мерах по борьбе с организованной преступностью». Этот документ позволил милиции задерживать участников группировок на 30 суток «для проверки». Благодаря этим нововведениям вскоре команде Асгата Сафарова удалось разгромить такие крупные группировки, как «Хади Такташ», «Жилка», «Кинопленка», «Низы», «Квартала» и другие.

Тем временем Панарина и Дерягина задерживал наряд милиции Менделевского района. Два сотрудника погибли в перестрелке, еще двое были ранены. Дерягин во время задержания был застрелен, а Панарину удалось скрыться от следствия. Спустя почти 20 лет, 19 июня 2012 года, его задержали. Установлено, что до 1998 года он по поддельным документам жил в Москве, а потом переехал в Альметьевск, где открыл сапожную мастерскую.

Только вчера в одном из самых громких убийств в Татарстане, произошедших в 1990-е, удалось поставить точку. Но, по всей видимости, теперь защита Панарина попробует решение Верховного суда Татарстана обжаловать – на это у них есть 10 дней, по истечению которых приговор вступит в законную силу.