17984.jpg
По словам Клары Тазетдиновой, на рынке труда сложился замкнутый круг: работодатели недовольны, что в центры занятости зачастую приходят те, кто не хочет работать

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ОТ КАДРОВИКОВ

Сегодня в Елабуге в «Алабуга Сити Хотел» минтруда Татарстана проводит экспертную сессию по разработке программы содействия занятости населения РТ. Участники рынка труда – работодатели, руководители центров занятости и представители кадровых агентств, а также выпускники школ и профессиональных учебных заведений (всего около 65 человек) – устроят мозговой штурм: как изменить работу центров занятости и устранить дисбаланс, когда на 24,5 тыс. зарегистрированных в Татарстане безработных приходится около 36 тыс. вакантных мест.

«Роль служб занятости в разные периоды менялась: когда был кадровый дефицит, стояли одни задачи, когда был кризисный период – другие. Мы работали над недопущением социального взрыва, поддержкой предприятий. Сейчас перед нами стоят задачи сокращения кадрового дисбаланса и профориентация, – рассказала газете «БИЗНЕС Online» замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. – Мы понимаем, что служба занятости должна трансформироваться и меняться, поэтому приглашаем разные экспертные группы, которые смогут дать внешнюю оценку службе».

По словам Тазетдиновой, минтруда РТ впервые проводит мероприятие с привлечением внешних участников, до этого «генерировали собственные идеи». Среди работодателей на сессию пришли представители КАМАЗа, Sollers, «Челны-Хлеба», Генерирующей компании, «Камэнергопромстроя».

3.jpg
Количество безработных превышает количество вакансий по профессиям

ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ В ПОИСКАХ НОВЫХ «КЛИЕНТОВ»

Некоторыми из идей Тазетдинова поделилась с газетой «БИЗНЕС Online».

«Возможно, мы (центры занятости прим. авт.) будем более интересны нашим партнерам, если сможем осваивать рынок не тех, кто пришел в службу, а в более широком поле. Возможно, требуются превентивные меры, возможно, мы должны поменять спектр своих услуг, – рассказала она. – По сегодняшнему законодательству мы можем предложить программу только официально зарегистрированным безработным. А если человек не хочет получать этот официальный статус, но готов пройти переподготовку, получить новую специальность? В городах происходит модернизация производства, и в ближайшей перспективе инвестор в той же Елабуге откроет достаточно большое количество рабочих мест (имеется в виду проект Sollers - ред.), но человек сегодня работает на другом предприятии. Но есть перспектива, что он через год-два сможет попасть сюда – почему бы нам его не переподготовить заранее и повысить его конкурентоспособность?»

«Мы понимаем, что трудовой ресурс все равно ограничен. Требуется точечная работа, наверное, нужно использовать потенциал старших лиц, почему нет? – продолжает замминистра. – Сегодня опять-таки официальный статус безработного мы можем давать только людям допенсионного возраста. Мы могли бы их тоже переобучить не только компьютерной грамотности, но и могли бы дополнительные дать какие-то трудовые навыки. Возможно, они бы могли занять те малооплачиваемые вакансии, но в связи с тем что у них есть еще одна сумма дохода, то их уровень жизни повысится, может, использовать формы частичной занятости. Мы пришли к пониманию, что нужно слушать внешнюю среду. Сегодня на сессии хотелось бы такой генерации идей».

ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ: НА КАЖДОЙ ТРЕТЬЕЙ ВАКАНСИИ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НИЖЕ 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

По словам Тазетдиновой, на рынке труда сложился замкнутый круг: работодатели недовольны, что в центры занятости зачастую приходят те, кто не хочет работать. Но в то же время сами дают вакансии, которые не могут набрать (сегодня в центрах занятости примерно на каждой третьей вакансии заработная плата ниже 10 тыс. рублейприм. ред.). И банк вакансий центров занятости квалифицированным специалистам становится неинтересен.

«Хочется эту ситуацию переломить: работать не только с безработными, но и расширить своих потенциальных клиентов как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей», – отмечает она.

4.jpg
Количество вакансий превышает количество состоящих на учете в центрах занятости РТ безработных

Ожидается, что на сессии в Елабуге идеи будут проанализированы и обобщены в два блока. В первый соберут предложения, которые уже сейчас можно реализовать в Татарстане, во второй – предложения для изменений на федеральном уровне, например, внесения поправок в законодательство.

ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЦЕНТРАМИ ПО ПЕРЕОБУЧЕНИЮ

Участники рынка труда оценили роль центров занятости и высказали газете «БИЗНЕС Online» свои предложения.

Ольга Секлетова – директор ООО «Центр-Эксперт»:

- Маловероятно, что центр занятости сможет играть «на поле» кадровых агентств. Хорошие специалисты не попадают в такие ситуации, что они не востребованы, они не будут вставать на биржу. А если такая ситуация складывается, люди из принципиальных соображений не пойдут вставать на учет. Потому что это значит, что человек не востребован на рынке, что он самостоятельно не может найти работу, не может найти работу через рекрутинговые агентства. У центра занятости другой пласт населения. Там не наши люди, не наши заказчики, не наши кандидаты.

Юлия Касимова - директор кадрового агентства Казани "Бизнес-Партнер":

- На мой взгляд, центрам занятости необходимо развивать интернет-ресурсы, а не продолжать работать по старинке, поскольку в этом случае они теряют работодателей, которые не имеют возможности рассматривать анкеты соискателей. Также центры занятости должны наиболее эффективно способствовать тому, чтобы граждане находили необходимую для них работу. Для этого они могли бы высылать существующие вакансии в интернет, размещать там же анкеты соискателей, давать консультации людям, ищущим работу.

Однако центры занятости имеют и плюсы. Прежде всего это бесплатная ниша и для работодателей, и для соискателей.

Дмитрий Калачев - совладелец сети магазинов товаров для дома «Впрок»:

- В наших современных условиях не найти работу очень трудно. На учете в центре занятости, как правило, стоят люди, которые не хотят ее искать. К нам из центра занятости приходили для того, чтобы мы им поставили отметку, что они не подошли. Это не проблема центра занятости, это проблема незанятых людей, которые не очень-то хотят работать. Вообще, считается, в экономике должен быть какой-то процент незанятых для того, чтобы можно было развиваться. По сути, сейчас есть предложения рабочих мест, а самих работников не хватает, и мы не можем отобрать нужный персонал. Для нормального развития экономики безработица должна составлять 5 - 6 процентов, если не больше. В Челнах безработных, если не ошибаюсь, около полутора процентов.

Что касается центра занятости, я считаю, в современных условиях это должен быть центр по переобучению. Сейчас сильно меняется структура экономики, есть некий технологизм рабочих мест, проблемы большие со специалистами. У нас не техническая организация, а торговая, но тем не менее нужны электрики, плотники, сантехники. И молодых специалистов, которые бы имели квалификацию, умели сделать какой-то ремонт и поменять лампочку, нет. Я думаю, центр занятости должен мониторить, какие профессии наиболее востребованы, выявлять вот эти профессии и направлять желающих работать на обучение. Мы вот недавно набирали IT-специалистов, многие неспособны работать, они не могут выполнять те задачи, которые перед ними стоят. Их нужно обучать. Такие специалисты, как электрики, плотники, сейчас буквально нарасхват.

У нас нет опыта работы с кадровыми агентствами, которые бы могли набрать нужных специалистов. Люди работают просто на количество, условно говоря, берут плату за каждого кандидата и отправляют тех, кто формально подходит. Я не сталкивался с кадровыми агентствами, которые бы действительно проводили работу по отбору, оценке кадров. Мы сейчас справляемся своими силами.

Алина Чабдарова – менеджер по стратегии развития компании «Стратегия успеха»:

- Центр занятости должен заниматься именно занятостью населения, а не предоставлять гражданам список вакансий, среди которых, между прочим, встречаются неактуальные на сегодняшний день, а также предлагать телефоны, по некоторым из которых невозможно дозвониться. «Нетщательная» работа центров занятости является их основным минусом.

Но эти учреждения также имеют плюсы: с помощью них определенная категория людей все-таки находят подходящую для них работу.

Принесло бы свои плоды взаимодействие центров занятости с кадровыми агентствами. Центры занятости – учреждения, находящиеся под государственным контролем, в них содержатся вакансии преимущественно в госучреждениях. В кадровых агентствах можно найти вакансии в частные компании. Если бы эти структуры сотрудничали, соискателю было бы проще найти желаемую работу. Если бы подходящего места работы не было бы в кадровом агентстве, оттуда его бы направили в центр занятости, где, допустим, оно есть. И наоборот.

Справка

С января по март в центры занятости Татарстана обратились 19 тыс. человек, из которых 54,1% – женщины. По состоянию на 1 апреля на учете в центрах занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 24,5 тыс. человек. В составе безработных, по сравнению с началом года, численность женщин незначительно уменьшилась и составляет 59,7%, в пределах 22% осталась численность молодежи, в пределах 14% – численность граждан, относящихся к категории инвалидов. В составе безработных увеличилась доля безработных граждан, уволившихся по собственному желанию, с 62,6% до 64,3%. Снизилась доля безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, и составила 14,8% (на начало года – 16,5). Без изменений осталась доля граждан предпенсионного возраста (11,0%) и доля граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (46,5%).